(Начало предисловия составителя - 2001,12,8; текст Лукиана - ниже)
`
     Начиная с 1990-х годов и в обычных СМИ, и в Интернете, и 
в разговорах со знакомыми часто приходится слышать апологию 
учёбы, работы и даже жизни за рубежом (т.е. эмиграции). 
Иногда такая апология сопровождается серьёзной аргументацией, 
против которой возразить нечего (недоступность - из-за 
дороговизны - медицинской помощи, дедовщина в армии, перекос 
рынка труда из-за криминализации экономики и т.п.). Часто, 
однако, приходится наблюдать поразительные случаи. Например, 
человек с гордостью рассказывает, что его ребёнок поступил в 
зарубежный ВУЗ. Говорим ему: "А чем, собственно, гордиться - 
тем, что наша система образования развалена, и не оттуда к 
нам едут, а от нас - туда? Вам это не кажется национальным 
унижением?" Человек приходит в замешательство и начинает 
подбирать аргументы, почему всё-таки надо ехать "туда" - 
аргументы бывают серьёзные, типа упомянутых выше, но важно, 
что сам человек не чувствовал унизительности ситуации. 
Аналогично, человек излагает (похоже, повторяет услышанное от 
других), что не устраиваются за рубежом только неудачники, а 
не едут туда лишь люди, боящиеся трудностей. Говорим ему: 
скорее наоборот, именно они и есть неудачники - они не сумели 
добиться, чтобы в своей стране была нормальная жизнь, и бегут 
от трудностей туда, где легче. (Типичный дальнейший ход 
диалога: - Так трудности здесь в одиночку не преодолеешь. - 
Здесь можно пытаться переубедить других; а там ... - дальше 
пересказываем фрагменты из книг Акио Морита и С.Г.Кара-Мурзы 
(см. на данном сайте раздел ссылок) про различие этических 
норм в разных культурах. - Действительно, я об этом не 
думал).
     В эпоху "перестройки" пропаганда делала упор на 
некие (весьма нечётко определённые) общечеловеческие 
ценности, фактически игнорируя различие этических норм в 
разных культурах (см. по поводу такого различия ссылку с 
сервера К.А.Крылова - М.Ю.Алексеев, Особенности национального 
поведения); заодно проповедовались либеральные представления 
о человеке, согласно которым человек переезжает туда, где 
больше платят - привязанность человека к родным местам 
игнорировалась (или даже - согласно С.Г.Кара-Мурзе - 
высмеивалась, хотя и бездарно).
     В этой связи интересен монолог Лукиана из Самосаты 
"Похвала родине".
     Вообще сам факт написания такого монолога -
явный признак того, что в 
соответствующую эпоху апатридство получило заметное 
распространение. О том, что общеизвестно и общепринято, 
писать незачем. Но при взгляде из нашей эпохи - эпохи, когда 
апатридство проповедуется - он производит впечатление 
выражения естественных человеческих чувств, объявляемых 
либеральной пропагандой постыдными и загоняемых в 
подсознание.
     Обращает на себя внимание, что автору, похоже, 
представляются нераздельно слитыми родные места и живущие в 
этих местах люди, которых он воспринимает как своих и которые 
воспринимают его как своего. Не буду пытаться говорить "в 
общем виде" - рассмотрим конкретный случай, а обобщить 
читатель, если захочет, сможет сам. В Киеве уничтожают 
"тоталитарное" художественное оформление вокзала, заменяя его 
откровенным уродством, сносят старые дома, чтобы строить 
современные гостиницы, и т.п. Одним (в т.ч. мне) это 
представляется варварством и свидетельством того, что 
нынешний мэр (Омельченко) не бегал в детстве по этим улицам, 
его художественные вкусы не сформированы этими домами, и ему 
их не жалко. Другие (как правило, приезжие из сельской 
местности) радуются - зато теперь будет гостиница "Хилтон", 
как во всём цивилизованном мире, зато теперь вокзал блестящий 
и удобный. Вроде и те и другие - за то, чтобы здесь было 
"хорошо", но насколько отличаются представления о том, что 
есть "хорошо"!
     Монолог цитируется по изданию: Лукиан из Самосаты. 
Избранная проза. М., Правда, 1991, с. 32-35.
`
     (Конец предисловия)
`
     ПОХВАЛА РОДИНЕ
`
     1. Старая это истина, что "нет ничего сладостнее 
отчизны". В самом деле, разве существует что-либо не 
только более приятное, но и более священное, более 
возвышенное, чем родина. Ведь всему, что люди счита- 
ют священным и исполненным высокого смысла, 
научила их родина, ибо она дает им жизнь, вскармли- 
вает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могу- 
щество и великолепие чужих городов, пышность стро- 
ений, зато все любят отечество. Многие наслажда- 
лись - и даже слишком - созерцанием бесчисленных 
чудес в чужих краях, но никто не был настолько оболь- 
щен их обилием, чтобы забыть родину.
     2. По-моему, каждый, кто гордится тем, что он гра- 
жданин богатого города, не знает истинного смысла 
любви к отчизне; ясно, что такой человек стал бы скор- 
беть душой, достанься ему в удел родина поскромнее.
Мне же приятнее чтить само слово "отчизна". Тот, кто 
станет сравнивать между собой разные города, пусть 
сопоставит их величину, красоту, изобилие в них това- 
ров. Но когда нужно сделать среди городов выбор, ни- 
кто, пожалуй, не отдаст предпочтения самому велико- 
лепному из них, пренебрегая отчизной; нет, он будет 
молить богов о том, чтобы родина сравнялась богат- 
ством с другими городами, но выберет только ее, ка- 
кой бы она ни была.
     3. Так же поступают добрые сыновья и справедли- 
вые отцы. Прекрасный и благородный юноша не 
предпочтет родному отцу чужого человека, а истин- 
ный отец не полюбит чужое дитя, пренебрегая род- 
ным. Полные любви к своим детям, отцы отводят им 
особое место среди всех прочих, и им кажется, что их 
сыновья самые красивые, самые сильные, самые 
безупречные. И мне думается, каждый, кто иначе 
судит о своем сыне, смотрит на него не отцовскими 
глазами.
     4. Нет слова ближе и дороже, чем слово "отчизна", 
как нет для нас ничего дороже отца. Если юноша по- 
лон должного почтения к отцу (таково повеление за- 
кона и природы), разве он тем самым не почитает 
и родину? Ведь и отец его - частица родины, и отец 
отца, и все предки, пращуры и отчие боги, до чьих 
имен мы дойдем, поднимаясь от поколения к поко- 
лению.
     5. Сами боги любят свою родину: как им и подоба- 
ет, они наблюдают за людскими делами, считая всю 
землю и море своим владением; однако среди всех го- 
родов каждый из бессмертных больше всего почитает 
тот, в котором появился на свет.
     Конечно, города, где родились боги, особенно свя- 
щенны, и благословенны острова, на которых праздну- 
ется рождение богов. Даже жертвы, которые человек 
приносит, приехав на родину бога, считаются угодны- 
ми небожителям. И если имя отчизны дорого самим 
богам, то как же людям не дорожить родиной особен- 
но сильно?
     6. Ведь и Солнце каждый человек увидел впервые 
на родине. И хотя Солнце - общий бог всех людей, 
каждый считает его отчим, так как в первый раз под- 
нял на него взор с родной земли; и говорить каждый 
начал в отчем краю, раньше всего научившись лепе- 
тать на родном языке, и там же познал богов.
     Если же человеку в удел досталась родина, из ко- 
торой ему приходится уехать в чужие края для прио- 
бретения больших познаний, то пусть будет он благо- 
дарен отчизне и за скромную науку: ведь он не знал 
бы даже слова "город", если бы на родине не постиг, 
что существуют города.
     7. Я думаю, что все навыки, все знания люди на- 
капливают для того, чтобы принести больше пользы 
родине; и богатства они умножают из честолюбивого 
стремления истратить их для блага отчизны. И по-мо- 
ему, они правы: не следует быть неблагодарным, полу- 
чив такие великие блага. Ведь если мы благодарны 
одному человеку, который сделал нам добро (так тре- 
бует справедливость), то гораздо больше должны мы 
платить родине подобающей ей любовью.
     В городах существуют постановления, карающие 
дурное обращение с родителями; родину же следует 
считать общей для всех матерью и приносить ей дары 
в знак признательности за то, что она вскормила 
и вспоила людей и дала им знание законов.
     8. Никому еще не довелось увидеть человека, на- 
столько забывшего родину, чтобы не думать о ней 
в чужой земле. Те, чьи дела на чужбине складываются 
неудачно, в один голос восклицают, что родина - самое 
великое из благ. И даже преуспевающие считают, что 
при всем их благоденствии им не хватает главного, 
ибо они живут не на родине, а в чужой стране. В жиз- 
ни на чужбине есть даже доля бесчестья. И часто мож- 
но наблюдать, как те, кто, живя на чужой земле, про- 
славился, приобрел большие богатства или снискал 
почет и всеобщее признание подлинным мужеством 
или обширными знаниями, всей душой стремится на 
родину, словно не находя в чужих краях свидетелей, 
достойных оценить их успех. И чем большей славы до- 
стиг человек в другой стране, тем сильнее он рвется 
в объятия родины.
     9. Родина желанна для юношей. Но у стариков тя- 
га на родину настолько же сильнее, насколько сами 
они мудрее молодых. Каждый старец стремится и же- 
лает окончить жизнь там же, где начал ее, и сложить 
свой прах во вскормившую его землю, и разделить от- 
чую гробницу.
     10. Лишь по коренным жителям ты сможешь су- 
дить, с каким благоговением относятся к родине под-
линные ее уроженцы. Иноземцы же, словно незакон-
норожденные, с легкостью переселяются, то ли не ве- 
дая слова "отечество", то ли не дорожа им, считая, что 
всюду они сыщут себе пропитание, они измеряют бла- 
гополучие радостями желудка. Тем, кому отече- 
ство - мать, дорога сама земля, на которой они роди- 
лись и возмужали, даже если земля эта не обширна, 
"камениста и скудна плодородною почвой". И даже 
если нелегко найти, за что хвалить землю,- все же не 
будет у них недостатка в похвалах родной стране. 
А услышав, как иноземцы похваляются широкими 
равнинами и лугами, изобилием всевозможных расте- 
ний, они и тут не преминут воздать хвалу своей роди- 
не; пренебрегая землей, вскармливающей коней, они 
восславят землю, "питающую добрых юношей".
     11. Каждый человек стремится на родину: даже ес- 
ли он островитянин и если чужая сторона сулит ему 
вечное блаженство, он не примет предлагаемого бес- 
смертия, предпочитая ему погребение в родной земле. 
И дым отечества покажется ему светлее огня на чуж- 
бине.
     12. Кажется, отчизна столь дорога всем людям, что 
законодатели повсюду высшей мерой наказания за ве- 
личайшие преступления положили изгнание. И не 
только законодатели, но и полководцы, ободряющие 
войско, держатся того же мнения: ведь в сражениях 
самый великий призыв для стоящих в строю - призыв 
идти в бой за отчизну. И никто, услышав его, не захо- 
чет оказаться недостойным, ибо и в робкого вселяет 
мужество слово "родина".
`
     (Конец монолога).

Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
K nachalu razdela / To beginning of section
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: rodina
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/rodina.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/rodina.zip . )

Hosted by uCoz