О природе антисемитизма написано очень много. Выявлены экономические,
религиозные, этические, политические и другие причины, которыми можно
было бы объяснить это дикое, чёрное явление. Много сделано для того,
чтобы выяснить его логику: евреев ненавидят, потому что... и выстраиваются
цепочкой названные и не названные мною мотивы. Всё это выслушивается,
принимается к сведению. И всё начинается заново: нет ощущения, что
задача решена.
Беда в том, что антисемитизм лишён логической основы, и если выдвгается
тот или иной логический довод, он легко может быть опровергнут. Вот
простой пример: Гитлер с равным азартом обличал еврейский большевизм,
цель которого - уничтожение капитализма, и еврейский капитализм,
цель которого - захват мира и истребление большевизма. В наше время
наследники Гитлера объявили сионизм еврейским фашизмом. Мы, кажется,
топчемся на одном месте? Тем не менее, все эти взаимоисключающие понятия
легко укладываются в одно и тоже общее чувство, имя которого - антисемитизм.
Гипотеза, о которой пойдет речь, возникла у меня давно, а в процессе
исследования пути С.Петлюры в антисемиты несколько продвинулась вперёд.
Это именно гипотеза, она нуждается в серьёзном и неторопливом обдумывании.
Мне кажется, она стоит того.
Антисемитизм - лишь в некоторой степени явление политическое, религиозное
и экономическое. Это явление по преимуществу психологическое: это
защитная реакция человечества на самоё себя. Это болезнь совести мира.
Главнейшая причина (источник) антисемитизма - это многовековое, упорное,
жестокое преследование евреев. Кровавые погромы - причина, а не следствие
лютой ненависти. Где больше погромов, там больше ненависти. Именно
так, а не наоборот. Это не игра слов. Мне кажется разумным проследить
историю антисемитизма, поменяв местами то, что традиционно считается
причиной, и то, что принято считать следствием. Убежден, что в основе
антисемитизма лежит индивидуальная и групповая историческая память.
Может быть, она кодируется в генах, но это очень сомнительно, а передаваться
по наследству она может совершенно иными путями. Память о погромах,
травле, поруганных и растерзанных, ограбленных и утопленных, заживо
сожжённых и изрубленных в куски - такая память передается из поколения
в поколение. Она гнездится в темных углах подсознания, вызывает едкое,
тошнотное чувство внутреннего нездоровья и передаётся детям иногда
в рассказах, но чаще в интонациях, иногда в образах, но куда чаще
в ухмылках, ужимках, намёках, недомолвках, "дразнилках", карикатурной
картавости и анекдотах. Она висит в воздухе, её вдыхают ежедневно,
и она, оседая едкой пылью, раздражает легкие, бронхи, гортань; это
вызывает острое желание отхаркать, выплюнуть вязкий сгусток ненависти,
мешающий дышать. От антисемитизма, как от дурной болезни, нередко
страдают сами антисемиты, но это не те страдания, которые "облагораживают
душу". Возникает стремление смыть старые преступления новой кровью.
Этого требует больная совесть, раздраженная воспоминаниями о "подвигах"
отцов, дедов, прадедов - ведь грех считать их преступниками: они
карали "христопродавцев", мстили за кровь христианских младенцев или,
на худой конец, просто "гуляли". Потребность оправдать своих предков,
свою историю, а затем уж и самих себя столь велика, что любые аргументы
идут в ход и используются даже людьми высокого интеллекта.
Еврейская проблема, в которой воплотилась гнилая совесть мира, насчитывает
тысячелетия; это десятки веков "открытых убийств" - с тех пор, как
еврейский народ стал изгнанником, не пожелавшим отречься от своей
веры, традиций, истории. Еще раньше пугал и настораживал соседей этот
странный, лишенный облика еврейский Бог, чьё имя нельзя произносить
всуе. Однако это еще не был антисемитизм: мало ли кому поклоняются
варвары, всякие чужеземцы... Но там, где по различным причинам оказалось
выгодным грабить и притеснять этих людей, умелых в торговле и ремесле,
создавших финансовую систему, упорно копивших и преумножавших свои
деньги и скарб, который, когда его накопится побольше, так нетрудно
отобрать, - там и расцветал антисемитизм, чтобы оправдать старые
и вдохновить на новые преступления.
Мы постоянно заходим в тупик, пытаясь понять, за что данный человек,
которому евреи заведомо ничего плохого не сделали, так их ненавидит?
Ищите другое: что он сам, его родители и предки сделали евреям? Из
каких славных походов возвращался тот дед Опанас, чей пожелтевший
портрет (где он, в папахе, с саблей меж колен, с орлиным взором) висит
на почетном месте? А этот, молодой совсем был до войны - лет двадцати,
не больше - дядька Мыкола, который что-то такое делал при немцах,
да и ушел с ними, исчез надолго, в потом вернулся, злой на этих жидов
клятых, хотя вроде и не они его поймали и в лагере продержали столько
лет. Нет сил у человека простить того, кому он же причинил зло. Без
всякой логики и смысла готов он цепляться за любой слух и сплетню,
лишь бы из палача превратиться в жертву. Кто не знает о бурном расцвете
антисемитизма после и в результате погромов? Кто из немолодых людей
не пережил всплеск антисемитизма после Отечественной войны, когда
стала ясна картина массового истребления евреев, в котором посильное
участие (выдав немцам, не спрятав, воспользовавшись добром, квартирой
загубленных) приняли слишком многие? Почему у побывавших "под немцем",
у которых и хату сожгли, и скотину угнали, и кого-то из родичей убили
как партизан, почему чувство к немцам какое-то вялое, формальное,
казенное что ли, а чувство к евреям, бывшим соседям по улице, приятелям
по детским играм, которых выгнали за околицу и всех положили в яру,
- откуда к ним и ненависть, и страх, как будто призраки их однажды
ночью могут вернуться и чего-то такое припомнить? И саднит душа, и
нужно залить её хорошим самогоном и ненавистью, а, если удастся, то
и чем погорячее - иначе от себя не уйти. По наличию и остроте этого
чувства можно и теперь почти безошибочно прочесть историю данной семьи
или человека.
Такая позиция содержит в себе огромные общественные, материальные
и, что самое главное, психологические выгоды. Она удобна для повседневного
ношения, хорошо прилегает к телу, не бросается в глаза, а если ситуация
обостряется, вырывается на поверхность и бьёт таким смрадным и обжигающим
фонтаном ненависти, что её объекты и виновники, не "дающие спокойно
жить хорошим людям" (помните слова Семесенко перед погромом?!) прячутся
по своим углам, страраются не попадаться на глаза, чтобы не получить
в тот или иной форме плевок в морду. Тем, кто пережил "борьбу с
космополитизмом", "дело врачей-убийц", малые
и большие "экономические дела", борьбу
с сионизмом, с "внутренними эмигрантами", "диссидентами проклятыми"
(был же и такой народный термин!), нетрудно понять, о чём я говорю.
Мы грубо и глупо ошибались, ставя вопрос: "Что мы вам плохого сделали?"
- добровольно из обвинителей превращаясь в обвиняемых, силящихся
доказать необоснованность, абсурдность обвинений, накопившихся за
последние две тысячи лет, - от распятия римлянами Христа до подрыва
"самой передовой и истинной идеологии". А в промежутке: за предательство
революции (Каменев и Зиновьев) и зверства ЧК; за продотряды, трибуналы
- и нэпманские спекуляции; за правый уклон (в пользу кулака) и левый
перегиб (против кулака и середняка); за шпионаж, саботаж, национализм,
оппортунизм, троцкизм, космполитизм, отравление народа, подрыв экономики,
антипатриотизм и сионизм, совершение революции (уже не попытку сорвать,
а именно совершение!), за гибель царской семьи, разрушение православных
храмов, за жидо-масонские неописуемые козни - и "много-много, и всего
припомнить не имел он силы..."
Какое море вины, какая бездна преступлений против еврейского народа
должна была накопиться в "одной отдельно взятой стране", чтобы понадобились
такие перманентные, могучие потоки лжи и инсинуаций для чистки авгиевых
конюшен чёрной совести.
Я обращаюсь к евреям, своим собратьям по нации, понимая нацию как
совокупность людей, связанных прежде всего общими бедами. Я обращаюсь
к племени пострадавших от антисемитизма с призывом: не распространяйте
обвинения на весь украинский или любой другой народ! Это жестоко и
несправедливо по отношению к людям здоровым, ничем не запятнанным,
не меньше вашего переживающим прошлое и настоящее. Вас отталкивали
от Советской власти, от Украины, от России вилами клеветы - не повторяйте
ту же ошибку, отталкивая от себя. Ищите друзей и союзников, а враги
сами найдутся. Чего бы это ни стоило, исходить надо из "презумпции
невиновности" как здорового начала в подходе к отдельному человеку
и любому народу. Потеря этого критерия, распределение вины на всех
- это спасение для преступников и незаслуженное бремя для честных
людей.
Можно ли избавиться от хвори антисемитизма? Можно,
но при одном обязательном
условии: попытайтесь отделить себя от кровавых призраков прошлого,
не стремясь перелицевать историю и любой ценой оправдать уважаемых
предков. При этом не нужно устраивать всеобщее омовение в слезах покаяния:
к нему призывают те, кто никогда не знал или давно забыл дорогу в
баню. Им необходимо в общей толпе не смыть грех, а лишь размазать
его, марая в первую очередь невиновных: это верный способ уйти от
наказания.
Хочу добавить, что никогда ни одному народу и государству преследование
евреев не пошло на пользу, не сошло с рук, и вовсе не потому, что
"евреи находятся под особым покровительством господа Бога", а потому,
что само преследование евреев губительно для любого народа, оно растлевает
душу, подрывает экономику, выхолащивает науку и культуру.
Антисемитизм - это признак гниения и предвестник гибели.
***
Никогда нам, моей жене и мне, не забыть нашу первую квартирную хозяйку,
которая приютила нас, молодых учителей, и стала нашей кормилицей,
поилицей и защитницей.
Александра Андреевна Стрюк, или просто Андреевна, мир праху её. Север
Украины. Село Ивот Шосткинского района Сумской области. Год 1951-й.
Вдова: мужа унесли лихие 30-е годы. Двух сыновей, Толю и Сашу, убила
война. Саша погиб в Севастополе; младшего, Толика, из материнских
рук вырвали немцы с полицаями и расстреляли за мнимую связь с партизанами.
Сосед оклеветал. Я его видел на родительских собраниях. Высокий, статный
мужик. Дочь его я учил в 8-м классе.
У нас сложились хорошие отношения с учениками и их родителями, старыми
и молодыми учителями, с новым директором, которого "сослали" из райкома
в школу за отказ ехать в Западную Украину под пули бандеровцев. Нелёгкие
это были, но полновесные и незабываемые годы.
Спустя несколько лет, когда мы, вдруг став "многодетными", вернулись
в Харьков, Андреевна навестила нас, привезла детям подарки. Выпив
за свидание и здоровье детей, стали вспоминать ивотскую жизнь, учителей,
учеников, соседей. Вдруг Андреевна, чуть смущаясь, сказала: "А того
вы не знаете, как я утром, особенно в недилю (воскресенье), бегала
вокруг забора та тряпкой стирала дурни слова, пока вы не повставалы"
(язык был смешанный - полесский), - "Какие ещё слова, Андреевна?"
- "Ну, какие..., известно какие, - она опустила лицо, вдруг потемневшее.
- "Жиды" и ещё всякое..." - "А кто писал, не знаете?" - "Кто писал ...
У кого греха на душе бильше, тот и писал."
Зимой 1953 года (работали мы уже в другом селе, при электричестве)
по совету Андреевны я купил охотничье ружьё и коробку патронов. Шло
дело врачей-отравителей. "Рушныця" красиво висела на ковре над кроватью.
Пару раз с учениками-вечерниками я сходил на зайцев. Вернувшись в
Харьков летом 1953 года, я продал ружьё за ненадобностью.
Когда я вспоминаю Украину, где прожил шестьдесят лет, то перед глазами
встаёт не средних способностей журналист, которому так и не удалось
выбиться в "украинские Гарибальди", а высокая, крепкая пятидесятилетняя
женщина с удивительно прямой спиной и рано поблекшим, но ясным и гордым
лицом, лицом человека, потерявшего всех близких и дорогих - но не
душу свою. И это вселяет надежду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего рассказа я всячески избегал описаний убийств,
изнасилований, издевательств, наглого грабежа, надругательства над
святынями. Я не писал о разрубленных на части детях, варварски изувеченных
женщинах, утопленных в колодце или взорванных в погребе еврейских
семьях. Сотни документов такого рода прошли через мои руки, но я познакомил
читателей с немногими из них, избегая бьющих по нервам, возбуждающих
гнев и ненависть деталей. Мне важно было сохранить читательский разум
в рабочем состоянии, чтобы чисто логическим путём мы могли совместно
прийти к решению поставленной задачи. Время покажет, насколько это
удалось.
Теперь же приведу некоторые цифры, которые помогут оценить масштаб
описанной трагедии. Они взяты из "Багровой книги" С.И.Гусева-Оренбургского.
По подсчетам С.И.Гусева-Оренбургского, число евреев,
погибших от погромов
в годы гражданской войны, не менее 200 тысяч человек. Примерно столько
же было убито во времена Богдана Хмельницкого.
Погромы в Украине в годы гражданской войны, не оцененные по достоинству
и не осуждённые мировой общественностью, стали репетицией Холокоста,
унесшего 6 миллионов жизней.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Архив Чериковера/. YIVO, Institute for Jewish Resеarch, N.Y.
2. Архив Бунда. YIVO.
3. Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). Предисл.
Волина. Изд. группы русских анарх., Берлин, 1923.
4. Винниченко В. Вiдроження нацiї (укр.). Київ-Вiдень, 1920, Фот.др.,
N.Y. 1968.
5. Винниченко В. Письмо в Парижский уголовный суд. Архив Чериковера.
6. Гiрняк Никифор. Останнiй акт трагедiї Української Галицької Армiї.
Вид. Укр. Вiйськово-iсторичного Iнституту в США.
7. Гунчак Тарас. Симон Петлюра та свреї. Київ, "Либiдь", 1993.
8. Гусев-Оренбургский С.И. Багровая книга, Харбин, Декопо, 1922.
9. Гусев-Оренбургский С.И. Книга о еврейских погромах на Украине в
1919 г. Изд. Гржебина, Петроград.
10. Дикий Андрей. Неизвращенная история Украины-Руси, т.2. Изд. "Правда
о России", Нью-Йорк, 1961.
11. Документи Судової помилки (процес Шварцбарда), (укр.). Нац. видавництво
в Европi, Париж, 1958.
12. Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. Изд. Dzive und
Kultura, Рига, 1938.
13. Енциклопедiя Українознавства (укр.). Гол. ред. Вл.Кубипович, "Молоде
життя", Париж - Нью-Йорк, 1970.
14. Iванic В. За науковий пiдхiд до постатi Симона Петлюри (укр.).
"Новий лiтопис", Торонто, 1952.
15. Iванic В. Симон Петлюра - Презiдент України (укр.). Накладом
5-ї Cтаницi бувших Українських Воякiв, Торонто, 1952.
16. Костюк Григорiй. Володимир Винниченко та його доба. Укр. Вiльна
Академiя Наук у США. Нью-Йорк, 1980.
17. Мазепа Icаак. Україна в огнi й бурi революцiї (1917-1921). (укр.).
Вид. "Прометей", 1950.
18. Марголин Арн. Украина и политика Антанты (записки еврея и гражданина).
Изд. С. Эфрон, Берлин-Лейпциг, 1922.
19. Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920
годов. Сост. полк. В.Е.Павлов. Париж, 1964.
20. Мартос Борис. Визвольний здвиг України (укр.). Бiбл. Українознавства,
т.61. Наук. товариство iм. Т.Шевченка. Нью-Йорк, 1989.
21. Мозин М. В кровавом году (к истории добровольческой погромщины).
Киевск. гор. ком. Е.С.Д.Р.П. (Палей-Цион), 1922.
22. Петлюра Симон. Статтi, листи, документи (укр.). том 1 i 2. Вид.
Укр. Вiльна Академiя Наук у США. 1956, 1979.
23. Петлюра Симон. Уваги про завдання українського театру. Предисловие
к драме Е.Чирикова "Евреи". Киев, 1907.
24. Ревуцкий А. В тяжёлый для Украины час. Нью-Йорк, 1956.
25. Симон Петлюра - державний муж. (укр.). Спомини. Ред. колегiя:
Н.Лiвiцька-Холодна, З. Iвасишiн та iнш. Укр. нац.-держ. союз в США,
Н-Й, 1957.
26. Степовий М. Двi постатi, одна iдея (укр.). Накладом ОУН, Париж,
1948.
27. Субтельный Орест. Україна. Iсторiя (укр.). Київ, "Либiдь", 1991.
С англ. , Торонто, 1988.
28. Хейфец И.Я. Мировая реакция и еврейские погромы. ГИЗ Украины,
1925.
29. О.Георгий Шавельский, Воспоминания последнего протопресвитера
русской армии и флота. Изд. им. А.Чехова, Н-Й, 1954.
30. Шехтман И.Б. Погромы Добровольческой армии на Украине. Вступ.
ст. И.Чериковера. Ostjudisches Histor. Archiv, Berlin, 1932.
31. Шульгин В.В. Дни. "1920". "Современник", Москва, 1989.
32. Яковлев А. Паризька трагедiя 25 травня 1926 р. (До процесу Шварцбарда).
Прага, 1930. Передруковано з збiрника пам'яти С.Петлюри.
33. Bakon Salo W. The Russian Jew under Tsars and Soviets. The Macmillan
Co. N.Y. & L. London, 1964.
34. Cohn Norman. Warrant of Genocide. Harper and Row, N.Y., 1967.
35. Dubnov S.M. Histori of the Jewish life in Russia and Poland. The
Jеwish Publ. Soc. of Amerika, Phil., 1916.
36. Elbogen Ismar. A Centuri of Jewish Life. JPSA, Phil., 1944.
37. Fridman Saul S. Pogromchik (The Assassination of Simon Petljura).
Hard Publ. Comp., Inc. N.Y.C., 1976.
38. Gergel Norm. The Pogroms in Ukraine in 1918-1921.
39. Hunchak Taras. A Reappraisal of Simon Petljura and Ukrainian-Jewish
Relations, 1917-1921.
40. Klodnycky Vladimir. My Service in the Ukrainian Galician Army
in the Territory of Eastern Ukraine. YIVO, N.Y.
41. Schechtman J.B. Rebel and Statesman. The Vladimir Jabotinski Story.
Vol. 1 & 2. T.Yoseloff, Inc. N.Y., 1956.
42. Szajkovski Zosa. An illustrated sources book of Russian antisemitism.
43. Szajkovski Zosa. "A Reappraisal of Simon Petliura and Ukrainian-Jewish
Relations, 1917-1921": A Rebuttal. Jewish Social Studies, vol.XXXI
(July 1969).
44. Ляхович Дмитрий. Белые против красных. Судьба генерала Антона
Деникина. "Воскресенье", М., 1992.
45. Українська революцiя. Документи. 1919 - 1921.(укр.). Ред. Тарас
Гунчак. Нью-Йорк, 1984.
46. Махно Нестор. Русская революция на Украине. Кн. 1, Париж, 1929.
Кн. 2 - 3, Париж, 1936 - 1937. Репринт "Україна", Киев, 1991.
47. Полонська-Василенко Наталiя. Iсторiя України. (укр.). Мюнхен,
1976.
48. Удовиченко Олександр. Третя Залiзна дивiзiя. (укр.). Вид. "Червона
калина", Нью-Йорк, 1971.
49. Доршенко Дмитро. Iсторiя України 1917 - 1923 рр. (укр). Ужгород,
1930, Нью-Йорк, 1954.
50. Стахiв Матвiй, Україна в добi Директорiї УНР. том 2. Україна мiж
двома силами. Вид.: Українська Наукво-Iсторична бiблiотека в Скрентонi,
Пенна, США, 1963 р.
1 Предлог "на" сохранён в цитатах, особенно в тех случаях, когда он
использовался авторами украинского текста (напр., Исааком Мазепой).
2 Александр Шульгин - племянник известного русского монархиста и
националиста Василия Витальевича Шульгина, о котором ещё будет говориться
в данной работе.
3 В статье Зосы Шайковского "Новый взгляд на Симона Петлюру и
украинско-еврейские взаимоотношения, 1917-1921":
"Опровержение" (англ.), с.204.
В сб.:"Jewish Social Studies", vol.XXXI, N3 (July 1969), с.184-213.
Далее в тексте: З.Шайковский, "Опровержение".
Цитаты даны в переводе автора работы - Ю.Ф.
4 В книге "Симон Петлюра. Державный муж", Н.-Й., 1957, С.21.
5 В этой части наши оценки полностью идентичны с оценками американского
специалиста по украинской истории профессора Тараса Гунчака. В силу
ограниченности материала, независимо друг от друга мы использовали
одни и те же примеры. С книгой профессора "Симон Петлюра и евреи"
(Киев, "Либiдь", 1993) я, к сожалению, ознакомился спустя полгода
после написания данных строк и убедился, что мы разошлись лишь в деталях.
Так, профессор Т.Гунчак, основываясь на воспоминаниях Ивана Рудичева,
сообщает, что "в школе ... он часто принимал сторону евреев, которых
обижали задиристые товарищи. За это его дразнили "жидовским батьком"".
Согласен, что слово "жидовский" более соответствует тексту воспоминаний,
чем слово "еврейский" в моей работе. Однако не ясно, каких
одноклассников-евреев мог защищать С.Петлюра, учась в бурсе
или духовной семинарии.
Но это детали. Вероятно, речь шла просто о школьных годах.
6 Н.В.Гоголь, Собрание сочинений в 6 томах, ГИХЛ, М. 1949. Т.2., стр.54-55.
7 Цитирую по кн. Т.Шевченко "Кобзар", Киев, "Радяньска Школа", 1983,
стр. 54-116.
8 Saul S. Friedman, "Pogromchik. The Assassination of Simon Petlura".
Hart Publishing Company, N.Y.C., 1976. В дальнейших ссылках - "Pogromchik"
или "Погромщик".
9 Исаак Мазепа. По книге "Симон Петлюра. Державный муж", Н.-Й., 1957,
с.146.
10 Оба сыграли потом видную роль в ОУНовском движении.
11 В.В.Шульгин. Дни. 1920. "Современник", М. 1989, с.292.
12 Там же, с.296.
13 В.В.Шульгин. Дни. 1920. "Современник", М. 1989, с.302.
14 Газ."Киевлянин" за 11/24/окт. 1919г.
15 В.В.Шульгин. Дни. 1920. "Современник", М. 1989, с.286.
16 Там же, с.302.
17 Там же, с. 375-376.
18 Там же, с.70.
19 Там же, с. 308.
20 В.В.Шульгин. Дни. 1920. "Современник", М. 1989, с.379.
21 "Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920
годов". Книга вторая. Париж, 1964, с. 203,204.
22 "Марковцы в боях и походах за Россию в освободительной войне 1917-1920
годов". Книга вторая. Париж, 1964, с. 204.
23 о.Георгий Шавельский. Воспоминания последнего протопрес-витера
Русской армии и флота. Изд. им. А.Чехова. Н.Й. 1954. с.354.
24 Нестор Махно, Воспоминания. Книга I. Париж. 1929. Киев, изд."Украина".
1991, с.202.
25 Там же, с. 206.
26 Там же, кн. 3, с.18.
27 П.Аршинов. История махновского движения (1918-1921). Изд. "Парвус",
Мюнхен, 1923 г.
28 Абрам Шнейдер - один из тех погибших соратников, кому Н.Махно
посвятил книгу своих воспоминаний.
29 Аналогичную оценку находим в книге Дмитрия Ляховича, активного
участника белого движения: "В Махно действительно не было антисемитизма.
Он не устраивал еврейских погромов и даже собственноручно пристреливал
тех из своих партизан, кто в таком деле принимал участие... И тем
не менее состав махновского отряда не слишком считался со взглядами
вождей и, по словам очевидца, грабил, убивал и расправлялся с евреями
"на общем основании"." ("Белые против красных. Судьба генерала Антона
Деникина." Русское издание - "Воскресенье", М. 1992 г., с. 241)
30 "Pogromchik", стр.362.
31 Там же.
32 Solo W. Bakon, "The Russia Jew under Tsars and Soviets", MACMILLAN
Co., New York - London, 1964. p.220.
33 А.Дикий. Неизвращённая история Украины-Руси, т.2, изд. "Правда
о России", Нью-Йорк, 1961.
34 Там же, с.183.
35 Зоса Шайковский. Колчак, евреи и американская интервенция в Северной
России и Сибири, 1918-1920, Нью-Йорк, 1977.
36 А.Дикий, там же, с.183.
37 Слова Л.Троцкого цитируются по книге В.Роговина "Была ли альтернатива?
"Троцкизм" : Взгляд через годы". М., Терра. 1992. с.43-44.
38 По статье З.Шайковского "Опровержение", с.190.
39 Орест Субтельний, Украiна, Iсторiя. (укр.) Киiв, "Либiдь", 1991.
С англ. Торонто, 1988.
40 A.Revutzky, In di shvere tog of'n Ukraine, (yiddish). Цитирую
по книге С.Фридмана "Pogromchik" с.371.
41 Симон Петлюра. Статтi , листи, документи (укр.). Видавн. Укр. Вiлноi
Акад. Наук у США, Нью-Йорк. Том I -1956, том 2 -1979.
42 В прошлом один из адвокатов М.Бейлиса.
43 Стенограмма суда над Ш.Шварцбардом, том 6, стр.118-122. А также
в кнтге "POGROMCHIK", стр.268.
44 Там же.
45 Количество погромов за период "третьей гайдамачины" не поддаётся
точному определению. Петлюровцы, и не только они, львинную долю погромов
списывали на счёт "бандитов" - понятие крайне неопределенное, о чём
и говорится в данной работе. Согласно С.М.Дубнову, "за время с декабря
1918 по апрель 1921 года произошло на Украине 887 больших и 349 меньших
погромов; пострадало 530 еврейских общин." ("Новейшая история еврейского
народа", Рига, 1938).
46 Показания А.Доценко. В кн."Pogromchik", с.153.
47 В кн. "Симон Петлюра. Державный муж" (укр.). Изд. УНДС, Нью-Йорк,
1957, с.169.
48 Показания Берлинера. Архив И.Чериковера, папка ї358.
49 Архив И.Чериковера, Дело 180, лист 15229.
50 Там же, лист 15553.
51 Показания М.Ш.Лейдермана, музыканта. Архив И.Чериковера, Дело 358,
лист 32710.
52 Показания Анны Немичиницер. Архив И.Чериковера, Дело 358, лист
32695.
53 Показания под присягой Хенрика Пржановского (точнее - Пшановского,
но я сохраняю написание, фигурирующее в большинстве документов.-
Ю.Ф.). Архив И.Чериковера, папка ї425, лист 36898. (Польск.).
54 "Pogromchik", стр. 160.
55 Б.Мартос. Визвольний здвиг Украiни (укр.). Нью-Йорк, 1989, с. 157.
56 А.Марголин. Украина и политика Антанты. Изд. С.Эфрона. Берл.-Лейп.,
1922.
57 Т.Гунчак. Симон Петлюра и евреи. с.16. (Киев. "Либiдь", 1993).
58 В книге А.Дикого "Неизвращённая история...", т.2, с.193.
59 И.Мазепа, "Украина в огне и буре революции", ч.1, с.107.
60 Ярким примером честности и смелости явилось выступление украинского
писателя Ивана Дзюбы в Бабьем Яру 29 сентября 1966 г - в разгар
борьбы с дисседентами.
61 По кн. Haifetz, "The Slaughter of Jews", p.46.
62 В кн. В.Иваниса "Симон Петлюра - Презедент Украины" со ссылками
на А.Марголина и Гольдельмана упомянуты ещё 2-3 фамилии расстрелянных
погромщиков. Итоговое соотношение - 1:10000 !
63 Т.Гунчак. Симон Петлюра и евреи, с.22.
64 J.B.Schechtman, "Rebel and Statesman. The Vladimir Jabotinsky Story",
vol. 1, pp.399-415 (T.Yosel off N.Y. 1956).
65 Там же, а также: "Pogromchik", p.77.
66 В кн. Э.Чериковера "Погромы на Украине" (идиш), с.157.
67 В кн. "Симон Петлюра - Державный муж" (укр.), с.123.
68 В основном рассказ опирается на воспоминания В.Клодницкого "Моя
служба в Украинской Галицкой армии на территории Восточной Украины".
Манускрипт хранится в библиотеке YIVO.
69 Д-р Иосиф Лихтен, Солдат мира, (англ.). Бюлютень АДЛ, апрель1962
г. Нью-Йорк.
70 Существует версия, что Николай Щорс был застрелен Иваном Дубовым
по приказу свыше.
71 Смотри об этом в упомянутой книге Д.Ляховича "Белые против красных",
стр.249 - 251.
72 Изд. Украинского Военно-исторического института в США. Год издания
не указан.
73 Библиотека YIVO, 3/65399.
74 Симон Петлюра. Статьи, письма, документы (укр.). Нью-Йорк, 1956,
с.227-230.
75 Обращение "К населению Украины и повстанцам". Цитируется по кн.
Симон Петлюра. Статьи, письма, документы (укр.), Нью-Йорк, 1956.
76 Архив Чериковера. Дело 455, лист 38234.
77 В неблагоприятном свете рисует архиепископа Николая Лев Регельсон
в книге "Трагедия русской церкви, 1917-1945", но эта характеристика
не имеет прямого отношения к нашей теме.
78 Вл.Винниченко. Возрождение нации (укр.). Ч.3, Киев - Вена, 1920.
79 Архив Чериковера. Дело 432, лист 37218-37292.
80 Архив Чериковера. Дело 425, лист 36872
81 М.Гефтер. Предисловие к публикации записей Е.Варги.-Полис. 1991,
ї2, с.176.
82 И.Мазепа. Украина в огне и буре революции. Части 1, 2, 3. В сносках
сокращенно.
83 Универсал - торжественная грамота, манифест.
84 Остап Андриевский, правоукраинский член Директории, извест-ный
своим антисемитизмом.
83 В большинств пунктов погромы проходили неоднократно.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Ангел (атаман) - 71, 78
Антонов-Овсеенко В. -137, 142
Аршинов П. - 43
Доценко А. - 77, 78, 87-89, 95, 144
Бабель И. - 46, 48, 113
Балицкий В. -60, 142
Бэкон (Bakon Solo) - 50
Биенко Л. - 85, 99
Боженко В. -112
Бредов (генерал) -121, 135
Будённый С. - 46, 48, 51
Бэн (полковник) - 87, 94
Бялик (рабби) - 107, 110
Каретник С. - 45
Верхола Г. - 83-85
Винниченко Вл. - 24-29, 69, 73,
91, 95, 129, 130, 132, 151.
Ворошилов К. - 48 115-118
Колчак А. -56, 57
Гарибальди Дж. - 25, 74.
Гефтер М. - 134, 151.
Гирняк Н. - 113, 114
Гитлер А. - 152
Гоголь Н. - 14, 18, 76
Гольдштейн Барух - 133
Гонта -18, 19, 26
Греков (генерал) - 145
Григорьев М. - 44, 45, 52, 72, 78, 135, 147
Гунчак Т. - 11, 91, 93, 99, 100
Гусев-Оренбургский С. - 160,161
Дедыкин А. - 31, 33, 39, 44, 45, 95, 121
Дзюба И. - 96
Дикий А. - 55-59, 67
Достоевский Ф. - 15, 76
Драгомиров А. - 34
Дубнов С. - 49, 75
Жаботинский Вл. - 99, 100
Железняк Максим - 19, 26
Зелёный (атаман) - 52, 72, 78, 135
Зильберфарб М. - 29
Зиньковский (Задов) Л. - 41, 45.
Кедровский В. (полковник) - 98
Киверчук - 80, 81, 116
Клодницкий Вл. - 98, 102, 103, 105, 107-109, 111, 112.
Коновалец Е. - 26, 139, 140, 145.
Котовский Г. - 34, 35
Кравс (генерал) - 121,145
Красный П. - 29, 127, 142
Лейдерман М. - 86, 87
Леймонский - 42
Ленин В. - 42, 49, 64, 65, 74, 151
Лихтет И. - 108, 109, 116
Лысенко Г. (полковник) - 101
(очев., продолжение срезано)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия.................................3
Глава первая. Интродукция..........................6
Глава вторая. Сквозь багровый туман истории.......12
Глава третья. По минному полю.....................24
Глава четвёртая. Огонь по своим...................57
Глава пятая. Звёздный час.........................68
Глава шестая. Проскуровский погром................79
Глава седьмая. Чудо в Хмельнике, или Шекспир
на украинской сцене............................102
Глава восьмая. Приказ ї131 и другие..............119
Глава девятая. Любители и профессионалы..........134
Глава десятая. Парадокс антисемитизма............152
Заключение.......................................160
Библиография.....................................162
Именной указатель................................166