ЗАГАДКА СИМОНА ПЕТЛЮРЫ,
или
ПАРАДОКС АНТИСЕМИТИЗМА
Хочу выразить искреннюю признательность всем, кто оказал мне помощь
в осуществлении данного исследования, и прежде всего - работникам
Еврейского Научного Института в Нью-Йорке (YIVO) Дине Абрамович, Фруме
Мохерер, Лео Гринбауму, Мареку Вебу, Херберту Лазарусу и Йосси Вейсу.
Я глубоко благодарен сотрудникам Научного общества им. Тараса Шевченко
и Украинского исследовательского и документального центра, которые
представили мне возможность ознакомиться с имеющейся у них литературой.
Благодарю всех, кто активной поддержкой, конкретной помощью или
критическими замечаниями способствовали осуществлению моего замысла.
Автор
Я хотел бы быть заодно только
с правдой, но в этой стране и
правые, и левые сговорились,
будто есть "наша правда" и
"чужая", и дружно закрывают
глаза на то, что правда - истина,
далекая от их разногласий и
пугающая обе стороны, - общая
и ничья.
А.Воронель. "Трепет иудейских забот"
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Стоит заговорить о еврейских делах, как немедленно возникает слово
"антисемитизм", чтобы не исчезнуть уже до конца разговора. Кто не
знает, что отношение к евреям является важной частью самосознания
многих людей и целых народов?
Почему не к англичанам, немцам, американцам, французам или даже русским?
Почему слово "семит" кажется академическим, малознакомым без приставки
"анти-"?
Почему с приставкой оно ориентировано только на евреев, а не на арабов,
которые ведь тоже семиты ?
Почему каждое шовинистическое движение спешит проявить себя в ненависти
к евреям, как будто нет иного способа засвидетельствовать свою преданность
родному народу?
ПОЧЕМУ ?
Право на любовь и ненависть неотъемлемо и неоспоримо, как Первая поправка
к Конституции США. Личное дело каждого - кого любить и кого ненавидеть.
Однако право на нелюбовь отнюдь не предусматривает права на ограбление
и убийсво. Это кажется очевидным, пока речь идет об отношении к русским
и итальянцам, украинцам и японцам, французам или папуасам. И это совершенно
не очевидно, когда речь идет о евреях. Для них делается исключение:
они - "избранный народ"!
В годы гражданской войны в России (1918-1921) погромы совершались
везде, где находилось для этого достаточно евреев. Однако нигде они
не имели такого размаха, не были столь кровопролитны и неотвратимы,
как в Украине. Погромы унесли много десятков тысяч жизней, обескровили
еврейские общины, подорвали экономику и, что тоже исключительно важно,
растлили, изуродовали души тех, кто к ним приложил руку. Безнаказанность
грабежа и убийства пьянила погромщиков, они чувствовали себя гигантами,
"сверхчеловеками", которым дано право распоряжаться чужими жизнями.
Именно в этом влекущая,
сводящая с ума сила погрома, его наркотическое свойство.
Веками евреи не имели права сопротивляться насилию, как это делали
другие: им запрещалось носить оружие, строить крепости, организовывать
самооборону. Еврейская незащищенность была важным элементом государственной
жизни, безотказным клапаном для регулирования социальных и политических
страстей. Такова была участь евреев, "обыкно-венных евреев для погромов,
оклеветания и прочих государственных надобностей" (М.Горький).
Ранняя инфицированность антисемитизмом - явление
вполне заурядное. Оно и понятно:
детская душа восприимчива, и дух семьи да улицы, подкрепленный авторитетом
не лучших носителей национально-религиозных традиций и предрассудков,
беспрепятственно проникает а ее глубины. Последующие культурные влияния,
адресованные скорее разуму, чем чувству, могут купировать инфекцию,
как говорят врачи, но лишь в редких случаях подавить ее полностью.
Она незримо тлеет и ждет своего часа. В отличие от многих дурных привычек,
антисемитизм, увы, не осложняет, а облегчает жизнь его носителя, и
нужна немалая нравственная сила, чтобы отказаться от предлагаемых
им выгод.
История знает случаи, когда юдофобией "вдруг" заболевали люди талантливые,
незаурядные. Сейчас речь пойдет о человеке, с именем которого связаны
кровавые еврейские погромы в Украине [1] в годы гражданской войны, ставшие
репетицией Холокоста. Способный журналист и оратор, наделенный большим
организаторским даром и честолюбием, стойкий в часы испытаний, Симон
Петлюра стал символом борьбы за "самостийную", т.е. независимую, Украину
- в глазах одних, символом жестокого, варварского антисемитизма
- в глазах других.
В революционную эпоху, как ни в какую иную, ощущается жаркое, хмельное,
порою смрадное дыхание истории, призвавшей для исполнения своего очередного
акта внуков и правнуков тех, кто лёг костьми на этой же сцене в предыдущие
века. Теперь их тени с горьким недоумением наблюдают, как потомки,
начав с отважной попытки выйти на светлый, нехоженый путь, скатываются
в старую, разбитую колею, пропитанную кровью их пращуров.
Насколько мне известно, ни современники, ни последователи С.Петлюры
не создали его жизнеописания. Конечно, это не случайно. Я не задаюсь
целью восполнить досадный пробел. Цель данной работы и шире, и скромнее:
на основании архивных материалов, воспоминаний и исторических исследований
предпринята попытка выяснить истинное отношение С.Петлюры к евреям
и меру его вины в их зверском истреблении. Но это лишь часть проблемы.
Почему без избиения евреев не обошлось ни одно освободительное движение
в Украине? Каковы плоды этих "героических" акций? Все ли шли этой
проторённой дорогой? Что мог сделать и что реально сделал С.Петлюра?
- вот основные вопросы, нас занимавшие. Параллельно исследовался
вопрос, возможно, не менее важный, и удалось, как мне кажется, выявить
существенную, но пока не исследованную причину антисемитизма как такового.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ИНТРОДУКЦИЯ
"I не встануть з праведними
Злiї з домовини.
Дiла добрих оновляться,
Дiла злих загинуть".
Тарас Шевченко.
"Давидовi псалми"
Симон Петлюра был застрелен Шоломом Шварцбардом (Шулимом Шварцбурдом
- согласно документам Балтской городской управы от 3 декабря 1891
г.) в полдень 25 мая 1926 г. в центре Парижа, на улице Расин.
Осенью следующего года суд присяжных в Париже объявил Ш.Шварцбарда
невиновным в убийстве, тем самым признав совершенное им не уголовным
преступлением, а актом исторического возмездия.
Споры о законности и справедливости такого решения не затихают до
сих пор. Защитники С.Петлюры упорно доказывают, что Верховный Атаман
совершенно не повинен или повинен лишь косвенно в погромах, так как
сам он антисемитом не был. Этическая и юридическая несостоятельность
подобной позиции так очевидна, что она едва ли достойна внимания.
Тем не менее, нужно понять её скрытый смысл: господам защитникам кажется,
что невозможно уличить в антисемитизме С.Петлюру, человека довольно
образованного и способного, немало говорившего и писавшего о своих
симпатиях к евреям. А если так - по логике их рассуждений, - то
виноват он в погромах лишь постольку-поскольку. Следовательно, убийство
его Шварцбардом - страшное преступление, а оправдательный приговор
- грубая судебная ошибка, если не хуже. Такова "логика" рассуждения,
основанного на заведомо ложной посылке.
Хотя субъективное отношение С.Петлюры к евреям (любое!) не имеет ни
малейшего отношения к объективной оценке его роли в погромной эпопее
и её последствиях, важно разобраться в этом частном случае ради выяснения
некоторых общих закономерностей.
Теперь я считаю себя вправе утверждать, что С.Петлюра антисемитом
не был. Думаю, это устроит его защитников. Однако вынужден тут же
их огорчить: С.Петлюра антисемитом стал. Показать, как и почему это
произошло, - одна из главных задач данной работы.
Еще одно предварительное замечание. Вскоре после убийства С.Петлюры,
когда шло следствие, "украинская сторона" всячески старалась убедить
"еврейскую сторону" в нежелательности для евреев же объяснять выстрелы
Шварцбарда его стремлением отомстить за пролитую еврейскую кровь.
"Отмежуйтесь от Шварцбарда! Согласитеь, что он агент ГПУ или умалишенный,
- и дело с концом! В любом случае не нужно заострять еврейский вопрос:
это может привести к новой вспышке антисемитизма!" - таковы были
аргументы умеренного крыла украинской партии, к которой принадлежал
Александр Шульгин - министр иностранных дел правительства УНР в эмиграции [2].
Вот что он писал своему недавнему коллеге Арнольду Марголину: "Поймите,
украинская интеллигенция делает всё возможное, чтобы прекратить антисемитскую
пропаганду в связи с убийством. Но сейчас не черносотенцы, не антисемиты,
а сами евреи говорят: "Мы убили погромщика Петлюру." Это страшная
ошибка части евреев и, если они не изменят решительно своей позиции,
могут быть, я опасаюсь, самые печальные последствия. Хорошо ещё, если
обойдется "антисемитскими чувствами". Возможно и гораздо худшее: могут
начаться ужасные погромы! Опять прольется кровь невинных людей. Страшно
даже подумать, что может произойти!" [3]. Если учесть, что оба корреспондента
находились далеко за пределами советской Украины, то о каких погромах
и где идет речь - во Франции, в США, Канаде, Украине? Вероятно, "иностранный
министр" свято верил в магическую силу самой угрозы погромом и в
безотказность такого "аргумента".
Итак, мысль ясна: во избежание новых погромов забудьте о погромах
прежних. Обсуждать погромную тему в связи с убийством С.Петлюры -
а это неизбежно приведет к оглашению документов, заслушиванию свидетелей
и жертв кровавых злодейств, демонстрации фотографий на глазах у всего
мира и при несомненном внимании прессы - защитникам "самостийности"
Украины было крайне нежелательно, вне зависимости от степени вины
С.Петлюры и исхода процесса. Куда спокойнее, если судить будут умалишенного
или тайного агента ГПУ.
К чести еврейской стороны, "мирные предложения" украинцев были отвергнуты.
Процесс должен был пролить свет на злодеяния недавнего прошлого и
предупредить о грядущих опасностях, на которые закрывали глаза.
К сожалению, разбудить совесть и сознание цивилизованного мира не
удалось, и Большой Холокост, эта часть мировой катастрофы, состоялся.
Без некоторого знакомства с историей Украины нам не понять кровавых
событий эпохи гражданской войны и той роли, которую в них сыграл Симон
Васильевич Петлюра (чтобы не походить на русских, "независимые" украинцы
отчества, как правило, не используют). Итак, постараемся разглядеть
черты и путь нашего героя, не забывая о той почве, которая его породила.
***
Расказывая о С.Петлюре, его современники и биографы с грустью отмечают
полное отсутствие чего-либо яркого, достойного публичного внимания
в жизни будущего "национального героя" до момента Февральской революции.
И тем не менее, кое-что найти удалось. Сын небогатого возчика, он
учился в полтавской бурсе и семинарии, откуда был исключен за слишком
бурное выражение симпатий в адрес украинского композитора Н.Лысенко
(предположительно). После странствий по южным губерниям он добрался
до Москвы и Петербурга, где служил конторщиком и бухгалтером, одновременно
занимаясь журналистикой. С.Петлюра входил в национальные кружки "Союз
Автономистов", "Товарищество славянской культуры", "Кобзарь", объединявшие
в Москве украинскую интеллигенцию. Одно время он вместе с А.Соликовским
издавал на русском языке журнал "Украинская жизнь". Его успехи достаточно
скромны, да и вообще пока что Петлюра малозаметен и не рвется в лидеры.
Среди немногочисленных отзывов о нём, относящихся к той поре, особняком
стоят слова видного языковеда академика Корша, которому С.Петлюра
одно время помогал в литературной работе. Сообщены они вдовою академика
упомянутому выше А.Соликовскому, тем, в свою очередь, - Максиму Славинскому,
коим и включены в статью "Симон Петлюра".4 Цепочка сложная, а потому
нам остаётся в книге воспроизвести этот отзыв, не опровергая и не
утверждая его подлинность.
"Петлюра - из породы вождей, человек из того теста, что когда-то
в старину основывали династии, а в наше демократическое время становятся
национальными героями. Если условия изменятся, будет он вождём украинского
народа. Такова его судьба".
А.Соликовский признался, что не очень-то поверил пророчеству старого
ученого, к тому же дошедшему из вторых рук. Однако кто знает, если
это пророчество не было тайной для С.Петлюры, не сыграло ли оно в
его жизни ту же роль, что и встреча шекспировского Макбета с тремя
ведьмами в грозовую ночь? Пророчества не только предрекают события,
но и провоцируют их, гонят людей навстречу судьбе.
А как же насчет антисемитизма в ту предреволюционную пору? Мне встретились
три свидетельства отсутствия такового у С.Петлюры.
По словам Ивана Рудичева, одноклассника С.Петлюры, в семинарские
годы его называли "еврейским батьком", так как он заступался за евреев.
Профессор Федор Щербина, который взял к себе на работу С.Петлюру после
изгнания его из семинарии, говорил, что Симон всегда симпатизировал
евреям.
В 1907 г. эти же чувства С.Петлюра выразил в предисловии к драме
Е.Чирикова "Евреи". Вот, что он писал: "Страдания Нахмана из "Евреев"
Чирикова вызовут глубокое сочувствие у каждого, кто не принадлежит
к этому народу, которому по воле исторической судьбы выпало нести
тяжкий крест притеснений и насилий" (стр. 16). И далее: "Большое значение
имеет то, что эта пьеса... пробуждает в серцах зрителей глубокую любовь
к угнетенному народу, вызывает искреннее сочувствие к страдальцу;
а к строю, при котором возможно такое зверское издевательство над
невинными жертвами, зажигает гнев и ненависть"5 .
Драма Чирикова с предисловием С.Петлюры была опубликована в Киеве
в 1907 году, последнем году первой революции. Отсюда и тон, и мысли,
причём нет никаких оснований сомневаться в искренности автора. Тогда
он думал именно так. Не мне первому хотелось добраться до истоков
будущих злодеяний: многих исследователей волновал этот вопрос, но
ни один не обнаружил в словах и делах С.Петлюры предреволюционной
поры ни тени антисемитизма. Вывод очевиден: в указанный период -
до разворота кровавых событий в Украине - Симон Петлюра исповедовал
не анти-, а филосемитизм, характерный для лучшей части русской и украинской
интеллигенции. Не знаю, что он чувствовал в глубине души (это его
дело!). Пишу о том, что он выражал.
Что же случилось потом? Едва ли мы найдём правильный ответ, не заглянув
в прошлое, не вспомнив о кровавых событиях XVII-XVIII веков.
---------------- Sledujushchaq / Next K na`alu razdela / To beginning of section Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: zagape01
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as:
http://aravidze.narod.ru/zagape01.htm ,
http://www.geocities.com/sekirin1/zagape01.zip .
)