использовал свои, без преувеличения, огромные авторитет и
влияние для пополнения состава Академии представителями
ИТФ. Причины его- пассивности остаются неизвестными; к тому
же мне никогда не приходилось слышать о том, чтобы кто-либо
в разговоре с ним затронул эту щекотливую тему, а посему могу
лишь как бы озвучить имевшийся status-quo. Хотел бы только
заметить, и это тоже не секрет, что. за редким исключением,
все, кого он знал, могли и беспрепятственно получали такие ви-
ды его почти <беспороговой> поддержки, как подписание отзы-
вов, представление (после доклада на семинаре) статей в журна-
лы, оппонирование (кроме последних 12-15 лет) и даже выдви-
жение куда-либо. Просто последнее далеко не всегда станови-
лось для него <спусковым крючком> либо сигналом к активным
действиям, а <спонтанную> инициативу в вопросах, относящих-
ся к ненаучной сфере, он, как я уже упоминал, демонстрировал
не часто. Думаю, однако, не ошибусь, если замечу, что желаемое
нами всеми его поведение в соответствующих ситуациях ни в
коей мере не было да и не могло быть его обязанностью.
... Только проведя черную линию, он принялся подробно
читать работу, что забрало, наверное, около часа, комментируя и
многое поправляя своей рукой. Моментами меня удивляли неко-
торые его вопросы об обозначениях, которые мы как-будто бы
согласовали во время предыдущей встречи. <Как же так, - ду-
мал я, - я помню, а он нет> Я не мог тогда сообразить, что с
полученной задачей я ложусь и встаю, а для него это просто
один из видов ежедневных обязанностей, к которым он, и это
следует отметить, относился с большой добросовестностью. В
том, что какие-то отдельные штрихи в памяти не сохранялись,
была и своя польза - его взгляд на прочитанное оказывался
свеж, и. мне помнится, он упростил некоторые выражения и
формулировки, добавил поясняющие фразы, то есть, другими
словами, внес свою немалую лепту в усовершенствование тек-
ста. Тем не менее, он похвалил меня за неплохое изложение и
сказал, что в таком варианте работу можно готовить к печати.
148
Был, как отмечалось, декабрь, так что летом следующего
года я защищал свой диплом по уже принятой к опубликованию
статье без соавторов, что придавало ей (и мне) <вес>, но не из-
бавило от справедливой критики члена Государственной экза-
менационной комиссии Владимира Иосифовича Сугакова. Пря-
мо на защите диплома он заметил, что ничего не стоило вклю-
чить в рассмотрение резонансное взаимодействие, ибо без него
представление о <молекулярном кристалле> и особенностях его
поглощения фактически бессодержательны. Он был совершенно
прав, хотя достаточно глубоко тогда я этого не понимал, но, хо-
рошо помню, заволновался, как бы такое замечание не отрази-
лось на оценке. Подобный исход казался мне вероятным (но
крайне нежелательным), так как я не был уверен в убедительно-
сти своего ответа, а на А-эСа ссылаться не хотел.
Уже тогда, сам того не зная или, вернее, не осознавая, я
находился под <протекцией>, или защитой именем, А. С. Давы-
дова. Множество раз впоследствии я убеждался - ив Киеве, и в
Москве, и в Харькове, всюду (включая тогда еще сравнительно
редкое общение с зарубежными коллегами), что стоит произне-
сти <магические> слова <я от Александра Сергеевича> либо <я
сотрудник Александра Сергеевича>, как закрытые двери мгно-
венно открывались, не очень приветливые или чем-то занятые,
озабоченные люди, видевшие меня впервые, становились прият-
ными и внимательными, отзывы подписывались, печати стави-
лись, нужные документы представлялись, причем все и во всех
инстанциях совершалось без проволочек. Где бы я не был, все
отзывались об А-эСе с глубочайшим почтением, часто говорили,
что знакомы, просили кланяться или передать привет. Скажу
больше - его искренне уважали и признавали выдающимся
специалистом даже там, где в силу присущих ему некоторой
бескомпромиссности и прямоты вполне открыто не любили.
Ведь любовь и уважение далеко не одно и то же...
Возможно, зная или предполагая такое отношение к себе, в
первую очередь, и к своим сотрудникам, Александр Сергеевич
полностью исключил из форм своей, если так можно сказать,
149
поддержки мелочную опеку. Он почти никогда (мне известны
лишь 2-3 таких случая) никому не звонил по поводу оппониро-
вания либо отзывов на кандидатскую или же докторскую дис-
сертации своих аспирантов и сотрудников, доверяя делать это
нам самим со ссылкой, разумеется, на него либо его просьбу.
Никогда не сопровождал нас, еще молодых и неопытных, при
докладах в различных институтах или университетах. Его при-
сутствие могло оправдываться лишь тем, если речь шла о совме-
стной работе, но тогда и докладчиком неизбежно был только он.
Но зато на защитах его обьино яркое и сильное выступление в
поддержку, временами более убедительное, чем доклад соиска-
теля или слова в отзывах оппонентов, скрашивало и нивелиро-
вало недостатки либо слабости не только этих докладов, но ино-
гда даже и самих диссертаций.
Три первые встречи я описал подробно, поскольку в отли-
чии от большинства других они стоят особняком и запечатле-
лись в памяти так, как-будто происходили совсем недавно. На
каждой из них что-то случалось такое, что находило отражение
в формировании моей жизненной траектории, определяя, образ-
но говоря, ее направление и кривизну. И Александр Сергеевич
каждый раз раскрывался, сам того не подозревая, какой-то своей
новой стороной и все больше притягивал меня своими поведе-
нием, манерами, взглядами. Я приобретал опыт общения с
крупной личностью, видел, как следует выстраивать отношения
с коллегами. В частности, уроком было то, что на первых порах
ученик нуждается не в откровенной правде учителя, а в его доб-
рожелательной поддержке. Он похвалил меня за первые учени-
ческие расчеты, что было важным и необходимым фактором в
приобретении веры в свои силы. Но была и правда, состоявшая
в том, что, честно говоря, рядовые, ничем не примечательные
результаты обойдутся и без него, А-эСа. Такое понимание при-
шло позже, и я иногда, в тех или иных похожих случаях, ловлю
себя на мысли, что непроизвольно использую его пример, веду
себя подобно ему.
150
... Завершив расчетную часть дипломного проекта и подго-
товив по ней статью, я присоединился к вновь поступившим
аспирантам, стараясь следовать их учебному плану. Согласно
давыдовским требованиям, которым мы в отделе до сих пор не-
изменно следуем, в течение первого учебного года аспиранты
должны были сдать все кандидатские экзамены. А-эС не воз-
ражал против моего желания (к тому же я был <полуштатным>
сотрудником ИТФ), и мы - а это Юра Гайдидей, Саша Сери-
ков, которые мало в чем друг другу уступали, и я - эмоцио-
нально, но исключительно дружелюбно взялись осваивать раз-
ные вопросы программы кандминимума по теоретической физи-
ке.
В это же время А-эС не только читал в КГУ спецкурс по
теории экситонов (который, между прочим, благодаря его обще-
известному мастерству лектора, посещало более сотни слушате-
лей, хотя изначально лекции предназначались для группы из
всего 12-ти студентов-теоретиков; кроме них, регулярно присут-
ствовали также преподаватели КГУ, сотрудники и аспиранты
многих институтов АН), но и писал по этим лекциям свою <Тео-
рию молекулярных экситонов>. По мере окончания ее глав он
давал их нам (еще в машинописном, насколько помниться, виде)
для чтения и изучения, предлагая немедленно ему сообщать,
если появятся замечания. У каждого из нас были <свои> пара-
графы, мы ими обменивались, но замечания каждый вносил
только в те, что получил непосредственно от А-эСа. Я его пред-
ложение воспринял серьезно и начал редактировать текст, где
надо и не надо, убирая некоторые повторы, переставляя для ло-
гичности фразы, а один раз предложил перенести целый абзац
из одного параграфа в другой. Самое удивительное, что А-эС
подобную инициативу не только не пресек, а, наоборот, привет-
ствовал, принимая практически все без всяких возражений. При
этом он повторял:
- Вы - пробные читатели. Если вам что-то не нравится,
значит какие-то фраза или объяснение неудачны. - И тут же
151
вносил предлагаемое исправление. - Да и нет канонических
текстов, кроме Библии, - однажды добавил он.
Мое собственное усердие было тоже оценено, и он иногда
просил посмотреть и те части монографии, которые уже были у
Саши и Юры. Надо сказать, что они больше следили за выклад-
ками, воспроизводя их и находя порой в них мелкие неточности,
возникшие при вписывании формул, либо (реже) отсутствовав-
шие символы. Вот здесь, когда дело было в исходных или полу-
ченных формулах А-эС мог не соглашаться.
Припоминается, как мы совместными усилиями, после не-
скольких дней горячих споров и естественных сомнений, при-
шли к выводу, что принятая А-эСом запись для некоторого га-
мильтониана взаимодействия экситонов с фононами ошибочна,
так как нарушает закон сохранения квазиимпульса в трансляци-
онно-инвариантной среде. Александр Сергеевич, однако, кате-
горически не признал наши доводы, и соответствующее выра-
жение попало в книгу. Лишь какое-то время спустя он согласил-
ся. что так писать было нельзя. Но я бы не назвал постулиро-
ванное им выражение ошибкой в тривиальном смысле - просто
принятый вид оператора отражал его видение и понимание про-
цесса, который он намеревался изучать. Позже также вьмсни-
лось. что по концепции он в принципе прав, но переход к им-
пульсному представлению оказывается лишним, и продуктивнее
все преобразования с электронными операторами делать в так
называемом узельном (или координатном) представлении, в
котором этот гамильтониан действительно диагоналей по индек-
су узла решетки.
Вообще его чутье, если, в первую очередь, иметь в виду
наше восприятие А-эСа в аспирантские да и кандидатские годы,
нас часто поражало. Как-то Юра Гайдидей принес для обсужде-
ния полученное им громоздкое выражение какого-то взаимодей-
ствия, следствия учета которого он собирался изучать. Однако
обсуждение не состоялось, так как А-эС практически сразу зая-
вил, что такого взаимодействия в среде с центром инверсии
быть не может. Мы удивились: <Как это не может быть? Вот же
152
точная формула и никакой нуль не просматривается!>. Однако
делать было нечего, и Юра после некоторого дополнительного
анализа, в самом деле, получил нуль, хотя приходил к Давыдо-
ву, чтобы согласовать с ним возможность замены рассматри-
вавшейся сложной функции связи константой.
Еще более поразительный случай связан с работой Алек-
сандра Сергеевича и Саши Серикова, в которой они предложили
новую теорию прохождения света через кристаллы с большой
силой осциллятора и дали полную интерпретацию эксперимен-
тальным данным, полученным в те годы под руководством Ми-
хаила Семеновича Бродина в ИФ АН УССР. Статья была уже
напечатана, когда Саша обнаружил, что матрицы, с которыми
они работали, неэрмитовы, следствием чего является комплекс-
ность собственных значений оператора Гамильтона, а значит -
их ненаблюдаемость как стационарных физических величин. Он
немедля пришел к шефу с повинной, чтобы сообщить, что опуб-
ликованные теоретические результаты ошибочны. Услышанные
слова не произвели на А-эСа никакого впечатления и, недолго
думая, он заявил:
- Ни о какой ошибке не может быть и речи. Теория не
только прекрасно согласуется с экспериментальными данными,
но и полностью отражает отдельные стадии физического про-
цесса поглощения в средах с пространственной дисперсией. Мы
также воспроизвели все известные из литературы предельные
случаи.
Здесь неуступчивость и научную принципиальность про-
явил уже Саша. Около двух лет ушло на то, чтобы устранить
мучившее его противоречие; он потратил массу творческих уси-
лий, создал для решения упомянутой проблемы специальный и
совершенно необычный математический аппарат, добившись
желаемого, хотя неоднократно слышал от А-эСа обидные и рез-
кие слова:
153
- Саша. наша работа правильна4, вы занимаетесь глупо-
стями.
Каково же было наше удивление, когда предложенный
Сашей корректный подход дал прежний ответ, правда, только в
резонансной области спектра. Но лишь она и была существенна
для А-эСа, поскольку именно ей отвечает наибольшее переме-
шивание экситонов и фотонов и, соответственно, наибольшее
проявление эффектов пространственной дисперсии. Неэрмито-
вость, устраненная Сашей включением в рассмотрение дополни-
тельных (и выброшенных им ранее) слагаемых, поправляла ре-
зультаты только в области спектра, далекой от экситон-
фотонного резонанса, где пространственная дисперсия себя поч-
ти не проявляет, поскольку вклад от учета ответственных за нее
упомянутых слагаемых пренебрежимо мал.
По сути конкретной задачи А-эС снова оказался прав, хотя
и Сашино обобщение казалось и интересным, и полезным. Да-
вьыов, однако, подобного рода методические работы слишком
интересными и полезными не считал, ибо любил живую физику,
а не, как он выражался, наукообразные рассуждения, которые к
тому же не поддаются экспериментальной верификации. При
мне он никогда не высказывался по упомянутому выше поводу,
но, несомненно, мог бы подписаться под высказыванием Петра
Леонидовича Капицы: <Физика - наука экспериментальная>.
Будучи, однако, теоретиком, А-эС говорил немного иначе: <Без
теории нет эксперимента>, имея в виду лишь то, что экспери-
ментальные наблюдения и измерения интерпретации не подда-
ются, если не сформированы теоретические представления. При
этом вряд ли он подразумевал главенство теории; скорее, тем
4 С этим словом связан другой эпизод, имевший место на одном из семи-
наров. Выступавший докладчик на претензии А-эСа по поводу нефизичности
окончательного результата недоуменно спросил:
- Александр Сергеевич, не пойму, почему вам не нравится полученная
формула. Так дала математика, а я считал честно.
- Причем здесь честно? - удивился такой аргументации Давыдов. - Че-
стность нужна на базаре, а считать нужно правильно. -и указал на сомнительное
место в представленном выводе.
154
самым выражалась любимая им <прикладная> суть теории, ко-
торая без направленности на реальные опыты НИКО!\!У не нужна3.
- Что конкретно объясняют ваши результаты? - Эти
слова часто звучали в виде вопроса и во время докладов, на ко-
торых он присутствовал, но этого аспекта в них не уловил, и
после них.
Мне кажется, он любил эксперимент, но не в смысле точ-
ного количественного описания, а на качественном уровне -
правильное то ли, к примеру, температурное, то ли полевое, то
ли концентрационное поведение, установление поляризацион-
ных характеристик, правильная параметризация и т.п. Коэффи-
циенты, если мне не изменяет память, он не вычислял и за ними,
кроме нормировок и необходимых точных соотношений, не осо-
бенно следил. При всем при этом он был очень успешный уче-
ный. при жизни получивший истинное и независящее от конъ-
юнктуры и обстоятельств признание коллег. Оно выразилось в
ставших именными предсказаниях новых явлений и объектов -
давыдовского расщепления, ядерной модели Давыдова-Филип-
пова, давыдовского солитона, полностью подтвердившихся и
экспериментальными наблюдениями, и последующими теорети-
ческими исследованиями, а также проникшими в смежные об-
ласти знаний.
Как чисто.\1у теоретику ему удалось своевременно решить
ряд относительно несложных, однако крайне существенных для
теории и эксперимента проблем. А-эС любил ясные (но не в
смысле банальные), четко поставленные вопросы и такого же
сорта ответы. Его стремление к элементаризации приводило к
тому, что практически на каждом семинаре мы становились
свидетелями и не без скрытых улыбок в очередной раз слышали,
5 Так это видится мне сейчас и так, по молодости, я это воспринимал тогда,
возможно, где-то в душе разделяя слова А-эСа. В то же время от Александра Иль-
ича Ахиезера мне не раз приходилось слышать, что <теория имеет свои самостоя-
тельные жизнь и путь развития>. А его ученик Виктор Григорьевич Барьяхтар
любит повторять фразу, что <все разумное действительно>, считая ее истинной.
155
как ту или иную задачу' он сводил к двум связанным маятникам,
пытаясь найти трактовку совершенно разным вещам. Как это ни
странно, но правильными чаще оказывались именно его, на пер-
вьш взгляд, несколько наивные, <пальцевые> пояснения, а не
наукоподобная демагогия, которую он не переносил. Бывали
случаи, хотя их не много, когда он останавливал докладчика и
прекращал семинар, не услышав за витиеватыми, пространны-
ми, полуфилософскими фразами физически осмысленных, про-
зрачных результатов.
Припоминаю, как в начале 70-х годов в ИТФ (еще на
ул. Чкалова) при большом стечении публики заслушивался док-
лад одного маститого (тогда ленинградского) профессора о
структуре элементарных частиц. Однако, как только А-эС ус-
лышал, что автор опирается на механистическую модель, он,
несмотря на качественное и даже полуколичественное объясне-
ние ею спектра масс частиц и других их свойств, демонстратив-
но покинул семинар, заявив, что, по меньшей мере, наивно ве-
рить в подобную модель, а тем более терять время на ознаком-
ление с ней.
Показная вежливость, следствием которой становилось
бесполезное сидение на семинарах, была ему чужда; он мог
вполне прямо и откровенно указать на слабости в постановке
либо в решении задачи, которая заслушивалась. Если же она
заинтересовывала А-эСа. то более полезного для аудитории и
самого докладчика слушателя трудно было поискать. Его заме-
чания либо комментарии, в которых нередко прослеживались
аналогии с другими областями физики, бывали, как правило,
незаурядными и точными. После них многое прояснялось, а
главное - становилось проще. Даже в не вполне ясных для него
вопросах интуиция и опыт помогали А-эСу нащупывать пра-
вильное направление для дальнейшего поиска либо подсказать,
на какое другое его надо сменить.
Но хотелось бы отметить и такую своеобразную черту
А-эСа как исследователя: он не поражал энциклопедическим
знанием всей теоретической 4)изики, как это бывает характерно,
156
к примеру, для лучших представителей школы Ландау. Ориги-
нальность, глубина и сила мышления Александра Сергеевича
проявлялась при обсуждении тех вопросов, которыми он зани-
мался или, что в данном случае одно и то же, интересовался сам.
Просто соответствующий диапазон был весьма велик - зани-
мался он действительно многим.
... Вот так. в подготовке к сдаче кандидатского экзамена и
защите диплома, протекали весна и лето 1968 года. Весенний
экзамен меня сильно расстроил - я получил <хорошо>, зато
летом за диплом - <отлично>, что позволило получить направ-
ление в аспирантуру. Сравнительно спокойная подготовка к
предстоящим защите диплома и, я надеялся, вступительным
экзаменам была нарушена первой в моей жизни командировкой,
в которую я был отправлен в мае, чтобы принять участие (без
доклада, на что было получено специальное <добро> А-эСа)
в проходившем в Одессе Всесоюзном совещании по физике эк-
ситонов. Там, на пляже (!), где иногда тоже можно было встре-
тить участников, я узнал, что в Киеве, в ИФ, получены новые и
остающиеся непонятными данные о спектрах - инфракрасных
и оптических - твердого кислорода, который к тому времени
изучался уже многие десятилетия. Это меня почему-то заинтри-
говало, и сотрудница этого института Гертруда Васильевна
Климушева, тоже участвовавшая в одесском совещании, вывела
меня на авторов этих результатов Ольгу Степановну Пахомову и
Леонида Иосифовича Шанского, а они, в свою очередь, на их
руководителя - Антонину Федоровну Прихотько. с которой у
меня постепенно завязалось многолетнее научное и человеческое
общение. Здесь не место писать о нем, и Александра Сергеевича
оно касается лишь тем, что он никогда не препятствовал творче-
ской свободе своих учеников, ничем ее не ограничивал.
Вопросы своего поведения в тех или иных ситуациях и что
допустимо, а что нет, я с ним ни до, ни после конференции не
обсуждал. На момент, когда я познакомился с кислородной про-
блемой, я был еще зеленым юнцом без высшего образования, но
как-то интуитивно не ощущал страха предпринимать какие-то
157
самостоятельные шаги. либо, другими словами, проявлять ини-
циативу и интересоваться вещами, о которых от А-эСа не
слышал'. При этом не могу ответить на вопрос, почему не боял-
ся. Если быть правдивым, тогда о таких вещах я просто не за-
думывался. Видимо, атмосфера в отделе была такая, что подоб-
ное поведение не могло порицаться, а новые научные контакты
- запрещаться либо контролироваться, и можно было без ведо-
ма шефа. который на эту тему как-то не высказывался и был
занят решением своих собственных задач, пытаться <вести свою
игру>. Конечно, далеко не все руководители способны на такое
демократичное отношение к своим подчиненным но. с другой
стороны, и нс все подчиненные, возможно, нуждаются в нем.
Как-то к нам на семинар приехал из Харькова сотрудник
ФТИНТ АН УССР. Наблюдая и слыша наше не в меру свобод-
ное, с его точки зрения, общение с А-эСом. он в сердцах заме-
тил:
- Вы тут все развращены. Ногами открываете дверь в ка-
бинет академика. А вот, когда наш директор в инстипте. мы
стараемся сидеть тихо, как мыши.
Разумеется, это гипербола с заметным привкусом иронии.
но авторитетом А-эС действительно никогда не давил. В спорах
с ним - ив кабинете, и на семинарах, где возмутителями спо-
койствия обычно выступали Ю. Гайдидей или еще активнее
А. Сериков, - бывало много эмоций, даже шума, но принима-
лись только аргументы, <погоны> не учитывались, а критика на
авторитет не посягала. Что же касается <ног>, то и ныне не могу
без изрядной доли испуга, который, правда, ощутил гораздо
позже, вспоминать, как один раз в одной из таких коллективных
семинарских дискуссий у доски я на какое-то утверждение А-
эСа не нашел другого возражения, кроме вспыльчивых слов:
- Это ерунда.
Он на мгновение недоуменно замолк, не ослышался ли он,
но тут же продолжил говорить, и никаких оргвыводов, на мое
счастье, не последовало. Зато потом я подвергся суровому осуж-
дению со стороны своих друзей, упрекавших меня в непозволи-
158
тельной непочтительности, но их слова были доброжелательны-
ми и заинтересованными. При всем при том в присутствии А-
эСа мы еще старались быть как-то сдержанными, а без него мо-
ментами так заводились, что казалось, скоро в ход могут пойти
и руки либо появится глубокая взаимная обида. Но ни единого
раза не было ни того, ни другого. Кончалось обсуждение, и мы
- Саша, Юра и я, а иногда и кто-то еще (чаще - Саша Еремко,
Иван Иванович (Ваня) Украинский, кто-нибудь из гостей) -
мирно пили чай или кофе, шутили, смеялись, подтрунивая друг
над другом. Следуя примеру А-эСа, в спорах мы самозабвенно
искали лишь зерна истины, кто же оказывался ее носителем,
оставалось второстепенным (или честнее, - не самым главным).
... Вернувшись из Одессы, от моих новых коллег из ИФ я
получил много ссылок на литературу об исследованиях кислоро-
да и без всяких предположений, что на то требуется одобрение
А-эСа, начал ее изучать. Дело дошло до того, что мне пришло в
голову при поступлении в аспирантуру ИТФ писать реферат
именно по твердот' кислород)7, а не использовать, как было
обычно принято, диплом. Я быстро убедился, что по соответст-
вующим спектрам нет ни одной теоретической работы, но это не
поколебало моего желания писать оригинальный реферат. Сму-
щало лишь то, что поступать в аспирантуру я собирался по тео-
ретической физике, а формул в реферате практически не пред-
виделось. Более того, на самом экзамене, рассказав некоторые
экспериментальные факты, на многие вопросы экзаменаторов о
причинах наблюдавшихся аномалий мне пришлось отвечать <не
знаю> либо <это неизвестно>.
Но все прошло гладко, и после зачисления в ИТФ в качест-
ве аспиранта у меня состоялся еще один, мне кажется, показа-
тельный разговор с Александром Сергеевичем.
По-видимому, это был октябрь или ноябрь 1968 года, когда
я пришел к Давыдову, чтобы <легализовать> свой, мне самому
представлявшийся неподдельным, интерес к кислороду, пробле-
мы которого, мне казалось, я уже успел в общих чертах осоз-
нать. При этом я думал, что коль скоро речь идет о спектрах
159
поглощения света, которые А-эС знал и понимал (особенно для
молекулярных систем) как никто другой в мире, то все будет в
порядке, и я быстро получу его одобрение. Однако А-эС повёл
себя совершенно иначе, сказав:
- Молодой человек, эта задача не для аспиранта. Я ее ре-
шить не сумел, Рашбе она тоже не поддалась. Так что, потерпи-
те, займитесь пока чем-то попроще, защититесь. А потом, если
захотите, приступите к кислород}'.
Надо сказать, его слова и выраженная в них очевидная за-
бота немного охладили мой порыв и заставили задуматься. Сво-
бода выбора - это, конечно, здорово и приятно, но аспирантура
имеет свои цели, и отведенный на нее срок совсем не так велик,
как сначала видится. Тем не менее, я решил попробовать. Сооб-
ражения были простые: для сдачи кандидатских экзаменов я
имел в запасе целый год, когда в соответствии с требованиями и
традициями своей научной школы, Давыдов не <озадачивает>.
Тем самым аспирант не имеет конкретно сформулированной
задачи и в течение относительно продолжительного срока не
вынужден как-то по ней отчитываться перед ним. И хотя я на-
меревался экзамен по специальности обязательно пересдавать
- ведь программу один раз я уже с ребятами прошел, и, следо-
вательно, ее повторение не должно забирать все рабочее время.
Поэтому негласно я продолжал разбираться в спектрах,
встречаться с экспериментаторами, что-то в соответствующих
вопросах подучивать. Два немаловажных обстоятельства спо-
собствовали этим моим <подпольным> для внимания А-эСа
изысканиям.
Во-первых, Юре Гайдидею как аспиранту уже второго года
обучения, и поэтому освободившемуся от экзаменов, А-эС для
подготовки диссертации дал тему по триплетным экситонам,
методика описания которых оказалась очень близкой к той, ко-
торая начала вырисовываться для изучения энергетического
спектра твердого кислорода. Особенно очевидным это стало по-
сле того, как Юра проработал книгу Н.Н. Боголюбова <Лекцп з
квантово'1 статистики>, неплохо освоив метод операторного про-
160
ектирования, и мы часами проделывали различные выкладки,
убеждаясь, что наши предположения о схожей структуре га-
мильтонианов обеих задач небеспочвенны. И в том, и в другом
случаях существенной для движения возбуждения оказывается
лишь обменная часть межмолекулярного взаимодействия, по-
скольку актуальными являются электронные состояния молекул
с разной мультиплетностью.
Во-вторых, из Харьковского физико-технического институ-
та после окончания аспирантуры в ИТФ пришел молодой кан-
дидат наук Эльмар Григорьевич Петров, с которым я как-то не-
заметно для самого себя также вошел в научный контакт, хотя и
не такой близкий, как с Юрой, - все же сказывалась небольшая
разница в возрасте и его уже солидный по сравнению с нами
научный опыт. Эльмар поддерживал мой интерес и очень про-
свещал в вопросах физики магнитных явлений, которая в КГУ
не читалась вообще. А мне знание её основ было необходимо,
так как низкотемпературные фазы твердого кислорода относятся
к семейству магнитных систем. Кроме того, Эльмар сам прояв-
лял повышенное внимание и уже начал изучать близкие вопро-
сы, связанные с оптикой и спектрами магнитоупорядоченных
диэлектриков, которые экспериментально исследовались в харь-
ковском Физико-техническом институте низких температур
Виктором Валентиновичем Еременко с сотрудниками, вследст-
вие чего наше сотрудничество возникло и развивалось вполне
естественно.
Все вместе взятое мало-помалу удаляло меня от основных
научных интересов Александра Сергеевича, я все глубже вне-
дрялся в кислород, а этот физический объект - в меня. И когда
весной 1969 года я сдал последний экзамен кандминимума, то
опираясь на уже проделанные вместе с Юрой расчеты, которые
А-эС, хоть и с некоторой долей скепсиса, но одобрил, и ссьыки
на реальное участие и помощь со стороны Эльмара, что, не со-
мневаюсь, было тоже существенно, сумел убедить Давыдова,
что вырабатываемая нами троими идеология и ее математиче-
161
ское обоснование, по меньшей мере, не противоречат имеющим-
ся экспериментальным данным.
Во многом это был мой юношеский максимализм и я вы-
давал желаемое за действительное, но, по-видимому, А-эС. уви-
дев мою искреннюю увлеченность и стремление понять эти
спектры, а также неформальную поддержку со стороны друзей
(нельзя не упомянуть и Сапу Серикова, который оказывался и
первым слушателем, и первым критиком часто еще сырых ре-
зультатов), больше возражений высказывать не стал, фактиче-
ски разрешив делать то. что мне ближе. Вот так и вышло, что,
будучи фактически при Давыдове, я в то же время оказался как
бы сам по себе, поскольку к тематике, на которую я вышел, он
непосредственного отношения не имел и ею не занимался. Но
хочу еще раз подчеркнуть, что, рассказывая о себе, я, в первую
очередь, говорю о своем учителе, его благожелательном и за-
ботливом отношении к стремящимся в науку молодым людям, к
их собственным желаниям и особенностям характеров. Подоб-
ное отношение к аспирантам и молодым исследователям прочно
засело во многих давыдовских учениках, в отделах которых аб-
солютно независимая и без всякого участия <старших товари-
щей> работа любого из сотрудников считается вполне обычным
делом.
Если восстанавливать события тех, уже неблизких, дней,
то. мне кажется, только самостоятельность не была да и не мог-
ла быть самоцелью: смешивались два обстоятельства - жела-
ние сделать что-то свое и обнаружившаяся задача, которая, с
одной стороны, не выглядела безнадежной, а с другой, - в ре-
шении которой пока не сделано чего-то существенного. Это под-
стегивало, питало и надеждами, и иллюзиями, давало стимул
отстаивать свою позицию перед шефом. Уверен, что стоило бы
А-эСу хотя бы чуть-чуть нажать, как я бы <безынерционно> пе-
решел на другой путь своего развития. Но он не стал делать это-
го, поскольку имел собственные научные интересы и, осуществ-
ляя их, не имел привычки вести себя как . Истинный на-
ставник, он понимал, что настоящая увлеченность не возникает
162
<из-под палки>, что иногда полезно дать ученику право на соб-
ственную ошибку и что не надо его зря ломать или подстеги-
вать. Даже предлагая задачу, он не торопил, но если не видел
ответного порыва, не слышал встречных вопросов, внутренних
стремления или потребности прояснить задание, говорил:
- Не могу же я хотеть решить задачу больше, чем вы, -
и, бывало, во многом терял интерес к такому аспиранту или со-
труднику. Как я отмечал, он почти никогда не спрашивал, как
идут дела, но при первой же просьбе немедля назначал встречу,
чтобы обсуждать возникшие трудности или получающиеся ре-
зультаты. По-видимому, он считал, что подлинный интерес к
научной работе должен быть не стимулированным, а исключи-
тельно спонтанным.
Но его безразличное поведение имело место, лишь если
вопрос был ему самому не очень интересен. В противном случае,
он работал очень быстро и продуктивно и, как однажды пошу-
тил Юра Гайдидей, приходилось считать не в позиции сидя за
столом, а в состоянии бега и хорошо, если только трусцой.
Едва ли стоит говорить, что все получаемые результаты
<пропускались> либо лично через А-эСа, либо его семинар; он
всегда проявлял внимание и поддерживал кислородную дея-
тельность. Кроме того, можно было спорить и возражать, что
поощрялось. Критика, порой весьма жесткая, тоже присутство-
вала, но конструктивная и стимулирующая. Увидев первые,
проливающие какой-то свет на кислородные спектры, результа-
ты, которые показались ему разумными, он немедленно предло-
жил писать диссертацию, и, таким образом, <уравнял> меня по
времени защиты с Сашей и Юрой, так что мы защищались по-
следовательно один за другим.
Саша Сериков с присущей ему оригинальностью, чем во-
обще отличался от других, построил удивительно красивую и
методически общую теорию вибронных спектров поглощения в
молекулярных кристаллах, не только воспроизводившую в каче-
стве частных все результаты предыдущей теории Э.И. Рашбы,
но и содержавшую много новых. Юра Гайдидей детально изу-
163
чил наиболее существенные особенности спектров и аннигиля-
ции триплетных экситонов, замечательным образом развив их
последовательную теорию, а также объяснил и, что особенно
ценно, предсказал ряд экспериментальных явлений. Мне, не без
помощи того же Юры, а также Эльмара (он при этом, даже чис-
лясь тогда согласно штатному расписанию в другом отделе, за-
кономерно стал соруководителем моей работы), удалось, введя в
обиход представление о межэкситонном взаимодействии, на-
званном <перестановочным>, подойти к вьыснению основных
причин формирования энергетического спектра и природы полос
бимолекулярного поглощения в твердом кислороде.
Опять-таки, все эти факты наших научных биографий при-
водятся не для <самоотчета>, а как примеры создания Давыдо-
вым своей разнообразной и обширной по охвату тематики шко-
лы.
Ее формирование, как все понимают, не представляет со-
бой <рукотворный> либо административно управляемый про-
цесс. Школу составляли единомышленники А-эСа, впитавшие
принципы его отношения к работе, к коллегам, поведенческие
мотивы и критерии оценок тех или иных физических результа-
тов, а также событий в науке и их участников. В его школе как
бы не было учителя и учеников. Во всяком случае, с его стороны
мы не ощущали неравного отношения, но как молодые, еще ма-
ло знавшие и видевшие, <играли учителя>, как свита играет ко-
роля. Даже если в каких-то редких случаях последнее слово или
основная догадка по обсуждавшееся вопросу принадлежала не
ему, мы ждали именно его резюме не только потому, что оно
могло содержать похвалу или критику, но - главное - из-за
более широких взглядов А-эСа, позволявших узнать, как, на-
пример, данный конкретный вопрос проливает свет на другие
физические явления и что в нем остается неясным.
Не будет самомнением заявить, что Александр Сергеевич
тоже кое-что черпал из нас - учеников - и никогда не забывал
это подчеркивать. Его отношение к нам было лучшим проявле-
нием и подтверждением дуальности саморегулирующейся <мно-
164
гочастичной системы> Учитель-ученики. Он очень хорошо по-
нимал, как благоприятны для ее развития неизбежно устанавли-
вающиеся в ней <многочастичные взаимодействия> и неосоз-
нанно возникающие <коллективные возбуждения>, считая, что в
интенсивном обмене мнениями, или прямых и обратных связях
(одинаково ценных не только нам, но также ему) и состоит ос-
новная учеба. Других видов занятий в <университете>
А. С. Давыдова не проводилось.
Последние слова, по-видимому, не совсем точны, и кое-
кто, может быть вспомнит примеры его прямых наставлений
относительно поведения в той или иной ситуации. Сам я, пожа-
луй, имею лишь один пример Давыдовского назидания, которое
запомнил навсегда. Дело было так.
Из одного из академических институтов в ИТФ был пере-
веден отдел, заведующий которого N слыл специалистом в об-
ласти расчетов молекул и взаимодействий между ними. По-
скольку в отделе Давыдова изучались различные свойства моле-
кулярных систем, мы - Гайдидей, Сериков и я - стали посе-
щать семинары нового отдела и быстро пришли к выводу, что с
соответствующими результатами N согласиться, по меньшей
мере, трудно, так как ошибка расчета зачастую превышала ис-
комую величину. Не сумев доказать их автору, что такое недо-
пустимо, непосредственно во время докладов, мы делегацией
пошли к Давыдову с информацией об уровне проводимых N
исследований и надеждой, что уж он-то с его опытом и автори-
тетом найдет, как отреагировать. Нас, однако, ждало показав-
шееся тогда горьким разочарование - А-эС нас категорически
не поддержал, сказав примерно следующее:
- Никогда не надо ставить столь непродуктивную цель,
как борьба с кем-то. Она не принесет ни удовлетворения, ни
дивидендов в виде достижений и известности, да и не может
быть приоритетной для людей с нормальной психикой, ставя-
щих перед собой и решающих чисто научные задачи. Отдавайте
все силы получению собственных, а не опровержению чьих-
либо результатов. Такое может случиться лишь как <побочный>
165
продукт исследования, но не как главное, ради чего вы начали
работу. Прошу вас подумать об этом.
Мы молча ушли. Не знаю, как мои друзья, но я этот урок
прочно усвоил. Что бы я ни делал, всегда стараюсь следовать
полученной от А-эСа рекомендации и даже со ссьшкой на него
изредка её пропагандирую.
... Квалификационные работы А. Серикова, Ю. Гайдидея и
моя, как и мы - их авторы, были совершенно разными, но мы
так часто и плотно обсуждали полученные друг другом резуль-
таты и возникающие у каждого из нас текущие трудности, желая
друг другу помочь разрешить их, что могли бы без видимого
напряжения защитить <не свою> диссертацию. Кроме того, на-
ше понимание в целом углублялось тем, что по каждой из них
мы имели возможность слышать подсказки и замечания самого
А-эСа. а с Сашей к тому же он работал непосредственно, поэто-
му их общие результаты в некоторых аудиториях излагал сам,
что также служило дополнительными уроками.
В этом сотрудничестве с Сашей, в чем я убеждался, на-
блюдая то же самое, множество раз, проявилось, каким замеча-
тельным соавтором был Александр Сергеевич. То, что он делал
самостоятельно или воспроизводил, повторяя и проверяя, все
необходимые выкладки, удивления, разумеется, вызывать не
должно - большинство работающих вместе сочтет, наверное,
подобное поведение нормальным.
Абсолютно ненормативньм было, однако, другое: он,
осознанно или неосознанно следуя принципу, <если хочешь,
чтобы дело было сделано хорошо, делай его сам>, не только пи-
сал или перерабатывал текст готовящейся к публикации статьи,
но и вписывал своей рукой формулы, как минимум, в ее первый
машинописный экземпляр (еще не было персональных компью-
теров!), доверяя соавтору, в лучшем случае, лишь следующие.
сам рисовал графики, схемы, рисунки. И делал это, надо отме-
тить. превосходно. Вписанные им формулы бьыи крупными,
четкими, понятными для набора и, что важно, удобно разме-
щенными, а нарисованные, чтобы изобразить какие-либо про-
166