(Из книги: История внешней политики СССР: 1917-1985
 (в 2-х томах), под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарёва.
 М, Наука, 1986.
     Эту книгу я подобрал, когда её выбрасывали
знакомые; ценно, на мой взгляд, то, что здесь изложена
позиция руководства СССР - в современных учебниках такого нет.
Например, приятно после повторов на тему того, что США применили
ядерное оружие лишь из стремления сохранить жизни своих солдат
и скорее закончить войну, увидеть ссылку - с годом
и страницей - на высказывание руководства США по поводу того,
что основной целью было устрашение нашего руководства.
)

XXV ГЛАВА

СССР В БОРЬБЕ ПРОТИВ АГРЕССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
И ПРОИСКОВ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В ВЕНГРИИ 
(1956-1957 гг.)

Открывшаяся в середине 50-х годов перспектива дальнейшего 
упрочения мира шла вразрез с интересами правящих кругов им- 
периалистических государств. Стремясь обеспечить свои империа- 
листические интересы, главным образом интересы нефтяных моно-
полий на Ближнем Востоке, Англия, Франция и Израиль предпри-
няли вооруженную агрессию против Египта. Одновременно 
международная реакция, возглавляемая империалистическими кру- 
гами США, спровоцировала контрреволюционный мятеж в Венгрии.

Оба эти агрессивных акта явились звеньями единой цепи им- 
периалистической политики западных держав, направленной на со-
хранение колониализма, против свободы и независимости народов,
на подрыв единства социалистических стран и ослабление мировой 
социалистической системы.

БОРЬБА СССР В ПОДДЕРЖКУ АРАБСКИХ НАРОДОВ, 
ЗА ПРЕСЕЧЕНИЕ АГРЕССИИ АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И ИЗРАИЛЯ 
ПРОТИВ ЕГИПТА

После второй мировой войны арабские пароды решительно вы- 
ступили в защиту своей независимости и законного права свободно 
распоряжаться природными богатствами своих стран.

Свергнув в 1952 г. прогнивший режим короля Фарука, патрио-
тически настроенные офицеры египетской армии взяли власть в
свои руки и провозгласили республику. Новое правительство, во
главе которого вскоре встал выдающийся деятель египетской рево-
люции Гамаль Абделъ Насер, заняло антиимпериалистическую по-
зицию. Во внешней политике правительство Насера приняло поли-
тику нейтралитета, неучастия в военных блоках и потребовало от
Англии вывода ее войск из зоны Суэцкого канала. В условиях но-
вого соотношения сил и под влиянием дальнейшего укрепления ми-
ровой системы социализма - надежной опоры национальной неза-
висимости народов Азии и Африки - английские империалисты
были вынуждены удовлетворить справедливые требования Египта.

233

В 1954 г. было подписано англо-египетское соглашение о выводе
английских войск и ликвидации военной базы Англии на египет- 
ской территории. 18 июня 1956 г. последний британский солдат 
покинул египетскую землю, 74-летняя оккупация Египта англий- 
скими войсками закончилась. Однако Англия не намерена была
терять свои экономические и стратегические позиции на Ближнем
и Среднем Востоке. В ответ на резкое увеличение враждебности 
империалистического мира против арабских народов Советский 
Союз и другие социалистические страны пришли им на помощь. 
В сентябре 1955 г. были подписаны соглашения о поставках Егип- 
ту оружия Советским Союзом, Чехословакией и Польшей. Эти согла- 
шения явились важным фактором, укреплявшим международное 
положение Египта и его способность к сопротивлению империали-
стам.

Ликвидация империалистической монополии на поставку ору- 
жия на Ближний Восток вызвала озлобление международной ре- 
акции. Империалистические круги Запада сделали попытку поме- 
шать освобождению Египта от этой монополии, не позволявшей 
ему вести независимую политику. В Каир был срочно направлен 
помощник государственного секретаря США Аллен, наделенный 
чрезвычайными полномочиями, вплоть до предъявления Египту 
ультиматума с требованием отказаться от получения оружия из 
социалистических стран. Советское правительство оказало необхо- 
димую поддержку Египту, опубликовав специальное заявление,
в котором подчеркивалось, что оно <придерживается той позиции, 
что каждое государство имеет законное право заботиться о своей 
обороне и покупать для своих оборонительных нужд оружие у дру- 
гих государств на обычных коммерческих условиях и никакое ино- 
странное государство не имеет права в это вмешиваться и предъ- 
являть какие-либо односторонние претензии, которые нарушали бы 
права или интересы других государств> 1.

В результате твердой политики Египта, отдиравшегося на совет- 
скую поддержку, США были вынуждены отступить. Отказалась от 
предъявления ультиматума и Англия. В ряде своих выступлений 
президент Насер высоко оценил значение помощи со стороны Со- 
ветского правительства, указывая на важность освобождения Егип- 
та от монополии западных держав на продажу устаревшего воору- 
жения своим бывшим колониям, которую они тщетно пытались 
удержать.

Египетское правительство приступило к ликвидации тяжелых 
последствий многолетнего хозяйничанья английских колонизаторов,
к развитию национальной экономики и повышению жизненного 
уровня народа. Оно запланировало строительство высотной Асуан- 
ской плотины, которая должна была дать значительный прирост 
(до Уз) орошаемых посевных площадей и мощную энергетическую 
базу для развития промышленности. В феврале 1956 г. Междуна- 
родный банк реконструкции и развития согласился предоставить

1 Правда, 1955, 2 окт. 

234

Египту заем на строительство плотины в сумме 200 млн. долл. при 
условии, что 70 млн. долл. будут предоставлены в виде <помощи> 
со стороны США и Англии. Это решение западных держав было 
Продиктовано стремлением использовать помощь для оказания по- 
литического нажима. Предполагалось вновь сделать Египет зависи- 
мым от американских и английских монополий.

Египетское правительство отклонило унизительные политиче- 
ские условия, навязывавшиеся ему западными державами. В ответ 
империалисты 19 июля 1956 г. в оскорбительной форме взяли об- 
ратно свои обещания о предоставлении Египту займа на строи-
тельство Асуанской плотины.

Таким образом, египетское правительство было поставлено перед 
фактом срыва строительства жизненно важного объекта. Но оно не 
отступило под давлением империалистов. Более того, правительст- 
во Египта предприняло акт исключительной важности, который от- 
вечал интересам не только Египта, но и всех арабских народов.
26 июля 1956 г. в Каире был принят декрет о национализации 
<Всеобщей компании Суэцкого морского канала>, долгое время яв- 
лявшейся источником крупных доходов для акционеров Англии и 
Франции.

Выступив против правомочности египетского правительства на- 
ционализировать компанию Суэцкого канала, империалистические 
круги Англии, Франции и США пытались умышленно смешать во- 
прос о национализации компании Суэцкого канала с вопросом о 
свободе судоходства по каналу.

С самого начала в подходе к суэцкому вопросу отчетливо опре- 
делились две принципиально противоположные линии. Советский 
Союз и другие страны социалистического лагеря, а также большин- 
ство афро-азиатских государств и все миролюбивые прогрессивные 
силы мира решительно выступили на стороне Египта, поддерживая 
его справедливые действия. Советское правительство публично 
заявило, что оно <считает решение Правительства Египта о нацио- 
нализации Суэцкого канала вполне законным действием, вытекаю-
щим из суверенных прав Египта> 2.

Империалистические государства - Англия, Франция, США - 
проводили в суэцком вопросе политику, направленную на ущемле- 
ние национального суверенитета Египетской республики и интере- 
сов египетского народа. Эти державы прибегали к экономическому 
нажиму па Египет. 27 июля был наложен секвестр на находившиеся 
в распоряжении Англии и Франции активы компании Суэцкого ка- 
нала и заморожены стерлинговые счета Египта в Англии. 31 июля 
аналогичные меры приняли США, заявившие одновременно о со- 
кращении поставок Египту в счет соглашений о помощи. Одновре- 
менно правительства Англии и Франции начали широкие военные
приготовления в целях нажима на Египет с помощью агрессии про- 
тив него.

2 Правда, 1956, 10 авг.

235

Советское правительство в своем заявлении от 9 августа 1956 г.
решительно осудило враждебные действия западных держав против 
Египетской республики, квалифицировав их как угрозу миру и 
безопасности 3.

Национализация Суэцкого канала не затрагивает интересов наро- 
дов Англии, Франции, США или других стран. <Попытки насильно 
навязать Египту господство иностранного капитала... носят явно ко- 
лонизаторский характер>,- говорилось в заявлении 4.

В монополистических кругах Соединенных Штатов Америки на- 
ционализация компании Суэцкого канала вызвала не менее злобную
реакцию, чем в Англии и Франции. Эти круги выражали опасения, 
что этот акт правительства Египта поставит под угрозу интересы 
американских нефтяных компаний на Ближнем Востоке, которые 
контролировали 60% всей добычи нефти в этом районе, что примеру 
Египта последуют другие арабские страны.

Соединенные Штаты с самого возникновения суэцкого кризиса
выступили единым фронтом с Англией и Францией с целью навя- 
зать Египту невыгодное ему решение суэцкого вопроса.

30 января - 1 февраля 1956 г. в Вашингтоне состоялось сове- 
щание между Эйзенхауэром и Иденом. В коммюнике совещания 
говорилось, что правительства США и Англии сделали приготовле- 
ния для совместного обсуждения характера действий, которые они 
должны будут предпринять в случае <нарушения мира> на Ближ- 
нем Востоке 5.

США выступили в качестве автора проекта урегулирования су-
эцкого вопроса, известного под названием <плана Даллеса>, ко- 
торый предусматривал создание <международного органа> по уп- 
равлению Суэцким каналом, а по существу, передачу в конечном 
итоге управления каналом в руки американских монополий.

Вопрос обсуждался на международной конференции, состояв- 
шейся 16-23 августа 1956 г. в Лондоне. Делегация СССР высту-
пила на конференции за мирное решение суэцкого вопроса на осно- 
ве справедливого сочетания интересов Египта и интересов всех 
других государств - пользователей Суэцкого канала.

Советская делегация предложила довести до сведения мирово- 
го общественного мнения, что <участники совещания стремятся к 
мирному решению суэцкой проблемы путем переговоров на основе 
сочетания национальных интересов Египта и интересов обеспече- 
ния свободы судоходства по Суэцкому каналу> 6.

Советская делегация разоблачила и осудила колонизаторскую
сущность американского плана, откровенно отрицавшего возмож- 
ность ведения переговоров с Египтом как с равноправным государ- 
ством и представлявшего собой завуалированную попытку навязать 
Египетской республике условия, наносящие ущерб ее суверените-

3 Там же.

4 Там же.

5 The Department of State Bulletin, 1956, Febr. 13, p. 233.

6 Известия, 1956, 24 авг.

236

ту 7. 23 августа 195В г. советская делегация заявила, что единст- 
венным путем разрешения вопроса о Суэцком канале, отвечающим 
современным условиям и духу времени, является признание суве- 
ренитета Египта как независимого и равноправного государства, 
как полного хозяина Суэцкого канала. Это решение должно учи- 
тывать экономические и политические интересы Египта и обеспе- 
чивать свободу судоходства по каналу.

Тем не менее правительства Англии и Франции продолжали 
свою политику давления на Египет, все более усиливая напря-
женность на Ближнем и Среднем Востоке. В связи с этим Совет-
ское правительство 15 сентября 1956 г. выступило с новым заяв- 
лением. В нем указывалось на необходимость мирного решения 
суэцкого вопроса и подчеркивалось, что военные приготовления, 
проводимые Англией и Францией, свидетельствуют о намерении 
этих держав захватить Суэцкий канал силой и представляют уг- 
розу агрессии против Египта. СССР, указывалось в этом заявлении, 
<не может стоять в стороне от суэцкого вопроса и не проявлять 
озабоченности по поводу того положения, которое сложилось в на- 
стоящее время в результате действий западных держав. Это и по- 
нятно, так как любое нарушение мира в районе Ближнего и Сред- 
него Востока не может не затрагивать интересов безопасности Со- 
ветского государства> 8.

После того как правительство Египта категорически отвергло 
<план Даллеса>, правительство США выступило с инициативой соз- 
дания так называемой Ассоциации пользователей Суэцким каналом, 
в которой приняли бы участие США, Англия и Франция и которая 
должна была взять на себя <координацию судоходства по Суэцко-
му каналу> и взимание сборов за проход судов через канал. Идея 
создания <Ассоциации пользователей Суэцким каналом> была от- 
крыто направлена на захват канала империалистами.

Советское правительство в своем заявлении от 15 сентября 
1956 г. указало, что этот план трех западных держав нельзя рас- 
ценивать иначе, как опасную провокацию, ведущую к тому, чтобы 
<еще больше обострить обстановку вокруг Суэцкого канала и искус- 
ственно создавать инциденты, которые можно было бы использовать 
как повод для применения силы против Египта> 9.

Заявления представителей правительств США, Англии и Фран- 
ции по суэцкому вопросу вполне подтверждали правильность этой 
оценки. Так, 13 сентября 1956 г. государственный секретарь США 
Даллес заявил на пресс-конференции, что если правительство Егип- 
та будет чинить препятствия свободному движению судов <Ассоциа- 
ции пользователей> через канал, то страны, пользующиеся Суэцким 
каналом, будут считать себя вправе передать суэцкий вопрос в ООН 
или же принять другие меры, <соответствующие обстоятельст- 
вам> 10. Английский премьер-министр Иден выступил с заявлением

7 Известия, 1956, 18 авг.

8 СССР и арабские страны, 1917-1960 гг.: Документы и материалы. М., 1961, 
с. 207.

9 Там же, с. 203.

10 The Department of State Bulletin, 1956, Oct. 8, p. 546.

237

о том, что если усилия Англии и ее союзников по урегулированию 
суэцкого кризиса потерпят неудачу, то правительство Англии будет 
считать себя свободным принять меры, которые оно найдет необхо- 
димыми. Заявление премьер-министра Франции Ги Молле, сделан- 
ное им 13 сентября, было выдержано в таком же духе.

Правительство Египетской республики дало решительный отпор 
попыткам империалистических держав оказать нажим на Египет. 
15 сентября президент Насер заявил, что если какое-либо судно 
войдет в Суэцкий канал без разрешения египетских властей, то это 
будет рассматриваться как нарушение суверенитета Египта. <Еги- 
пет будет защищать канал,- сказал Насер.- Мы готовы бороться 
за него>).

Из заявлений официальных представителей западных держав 
было ясно, что правительства Англии и Франции с самого начала 
суэцкого кризиса планировали применение вооруженной силы в от- 
ношении Египта. Это подтвердил впоследствии Иден в своих мемуа- 
рах. <Правительство твердо решило,- писал он,- что наши жиз- 
ненно важные интересы в этом районе должны быть обеспечены, 
если потребуется, посредством военных действий... Один только 
экономический и политический нажим не мог бы, вероятно, остано- 
вить Насера и восстановить международный контроль над каналом. 
С самого начала мы должны были подготовиться подкрепить наши 
шаги военными действиями> и.

Правительство США было осведомлено о военных приготовле- 
ниях Англии и Франции против Египта. На совещании министров 
иностранных дел Англии, Франции и США, состоявшемся в Лон- 
доне еще 29 июля - 2 августа 1956 г., Даллес ознакомил своих 
коллег с позицией США. <Президент,- пишет Иден в своих ме- 
муарах,- не исключал возможности применения силы. Он призна- 
вал особую ценность канала для свободного мира и возможность 
того, что в конце концов придется прибегнуть к использованию 
силы для защиты международных прав> 12. Даллес заявил на сове;

щании: <Нужно бы найти способ заставить Насера выплюнуть то, 
что он пытается проглотить... Мы должны предпринять энергич- 
ную попытку настроить мировое общественное мнение в пользу 
международного управления каналом... И тогда, если и придется 
прибегнуть к военным действиям, они скорее увенчаются успехом 
и повлекут за собой не столь серьезные последствия> 13.

Таким образом, политика США была направлена на поощрение 
агрессоров. Но не желая обострять отношения с арабскими страна- 
ми, США лицемерно заявили 13 сентября, что они <не намерены 
силой пробивать себе дорогу через канал>. В беседах с Иденом 
высказывалось иное. 1 октября Даллес сказал ему, что он не 
исключает применения силы <в качестве крайнего средства> 14. За-

11 The Memoirs of Sir Antony Eden. Full Circle. L., 1960, p. 426, 427.

12 Ibid., p. 436-437.

13 Ibid., p. 437.

14 Ibid., p. 503.

238

ручившись поддержкой США, правительства Франции и Англии 
вступили в секретные переговоры с правительством Израиля для 
выработки совместного плана вооруженной интервенции против 
Египетской республики. При этом Израилю отводилась роль заст- 
рельщика агрессии, и правительство Израиля охотно взяло на себя 
эту роль. Выступая в качестве орудия империалистических держав 
в борьбе против национально-освободительного движения арабских 
народов, израильская правящая верхушка в то же время имела и 
свои собственные захватнические планы.

Израиль получил независимость по решению ООН в 1947 г., 
и вскоре правящие круги этой страны избрали во внешней поли- 
тике курс на захват земель соседних арабских государств. В 1948- 
1949 гг. Израиль захватил значительную часть территории Араб- 
ского государства, образование которого предусматривалось в 
Палестине тем же решением ООН, определившим создание незави- 
симого Израиля в пределах бывшей английской подмандатной тер- 
ритории Палестины. Около 1 млн. палестинских арабов были согна- 
ны правительством Израиля с родной земли. Арабские беженцы 
оказались вне родины и без средств к существованию. Но судьба 
палестинских беженцев не волновала израильских правителей. Те- 
перь посредством агрессии против Египта они надеялись осущест- 
вить новые территориальные захваты. Некоторые экстремисты, 
пользовавшиеся поддержкой премьер-министра Израиля Бен-Гури-
она и военного министра Даяна, мечтали о создании израильской 
<империи> в междуречье Нила и Евфрата. Широким потоком в Из- 
раиль поступало вооружение из США, Канады, Англии и Франции, 
чему в значительной степени содействовали сионистские организа- 
ции в этих странах.

Во второй половине октября 1956 г. в результате переговоров 
между официальными представителями Франции, Англии и Израи- 
ля блок агрессоров был окончательно оформлен. В ночь на 30 ок- 
тября вооруженные силы Израиля нанесли внезапный удар по 
Египту и вторглись на его территорию.

30 октября, через 24 ч-аса после нападения Израиля на Египет, 
английское и французское правительства предъявили Египту 
ультиматум, в котором потребовали, чтобы египетское правительство 
в течение 12 часов:

а) прекратило все действия военного характера на суше, море 
и в воздухе,

б) отвело все свои вооруженные силы на 10 миль от Суэцкого 
канала,

в) согласилось на оккупацию британскими и французскими воо- 
руженными силами ключевых позиций в Порт-Саиде, Исмаилии и 
Суэце.

В случае отклонения этих условий правительства Англии и 
Франции угрожали вооруженной интервенцией 15.

Формально англо-французский ультиматум был обращен и к

15 Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее за период с 16 июля 
1956 г. по 15 июля 1957 г. Нью-Йорк, 1957, с. 35.

239

Израилю, однако этот лицемерный акт, целью которого было пред- 
ставить Англию и Францию в роли <третейских судей>, на деле 
служил только их интересам и узаконивал захваты Израиля, вкли- 
нившегося в глубь египетской территории на 160 миль.

Правительство Египетской республики категорически отвергло 
этот наглый ультиматум.

После нападения Израиля на Египет и еще до вооруженного 
вмешательства Англии и Франции Советское правительство внесло 
в Совет Безопасности проект резолюции по вопросу об израильской 
агрессии. В нем содержались требования прекращения военных 
действий и немедленного отвода израильских войск с территории 
Египта. На советское предложение Англия и Франция наложили 
вето 1в. США лицемерно воздержались при голосовании.

31 октября Англия и Франция начали военные операции про- 
тив Египта. Англо-французская авиация предприняла массирован- 
ное нападение на территорию Египта.

В результате этого внезапного нападения авиация Египта понес- 
ла большие потери, и воздушные силы агрессоров безнаказанно 
бомбили любые цели. 5 ноября Англия и Франция приступили к 
оккупации зоны Суэцкого канала, высадив объединенный англо- 
французский десант в районе Порт-Саида. Народ Египта поднялся 
на борьбу против агрессоров.

Агрессия против Египта с самого начала приняла характер 
варварской колониальной войны. В результате бомбардировок по- 
страдали многие египетские города и села, погибли мирные жи- 
тели. Англо-франко-израильекая агрессия вызвала гнев и возмуще- 
ние демократической общественности в самых различных странах. 
С заявлениями, осуждающими тройственную агрессию и требующи- 
ми вывода вооруженных сил интервентов с египетской территории, 
выступили правительства СССР, социалистических государств, 
арабских и многих других азиатских и африканских стран.

31 октября 1956 г. Советское правительство заявило, что реши- 
тельно осуждает агрессивные действия правительств Англии, 
Франции и Израиля в отношении Египта. Советское правительство 
потребовало, чтобы Совет Безопасности во имя сохранения мира и 
спокойствия в районе Ближнего и Среднего Востока принял немед- 
ленные меры к прекращению агрессивных действий Англии, Фран- 
ции и Израиля против Египта и к выводу войск интервентов с его 
территории ".

Правительство США, не захотев связывать себя с крайне непо- 
пулярной и, как быстро выяснилось, обреченной на провал агрессией 
против Египта, повело весьма двусмысленную политику, преследуя 
свои экономические и политические интересы. На словах оно отме- 
жевалось от своих союзников по НАТО - Англии и Франции18.

16 Там же, с. 36-37.

17 Известия, 1956, 1 нояб.

18 США внесли в Совет Безопасности 30 октября проект резолюции, в котором 
предписывалось немедленное прекращение военных действий и вывод 
израильских войск за установленные в 1949 г. линии перемирия.

240

На деле оно продолжало снабжать Англию и Францию нефтью и 
предоставило Англии заем в сумме 500 млн. долл.

Во время тройственной агрессии против Египта США не оказа- 
ли прямой поддержки своим союзникам. Такая политика объясня- 
лась прежде всего стремлением американских монополий еще бо- 
лее ослабить позиции своих английских и французских конкурентов 
на Ближнем Востоке. Кроме того, открытая солидарность с агрес- 
сорами нанесла бы большой ущерб престижу США во всех странах 
Азии. В то же время США не оказали никакой помощи Египту в 
его борьбе с агрессией. В критический момент военных действий 
США отклонили предложение СССР о совместных действиях с 
целью пресечения агрессии и заявили, что не допустят помощи 
Египту добровольцами из других стран.

По предложению делегаций ряда стран вопрос о вооруженной 
интервенции против Египта был передан на рассмотрение Чрезвы- 
чайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2 ноября она приняла 
подавляющим большинством голосов резолюцию, требующую от Анг- 
лии, Франции и Израиля прекращения военных действий против 
Египта и вывода их войск с египетской территории. Лишь 5 госу- 
дарств проголосовали против, и в том числе три агрессора - 
Англия, Франция и Израиль, которые отказались выполнить резо- 
люцию Генеральной Ассамблеи, продолжая военные действия против 
Египетской республики.

В этот критический момент Советское правительство предприня- 
ло решающий шаг. 5 ноября 1956 г. оно обратилось к Англии, 
Франции и Израилю с требованием немедленно прекратить военную 
интервенцию против Египта. Оно резко осудило преступные дейст- 
вия агрессоров против Египетской республики и предупредило о 
тех опасных последствиях, к которым может привести продолже- 
ние военной интервенции в Египте. Так, в послании английскому 
премьер-министру, в частности, говорилось: <В каком положении 
оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные 
государства, располагающие всеми видами современного истреби- 
тельного оружия? А ведь такие страны могли бы в настоящее вре- 
мя и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-
воздушного флотов, а использовать другие средства, например, ра- 
кетную технику... Глубоко озабоченные развитием событий на 
Ближнем и Среднем Востоке и руководствуясь интересами сохра- 
нения всеобщего мира, мы считаем, что правительство Англии 
должно внять голосу благоразумия и остановить войну в Египте. 
Мы обращаемся к Вам, к парламенту, к лейбористской партии, 
профсоюзам, ко всему народу Англии: прекратите вооруженную аг- 
рессию, остановите кровопролитие. Война в Египте может переки- 
нуться на другие страны и перерасти в третью мировую войну>. 
В заключение послания говорилось: <Мы полны решимости приме- 
нением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Восто- 
ке> 19.

19 Известия, 1956, 6 нояб.

241

В телеграмме министра иностранных дел СССР председателю 
Совета Безопасности от 5 ноября 1956 г. Советское правительство 
предлагало принять резолюцию, в которой Англии, Франции и Из- 
раилю предъявлялось требование в течение 12 часов прекратить 
военные действия и в трехдневный срок вывести вторгшиеся вой- 
ска с территории Египта. Советский Союз предлагал оказать воору- 
женную и другую помощь жертве агрессии - Египту путем посыл- 
ки военно-морских и военно-воздушных сил, воинских частей, доб- 
ровольцев, инструкторов, военной техники и других видов помощи, 
если Англия, Франция и Израиль не выполнят в указанный срок 
требования Совета Безопасности 20.

Одновременно Советское правительство обратилось к президен- 
ту США Эйзенхауэру с предложением объединить усилия и безот- 
лагательно использовать военно-морские и военно-воздушные 
силы обоих государств в целях пресечения агрессии и прекраще- 
ния дальнейшего кровопролития. Правительство США не приняло 
советского предложения 21.

Советский народ единодушно поддержал твердые и решительные 
действия своего правительства, направленные на пресечение англо-
франко-израильской агрессии против Египта. На фабриках и заво- 
дах, в колхозах, учреждениях и организациях прошли массовые 
митинги протеста против агрессии. Вечером 5 ноября состоялись 
многолюдные демонстрации трудящихся Москвы у посольств Анг- 
лии, Франции и Израиля под лозунгами: <Руки прочь от Египта!>, 
<Позор агрессорам!>, < Су эц - Египту!>. Среди трудящихся совет- 
ских городов возникло движение в пользу создания фонда помощи 
египетскому народу. Ярким выражением горячих симпатий совет- 
ского народа к народу Египта явились многочисленные заявления 
советских граждан, в том числе летчиков, танкистов, артиллерис- 
тов, офицеров запаса - участников Великой Отечественной войны, 
с просьбой разрешить им направиться в Египет в качестве добро- 
вольцев, чтобы вместе с египетским народом сражаться за изгна- 
ние агрессоров с египетской земли.

Твердая позиция в защиту Египетской республики, занятая Со- 
ветским Союзом, его решимость принять активное участие в обуз- 
дании агрессоров, в восстановлении мира в районе Ближнего и 
Среднего Востока, в предотвращении новой мировой войны отрезв- 
ляюще подействовали на правящие круги Англии и Франции и 
сыграли решающую роль в прекращении ими военных действий. 
Это признавала даже буржуазная пресса. Газета <Нью-Йорк Ге-
ральд Трибюн> 12 ноября 1956 г. указывала, что <подлинной при- 
чиной, побудившей Англию, Францию и Израиль принять решение 
уйти, была советская нота предупреждения> 22. Такое же мнение 
высказала в этот день <Нью-Йорк тайме>.

20 Там же.

21 The Department of State Bulletin, 1956. Nov. 19, vol. 35, N 908, 
p. 796-797.

22 The New York Herald Tribune, 1956, Nov. 12.

242

Через 22 часа после вручения советскими послами в Лондоне 
и Париже посланий Советского правительства главам правительств 
Англии и Франции военные действия этих государств в Египте 
были прекращены. Израильские, английские и французские войска 
в результате героического сопротивления египетского народа, под 
давлением СССР и большинства членов ООН вынуждены были по- 
кинуть оккупированные ими территории Египта. Англо-франко-из- 
раильская агрессия против Египта закончилась позорным провалом. 
Объединенными усилиями египетского народа, Советского Союза и 
других миролюбивых сил был потушен пожар одной из развязан- 
ных империалистами локальных войн, грозившей поставить че- 
ловечество на грань новой мировой катастрофы.

Поддержка Советским правительством справедливой борьбы еги- 
петского народа снискала Советскому Союзу горячую симпатию на 
всем Востоке, прежде всего египетского народа, а также пародов 
других арабских стран.

В беседе с советскими журналистами президент Насер заявил:

<Я пользуюсь этим случаем, чтобы выразить признательность еги- 
петского народа советскому народу за его поддержку Египта во 
время англо-франко-израильской агрессии, предпринятой с целью 
захвата Египта и лишения его свободы и суверенитета. Египетский 
народ высоко ценит поддержку, которую оказал ему советский па- 
род. Это является одним из факторов советско-египетской дружбы, 
и я хочу, чтобы эта дружба постоянно развивалась и крепла> 23.

Ликвидация очага войны на Ближнем и Среднем Востоке от- 
крывала широкие возможности для упрочения национальной неза- 
висимости арабских стран.

ПОПЫТКИ ЭКСПОРТА КОНТРРЕВОЛЮЦИИ В ВЕНГРИИ

Столкнувшись с усилением роли Советского Союза и других со- 
циалистических государств в противодействии империалистам па 
Ближнем и Среднем Востоке, правящие круги западных держав 
резко расширили подрывную деятельность против социалистических 
стран Европы, рассчитывая отвлечь внимание и силы СССР от со- 
бытий на Востоке. Особенно активную роль здесь играл главный 
союзник США - Западная Германия. Помимо поддержки своих аме- 
риканских покровителей, западногерманские реваншисты, организуя 
диверсии против социалистических стран, рассчитывали извлечь 
выгоду и для самих себя. События, спровоцированные в Венгрии 
в октябре - ноябре 1956 г., носили характер контрреволюционного 
мятежа. Мятеж в Венгрии, по замыслам его вдохновителей, должен 
был ликвидировать исторические завоевания рабочего класса, тру- 
дового крестьянства, всех трудящихся Венгрии, достигнутые за 
10 лет существования народно-демократического строя.

Социальную опору контрреволюционного мятежа в Венгрии со- 
ставляли представители свергнутых классов помещиков и капитали-

23 Правда, 1956, 28 дек.

243.

стов и примкнувшие к ним мелкобуржуазные элементы, а также 
изгнанные из Венгрии и укрывавшиеся на Западе остатки хортцс-
тов и реакционного офицерства. Главными вдохновителями контр- 
революционного путча в Венгрии были Соединенные Штаты. Руко- 
водитель Центрального разведывательного управления США Аллен 
Даллес на открытом заседании сенатской комиссии по иностран- 
ным делам заявил, что правительству США было заранее известно 
о предстоящем мятеже в Венгрии 24. В сущности, он признал, что 
Соединенные Штаты готовили мятеж. Государственный секретарь 
США Джон Фостер Даллес, выступая в штате Техас 27 октября, 
т. е. на четвертый день после начала событий в Венгрии, открыто 
призвал к замене существующего венгерского правительства другим. 
2 ноября 1956 г. правительство США выразило готовность предоста- 
вить венгерской контрреволюции заем в сумме 20 млн. долл., что 
было с восторгом встречено выходившими в Будапеште контррево- 
люционными газетами. Работающая под контролем американцев 
радиостанция <Свободная Европа> во время венгерских событий пре- 
вратилась в фактический штаб по координации действий мятежни- 
ков. 31 октября она передала в эфир провокационный призыв: <Пусть 
венгры ликвидируют Варшавский Договор и заявят, что Венгрия не 
является больше участником этого Договора>.

Контрреволюционеры стремились оторвать Венгрию от лагеря 
социализма, превратить страну в очаг агрессии против СССР и 
других социалистических стран. Контрреволюционный мятеж в 
Венгрии был одним из звеньев агрессивной политики империализма, 
направленной против свободы и независимости народов.

Ставший послушным орудием осуществления преступных планов 
империализма, предатель Имре Надь задолго до начала контррево- 
люционного мятежа вел тайную подпольную работу по подготовке 
свержения существующего народно-демократического строя, создав 
для этой цели нелегальную антигосударственную группу заговор- 
щиков. Скрыв свои подлинные намерения и планы, Имре Надь 
обманным путем 24 октября 1956 г. пробрался на пост главы прави- 
тельства. От руководства страной были отстранены конституцион- 
ные органы - Государственное собрание, Президиум ВНР. Контр- 
революционеры объявили о роспуске местных советов и их замене 
так называемыми <революционными комитетами>, которые создава- 
лись по преимуществу из фашистских элементов. С 25 октября по 
4 ноября 1956 г. он и его сообщники стали осуществлять разрабо- 
танный ранее план, составной частью которого было провозглаше- 
ние <нейтралитета> Венгрии. Затем в нарушение условий Варшав- 
ского Договора он незаконно объявил о выходе Венгрии из него ", 
а 4 ноября даже обратился к империалистическим странам с при- 
зывом оказать вооруженную поддержку венгерской контрреволюции. 
Вмешательство западных держав во главе с США во внутренние

24 Контрреволюционные силы в венгерских октябрьских событиях. М., 1956. 
т. 1, с. 5-6.

25 Контрреволюционный заговор Имре Надя и его сообщников. М., 1958, с. 139.

244

да Венгерской Народной Республики представляло собой прямую 
розу безопасности социалистических государств, создавало новый 
>аг военной опасности в Европе.

В условиях, когда над венгерским народом и завоеванным им 
вродно-демократическим строем нависла смертельная опасность, 
|ргерские патриоты, и прежде всего рабочий класс Будапешта, 
дали дело спасения страны в свои руки. По инициативе венгерско-
I рабочего класса его лучшие представители - Я. Кадар, Ф. Мюн-
вх и их соратники 3 ноября создали новое правительство - Вен-
фское революционное рабоче-крестьянское правительство. Оно 
ровозгласило своей программой обеспечение национальной не-
|висимости страны, объединение всех подлинных патриотов для 
|щиты народно-демократического строя от происков контрреволю-
Ви. Революционное рабоче-крестьянское правительство и Времен-
|га Центральный Комитет Венгерской социалистической рабочей 
|ртии сплотили вокруг себя здоровые силы венгерского народа для 
|рьбы с контрреволюцией.

:. Революционное рабоче-крестьянское правительство во главе с 
яошем Кадаром отстояло и укрепило законный социалистический 
(сударственный строй в ВНР, обеспечило соблюдение конституции 
законности. Его мероприятия, направленные на подавление контр-
^волюции и укрепление народно-демократического строя, были 
вликом и полностью одобрены и утверждены Государственным 
бранием, избранным в 1953 г. Государственное Собрание ВНР 
инодушно выразило правительству Я. Кадара свое доверие. 
4 ноября 1956 г. Революционное рабоче-крестьянское правитель-
рво Венгрии обратилось к командованию советских войск в Венг-
ии с просьбой помочь венгерскому народу в разгроме сил контрре-
&люпии и обеспечении порядка и спокойствия в стране. Совет-
Вое правительство, руководствуясь стремлением к поддержанию 
Ира и безопасности и исходя из принципов социалистического 
Втернационализма, выполнило эту просьбу. Оно решительно вы- 
купило против империалистического экспорта контрреволюции. 
| 6 ноября, сообщал посол СССР Ю. В. Андропов, в Будапеште 
|>1ли проведены три митинга, на которых присутствовало более че-
lapex тысяч коммунистов и членов профсоюзов. Участники митин-
|рв пришли к местам сборов колоннами и с красными и националь- 
ными флагами. Демонстранты пели <Интернационал> и <Марселье-
|у> и скандировали: <Долой анархию!>, <Мы хотим работать>, 
Юашизм не пройдет!>, <Да здравствует правительство Кадара!>. 
|емонстранты требовали, чтобы правительство Кадара приняло не-
Цбходимые меры в интересах немедленного восстановления порядка 
(безопасности в столице. Участники митингов протестовали против 
еррористических действий контрреволюционных элементов2в. 
Советский народ в срочном порядке оказал безвозмездную брат-
ую помощь венгерским трудящимся. В Венгрию были отправлены

!1М АВП СССР.

245

50 тыс. т зерна и муки, 5 тыс. т сахара, 3 тыс. т мяса и 
другие продукты, были отгружены медикаменты, сырье, топливо ".

Венгерский народ при поддержке Советского Союза и других 
социалистических стран одержал решающую победу над силами 
контрреволюции. Венгерская контрреволюция и ее зарубежные 
вдохновители были разоблачены и разгромлены. Расчеты империа- 
листов на крушение социализма в Венгрии рухнули.

Своевременная братская помощь, оказанная Советским Союзом 
венгерскому народу в подавлении контрреволюционного мятежа, 
имела большое международное значение. В декларации правительств 
Советского Союза и Венгерской Народной Республики от 28 марта 
1957 г. была дана надлежащая оценка этого мятежа и отмечены 
его тяжелые последствия для венгерского народа, для венгерского 
государства, а также для дела мира и безопасности в Европе2а.

Вскоре после этих событий, 26 ноября 1956 г., в своем заявлении 
корреспондентам советской печати Я. Кадар по этому поводу гово- 
рил: <Оказание помощи Советского правительства венгерскому наро- 
ду означало не только выполнение обязательств, вытекающих из 
договоров, но и глубокое понимание сложной обстановки. Советское 
правительство не только помогло остановить кровопролитие в Венг- 
рии, помешать реставрации капитализма в нашей стране, но и пре- 
дотвратить появление очага войны, который мог бы возникнуть. Бы- 
ла ли реальная опасность новой войны? Бесспорно, да> 2Э.

Советская помощь в дни трагических событий 1956 г. в Венг- 
рии нашла глубокое понимание и признательность со стороны вен- 
герского рабочего класса и трудового крестьянства. Выражая чувст- 
ва венгерского народа, Первый секретарь ЦК ВСРП Янош Кадар в 
Отчетном докладе ЦК ВСРП VII съезду партии 30 ноября 1959 г. 
сказал: <Все сознательные и честные венгры вечно с благодарностью 
будут помнить о той помощи, которую оказал Советский Союз по 
просьбе Революционного рабоче-крестьянского правительства вен- 
герскому народу в 1956 г., когда вспыхнула контрреволюция и на- 
висла угроза империалистического вмешательства. Благодаря этой 
помощи удалось сорвать попытки империалистов вновь посадить па 
шею венгерскому народу капитализм и фашизм и превратить пашу 
родину в свой военный плацдарм, в арену боевых действий> s0.

Потерпев провал в попытке свергнуть народно-демократический 
строй в Венгерской Народной Республике путем организации контр- 
революционного мятежа, правящие круги некоторых западных дер- 
жав предприняли дипломатическое наступление, направленное на 
вмешательство во внутренние дела Венгрии под флагом ООН. Этп 
державы навязали Организации Объединенных Наций обсуждение 
так называемого <венгерского вопроса>, рассчитывая использовать

27 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг.: Сб. документов. М., 1974, 
с. 97.

28 Правда, 1957, 29 марта.

29 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг., с. 100.

80 Кадар Я. Избр. статьи и речи, 1957-1960 гг. М., 1960, с. 490.

246

^скуссию по этому вопросу для раздувания <холодной войны> и 
Йострения международной напряженности.

| Правительства СССР и Венгерской Народной Республики про-
стовали против этой новой попытки вмешательства во внутренние 
ла Венгрии. В декларации от 28 марта 1957 г. правительства 
щСР и ВНР заявили, что постановка и обсуждение этого вопроса 
'ООН серьезно подрывают престиж этой организации и являются 
Ьубым вмешательством во внутренние дела Венгрии, а также в 
опросы компетенции правительств Венгрии, СССР и других стран - 
частниц Варшавского Договора. Правительства СССР и ВНР зая-
или, что пребывание советских войск в Венгрии в соответствии с 
варшавским Договором, являясь решающим фактором, ограждаю-
)рм страну от агрессивных происков империалистов, диктуется 
дожившимся международным положением, когда существует аг-
(Вссивный Североатлантический блок, когда ремилитаризируется 
йпадная Германия и в ней все более активизируются реваншист-
кие силы, когда США и другие страны НАТО содержат многочис-
|енные базы вблизи границ социалистических стран, ведут против 
рих стран подрывную работу, отказываются от соглашения о разо-
ужении и запрещении атомного оружия 31.

Руководствуясь вышеупомянутыми соображениями, правительст- 
ва СССР и ВНР провели переговоры относительно условий пребы-
вния советских воинских частей на территории Венгрии. 27 мая 
957 г. было подписано соглашение о правовом статусе советских 
ойск, временно находящихся на территории Венгерской Народной 
Республики.

| Расчеты империалистических государств использовать события в 
внгрии в целях подрыва единства и сплоченности социалистическо-
) лагеря потерпели провал. Большое значение для срыва этих 
асчетов имела декларация правительства СССР об основах разви- 
вая и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Со-
Цвтским Союзом и другими социалистическими странами от 30 ок-
|ября 1956 г. В декларации подчеркивалось, что Советское прави- 
тельство во взаимоотношениях с социалистическими странами твер-
до проводит в жизнь ленинские принципы равноправия народов и 
ргремится к дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества 
|1ежду социалистическими странами на основе полного суверените- 
та каждого социалистического государства.

<Советское правительство,- говорилось в декларации,- выража-
г уверенность, что народы социалистических стран не позволят 
нешним и внутренним реакционным силам поколебать основы на-
одно-демократического строя, завоеванного и укрепленного само-
этверженной борьбой и трудом рабочих, крестьян, интеллигенции 
рйаждой страны. Они приложат все усилия к тому, чтобы устранить 
Цвсе препятствия, лежащие на пути к дальнейшему укреплению де-

41 Советско-венгерские отношения, 1948-1970 гг., с. 112.

247

мократических основ, независимости и суверенитета своих стран, 
развивать дальше социалистические основы каждой страны...> 32

В конце 1956 - начале 1957 г. состоялись визиты в Москву 
правительственных и партийных делегаций Польши, Румынии, ГДР, 
КНР, Албании, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и МНР. Во вре- 
мя переговоров были обсуждены и решены важнейшие вопросы 
межгосударственных отношений в интересах дальнейшего укрепле- 
ния дружбы и равноправного сотрудничества стран социалистиче- 
ской системы.

Основы взаимоотношений социалистических стран нашли исчер- 
пывающее выражение в историческом документе международного 
коммунистического движения - <Декларации Совещания представи- 
телей коммунистических и рабочих партий социалистических 
стран>, состоявшегося в Москве 14-16 ноября 1957 г. В <Декла- 
рации> было подчеркнуто особенно важное значение укрепления 
единства социалистических стран в сложившейся международной 
обстановке, дан глубокий анализ принципов социалистического цц-
тернационализма и намечены пути дальнейшего укрепления друя;-
бы и сотрудничества между государствами - членами социалисти- 
ческого содружества. Свои взаимоотношения, указывалось в <Дек- 
ларации>, социалистические страны строят на принципах полного 
равноправия, уважения территориальной целостности, государствен- 
ной независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние 
дела друг друга. <Декларация> подчеркивала, что неотъемлемой 
частью этих взаимоотношений является братская взаимопомощь, 
в которой находит свое действенное проявление принцип социалис- 
тического интернационализма. В <Декларации> указывалось также, 
что сплоченность и единство социалистических стран являются вер- 
ной гарантией национальной независимости и суверенитета каждой 
из них. <Для упрочения братских отношений и дружбы между 
странами социализма,- говорилось в <Декларации>,- необходил1а 
марксистско-ленинская интернационалистическая политика комму- 
нистических и рабочих партий, воспитание всех трудящихся в духе 
сочетания интернационализма с патриотизмом, решительная борьба 
за преодоление пережитков буржуазного национализма и шовиниз- 
ма. Все вопросы взаимоотношений между социалистическими стра- 
нами могут полностью разрешаться путем товарищеского обсужде- 
ния на основе неукоснительного соблюдения принципов социалисти- 
ческого интернационализма>.

Совещание коммунистических и рабочих партий подчеркнуло, 
что социалистические государства установили между собой на ос- 
нове полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимо- 
помощи широкое экономическое и культурное сотрудничество. Это 
сотрудничество, как отмечало Совещание, играет важную роль не 
только в укреплении политической и экономической независимости 
каждой из социалистических стран, но и в укреплении всего социа- 
листического содружества в целом. Солидарность социалистических

" Правда, 1956, 31 окт. 
248

государств служит интересам всех миролюбивых народов, сдерживая 
агрессивные устремления воинствующих империалистических кру- 
гов, поддерживая и одобряя крепнущие силы мира зэ.

Крах контрреволюционного мятежа в Венгрии означал также и 
провал политики империалистических держав, направленной на 
йеставрацию капиталистических порядков в отдельных социалисти- 
ческих странах и на подрыв всей социалистической системы. Вен- 
герские события ярко продемонстрировали тот факт, что при усло- 
вии единства лагеря социализма его экономическая и военная 
Мощь надежно гарантирует каждую социалистическую страну от

. посягательств со стороны международной реакции.

^  СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ПРОТИВ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 
:             НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ 
;                 ПОСЛЕ СУЭЦКОГО КРИЗИСА

Потерпев неудачу в открытой агрессии на Ближнем Востоке и 
диверсиях против социалистических стран, западные державы, 
Щоднако, не отказались от дальнейших авантюр. Они продолжали 
|здоиски против мира и безопасности, особенно на Ближнем и Сред-
Каем Востоке.

|   После провала агрессии против Египта главную роль в проведе-
|.нии колонизаторской политики взяли на себя правящие круги Сое-
I диненных Штатов. Они стремились занять место старых колониаль-
: иых держав - Англии и Франции в эксплуатации и ограблении 
арабских народов и в новой форме навязать им ярмо колониального 
господства. При этом они опирались на свою агентуру в лице 
Израиля. В деле осуществления этой задачи важная роль отводи- 
лась так называемой доктрине Эйзенхауэра.

В декабре 1956 г. государственный секретарь США Даллес вру- 
чил американскому президенту меморандум о политике США на 
Ближнем Востоке, в котором подчеркивалось, что положение в этом 
регионе характеризуется серьезным ослаблением позиций Англии и 
.Франции, ростом симпатий к Советскому Союзу и растущим стрем- 
лением арабских стран к независимости и единству. В такой обста- 
новке Даллес предложил не допускать заполнения вакуума, якобы 
создавшегося на Ближнем Востоке после поражения Англии и 
Франции, и начала <советского проникновения> в арабские страны. 
Госсекретарь США высказался за разработку <нового курса> амери- 
канской политики в отношении ближневосточного региона. 5 января 
1957 г. этот <новый курс> был объявлен в форме послания прези- 
дента конгрессу, после чего он стал именоваться <доктриной Эйзен- 
хауэра>.

В послевоенные годы Соединенные Штаты усилили наступление 
на позиции Англии н Франции на Ближнем Востоке и в Северной 
Африке, стремясь вытеснить их и установить свою гегемонию в

33 Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих пар- 
тий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14-16 ноября 
1957 года. М., 1957.

249

этих важных районах мира. Такая политика привела к значитель- 
ному обострению противоречий между США, с одной стороны, 
и Англией н Францией - с другой, в их борьбе за преимуществен- 
ное место в колониальной эксплуатации народов Ближнего и Сред- 
него Востока.

Однако вытеснение Англии и Франции с Ближнего и Среднего 
Востока было лишь одной из сторон <доктрины Эйзенхауэра>.

В основном же <доктрина Эйзенхауэра> была направлена против 
национальной независимости и государственного суверенитета всех 
стран этого района. Она явилась новым свидетельством того, что 
Соединенные Штаты превратились в главный оплот современного 
колониализма. Провозглашение и проведение в жизнь этой коло- 
низаторской доктрины окончательно развеяли миф о мнимом <антп-
колопиализме> США. Доктрина свидетельствует о том, что США 
взяли на себя функции международного жандарма - душителя па-
цпонально-освободительного движения, борьбы народов за нацио- 
нальное освобождение.

Колонизаторская сущность <доктрины Эйзенхауэра> была разо- 
блачена в Заявлении ТАСС от 13 января 1957 г. <О политике Сое- 
диненных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке>. <Выдвинутая 
Соединенными Штатами империалистическая программа колониа- 
лизма,- говорилось в этом Заявлении,- свидетельствует о том, что 
американские правящие круги пе сделали необходимых выводов из 
факта провала агрессии против Египта. Они явно пытаются воз- 
вратиться к обанкротившейся политике <с позиции силы>. Все это 
не только не способствует ослаблению напряженности в этом райо- 
не, а, наоборот, ведет к обострению положения, к усилению угрозы 
для мира на Ближнем и Среднем Востоке... В послании господина 
Эйзенхауэра звучит не голос мира, а голос войны> 34.

В послании президента Эйзенхауэра содержалось требование к 
арабским странам отказаться от связей с Советским Союзом и дру- 
гими социалистическими странами. За этим требованием скрыва- 
лось стремление реакционных кругов США лишить молодые неза- 
висимые государства Ближнего и Среднего Востока поддержки со 
стороны социалистических государств в борьбе за укрепление их 
национальной независимости.

СССР проводил курс на предотвращение такого развития обста- 
новки на Ближнем и Среднем Востоке, которое могло бы поставить 
под угрозу мир. Правительство СССР выдвинуло конкретную про- 
грамму, предусматривавшую принятие срочных и решительных мер. 
направленных на обеспечение мира и безопасности в этом районе. 
11 февраля 1957 г. Советское правительство предложило правитель- 
ствам трех западных держав принять проект <Основных прппштпов 
Декларации правительств СССР, США, Англии и Франции по во- 
просу о мире и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке и не- 
вмешательстве во внутренние дела стран этого района>. В проекте 
Декларации четырем великим державам предлагалось принять па

34 Правда, 1957, 13 яив. 
250

ебя обязательство основывать свою политику в отношении Ближне-
о и Среднего Востока на следующих принципах:

1) Сохранение мира на Ближнем и Среднем Востоке путем уре-
улирования спорных вопросов исключительно мирными средствами 
ва основе метода переговоров.

2) Невмешательство во внутренние дела стран Ближнего и 
Среднего Востока; уважение суверенитета и независимости этих 
|тран.

^ 3.) Отказ от всяких попыток вовлечения этих стран в военные 
длоки с участием великих держав.

i 4) Ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск 
; территории стран Ближнего и Среднего Востока. 
г 5) Взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и 
Среднего Востока.

I 6) Содействие экономическому развитию стран Ближнего и 
рреднего Востока без предъявления каких бы то ни было при этом 
Эолитических, военных или иных условий, не совместимых с до- 
стоинством и суверенитетом этих стран 35.

Правительства трех западных держав заняли отрицательную по-
ацию в отношении предложений Советского правительства, при-
_ятие которых исключало бы для них возможность односторонних 
Действий на Ближнем и Среднем Востоке.

' В марте 1957 г. на Бермудских островах состоялось совещание 
президента США Эйзенхауэра и премьер-министра Англии Мак-
миллана, который сменил Идена, вынужденного уйти в отставку в 
результате поражения суэцкой авантюры. На совещании обсужда-
яись, в частности, вопросы, связанные с положением на Ближнем и 
Среднем Востоке. Одним из главных итогов этого обсуждения яви- 
лось англо-американское соглашение об активном участии США в 
кработе военной комиссии Багдадского пакта. Такой шаг США, про- 
диктованный их стремлением <вдохнуть жизнь> в этот военный блок, 
усиливал опасность, угрожавшую независимости арабских стран со 
^стороны государств, входящих в Багдадский пакт, 
;  Стремясь к сохранению спокойствия и мира в районе, располо- 
женном в непосредственной близости от южных границ СССР, 
Советское правительство 1 апреля 1957 г. выступило с заявлением 
'До поводу совещания на Бермудских островах. В этом документе, 
|Вскрыв агрессивную сущность политики США на Ближнем Восто- 
ке, Советское правительство указало: <Если до сих пор правитель-
^ство Соединенных Штатов старалось формально отмежевываться от 
Доколониальной политики Великобритании в этом районе и выдавать 
рсебя за противника колониальных порядков, то в настоящее время 
Цлсгенде об <антиколониализме> США, которую усердно распростра- 
няла американская пропаганда, кладется конец. Маска сброшена, 
Щи отныне США открыто выступают единым фронтом с колониаль-
Ц' Выми державами - Великобританией и Францией в их попытках

Ц " Правда, 1957, 13 февр.

251

восстановить колониальные порядки в странах Ближнего и Сред- 
него Востока> зе.

Народы Ближнего и Среднего Востока отвергли империалисти- 
ческие маневры американской дипломатии.

Нападением на Египет и организацией мятежа в Венгрии запад- 
ные империалисты вызвали новое обострение международного по- 
ложения.

Крах контрреволюционного мятежа в Венгрии, провал агрессии 
империалистических стран против Египта явились новым подтверж- 
дением того, что силы империалистической реакции не в состоянии 
диктовать свою волю миру, что лагерь империализма даже с по- 
мощью прямого насилия не может реставрировать капиталистический 
строй в странах, вступивших на путь построения социализма, или 
восстановить колониальные порядки в странах, добившихся полити- 
ческой независимости, предотвратить распад колониальной системы. 
Активные и решительные меры в защиту мира, предпринятые Со- 
ветским Союзом, еще раз подтвердили, что СССР является надеж- 
ным оплотом независимости и социального прогресса народов, глав- 
ным препятствием для империалистической агрессии.

36 Правда, 1957, 1 апр.

XXVI

ГЛАВА

ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 
НАРОДАМ АЗИИ И АФРИКИ 
В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ 
(1957-1964гг.)

СССР СОДЕЙСТВУЕТ ЛИКВИДАЦИИ КОЛОНИАЛИЗМА

В конце 50-х и начале 60-х годов в условиях непрерывного роста 
,ял социализма и демократии, ослабления позиций империализма 
1ационально-освободительное движение народов колониальных и 
ависимых стран достигло невиданного ранее по своим масштабам 
юдъема. Поднявшиеся на борьбу угнетенные народы нанесли им-
1ериализму новые сокрушительные удары. 
^ Завершилась ликвидация колониальных империй в Азии. В 1957- 
|959 гг. получили независимость Малайская федерация и Сингапур. 
рывшие португальские колонии Гоа, Диу и Даман в декабре 
i961 г. воссоединились с Индией. В мае 1963 г. Индонезии был воз- 
вращен Западный Ириан. Империалистические державы надеялись 
фохранить Африку. Но рухнули колониальные порядки в большин- 
стве африканских стран. Первым добился независимости Судан, 
вскоре освободился Тунис. Тогда же была признана независимость 
Марокко. В 1957 г. освободилась Гана, а через год - Гвинея. 
г1960 год, когда на карте Африканского континента появилось 17 но-
Ьых независимых государств, справедливо называют годом Афри- 
ки 1.

*  Фронт активной борьбы против империализма развернулся в 
таганской Америке. Под напором национально-освободительных сил 
дотерпели крушение диктаторские режимы на Кубе, в Венесуэле, 
Колумбии. Кубинская народная революция, развивавшаяся в усло- 
виях изменившегося соотношения сил на мировой арене, переросла

в социалистическую. В Западном полушарии возникло первое го- 
сударство, вставшее на путь строительства социализма.

После завоевания политической независимости перед молодыми 
^государствами встала задача преодоления хозяйственной отстало- 
сти и построения самостоятельной национальной экономики. Эту 
задачу могли радикально решить лишь страны, вставшие на путь 
социального прогресса. Ряд стран, освободившихся от колониаль-
| ной зависимости, уже выбрал некапиталистический путь развития и 
|етал успешно осуществлять глубокие социальные преобразования. 
1 Проводились аграрная реформа, национализация собственности

' Советско-африканские отношения: Справочник. М., 1982, с. 174-176.

253


K nachalu razdela / To beginning of section
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: misr
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/s8/misr.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/s8/misr.zip . )
Hosted by uCoz