(Предисловие составителя сайта: лично мне дважды -
насколько понимаю, представители двух независимых групп -
предлагали за деньги решать студентам задачи. В первом случае
отказ восприняли спокойно; во втором состоялся примерно
следующий разговор. - Ну вот, сами говорите, что зарплата
маленькая, прожить трудно, а когда Вам предлагают подработку
- отказываетесь. - Вдумайтесь, что Вы предлагаете: люди не
способны сами решить задачи, а Вы за деньги согласны помочь
им получить дипломы, на которые они не тянут, чтобы потом эти
бездари нами же и командовали. - Никто не будет Вами
командовать, они уйдут себе в бизнес. (Вижу, что апелляции к
морали не действуют - пытаюсь строить возражение иначе). -
Вдобавок это противозаконно - человек получает диплом путём
обмана, а мы ему в этом способствуем. - Что Вы мне говорите,
в газетах объявлений совершенно открыто пишут - "решаю
задачи", и никто их за это не преследует; все сейчас так
делают. (Конец предисловия)).
`
Страна липовых учёных
`
Виктор Корниенко
`
Коммунист (Киев), 2003, Nr 1 (2003,1,3).
`
Подзаголовок: Кандидатом или доктором наук в Украине может
быть любой желающий. Даже если он круглая бездарь. За
определенную мзду. (Конец подзаголовка).
`
Тема, которую мы решили поднять в этом номере, очень
важная и непростая - состояние образования и науки в
Украине. Сегодняшний разговор - это лишь небольшая
"зарисовка" той плачевной и тревожной ситуации, кото-
рая сложилась в этих сферах. Участие в нем принимают
народные депутаты Украины, члены фракции КПУ Нико-
лай Шульга - кандидат философских наук, доктор социо-
логических наук; Иван Мигович - доктор философских
наук, профессор, заведующий кафедрой социальной ра-
боты Ужгородского национального университета; Сергей
Дорогунцов - член-корреспондент НАН Украины, доктор
экономических наук, профессор, председатель Совета по
изучению производительных сил Украины.
`
Титулованным "ученым"
легче всего стать, занимая
высокую должность
`
Отношение нынешней власти к
образованию и науке можно охарак-
теризовать как наплевательсько-по-
требительское. С одной стороны,
это нищенское финансирование,
бездарное разбазари-
вание научного потен-
циала. И никаких ре-
альных перспектив и
изменений в лучшую
сторону. Так, если
бюджет Минобразова-
ния и науки в про-
шлом году исчислялся
мизерными 2 млрд.
263 млн.грн., то на
этот год предусмотре-
но еще на 50 млн.
меньше.
`
С другой стороны,
государство, в лице
его коррумпирован-
ных чиновников, на
образовании и науке
цинично зарабатыва-
ет. Деньги выкачива-
ются по-разному. Один из наиболее
распространенных и проверенных
практикой способов - массовое
"клепание" частных вузов, в своем
большинстве очень далеких от каче-
ственного образования.
`
Взятки, поборы, злоупотребления
на выпускных экзаменах в школах и
вступительных в вузы, а также на эк-
заменационных сессиях - это уже яв-
ление, которое в последнее время
стало нормой. Поскольку уголов-
ных дел по таким фактам очень не-
значительное количество, судить о
его масштабности позволяют дан-
ные самых разных социологических
опросов. Недавно, к примеру, прово-
дился опрос
студентов не-
скольких сто-
личных вузов. В
том, что прихо-
дилось давать
взятки, призна-
лись 77,4 про-
цента студен-
тов Националь-
ного аграрного
университета и
75 процентов
воспитанников
Киевского на-
ционального
экономическо-
го университета.
Почти столько
же утвердитель-
ных ответов
было и в Киев-
ском нацио-
нальном универ-
ситете культуры
и искусства, которым руководит из-
вестный "поющий ректор".
`
Об уровне коррупции в научной сфе-
ре наиболее ярко свидетельствует ситу-
ация с высшими учеными степенями.
Титулованными "учеными" сегодня мас-
сово становятся люди, не имеющие к
науке никакого отношения. Кандидат-
ские и докторские диссертации "за
один присест" - в течение очень непро-
должительного времени - "сотворяют"
председатели областных администра-
ций и их замы, олигархи, народные
депутаты, милицейские генералы, ми-
нистры и премьеры. Список этот
можно значительно расширить.
`
Качественное образование
в негосударственных
вузах - большая редкость
`
С.ДОРОГУНЦОВ: Идет, и получа-
ет все большее распространение,
процесс приобретения высшего об-
разования людьми, у которых есть
деньги, путем покупки диплома или
упрощенного его получения через
так называемые частные высшие
учебные заведение третьего и четвер-
того уровня аккредитации. Учась в
таком заведении, вы ничего там не
сдаете или сдаете чисто формально,
но, в конце концов, получаете дип-
лом о высшем образовании. А если у
вас амбиции сохраняются и есть
деньги, то вы нанимаете толкового
кандидата наук (или двоих), и вам
готовят кандидатскую, которую вы
успешно защищаете, не приложив
туда ни своих знаний, ни своего ума,
ни своего труда. Потом таким же
способом становитесь доктором
наук - но уже за гораздо большую
сумму, нанимая для подготовки дис-
сертации нескольких докторов наук.
`
Н.ШУЛЬГА: Для коммерческих
высших учебных заведений на пер-
вом месте, конечно же, не задача
подготовки квалифицированных
специалистов. Самое главное - это
массовое привлечение так называе-
мых платных студентов, которые за
обучение будут платить довольно
большие деньги. Мне приходилось
не в худших таких вузах препода-
вать. И сталкиваешься просто с ту-
пиковой ситуацией, когда прихо-
дишь на занятие, а там из группы в
25 человек сидит 4-5. Спрашива-
ешь, где остальные, и узнаешь, что
они зарабатывают деньги для того,
чтобы уплатить за учебный процесс.
Так какой же смысл в такой учебе?
Ты же не слушаешь лекции, не хо-
дишь на семинарские занятия. Это
несчастные ребята. Содержатель-
ная, профессиональная цена дипло-
мов, которые они получат, крайне
низкая. Проявляются и другая тен-
денция. Когда в платные вузы устра-
иваются отпрыски богатых родите-
лей, которые не могут связать и
двух слов.
`
И.МИГОВИЧ: Негосударствен-
ные учебные заведения проявляют
эффективность лишь в единичных
случаях. В целом же под видом кол-
леджей, институтов, университетов,
академий создаются фактически
курсы, которым далеко даже до
наших советских техникумов. Ни о
каком качественном обучении, об-
разовании речь здесь не идет. На-
род массово обманывают, с родите-
лей студентов выколачиваются ог-
ромные суммы.
`
Вызывает беспокойство и то, что
всю нашу высшую школу и систему
научной подготовки сегодня упор-
но тянут к западным образцам. То
есть хотят внедрить степень маги-
стра и доктора - по нашим меркам
это выпускник вуза и кандидат
наук. Это при том, что уровень на-
шего высшего образования, а тем
более подготовки научных работни-
ков выше, чем у "них".
`
Липовые претенденты
на научные степени
`
И.МИГОВИЧ: Это явление - кор-
рупция в научной среде, к сожале-
нию, очень распространено и имеет
тенденцию к углублению. Я вижу в
нем несколько отрицательных ас-
пектов. Прежде всего - юридиче-
ский. Потому что речь, в первую
очередь, идет о грубом нарушении
существующих законов, положений,
норм, порядка. Второй аспект -
экономический. Ведь если вещи
называть своими именами, у нас
сегодня штампуется целая армия
псевдоученых и псевдоисследовате-
лей. На фоне вынужденного отплы-
ва серьезных научных работников за
границу это явление создает иллю-
зию, что в Украине полным ходом
идет подготовка научных кадров.
На самом же деле научный потенци-
ал страны только убывает, в научную
сферу приходят невежественные и
элементарно
неподготов-
ленные люди,
пользы от них
- никакой.
Еще один ас-
пект - нрав-
ственный.
Процветание
коррупции в научной сфере снижает
и без того низкий престиж научной
деятельности, развращает как студен-
ческую молодежь, самих научных ра-
ботников, так и все общество. Ведь
если раньше все знали, что стать кан-
дидатом или доктором наук - это
очень длительный и непростой про-
цесс, что предстоит много рабо-
тать, что ученый - это очень уважа-
емый человек, то теперь все по-дру-
гому: есть определенная такса, отра-
ботана определенная система, давай
деньги - и вперед к ученым степе-
ням.
`
У меня есть целый ряд знакомых
- в их числе и народные депута-
ты, и руководители различного
звена, которые, добыв таким путем
ученую степень, на достигнутом не
останавливались и стремились "ра-
сти" еще и еще. В советское время
подобное было невозможно, хотя
были и определенные издержки. По-
тому что действовала система кон-
троля, были критерии, был отбор.
Сегодня же вполне возможна ситу-
ация, когда человек, скажем, еще
недавно работал председателем
колхоза или возил контрабанду и к
науке не имел вообще никакого от-
ношения, вдруг через весьма незна-
чительный период времени стано-
вится кандидатом или доктором
наук.
`
С.ДОРОГУНЦОВ: Я сторонник
жесткого государственного контро-
ля за присуждением научных степе-
ней кандидата и доктора наук. То
есть за четкую государственную си-
стему аттестации научных и науч-
но-педагогических кадров высшей
квалификации. Соответствующий
законопроект по этому вопросу я
внес еще в Верховную Раду третьего
созыва. Но в силу целого ряда при-
чин он не рассматривается.
`
Что же касается приобретения
научных степеней за деньги, то
здесь я хотел бы заострить внима-
ние на таком моменте. К таким дис-
сертациям придраться нельзя. Они
подготовлены грамотно, поскольку
написаны квалифицированными
специалистами. Сам этот факт уста-
новить, к сожалению, невозможно.
Мы не можем публично сказать пре-
тенденту, что ему написали эту дис-
сертацию, потому что нет доказа-
тельств, нет свидетельских показа-
ний. Хотя какую-то часть
таких диссертаций отлав-
ливает ВАК Украины -
Высшая аттестационная
комиссия. Она приглаша-
ет этого человека (как
правило, по инициативе
председателя ВАКа) на за-
седание экспертного со-
вета, где выясняется уро-
вень его знаний. Случает-
ся, что претендент на на-
учную степень кандидата
наук не знает ответы на
элементарные вопросы,
которые задаются студен-
там-первокурсникам выс-
ших учебных заведений.
Но отлавливаются едини-
цы, основная же масса
проходит. А затем их ам-
биции простираются да-
лее. Они пытаются получить диплом
члена-корреспондента или академи-
ка, действительного члена Акаде-
мии наук. Это, очевидно, необходи-
мо им для престижа. Потому что
для их бизнесовой деятельности это
по крупному счету не нужно.
`
Ненастоящих ученых больше
всего среди экономистов
и юристов
`
Н.ШУЛЬГА: Недофинансирова-
ние науки, задолженность по зар-
плате, которая была в предыдущие
годы, свели материальное положе-
ние практически всей массы ученых
к такому плачевному состоянию,
что люди просто
не знали, как вый-
ти из этой ситуа-
ции. Многие, ко-
нечно, не выдер-
жали и поддались
появившимся ис-
кушениям - воз-
можности зарабо-
тать на толстосу-
мах. А реакция со
стороны богатых
была такой: раз
деньги сегодня -
главный критерий
успеха в жизни и
раз я такой успеш-
ный человек,то я
могу быть успеш-
ным в любой сфе-
ре, в том числе и в
науке - я самый
умный. Есть спрос
- появилось пред-
ложение. Начали
создаваться раз-
личного рода артели по подготовке
кандидатских и докторских диссер-
таций. Сложился даже определен-
ный рынок - со своими ценами на
эти работы.
`
Желающие стать "учеными" глав-
ным образом ломанулись в сферу гу-
манитарных наук. Наибольшее ко-
личество "народа" пошло в эконо-
мику и юриспруденцию. Второй по
популярности, на мой взгляд, стала
политология. Политологов сегодня
клепают в огромном количестве,
поскольку богатые люди идут в поли-
тику толпами - это характерная чер-
та нашего общества. Есть среди осте-
пененных политологов много всяких
олигархов. Ну а те, кто вообще плохо
ворочает языком и кто не смог стать
ни экономистом, ни юристом, ни по-
литологом, уже идут в кандидаты и
доктора педагогических наук, в исто-
рию, философию и т.д.
Есть в этом явлении еще одна
сторона. Те, кто становится "учены-
ми" за деньги, ведь покупают не
какие-то паленые дипломы кандида-
та или доктора наук. С формальной
точки зрения они проходят все сту-
пени - вроде бы сдают кандидатские
экзамены, вроде бы обсуждаются в раз-
личных научных отделах,
вроде бы бывают на защи-
тах, вроде бы им задают вопросы и
вроде бы они на них отвечают. На
самом же деле целый ряд ученых со-
ветов не выдержали испытания бед-
ностью и ради каких-то в общем-то
мелких подачек (большие подачки
получают те из артелей, кто пишет
вот эти диссертации) на все закры-
вают глаза. Хотя если человек имеет
самоуважение и профессиональное
достоинство, он не может не ви-
деть, что это бездари идут, которые
через несколько месяцев в профес-
сиональном отношении становятся
как бы его коллегами. Завтра они
будут похлопывать этого действи-
тельно уважаемого профессионала
по плечу и бахвалиться перед ним
своей "ученостью". Таким же обра-
зом эти бездари быстро растут далее
- получают звания доцентов, про-
фессоров. Причем сегодня система
в Украине такая, что наиболее
светлые головы, которые работают
в академических институтах, совес-
тливые, выдерживающие все тре-
бования, десятилетиями не получают
звания профессоров.
`