(Из книги: История внешней политики СССР: 1917-1985
(в 2-х томах), под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарёва.
М, Наука, 1986.
Эту книгу я подобрал, когда её выбрасывали
знакомые; ценно, на мой взгляд, то, что здесь изложена
позиция руководства СССР - в современных учебниках такого нет.
Например, приятно после повторов на тему того, что США применили
ядерное оружие лишь из стремления сохранить жизни своих солдат
и скорее закончить войну, увидеть ссылку - с годом
и страницей - на высказывание руководства США по поводу того,
что основной целью было устрашение нашего руководства.
)
XXV ГЛАВА
СССР В БОРЬБЕ ПРОТИВ АГРЕССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
И ПРОИСКОВ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В ВЕНГРИИ
(1956-1957 гг.)
Открывшаяся в середине 50-х годов перспектива дальнейшего
упрочения мира шла вразрез с интересами правящих кругов им-
периалистических государств. Стремясь обеспечить свои империа-
листические интересы, главным образом интересы нефтяных моно-
полий на Ближнем Востоке, Англия, Франция и Израиль предпри-
няли вооруженную агрессию против Египта. Одновременно
международная реакция, возглавляемая империалистическими кру-
гами США, спровоцировала контрреволюционный мятеж в Венгрии.
Оба эти агрессивных акта явились звеньями единой цепи им-
периалистической политики западных держав, направленной на со-
хранение колониализма, против свободы и независимости народов,
на подрыв единства социалистических стран и ослабление мировой
социалистической системы.
БОРЬБА СССР В ПОДДЕРЖКУ АРАБСКИХ НАРОДОВ,
ЗА ПРЕСЕЧЕНИЕ АГРЕССИИ АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И ИЗРАИЛЯ
ПРОТИВ ЕГИПТА
После второй мировой войны арабские пароды решительно вы-
ступили в защиту своей независимости и законного права свободно
распоряжаться природными богатствами своих стран.
Свергнув в 1952 г. прогнивший режим короля Фарука, патрио-
тически настроенные офицеры египетской армии взяли власть в
свои руки и провозгласили республику. Новое правительство, во
главе которого вскоре встал выдающийся деятель египетской рево-
люции Гамаль Абделъ Насер, заняло антиимпериалистическую по-
зицию. Во внешней политике правительство Насера приняло поли-
тику нейтралитета, неучастия в военных блоках и потребовало от
Англии вывода ее войск из зоны Суэцкого канала. В условиях но-
вого соотношения сил и под влиянием дальнейшего укрепления ми-
ровой системы социализма - надежной опоры национальной неза-
висимости народов Азии и Африки - английские империалисты
были вынуждены удовлетворить справедливые требования Египта.
233
В 1954 г. было подписано англо-египетское соглашение о выводе
английских войск и ликвидации военной базы Англии на египет-
ской территории. 18 июня 1956 г. последний британский солдат
покинул египетскую землю, 74-летняя оккупация Египта англий-
скими войсками закончилась. Однако Англия не намерена была
терять свои экономические и стратегические позиции на Ближнем
и Среднем Востоке. В ответ на резкое увеличение враждебности
империалистического мира против арабских народов Советский
Союз и другие социалистические страны пришли им на помощь.
В сентябре 1955 г. были подписаны соглашения о поставках Егип-
ту оружия Советским Союзом, Чехословакией и Польшей. Эти согла-
шения явились важным фактором, укреплявшим международное
положение Египта и его способность к сопротивлению империали-
стам.
Ликвидация империалистической монополии на поставку ору-
жия на Ближний Восток вызвала озлобление международной ре-
акции. Империалистические круги Запада сделали попытку поме-
шать освобождению Египта от этой монополии, не позволявшей
ему вести независимую политику. В Каир был срочно направлен
помощник государственного секретаря США Аллен, наделенный
чрезвычайными полномочиями, вплоть до предъявления Египту
ультиматума с требованием отказаться от получения оружия из
социалистических стран. Советское правительство оказало необхо-
димую поддержку Египту, опубликовав специальное заявление,
в котором подчеркивалось, что оно <придерживается той позиции,
что каждое государство имеет законное право заботиться о своей
обороне и покупать для своих оборонительных нужд оружие у дру-
гих государств на обычных коммерческих условиях и никакое ино-
странное государство не имеет права в это вмешиваться и предъ-
являть какие-либо односторонние претензии, которые нарушали бы
права или интересы других государств> 1.
В результате твердой политики Египта, отдиравшегося на совет-
скую поддержку, США были вынуждены отступить. Отказалась от
предъявления ультиматума и Англия. В ряде своих выступлений
президент Насер высоко оценил значение помощи со стороны Со-
ветского правительства, указывая на важность освобождения Егип-
та от монополии западных держав на продажу устаревшего воору-
жения своим бывшим колониям, которую они тщетно пытались
удержать.
Египетское правительство приступило к ликвидации тяжелых
последствий многолетнего хозяйничанья английских колонизаторов,
к развитию национальной экономики и повышению жизненного
уровня народа. Оно запланировало строительство высотной Асуан-
ской плотины, которая должна была дать значительный прирост
(до Уз) орошаемых посевных площадей и мощную энергетическую
базу для развития промышленности. В феврале 1956 г. Междуна-
родный банк реконструкции и развития согласился предоставить
1 Правда, 1955, 2 окт.
234
Египту заем на строительство плотины в сумме 200 млн. долл. при
условии, что 70 млн. долл. будут предоставлены в виде <помощи>
со стороны США и Англии. Это решение западных держав было
Продиктовано стремлением использовать помощь для оказания по-
литического нажима. Предполагалось вновь сделать Египет зависи-
мым от американских и английских монополий.
Египетское правительство отклонило унизительные политиче-
ские условия, навязывавшиеся ему западными державами. В ответ
империалисты 19 июля 1956 г. в оскорбительной форме взяли об-
ратно свои обещания о предоставлении Египту займа на строи-
тельство Асуанской плотины.
Таким образом, египетское правительство было поставлено перед
фактом срыва строительства жизненно важного объекта. Но оно не
отступило под давлением империалистов. Более того, правительст-
во Египта предприняло акт исключительной важности, который от-
вечал интересам не только Египта, но и всех арабских народов.
26 июля 1956 г. в Каире был принят декрет о национализации
<Всеобщей компании Суэцкого морского канала>, долгое время яв-
лявшейся источником крупных доходов для акционеров Англии и
Франции.
Выступив против правомочности египетского правительства на-
ционализировать компанию Суэцкого канала, империалистические
круги Англии, Франции и США пытались умышленно смешать во-
прос о национализации компании Суэцкого канала с вопросом о
свободе судоходства по каналу.
С самого начала в подходе к суэцкому вопросу отчетливо опре-
делились две принципиально противоположные линии. Советский
Союз и другие страны социалистического лагеря, а также большин-
ство афро-азиатских государств и все миролюбивые прогрессивные
силы мира решительно выступили на стороне Египта, поддерживая
его справедливые действия. Советское правительство публично
заявило, что оно <считает решение Правительства Египта о нацио-
нализации Суэцкого канала вполне законным действием, вытекаю-
щим из суверенных прав Египта> 2.
Империалистические государства - Англия, Франция, США -
проводили в суэцком вопросе политику, направленную на ущемле-
ние национального суверенитета Египетской республики и интере-
сов египетского народа. Эти державы прибегали к экономическому
нажиму па Египет. 27 июля был наложен секвестр на находившиеся
в распоряжении Англии и Франции активы компании Суэцкого ка-
нала и заморожены стерлинговые счета Египта в Англии. 31 июля
аналогичные меры приняли США, заявившие одновременно о со-
кращении поставок Египту в счет соглашений о помощи. Одновре-
менно правительства Англии и Франции начали широкие военные
приготовления в целях нажима на Египет с помощью агрессии про-
тив него.
2 Правда, 1956, 10 авг.
235
Советское правительство в своем заявлении от 9 августа 1956 г.
решительно осудило враждебные действия западных держав против
Египетской республики, квалифицировав их как угрозу миру и
безопасности 3.
Национализация Суэцкого канала не затрагивает интересов наро-
дов Англии, Франции, США или других стран. <Попытки насильно
навязать Египту господство иностранного капитала... носят явно ко-
лонизаторский характер>,- говорилось в заявлении 4.
В монополистических кругах Соединенных Штатов Америки на-
ционализация компании Суэцкого канала вызвала не менее злобную
реакцию, чем в Англии и Франции. Эти круги выражали опасения,
что этот акт правительства Египта поставит под угрозу интересы
американских нефтяных компаний на Ближнем Востоке, которые
контролировали 60% всей добычи нефти в этом районе, что примеру
Египта последуют другие арабские страны.
Соединенные Штаты с самого возникновения суэцкого кризиса
выступили единым фронтом с Англией и Францией с целью навя-
зать Египту невыгодное ему решение суэцкого вопроса.
30 января - 1 февраля 1956 г. в Вашингтоне состоялось сове-
щание между Эйзенхауэром и Иденом. В коммюнике совещания
говорилось, что правительства США и Англии сделали приготовле-
ния для совместного обсуждения характера действий, которые они
должны будут предпринять в случае <нарушения мира> на Ближ-
нем Востоке 5.
США выступили в качестве автора проекта урегулирования су-
эцкого вопроса, известного под названием <плана Даллеса>, ко-
торый предусматривал создание <международного органа> по уп-
равлению Суэцким каналом, а по существу, передачу в конечном
итоге управления каналом в руки американских монополий.
Вопрос обсуждался на международной конференции, состояв-
шейся 16-23 августа 1956 г. в Лондоне. Делегация СССР высту-
пила на конференции за мирное решение суэцкого вопроса на осно-
ве справедливого сочетания интересов Египта и интересов всех
других государств - пользователей Суэцкого канала.
Советская делегация предложила довести до сведения мирово-
го общественного мнения, что <участники совещания стремятся к
мирному решению суэцкой проблемы путем переговоров на основе
сочетания национальных интересов Египта и интересов обеспече-
ния свободы судоходства по Суэцкому каналу> 6.
Советская делегация разоблачила и осудила колонизаторскую
сущность американского плана, откровенно отрицавшего возмож-
ность ведения переговоров с Египтом как с равноправным государ-
ством и представлявшего собой завуалированную попытку навязать
Египетской республике условия, наносящие ущерб ее суверените-
3 Там же.
4 Там же.
5 The Department of State Bulletin, 1956, Febr. 13, p. 233.
6 Известия, 1956, 24 авг.
236
ту 7. 23 августа 195В г. советская делегация заявила, что единст-
венным путем разрешения вопроса о Суэцком канале, отвечающим
современным условиям и духу времени, является признание суве-
ренитета Египта как независимого и равноправного государства,
как полного хозяина Суэцкого канала. Это решение должно учи-
тывать экономические и политические интересы Египта и обеспе-
чивать свободу судоходства по каналу.
Тем не менее правительства Англии и Франции продолжали
свою политику давления на Египет, все более усиливая напря-
женность на Ближнем и Среднем Востоке. В связи с этим Совет-
ское правительство 15 сентября 1956 г. выступило с новым заяв-
лением. В нем указывалось на необходимость мирного решения
суэцкого вопроса и подчеркивалось, что военные приготовления,
проводимые Англией и Францией, свидетельствуют о намерении
этих держав захватить Суэцкий канал силой и представляют уг-
розу агрессии против Египта. СССР, указывалось в этом заявлении,
<не может стоять в стороне от суэцкого вопроса и не проявлять
озабоченности по поводу того положения, которое сложилось в на-
стоящее время в результате действий западных держав. Это и по-
нятно, так как любое нарушение мира в районе Ближнего и Сред-
него Востока не может не затрагивать интересов безопасности Со-
ветского государства> 8.
После того как правительство Египта категорически отвергло
<план Даллеса>, правительство США выступило с инициативой соз-
дания так называемой Ассоциации пользователей Суэцким каналом,
в которой приняли бы участие США, Англия и Франция и которая
должна была взять на себя <координацию судоходства по Суэцко-
му каналу> и взимание сборов за проход судов через канал. Идея
создания <Ассоциации пользователей Суэцким каналом> была от-
крыто направлена на захват канала империалистами.
Советское правительство в своем заявлении от 15 сентября
1956 г. указало, что этот план трех западных держав нельзя рас-
ценивать иначе, как опасную провокацию, ведущую к тому, чтобы
<еще больше обострить обстановку вокруг Суэцкого канала и искус-
ственно создавать инциденты, которые можно было бы использовать
как повод для применения силы против Египта> 9.
Заявления представителей правительств США, Англии и Фран-
ции по суэцкому вопросу вполне подтверждали правильность этой
оценки. Так, 13 сентября 1956 г. государственный секретарь США
Даллес заявил на пресс-конференции, что если правительство Егип-
та будет чинить препятствия свободному движению судов <Ассоциа-
ции пользователей> через канал, то страны, пользующиеся Суэцким
каналом, будут считать себя вправе передать суэцкий вопрос в ООН
или же принять другие меры, <соответствующие обстоятельст-
вам> 10. Английский премьер-министр Иден выступил с заявлением
7 Известия, 1956, 18 авг.
8 СССР и арабские страны, 1917-1960 гг.: Документы и материалы. М., 1961,
с. 207.
9 Там же, с. 203.
10 The Department of State Bulletin, 1956, Oct. 8, p. 546.
237
о том, что если усилия Англии и ее союзников по урегулированию
суэцкого кризиса потерпят неудачу, то правительство Англии будет
считать себя свободным принять меры, которые оно найдет необхо-
димыми. Заявление премьер-министра Франции Ги Молле, сделан-
ное им 13 сентября, было выдержано в таком же духе.
Правительство Египетской республики дало решительный отпор
попыткам империалистических держав оказать нажим на Египет.
15 сентября президент Насер заявил, что если какое-либо судно
войдет в Суэцкий канал без разрешения египетских властей, то это
будет рассматриваться как нарушение суверенитета Египта. <Еги-
пет будет защищать канал,- сказал Насер.- Мы готовы бороться
за него>).
Из заявлений официальных представителей западных держав
было ясно, что правительства Англии и Франции с самого начала
суэцкого кризиса планировали применение вооруженной силы в от-
ношении Египта. Это подтвердил впоследствии Иден в своих мемуа-
рах. <Правительство твердо решило,- писал он,- что наши жиз-
ненно важные интересы в этом районе должны быть обеспечены,
если потребуется, посредством военных действий... Один только
экономический и политический нажим не мог бы, вероятно, остано-
вить Насера и восстановить международный контроль над каналом.
С самого начала мы должны были подготовиться подкрепить наши
шаги военными действиями> и.
Правительство США было осведомлено о военных приготовле-
ниях Англии и Франции против Египта. На совещании министров
иностранных дел Англии, Франции и США, состоявшемся в Лон-
доне еще 29 июля - 2 августа 1956 г., Даллес ознакомил своих
коллег с позицией США. <Президент,- пишет Иден в своих ме-
муарах,- не исключал возможности применения силы. Он призна-
вал особую ценность канала для свободного мира и возможность
того, что в конце концов придется прибегнуть к использованию
силы для защиты международных прав> 12. Даллес заявил на сове;
щании: <Нужно бы найти способ заставить Насера выплюнуть то,
что он пытается проглотить... Мы должны предпринять энергич-
ную попытку настроить мировое общественное мнение в пользу
международного управления каналом... И тогда, если и придется
прибегнуть к военным действиям, они скорее увенчаются успехом
и повлекут за собой не столь серьезные последствия> 13.
Таким образом, политика США была направлена на поощрение
агрессоров. Но не желая обострять отношения с арабскими страна-
ми, США лицемерно заявили 13 сентября, что они <не намерены
силой пробивать себе дорогу через канал>. В беседах с Иденом
высказывалось иное. 1 октября Даллес сказал ему, что он не
исключает применения силы <в качестве крайнего средства> 14. За-
11 The Memoirs of Sir Antony Eden. Full Circle. L., 1960, p. 426, 427.
12 Ibid., p. 436-437.
13 Ibid., p. 437.
14 Ibid., p. 503.
238
ручившись поддержкой США, правительства Франции и Англии
вступили в секретные переговоры с правительством Израиля для
выработки совместного плана вооруженной интервенции против
Египетской республики. При этом Израилю отводилась роль заст-
рельщика агрессии, и правительство Израиля охотно взяло на себя
эту роль. Выступая в качестве орудия империалистических держав
в борьбе против национально-освободительного движения арабских
народов, израильская правящая верхушка в то же время имела и
свои собственные захватнические планы.
Израиль получил независимость по решению ООН в 1947 г.,
и вскоре правящие круги этой страны избрали во внешней поли-
тике курс на захват земель соседних арабских государств. В 1948-
1949 гг. Израиль захватил значительную часть территории Араб-
ского государства, образование которого предусматривалось в
Палестине тем же решением ООН, определившим создание незави-
симого Израиля в пределах бывшей английской подмандатной тер-
ритории Палестины. Около 1 млн. палестинских арабов были согна-
ны правительством Израиля с родной земли. Арабские беженцы
оказались вне родины и без средств к существованию. Но судьба
палестинских беженцев не волновала израильских правителей. Те-
перь посредством агрессии против Египта они надеялись осущест-
вить новые территориальные захваты. Некоторые экстремисты,
пользовавшиеся поддержкой премьер-министра Израиля Бен-Гури-
она и военного министра Даяна, мечтали о создании израильской
<империи> в междуречье Нила и Евфрата. Широким потоком в Из-
раиль поступало вооружение из США, Канады, Англии и Франции,
чему в значительной степени содействовали сионистские организа-
ции в этих странах.
Во второй половине октября 1956 г. в результате переговоров
между официальными представителями Франции, Англии и Израи-
ля блок агрессоров был окончательно оформлен. В ночь на 30 ок-
тября вооруженные силы Израиля нанесли внезапный удар по
Египту и вторглись на его территорию.
30 октября, через 24 ч-аса после нападения Израиля на Египет,
английское и французское правительства предъявили Египту
ультиматум, в котором потребовали, чтобы египетское правительство
в течение 12 часов:
а) прекратило все действия военного характера на суше, море
и в воздухе,
б) отвело все свои вооруженные силы на 10 миль от Суэцкого
канала,
в) согласилось на оккупацию британскими и французскими воо-
руженными силами ключевых позиций в Порт-Саиде, Исмаилии и
Суэце.
В случае отклонения этих условий правительства Англии и
Франции угрожали вооруженной интервенцией 15.
Формально англо-французский ультиматум был обращен и к
15 Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее за период с 16 июля
1956 г. по 15 июля 1957 г. Нью-Йорк, 1957, с. 35.
239
Израилю, однако этот лицемерный акт, целью которого было пред-
ставить Англию и Францию в роли <третейских судей>, на деле
служил только их интересам и узаконивал захваты Израиля, вкли-
нившегося в глубь египетской территории на 160 миль.
Правительство Египетской республики категорически отвергло
этот наглый ультиматум.
После нападения Израиля на Египет и еще до вооруженного
вмешательства Англии и Франции Советское правительство внесло
в Совет Безопасности проект резолюции по вопросу об израильской
агрессии. В нем содержались требования прекращения военных
действий и немедленного отвода израильских войск с территории
Египта. На советское предложение Англия и Франция наложили
вето 1в. США лицемерно воздержались при голосовании.
31 октября Англия и Франция начали военные операции про-
тив Египта. Англо-французская авиация предприняла массирован-
ное нападение на территорию Египта.
В результате этого внезапного нападения авиация Египта понес-
ла большие потери, и воздушные силы агрессоров безнаказанно
бомбили любые цели. 5 ноября Англия и Франция приступили к
оккупации зоны Суэцкого канала, высадив объединенный англо-
французский десант в районе Порт-Саида. Народ Египта поднялся
на борьбу против агрессоров.
Агрессия против Египта с самого начала приняла характер
варварской колониальной войны. В результате бомбардировок по-
страдали многие египетские города и села, погибли мирные жи-
тели. Англо-франко-израильекая агрессия вызвала гнев и возмуще-
ние демократической общественности в самых различных странах.
С заявлениями, осуждающими тройственную агрессию и требующи-
ми вывода вооруженных сил интервентов с египетской территории,
выступили правительства СССР, социалистических государств,
арабских и многих других азиатских и африканских стран.
31 октября 1956 г. Советское правительство заявило, что реши-
тельно осуждает агрессивные действия правительств Англии,
Франции и Израиля в отношении Египта. Советское правительство
потребовало, чтобы Совет Безопасности во имя сохранения мира и
спокойствия в районе Ближнего и Среднего Востока принял немед-
ленные меры к прекращению агрессивных действий Англии, Фран-
ции и Израиля против Египта и к выводу войск интервентов с его
территории ".
Правительство США, не захотев связывать себя с крайне непо-
пулярной и, как быстро выяснилось, обреченной на провал агрессией
против Египта, повело весьма двусмысленную политику, преследуя
свои экономические и политические интересы. На словах оно отме-
жевалось от своих союзников по НАТО - Англии и Франции18.
16 Там же, с. 36-37.
17 Известия, 1956, 1 нояб.
18 США внесли в Совет Безопасности 30 октября проект резолюции, в котором
предписывалось немедленное прекращение военных действий и вывод
израильских войск за установленные в 1949 г. линии перемирия.
240
На деле оно продолжало снабжать Англию и Францию нефтью и
предоставило Англии заем в сумме 500 млн. долл.
Во время тройственной агрессии против Египта США не оказа-
ли прямой поддержки своим союзникам. Такая политика объясня-
лась прежде всего стремлением американских монополий еще бо-
лее ослабить позиции своих английских и французских конкурентов
на Ближнем Востоке. Кроме того, открытая солидарность с агрес-
сорами нанесла бы большой ущерб престижу США во всех странах
Азии. В то же время США не оказали никакой помощи Египту в
его борьбе с агрессией. В критический момент военных действий
США отклонили предложение СССР о совместных действиях с
целью пресечения агрессии и заявили, что не допустят помощи
Египту добровольцами из других стран.
По предложению делегаций ряда стран вопрос о вооруженной
интервенции против Египта был передан на рассмотрение Чрезвы-
чайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2 ноября она приняла
подавляющим большинством голосов резолюцию, требующую от Анг-
лии, Франции и Израиля прекращения военных действий против
Египта и вывода их войск с египетской территории. Лишь 5 госу-
дарств проголосовали против, и в том числе три агрессора -
Англия, Франция и Израиль, которые отказались выполнить резо-
люцию Генеральной Ассамблеи, продолжая военные действия против
Египетской республики.
В этот критический момент Советское правительство предприня-
ло решающий шаг. 5 ноября 1956 г. оно обратилось к Англии,
Франции и Израилю с требованием немедленно прекратить военную
интервенцию против Египта. Оно резко осудило преступные дейст-
вия агрессоров против Египетской республики и предупредило о
тех опасных последствиях, к которым может привести продолже-
ние военной интервенции в Египте. Так, в послании английскому
премьер-министру, в частности, говорилось: <В каком положении
оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные
государства, располагающие всеми видами современного истреби-
тельного оружия? А ведь такие страны могли бы в настоящее вре-
мя и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-
воздушного флотов, а использовать другие средства, например, ра-
кетную технику... Глубоко озабоченные развитием событий на
Ближнем и Среднем Востоке и руководствуясь интересами сохра-
нения всеобщего мира, мы считаем, что правительство Англии
должно внять голосу благоразумия и остановить войну в Египте.
Мы обращаемся к Вам, к парламенту, к лейбористской партии,
профсоюзам, ко всему народу Англии: прекратите вооруженную аг-
рессию, остановите кровопролитие. Война в Египте может переки-
нуться на другие страны и перерасти в третью мировую войну>.
В заключение послания говорилось: <Мы полны решимости приме-
нением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Восто-
ке> 19.
19 Известия, 1956, 6 нояб.
241
В телеграмме министра иностранных дел СССР председателю
Совета Безопасности от 5 ноября 1956 г. Советское правительство
предлагало принять резолюцию, в которой Англии, Франции и Из-
раилю предъявлялось требование в течение 12 часов прекратить
военные действия и в трехдневный срок вывести вторгшиеся вой-
ска с территории Египта. Советский Союз предлагал оказать воору-
женную и другую помощь жертве агрессии - Египту путем посыл-
ки военно-морских и военно-воздушных сил, воинских частей, доб-
ровольцев, инструкторов, военной техники и других видов помощи,
если Англия, Франция и Израиль не выполнят в указанный срок
требования Совета Безопасности 20.
Одновременно Советское правительство обратилось к президен-
ту США Эйзенхауэру с предложением объединить усилия и безот-
лагательно использовать военно-морские и военно-воздушные
силы обоих государств в целях пресечения агрессии и прекраще-
ния дальнейшего кровопролития. Правительство США не приняло
советского предложения 21.
Советский народ единодушно поддержал твердые и решительные
действия своего правительства, направленные на пресечение англо-
франко-израильской агрессии против Египта. На фабриках и заво-
дах, в колхозах, учреждениях и организациях прошли массовые
митинги протеста против агрессии. Вечером 5 ноября состоялись
многолюдные демонстрации трудящихся Москвы у посольств Анг-
лии, Франции и Израиля под лозунгами: <Руки прочь от Египта!>,
<Позор агрессорам!>, < Су эц - Египту!>. Среди трудящихся совет-
ских городов возникло движение в пользу создания фонда помощи
египетскому народу. Ярким выражением горячих симпатий совет-
ского народа к народу Египта явились многочисленные заявления
советских граждан, в том числе летчиков, танкистов, артиллерис-
тов, офицеров запаса - участников Великой Отечественной войны,
с просьбой разрешить им направиться в Египет в качестве добро-
вольцев, чтобы вместе с египетским народом сражаться за изгна-
ние агрессоров с египетской земли.
Твердая позиция в защиту Египетской республики, занятая Со-
ветским Союзом, его решимость принять активное участие в обуз-
дании агрессоров, в восстановлении мира в районе Ближнего и
Среднего Востока, в предотвращении новой мировой войны отрезв-
ляюще подействовали на правящие круги Англии и Франции и
сыграли решающую роль в прекращении ими военных действий.
Это признавала даже буржуазная пресса. Газета <Нью-Йорк Ге-
ральд Трибюн> 12 ноября 1956 г. указывала, что <подлинной при-
чиной, побудившей Англию, Францию и Израиль принять решение
уйти, была советская нота предупреждения> 22. Такое же мнение
высказала в этот день <Нью-Йорк тайме>.
20 Там же.
21 The Department of State Bulletin, 1956. Nov. 19, vol. 35, N 908,
p. 796-797.
22 The New York Herald Tribune, 1956, Nov. 12.
242
Через 22 часа после вручения советскими послами в Лондоне
и Париже посланий Советского правительства главам правительств
Англии и Франции военные действия этих государств в Египте
были прекращены. Израильские, английские и французские войска
в результате героического сопротивления египетского народа, под
давлением СССР и большинства членов ООН вынуждены были по-
кинуть оккупированные ими территории Египта. Англо-франко-из-
раильская агрессия против Египта закончилась позорным провалом.
Объединенными усилиями египетского народа, Советского Союза и
других миролюбивых сил был потушен пожар одной из развязан-
ных империалистами локальных войн, грозившей поставить че-
ловечество на грань новой мировой катастрофы.
Поддержка Советским правительством справедливой борьбы еги-
петского народа снискала Советскому Союзу горячую симпатию на
всем Востоке, прежде всего египетского народа, а также пародов
других арабских стран.
В беседе с советскими журналистами президент Насер заявил:
<Я пользуюсь этим случаем, чтобы выразить признательность еги-
петского народа советскому народу за его поддержку Египта во
время англо-франко-израильской агрессии, предпринятой с целью
захвата Египта и лишения его свободы и суверенитета. Египетский
народ высоко ценит поддержку, которую оказал ему советский па-
род. Это является одним из факторов советско-египетской дружбы,
и я хочу, чтобы эта дружба постоянно развивалась и крепла> 23.
Ликвидация очага войны на Ближнем и Среднем Востоке от-
крывала широкие возможности для упрочения национальной неза-
висимости арабских стран.
ПОПЫТКИ ЭКСПОРТА КОНТРРЕВОЛЮЦИИ В ВЕНГРИИ
Столкнувшись с усилением роли Советского Союза и других со-
циалистических государств в противодействии империалистам па
Ближнем и Среднем Востоке, правящие круги западных держав
резко расширили подрывную деятельность против социалистических
стран Европы, рассчитывая отвлечь внимание и силы СССР от со-
бытий на Востоке. Особенно активную роль здесь играл главный
союзник США - Западная Германия. Помимо поддержки своих аме-
риканских покровителей, западногерманские реваншисты, организуя
диверсии против социалистических стран, рассчитывали извлечь
выгоду и для самих себя. События, спровоцированные в Венгрии
в октябре - ноябре 1956 г., носили характер контрреволюционного
мятежа. Мятеж в Венгрии, по замыслам его вдохновителей, должен
был ликвидировать исторические завоевания рабочего класса, тру-
дового крестьянства, всех трудящихся Венгрии, достигнутые за
10 лет существования народно-демократического строя.
Социальную опору контрреволюционного мятежа в Венгрии со-
ставляли представители свергнутых классов помещиков и капитали-
23 Правда, 1956, 28 дек.
243.
стов и примкнувшие к ним мелкобуржуазные элементы, а также
изгнанные из Венгрии и укрывавшиеся на Западе остатки хортцс-
тов и реакционного офицерства. Главными вдохновителями контр-
революционного путча в Венгрии были Соединенные Штаты. Руко-
водитель Центрального разведывательного управления США Аллен
Даллес на открытом заседании сенатской комиссии по иностран-
ным делам заявил, что правительству США было заранее известно
о предстоящем мятеже в Венгрии 24. В сущности, он признал, что
Соединенные Штаты готовили мятеж. Государственный секретарь
США Джон Фостер Даллес, выступая в штате Техас 27 октября,
т. е. на четвертый день после начала событий в Венгрии, открыто
призвал к замене существующего венгерского правительства другим.
2 ноября 1956 г. правительство США выразило готовность предоста-
вить венгерской контрреволюции заем в сумме 20 млн. долл., что
было с восторгом встречено выходившими в Будапеште контррево-
люционными газетами. Работающая под контролем американцев
радиостанция <Свободная Европа> во время венгерских событий пре-
вратилась в фактический штаб по координации действий мятежни-
ков. 31 октября она передала в эфир провокационный призыв: <Пусть
венгры ликвидируют Варшавский Договор и заявят, что Венгрия не
является больше участником этого Договора>.
Контрреволюционеры стремились оторвать Венгрию от лагеря
социализма, превратить страну в очаг агрессии против СССР и
других социалистических стран. Контрреволюционный мятеж в
Венгрии был одним из звеньев агрессивной политики империализма,
направленной против свободы и независимости народов.
Ставший послушным орудием осуществления преступных планов
империализма, предатель Имре Надь задолго до начала контррево-
люционного мятежа вел тайную подпольную работу по подготовке
свержения существующего народно-демократического строя, создав
для этой цели нелегальную антигосударственную группу заговор-
щиков. Скрыв свои подлинные намерения и планы, Имре Надь
обманным путем 24 октября 1956 г. пробрался на пост главы прави-
тельства. От руководства страной были отстранены конституцион-
ные органы - Государственное собрание, Президиум ВНР. Контр-
революционеры объявили о роспуске местных советов и их замене
так называемыми <революционными комитетами>, которые создава-
лись по преимуществу из фашистских элементов. С 25 октября по
4 ноября 1956 г. он и его сообщники стали осуществлять разрабо-
танный ранее план, составной частью которого было провозглаше-
ние <нейтралитета> Венгрии. Затем в нарушение условий Варшав-
ского Договора он незаконно объявил о выходе Венгрии из него ",
а 4 ноября даже обратился к империалистическим странам с при-
зывом оказать вооруженную поддержку венгерской контрреволюции.
Вмешательство западных держав во главе с США во внутренние
24 Контрреволюционные силы в венгерских октябрьских событиях. М., 1956.
т. 1, с. 5-6.
25 Контрреволюционный заговор Имре Надя и его сообщников. М., 1958, с. 139.
244
да Венгерской Народной Республики представляло собой прямую
розу безопасности социалистических государств, создавало новый
>аг военной опасности в Европе.
В условиях, когда над венгерским народом и завоеванным им
вродно-демократическим строем нависла смертельная опасность,
|ргерские патриоты, и прежде всего рабочий класс Будапешта,
дали дело спасения страны в свои руки. По инициативе венгерско-
I рабочего класса его лучшие представители - Я. Кадар, Ф. Мюн-
вх и их соратники 3 ноября создали новое правительство - Вен-
фское революционное рабоче-крестьянское правительство. Оно
ровозгласило своей программой обеспечение национальной не-
|висимости страны, объединение всех подлинных патриотов для
|щиты народно-демократического строя от происков контрреволю-
Ви. Революционное рабоче-крестьянское правительство и Времен-
|га Центральный Комитет Венгерской социалистической рабочей
|ртии сплотили вокруг себя здоровые силы венгерского народа для
|рьбы с контрреволюцией.
:. Революционное рабоче-крестьянское правительство во главе с
яошем Кадаром отстояло и укрепило законный социалистический
(сударственный строй в ВНР, обеспечило соблюдение конституции
законности. Его мероприятия, направленные на подавление контр-
^волюции и укрепление народно-демократического строя, были
вликом и полностью одобрены и утверждены Государственным
бранием, избранным в 1953 г. Государственное Собрание ВНР
инодушно выразило правительству Я. Кадара свое доверие.
4 ноября 1956 г. Революционное рабоче-крестьянское правитель-
рво Венгрии обратилось к командованию советских войск в Венг-
ии с просьбой помочь венгерскому народу в разгроме сил контрре-
&люпии и обеспечении порядка и спокойствия в стране. Совет-
Вое правительство, руководствуясь стремлением к поддержанию
Ира и безопасности и исходя из принципов социалистического
Втернационализма, выполнило эту просьбу. Оно решительно вы-
купило против империалистического экспорта контрреволюции.
| 6 ноября, сообщал посол СССР Ю. В. Андропов, в Будапеште
|>1ли проведены три митинга, на которых присутствовало более че-
lapex тысяч коммунистов и членов профсоюзов. Участники митин-
|рв пришли к местам сборов колоннами и с красными и националь-
ными флагами. Демонстранты пели <Интернационал> и <Марселье-
|у> и скандировали: <Долой анархию!>, <Мы хотим работать>,
Юашизм не пройдет!>, <Да здравствует правительство Кадара!>.
|емонстранты требовали, чтобы правительство Кадара приняло не-
Цбходимые меры в интересах немедленного восстановления порядка
(безопасности в столице. Участники митингов протестовали против
еррористических действий контрреволюционных элементов2в.
Советский народ в срочном порядке оказал безвозмездную брат-
ую помощь венгерским трудящимся. В Венгрию были отправлены
!1М АВП СССР.
245
50 тыс. т зерна и муки, 5 тыс. т сахара, 3 тыс. т мяса и
другие продукты, были отгружены медикаменты, сырье, топливо ".
Венгерский народ при поддержке Советского Союза и других
социалистических стран одержал решающую победу над силами
контрреволюции. Венгерская контрреволюция и ее зарубежные
вдохновители были разоблачены и разгромлены. Расчеты империа-
листов на крушение социализма в Венгрии рухнули.
Своевременная братская помощь, оказанная Советским Союзом
венгерскому народу в подавлении контрреволюционного мятежа,
имела большое международное значение. В декларации правительств
Советского Союза и Венгерской Народной Республики от 28 марта
1957 г. была дана надлежащая оценка этого мятежа и отмечены
его тяжелые последствия для венгерского народа, для венгерского
государства, а также для дела мира и безопасности в Европе2а.
Вскоре после этих событий, 26 ноября 1956 г., в своем заявлении
корреспондентам советской печати Я. Кадар по этому поводу гово-
рил: <Оказание помощи Советского правительства венгерскому наро-
ду означало не только выполнение обязательств, вытекающих из
договоров, но и глубокое понимание сложной обстановки. Советское
правительство не только помогло остановить кровопролитие в Венг-
рии, помешать реставрации капитализма в нашей стране, но и пре-
дотвратить появление очага войны, который мог бы возникнуть. Бы-
ла ли реальная опасность новой войны? Бесспорно, да> 2Э.
Советская помощь в дни трагических событий 1956 г. в Венг-
рии нашла глубокое понимание и признательность со стороны вен-
герского рабочего класса и трудового крестьянства. Выражая чувст-
ва венгерского народа, Первый секретарь ЦК ВСРП Янош Кадар в
Отчетном докладе ЦК ВСРП VII съезду партии 30 ноября 1959 г.
сказал: <Все сознательные и честные венгры вечно с благодарностью
будут помнить о той помощи, которую оказал Советский Союз по
просьбе Революционного рабоче-крестьянского правительства вен-
герскому народу в 1956 г., когда вспыхнула контрреволюция и на-
висла угроза империалистического вмешательства. Благодаря этой
помощи удалось сорвать попытки империалистов вновь посадить па
шею венгерскому народу капитализм и фашизм и превратить пашу
родину в свой военный плацдарм, в арену боевых действий> s0.
Потерпев провал в попытке свергнуть народно-демократический
строй в Венгерской Народной Республике путем организации контр-
революционного мятежа, правящие круги некоторых западных дер-
жав предприняли дипломатическое наступление, направленное на
вмешательство во внутренние дела Венгрии под флагом ООН. Этп
державы навязали Организации Объединенных Наций обсуждение
так называемого <венгерского вопроса>, рассчитывая использовать
27 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг.: Сб. документов. М., 1974,
с. 97.
28 Правда, 1957, 29 марта.
29 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг., с. 100.
80 Кадар Я. Избр. статьи и речи, 1957-1960 гг. М., 1960, с. 490.
246
^скуссию по этому вопросу для раздувания <холодной войны> и
Йострения международной напряженности.
| Правительства СССР и Венгерской Народной Республики про-
стовали против этой новой попытки вмешательства во внутренние
ла Венгрии. В декларации от 28 марта 1957 г. правительства
щСР и ВНР заявили, что постановка и обсуждение этого вопроса
'ООН серьезно подрывают престиж этой организации и являются
Ьубым вмешательством во внутренние дела Венгрии, а также в
опросы компетенции правительств Венгрии, СССР и других стран -
частниц Варшавского Договора. Правительства СССР и ВНР зая-
или, что пребывание советских войск в Венгрии в соответствии с
варшавским Договором, являясь решающим фактором, ограждаю-
)рм страну от агрессивных происков империалистов, диктуется
дожившимся международным положением, когда существует аг-
(Вссивный Североатлантический блок, когда ремилитаризируется
йпадная Германия и в ней все более активизируются реваншист-
кие силы, когда США и другие страны НАТО содержат многочис-
|енные базы вблизи границ социалистических стран, ведут против
рих стран подрывную работу, отказываются от соглашения о разо-
ужении и запрещении атомного оружия 31.
Руководствуясь вышеупомянутыми соображениями, правительст-
ва СССР и ВНР провели переговоры относительно условий пребы-
вния советских воинских частей на территории Венгрии. 27 мая
957 г. было подписано соглашение о правовом статусе советских
ойск, временно находящихся на территории Венгерской Народной
Республики.
| Расчеты империалистических государств использовать события в
внгрии в целях подрыва единства и сплоченности социалистическо-
) лагеря потерпели провал. Большое значение для срыва этих
асчетов имела декларация правительства СССР об основах разви-
вая и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Со-
Цвтским Союзом и другими социалистическими странами от 30 ок-
|ября 1956 г. В декларации подчеркивалось, что Советское прави-
тельство во взаимоотношениях с социалистическими странами твер-
до проводит в жизнь ленинские принципы равноправия народов и
ргремится к дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества
|1ежду социалистическими странами на основе полного суверените-
та каждого социалистического государства.
<Советское правительство,- говорилось в декларации,- выража-
г уверенность, что народы социалистических стран не позволят
нешним и внутренним реакционным силам поколебать основы на-
одно-демократического строя, завоеванного и укрепленного само-
этверженной борьбой и трудом рабочих, крестьян, интеллигенции
рйаждой страны. Они приложат все усилия к тому, чтобы устранить
Цвсе препятствия, лежащие на пути к дальнейшему укреплению де-
41 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг., с. 112.
247
мократических основ, независимости и суверенитета своих стран,
развивать дальше социалистические основы каждой страны...> 32
В конце 1956 - начале 1957 г. состоялись визиты в Москву
правительственных и партийных делегаций Польши, Румынии, ГДР,
КНР, Албании, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и МНР. Во вре-
мя переговоров были обсуждены и решены важнейшие вопросы
межгосударственных отношений в интересах дальнейшего укрепле-
ния дружбы и равноправного сотрудничества стран социалистиче-
ской системы.
Основы взаимоотношений социалистических стран нашли исчер-
пывающее выражение в историческом документе международного
коммунистического движения - <Декларации Совещания представи-
телей коммунистических и рабочих партий социалистических
стран>, состоявшегося в Москве 14-16 ноября 1957 г. В <Декла-
рации> было подчеркнуто особенно важное значение укрепления
единства социалистических стран в сложившейся международной
обстановке, дан глубокий анализ принципов социалистического цц-
тернационализма и намечены пути дальнейшего укрепления друя;-
бы и сотрудничества между государствами - членами социалисти-
ческого содружества. Свои взаимоотношения, указывалось в <Дек-
ларации>, социалистические страны строят на принципах полного
равноправия, уважения территориальной целостности, государствен-
ной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние
дела друг друга. <Декларация> подчеркивала, что неотъемлемой
частью этих взаимоотношений является братская взаимопомощь,
в которой находит свое действенное проявление принцип социалис-
тического интернационализма. В <Декларации> указывалось также,
что сплоченность и единство социалистических стран являются вер-
ной гарантией национальной независимости и суверенитета каждой
из них. <Для упрочения братских отношений и дружбы между
странами социализма,- говорилось в <Декларации>,- необходил1а
марксистско-ленинская интернационалистическая политика комму-
нистических и рабочих партий, воспитание всех трудящихся в духе
сочетания интернационализма с патриотизмом, решительная борьба
за преодоление пережитков буржуазного национализма и шовиниз-
ма. Все вопросы взаимоотношений между социалистическими стра-
нами могут полностью разрешаться путем товарищеского обсужде-
ния на основе неукоснительного соблюдения принципов социалисти-
ческого интернационализма>.
Совещание коммунистических и рабочих партий подчеркнуло,
что социалистические государства установили между собой на ос-
нове полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимо-
помощи широкое экономическое и культурное сотрудничество. Это
сотрудничество, как отмечало Совещание, играет важную роль не
только в укреплении политической и экономической независимости
каждой из социалистических стран, но и в укреплении всего социа-
листического содружества в целом. Солидарность социалистических
" Правда, 1956, 31 окт.
248
государств служит интересам всех миролюбивых народов, сдерживая
агрессивные устремления воинствующих империалистических кру-
гов, поддерживая и одобряя крепнущие силы мира зэ.
Крах контрреволюционного мятежа в Венгрии означал также и
провал политики империалистических держав, направленной на
йеставрацию капиталистических порядков в отдельных социалисти-
ческих странах и на подрыв всей социалистической системы. Вен-
герские события ярко продемонстрировали тот факт, что при усло-
вии единства лагеря социализма его экономическая и военная
Мощь надежно гарантирует каждую социалистическую страну от
. посягательств со стороны международной реакции.
^ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ПРОТИВ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
: НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
; ПОСЛЕ СУЭЦКОГО КРИЗИСА
Потерпев неудачу в открытой агрессии на Ближнем Востоке и
диверсиях против социалистических стран, западные державы,
Щоднако, не отказались от дальнейших авантюр. Они продолжали
|здоиски против мира и безопасности, особенно на Ближнем и Сред-
Каем Востоке.
| После провала агрессии против Египта главную роль в проведе-
|.нии колонизаторской политики взяли на себя правящие круги Сое-
I диненных Штатов. Они стремились занять место старых колониаль-
: иых держав - Англии и Франции в эксплуатации и ограблении
арабских народов и в новой форме навязать им ярмо колониального
господства. При этом они опирались на свою агентуру в лице
Израиля. В деле осуществления этой задачи важная роль отводи-
лась так называемой доктрине Эйзенхауэра.
В декабре 1956 г. государственный секретарь США Даллес вру-
чил американскому президенту меморандум о политике США на
Ближнем Востоке, в котором подчеркивалось, что положение в этом
регионе характеризуется серьезным ослаблением позиций Англии и
.Франции, ростом симпатий к Советскому Союзу и растущим стрем-
лением арабских стран к независимости и единству. В такой обста-
новке Даллес предложил не допускать заполнения вакуума, якобы
создавшегося на Ближнем Востоке после поражения Англии и
Франции, и начала <советского проникновения> в арабские страны.
Госсекретарь США высказался за разработку <нового курса> амери-
канской политики в отношении ближневосточного региона. 5 января
1957 г. этот <новый курс> был объявлен в форме послания прези-
дента конгрессу, после чего он стал именоваться <доктриной Эйзен-
хауэра>.
В послевоенные годы Соединенные Штаты усилили наступление
на позиции Англии н Франции на Ближнем Востоке и в Северной
Африке, стремясь вытеснить их и установить свою гегемонию в
33 Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих пар-
тий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14-16 ноября
1957 года. М., 1957.
249
этих важных районах мира. Такая политика привела к значитель-
ному обострению противоречий между США, с одной стороны,
и Англией н Францией - с другой, в их борьбе за преимуществен-
ное место в колониальной эксплуатации народов Ближнего и Сред-
него Востока.
Однако вытеснение Англии и Франции с Ближнего и Среднего
Востока было лишь одной из сторон <доктрины Эйзенхауэра>.
В основном же <доктрина Эйзенхауэра> была направлена против
национальной независимости и государственного суверенитета всех
стран этого района. Она явилась новым свидетельством того, что
Соединенные Штаты превратились в главный оплот современного
колониализма. Провозглашение и проведение в жизнь этой коло-
низаторской доктрины окончательно развеяли миф о мнимом <антп-
колопиализме> США. Доктрина свидетельствует о том, что США
взяли на себя функции международного жандарма - душителя па-
цпонально-освободительного движения, борьбы народов за нацио-
нальное освобождение.
Колонизаторская сущность <доктрины Эйзенхауэра> была разо-
блачена в Заявлении ТАСС от 13 января 1957 г. <О политике Сое-
диненных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке>. <Выдвинутая
Соединенными Штатами империалистическая программа колониа-
лизма,- говорилось в этом Заявлении,- свидетельствует о том, что
американские правящие круги пе сделали необходимых выводов из
факта провала агрессии против Египта. Они явно пытаются воз-
вратиться к обанкротившейся политике <с позиции силы>. Все это
не только не способствует ослаблению напряженности в этом райо-
не, а, наоборот, ведет к обострению положения, к усилению угрозы
для мира на Ближнем и Среднем Востоке... В послании господина
Эйзенхауэра звучит не голос мира, а голос войны> 34.
В послании президента Эйзенхауэра содержалось требование к
арабским странам отказаться от связей с Советским Союзом и дру-
гими социалистическими странами. За этим требованием скрыва-
лось стремление реакционных кругов США лишить молодые неза-
висимые государства Ближнего и Среднего Востока поддержки со
стороны социалистических государств в борьбе за укрепление их
национальной независимости.
СССР проводил курс на предотвращение такого развития обста-
новки на Ближнем и Среднем Востоке, которое могло бы поставить
под угрозу мир. Правительство СССР выдвинуло конкретную про-
грамму, предусматривавшую принятие срочных и решительных мер.
направленных на обеспечение мира и безопасности в этом районе.
11 февраля 1957 г. Советское правительство предложило правитель-
ствам трех западных держав принять проект <Основных прппштпов
Декларации правительств СССР, США, Англии и Франции по во-
просу о мире и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке и не-
вмешательстве во внутренние дела стран этого района>. В проекте
Декларации четырем великим державам предлагалось принять па
34 Правда, 1957, 13 яив.
250
ебя обязательство основывать свою политику в отношении Ближне-
о и Среднего Востока на следующих принципах:
1) Сохранение мира на Ближнем и Среднем Востоке путем уре-
улирования спорных вопросов исключительно мирными средствами
ва основе метода переговоров.
2) Невмешательство во внутренние дела стран Ближнего и
Среднего Востока; уважение суверенитета и независимости этих
|тран.
^ 3.) Отказ от всяких попыток вовлечения этих стран в военные
длоки с участием великих держав.
i 4) Ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск
; территории стран Ближнего и Среднего Востока.
г 5) Взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и
Среднего Востока.
I 6) Содействие экономическому развитию стран Ближнего и
рреднего Востока без предъявления каких бы то ни было при этом
Эолитических, военных или иных условий, не совместимых с до-
стоинством и суверенитетом этих стран 35.
Правительства трех западных держав заняли отрицательную по-
ацию в отношении предложений Советского правительства, при-
_ятие которых исключало бы для них возможность односторонних
Действий на Ближнем и Среднем Востоке.
' В марте 1957 г. на Бермудских островах состоялось совещание
президента США Эйзенхауэра и премьер-министра Англии Мак-
миллана, который сменил Идена, вынужденного уйти в отставку в
результате поражения суэцкой авантюры. На совещании обсужда-
яись, в частности, вопросы, связанные с положением на Ближнем и
Среднем Востоке. Одним из главных итогов этого обсуждения яви-
лось англо-американское соглашение об активном участии США в
кработе военной комиссии Багдадского пакта. Такой шаг США, про-
диктованный их стремлением <вдохнуть жизнь> в этот военный блок,
усиливал опасность, угрожавшую независимости арабских стран со
^стороны государств, входящих в Багдадский пакт,
; Стремясь к сохранению спокойствия и мира в районе, располо-
женном в непосредственной близости от южных границ СССР,
Советское правительство 1 апреля 1957 г. выступило с заявлением
'До поводу совещания на Бермудских островах. В этом документе,
|Вскрыв агрессивную сущность политики США на Ближнем Восто-
ке, Советское правительство указало: <Если до сих пор правитель-
^ство Соединенных Штатов старалось формально отмежевываться от
Доколониальной политики Великобритании в этом районе и выдавать
рсебя за противника колониальных порядков, то в настоящее время
Цлсгенде об <антиколониализме> США, которую усердно распростра-
няла американская пропаганда, кладется конец. Маска сброшена,
Щи отныне США открыто выступают единым фронтом с колониаль-
Ц' Выми державами - Великобританией и Францией в их попытках
Ц " Правда, 1957, 13 февр.
251
восстановить колониальные порядки в странах Ближнего и Сред-
него Востока> зе.
Народы Ближнего и Среднего Востока отвергли империалисти-
ческие маневры американской дипломатии.
Нападением на Египет и организацией мятежа в Венгрии запад-
ные империалисты вызвали новое обострение международного по-
ложения.
Крах контрреволюционного мятежа в Венгрии, провал агрессии
империалистических стран против Египта явились новым подтверж-
дением того, что силы империалистической реакции не в состоянии
диктовать свою волю миру, что лагерь империализма даже с по-
мощью прямого насилия не может реставрировать капиталистический
строй в странах, вступивших на путь построения социализма, или
восстановить колониальные порядки в странах, добившихся полити-
ческой независимости, предотвратить распад колониальной системы.
Активные и решительные меры в защиту мира, предпринятые Со-
ветским Союзом, еще раз подтвердили, что СССР является надеж-
ным оплотом независимости и социального прогресса народов, глав-
ным препятствием для империалистической агрессии.
36 Правда, 1957, 1 апр.
XXVI
ГЛАВА
ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
НАРОДАМ АЗИИ И АФРИКИ
В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
(1957-1964гг.)
СССР СОДЕЙСТВУЕТ ЛИКВИДАЦИИ КОЛОНИАЛИЗМА
В конце 50-х и начале 60-х годов в условиях непрерывного роста
,ял социализма и демократии, ослабления позиций империализма
1ационально-освободительное движение народов колониальных и
ависимых стран достигло невиданного ранее по своим масштабам
юдъема. Поднявшиеся на борьбу угнетенные народы нанесли им-
1ериализму новые сокрушительные удары.
^ Завершилась ликвидация колониальных империй в Азии. В 1957-
|959 гг. получили независимость Малайская федерация и Сингапур.
рывшие португальские колонии Гоа, Диу и Даман в декабре
i961 г. воссоединились с Индией. В мае 1963 г. Индонезии был воз-
вращен Западный Ириан. Империалистические державы надеялись
фохранить Африку. Но рухнули колониальные порядки в большин-
стве африканских стран. Первым добился независимости Судан,
вскоре освободился Тунис. Тогда же была признана независимость
Марокко. В 1957 г. освободилась Гана, а через год - Гвинея.
г1960 год, когда на карте Африканского континента появилось 17 но-
Ьых независимых государств, справедливо называют годом Афри-
ки 1.
* Фронт активной борьбы против империализма развернулся в
таганской Америке. Под напором национально-освободительных сил
дотерпели крушение диктаторские режимы на Кубе, в Венесуэле,
Колумбии. Кубинская народная революция, развивавшаяся в усло-
виях изменившегося соотношения сил на мировой арене, переросла
в социалистическую. В Западном полушарии возникло первое го-
сударство, вставшее на путь строительства социализма.
После завоевания политической независимости перед молодыми
^государствами встала задача преодоления хозяйственной отстало-
сти и построения самостоятельной национальной экономики. Эту
задачу могли радикально решить лишь страны, вставшие на путь
социального прогресса. Ряд стран, освободившихся от колониаль-
| ной зависимости, уже выбрал некапиталистический путь развития и
|етал успешно осуществлять глубокие социальные преобразования.
1 Проводились аграрная реформа, национализация собственности
' Советско-африканские отношения: Справочник. М., 1982, с. 174-176.
253