(Окончание. 
Начало в N 16 2002 г.)
`
     Демократическая форма 
правления - самая сложная и 
самая затруднительная из всех 
известных в истории человече- 
ства. Вот причина - почему эта 
форма повсюду была преходя- 
щим явлением и, за немногими 
исключениями, нигде не держа- 
лась долго, уступая место другим 
формам. И не удивительно. Го- 
сударственная власть призвана 
действовать и распоряжаться;
действия ее суть проявления 
единой воли, - без этого немыс- 
лимо никакое правительство. Но 
в каком смысле множество лю- 
дей или собрание мародов мо- 
жет проявлять единую волю? Де- 
мократическая фразеология не 
останавливается на решении 
этого вопроса, отвечая на него 
известными фразами и поговор- 
ками вроде таких, например:
"воля народная", "общественное 
мнение", "верховное решение 
нации", "глас народа - глас Бо- 
жий" и т.п. Все эти фразы, ко- 
нечно, должны означать, что ве- 
ликое множество людей, по ве- 
ликому множеству вопросов, 
может прийти к одинаковому 
заключению и постановить со- 
образно с ним одинаковое ре- 
шение. Пожалуй, это и бывает 
возможно, но лишь по самым 
простым вопросам. Но когда с 
вопросом соединено хотя малей- 
шее усложнение, решение его в 
многочисленном собрании воз- 
можно лишь при посредстве 
людей, способных обсудить его 
во всей сложности, и затем убе- 
дить массу к принятию решения. 
К числу самых сложных принад- 
лежат, например, политические 
вопросы, требующие крайнего 
напряжения умственных сил у 
самых способных и опытных му- 
жей государственных: в таких 
вопросах, очевидно, нет ни ма- 
лейшей возможности рассчиты- 
вать на объединение мысли и 
воли в многолюдном народном 
собрании: - решения массы в 
таких вопросах могут быть толь- 
ко гибельные для государства. 
Энтузиасты демократии уверяют 
себя, что народ может проявлять 
свою волю в делах государствен-
ных; это пустая теория, - на.деле 
же мы видим, что народное со- 
брание способно только прини- 
мать - по увлечению - мнение, 
выраженное одним человеком 
или некоторым числом людей;
например, мнение известного 
предводителя партии, известно- 
го местного деятеля, или орга- 
низованной ассоциации, или, 
наконец, - безразличное мнение 
того или другого влиятельного 
органа печати. Таким образом, 
процедура решения превраща-
ется в игру, совершашщуюся на 
громадной арене множества го-
лов и голосов; чем их более при- 
нимается в счет, тем более эта 
игра запутывается, тем более 
зависят от случайных и беспоря- 
дочных побуждений.
`
*****
`
     К избежанию и обходу всех 
этих затруднений изобретено 
средство - править посредством 
представительства - средство, 
организованное прежде сего и 
оправдавшее себя успехом в 
Англии. Отсюда, по установив- 
шейся моде, перешло оно и в 
другие страны Европы, но при- 
вилось с успехом, по прямому 
преданию и праву, лишь в Аме- 
риканских Соединенных Штатах. 
Однако и на родине своей, в 
Англии, представительные уч- 
реждения вступают в критичес- 
кую эпоху своей истории. Самая 
сущность идеи этого представи- 
тельства подверглась уже здесь 
изменению, извращающему 
первоначальное его значение. 
Дело в том, что с самого начала 
собрание избирателей, тесно 
ограниченное, присылало от 
себя в парламент известное чис- 
ло лиц, долженствовавших пред- 
ставлять мнение страны в собра- 
нии, но не связанных никакою 
определенною инструкцией от 
массы своих избирателей. Пред- 
полагалось, что избраны люди, 
разумеющие истинные нужды 
страны своей и способные дать 
верное направление государ- 
ственной политике. Задача раз- 
решалась просто и ясно: требо- 
валось уменьшить до возмож- 
ного предела трудность народно- 
го правления, ограничив малым 
числом способных людей - со- 
брание, призванное к решению 
государственных вопросов. Люди 
эти являлись в качестве свобод- 
ных представителей народа, а не 
того или другого мнения, той или 
другой партии, не связанные 
никакою инструкцией. Но с те- 
чением времени, мало-помалу 
эта система изменилась под 
влиянием того же рокового пред- 
рассудка о великом значении 
общественного мнения, просве- 
щаемого, будто бы, периодичес- 
кою печатью и дающего массе 
народной способность иметь 
прямое участие в решении по-
литических вопросов. Понятие о 
представительстве совершенно 
изменило свой вид, превратив- 
шись в понятие о мандате, или 
определенном поручении. В 
этом смысле, каждый избранный 
в той или другой местности по- 
читается уже представителем 
мнения, в той местности господ- 
ствующего, или партии, под зна- 
менем этого мнения одержав- 
шей победу на выборах, - это уже 
не представитель от страны или
народа, но делегат, связанный
инструкцией от своей партии.
Это изменение в самом суще- 
стве идеи представительства 
послужило началом язвы, разъе- 
дающей все системы представи- 
тельного правления, выборы, с 
раздроблением партий, приня- 
ли характер личной борьбы ме- 
стных интересов и мнений, от-
решеннрй от основной идеи о 
пользе государственной. При 
крайнем умножении числа'чле- " 
нов собрания большинство их, 
помимо интереса борьбы и 
партии, заражается равнодушии 
ем к общественному делу и те- 
ряет привычку присутствовать во 
всех заседаниях и участвовать 
непосредственно в обсуждении 
всех дел. Таким образом, дело 
законодательства и общего на- 
правления политики, самое 
важное для государства, - пре- 
вращается в игру, состоящую из 
условных формальностей, сде- 
лок и фикций. Система предста- 
вительства сама себя оболживи-
ла на деле.
`
*****
`
     Эти плачевные результаты 
всего явственнее обнаруживают- 
ся там, где население государ- 
ственной территории не имеет 
цельного состава, но заключает 
в себе разнородные националь- 
ности. Национальность в наше 
время можно назвать пробным 
камнем, на котором обнаружи- 
вается лживость и непрактич- 
ность парламентского правле-
ния. Примечательно, что нача-
ло национальности выступило
вперед и стало движущею и раз- 
дражающею силою в ходе собы- 
тий именно с того времени, как 
пришло в соприкосновение с но-
вейшими формами демокра- 
тии. Довольно трудно опреде- 
лить существо этой новой силы 
и тех целей, к каким она стре- 
мится; но несомненно, что в ней 
- источник великой и сложной 
борьбы, которая предстоит еще 
в истории человечества, и не- 
ведомо к какому приведет исхо- 
ду. Мы видим теперь, что каж-
дым отдельным племенем, при- 
надлежащим к составу разно- 
племенного государства, овладе- 
вает страстное чувство нетерпи- 
мости к государственному учреж- 
дению, соединяющему его в об- 
щий строй с другими племена- 
ми, и желание иметь свое са- 
мостоятельное управление со
своею, нередко мнимою, куль- 
турой. И зто происходит не с теми 
только племенами, которые 
имели свою историю и, в про- 
шедшем своем, отдельную по- 
литическую жизнь и культуру,-
но и с теми, которые никогда не 
жили особою политическою жиз- 
нью. Монархия неограниченная 
успевала устранять или прими- 
рять все подобные требования и 
порывы, - и не одною только си-
лой, но и уравнением прав и от- 
ношений под одною властью. Но 
демократия не может с ними 
справиться, и инстинкты нацио- 
нализма служат для нее разъе- 
дающим элементом: каждое пле- 
мя из своей местности высыла- 
ет представителей - не государ- 
ственной и народной идеи, но 
представителей племенных ин- 
стинктов, племенного раздраже- 
ния, племенной ненависти - и к 
господствующему племени, и к 
другим племенам, и к связующе- 
му все части государства учреж- 
дению. Какой нестройный вид 
получает в подобном составе 
народное представительство и 
парламентское правление - оче-
видным тому примером служит 
в наши дни австрийский парла- 
мент. Провидение сохранило 
нашу Россию от подобного бед- 
ствия, при ее разноплеменном 
составе. Страшно и подумать, что 
возникло бы у нас, когда бы судь- 
ба послала нам роковой дар -
всероссийского парламента! Да 
не будет.
`
*****
`
     Величайшее зло конституци- 
онного порядка состоит в обра- 
зовании министерства на пар- 
ламентских или партийных на-
чалах. Каждая политическая 
партия одержима стремлением 
захватить в свои руки прави- 
тельственную власть и к ней про- 
бирается. Глава государства ус- 
тупает политической партии,со- 
ставляющей большинство в пар- 
ламенте; в таком случае мини- 
стерство образуется из членов 
этой партии и, ради удержания 
власти, начинает борьбу с оппо- 
зицией, которая усиливается 
низвергнуть его и вступить на его 
место. Ноесли глава государства 
склоняется не к большинству, а к 
меньшинству, и из него избира- 
ет свое министерство, в таком 
случае новое правительство рас- 
пускает парламент и употребля- 
ет все усилия к тому, чтобы со- 
ставить себе большинство при 
новых выборах и с помощью его 
вести борьбу с оппозицией. Сто- 
ронники министерской партии 
подают голос всегда за прави- 
тельство; им приходится во вся- 
ком случае стоять за него - не 
ради поддержания власти, не из-
за внутреннего согласия в мне- 
ниях, а из-за того, что это прави- 
тельство само держит членов 
своей партии во власти и во всех 
сопряженных со властью пре- 
имуществах, выгодах и прибы- 
лях. Вообще - существенный мо- 
тив каждой партии - стоять за 
своих во что бы то ни стало, или 
из-за взаимного Интереса, или 
просто в силу того стадного ин- 
стинкта, который побуждаетлю-
дей разделяться на дружины и 
лезть в бой стена на стену. Оче-
видно, что согласие в мнениях 
имеет в этом случае очень сла- 
бое значение, а забота об обще- 
ственном благе служит прикры- 
тием вовсе чуждых ему побуж- 
дений и инстинктов. И это назы- 
вается идеалом парламентского 
правления. Люди обманывают 
себя, думая, что оно служит обес- 
печением свободы. Вместо нео- 
граниченной власти монарха мы 
получаем неограниченную 
власть парламента, с тою разни- 
цей, что в лице монарха можно 
представить себе единство ра- 
зумной воли; а в парламенте нет 
его, ибо здесь все зависит от слу- 
чайности, так как воля парла- 
мента определяется большин- 
ством; но как скод^ при боль- 
шинстве, составляемом под вли- 
янием игры в партию, есть мень- 
шинство, воля большинства не 
есть уже воля целого парламен- 
та: тем еще менее можно при- 
знать ее волею народа, здоро- 
вая масса коего не принимает 
никакого участия в игре партий 
и даже уклоняется от нее. Напро- 
тив того, именно нездоровая 
часть населения мало-помалу 
вводится в эту игру и ею развра- 
щается; ибо главный мотив этой 
игры есть стремление к власти и 
к наживе. Политическая свобо-
да становится фикцией, поддер- 
живаемою на бумаге, парагра- 
фами и фразами конституции;
начало монархической власти 
совсем пропадает; торжествует 
либеральная демократия, водво- 
ряя беспорядок и насилие в об- 
ществе, вместе с началами без- 
верия и материализма,провоз- 
глашая свободу, равенство и 
братство - там, где нет уже места 
ни свободе, ни равенству. Такое 
состояние ведет неотразимо к 
анархии, от которой общество 
спасается одною лишь диктату- 
рой, т. е. восстановлением еди- 
ной воли и единой власти в прав- 
лении.
`
*****
`
     Первый образец народного, 
представительного правления 
явила новейшей Европе Англия. 
С половины прошлого столетия 
французские философы стали 
прославлять английские учреж- 
дения и выставлять их приме- 
ром для всеобщего подражания. 
Но в ту пору не столько полити- 
ческая свобода привлекала 
французские умы, сколько при- 
влекали начала религиозной 
терпимости, или, лучше сказать, 
начала безверия, бывшие тогда 
в моде в Англии и пущенные в 
обращение английскими фило- 
софами того времени. Вслед за 
Францией, которая давала тон и 
нравам, и литературе во всей 
западной интеллигенции, мода 
на английские учреждения рас-
пространилась по всему Евро- 
пейскому материку. Между тем 
произошли два великих собы- 
тия, из коих одно утверждало 
веру, а другое - чуть было со- 
всем не поколебало ее. Возник- 
ла республика Американских 
Соединенных Штатов, и ее уч- 
реждения, скопированные с ан- 
глийских (кроме королевской 
власти и аристократии), приня- 
лись на новой почве прочно и 
плодотворно. Это произвело во- 
сторг в умах, и прежде всего во 
Франции. С другой стороны -
явилась Французская республи- 
ка, и скоро явила миру все гнус- 
ности, беспорядки и насилия ре- 
волюционного правительства. 
Повсюду произошел взрыв не- 
годования и отвращениялротив 
французских и, стало быть, во- 
обще против демократических 
учреждений. Ненависть к рево- 
люции отразилась даже на внут- 
ренней политике самого британ- 
ского правительства. Чувство это 
начало ослабевать к 1815 году, 
под влиянием политических со- 
бытий того времени в умах про- 
снулось желание с свежею на- 
деждой соединить политичес- 
кую свободу с гражданским по- 
рядком в формах, подходящих к 
английской конституции: вошла 
в моду опять политическая анг-
ломания. Затем последовал ряд 
попыток осуществить британский 
идеал, сначала во Франции, по- 
том в Испании и Португалии, 
потом в Голландии и Бельгии, 
наконец, в последнее время, в 
Германии, в Италии и в Авст- 
рии. Слабый отголосок этого 
движения отразился и у нас в 
1826 году, в безумной попытке 
аристократов-мечтателей, не 
знавших ни своего народа, ни 
своей истории.
`
     Любопытно проследить исто- 
рию новых демократических уч- 
реждений: долговечны ли ока- 
зались они, каждое на своей 
почве, в сравнении с монархи- 
ческими учреждениями, коих 
продолжение история считает 
рядом столетий.
`
     Во Франции, со времени 
введения политической свобо- 
ды, правительство во всей силе 
государственной своей власти 
было три раза ниспровергнуто 
парижскою уличною толпою в 
1792 г., в 1830 и в 1848 году. Три 
раза было ниспровергнуто арми- 
ей, или военной силой: в 1797 
году 4 сентября (18 фруктидора), 
когда большинством членов ди- 
ректории, при содействии воен- 
ной силы, были уничтожены 
выборы, состоявшиеся в 48 де- 
партаментах, и отправлены в 
ссылку 56 членов законодатель- 
ных собраний. В другой раз, в 
1797 году 9 ноября (18 брюмера) 
правительство ниспровергнуто 
Бонапартом, и наконец в 1851 г. 
2 декабря другим Бонапартом, 
младшим. Три раза правитель- 
ство было ниспровергнуто вне- 
шним нашествием неприятеля:
в 1814, в 1815 и в 1870. В общем 
счете, с начала своих политичес- 
ких экспериментов по 1870 год 
Франция имела 44 года свобо- 
ды и 37 годов сурового диктатор- 
ства. Притом еще стоит приме- 
тить странное явление: монархи 
старшей Бурбонской линии, ос- 
тавляя много места действию 
политической свободы, никогда 
не опирались на чистом начале 
новейшей демократии; напро- 
тив того, оба Наполеона, провоз- 
гласив безусловно эти начала, 
управляли Францией деспоти-
чески.
`
     В Испании народное правле- 
ние провозглашено было в эпо- 
ху окончательного падения На- 
полеона. Чрезвычайное собра- 
ние кортесов утвердило в Кадик-
се конституцию, провозгласив в 
первой статье оной, что верхо- 
венство власти принадлежит на- 
ции. Фердинанд VII, вступив в 
Испанию через Францию, отме- 
нил эту конституцию и стал пра- 
вить самовластно. Через б лет ге- 
нерал Риего во главе военного 
восстания принудил короля вос-
становить конституцию. В 1823 
году французская армия, под 
внушением Священного союза, 
вступила в Испанию и восстано- 
вила Фердинанда в самовлас- 
тии. Вдова его. в качестве реген- 
тши, для охранения прав дочери 
своей Изабеллы против Дон-
Карлоса, вновь приняла консти- 
туцию. Затем начинается для Ис- 
пании последовательный ряд 
мятежей и восстаний, изредка 
прерываемых краткими проме- 
жутками относительного спокой- 
ствия. Достаточно указать, что с 
1816 года до вступления на пре- 
стол Альфонса было в Испании 
до 40 серьезных военных вос- 
станий с участием народной тол- 
пы. Говоря об Испании,нельзя 
не упомянуть о том чудовищном 
и поучительном зрелище, кото- 
рое представляют многочислен- 
ные республики Южной Амери- 
ки, республики испанского про- 
исхождения и испанских нравов. 
Вся их история представляет не- 
престанную смену ожесточенной 
резни между народною толпою 
и войсками, прерываемую прав- 
лением деспотов, напоминаю- 
щих Коммода или Калигулу. 
Довольно привести в пример 
хотя Боливию, где из числа 14 
президентов республики три- 
надцать кончили свое правле- 
ние насильственною смертью 
или ссылкой.
`
     Начало народного, или пред- 
ставительного правления в Гер- 
мании и в Австрии - не ранее 
1848 года. Правда, начиная с 1815 
года поднимается глухой ропот 
молодой интеллигенции на гер- 
манских владетельных князей за 
неисполнение обещаний, дан- 
ных народу в эпоху великой вой- 
ны за освобождение. За немно- 
гими, мелкими, исключениями 
в Германии не было представи- 
тельных учреждений до 1847 
года, когда прусский король уч- 
редил у себя особенную форму 
конституционного правления;
однако оно не простояло и одно- 
го года. Но стоило только напору 
парижской уличной толпы сло-
мить французскую хартию и низ- 
ложить конституционного коро- 
ля, как поднялось и в Германии -
уличное движение, с участием
войск. В Берлине, в Вене, во 
Франкфурте устроились нацио- 
нальные собрания, по француз- 
скому шаблону. Едва прошел год, 
как правительство разогнало их 
военною силой. Новейшие гер- 
манские и австрийские консти- 
туции все исходят от монархи- 
ческой власти и еще ждут суда 
своего от истории.
`
Пунктуация и орфорграфия 
даются по источнику

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
Nachalo
Sinonimy kl`uchewyh slow: POBEDO2
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/POBEDO1.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/POBEDO1.zip . )
Hosted by uCoz