(Начало предисловия составителя - 2001,12,8; текст Лукиана - ниже)
`
Начиная с 1990-х годов и в обычных СМИ, и в Интернете, и
в разговорах со знакомыми часто приходится слышать апологию
учёбы, работы и даже жизни за рубежом (т.е. эмиграции).
Иногда такая апология сопровождается серьёзной аргументацией,
против которой возразить нечего (недоступность - из-за
дороговизны - медицинской помощи, дедовщина в армии, перекос
рынка труда из-за криминализации экономики и т.п.). Часто,
однако, приходится наблюдать поразительные случаи. Например,
человек с гордостью рассказывает, что его ребёнок поступил в
зарубежный ВУЗ. Говорим ему: "А чем, собственно, гордиться -
тем, что наша система образования развалена, и не оттуда к
нам едут, а от нас - туда? Вам это не кажется национальным
унижением?" Человек приходит в замешательство и начинает
подбирать аргументы, почему всё-таки надо ехать "туда" -
аргументы бывают серьёзные, типа упомянутых выше, но важно,
что сам человек не чувствовал унизительности ситуации.
Аналогично, человек излагает (похоже, повторяет услышанное от
других), что не устраиваются за рубежом только неудачники, а
не едут туда лишь люди, боящиеся трудностей. Говорим ему:
скорее наоборот, именно они и есть неудачники - они не сумели
добиться, чтобы в своей стране была нормальная жизнь, и бегут
от трудностей туда, где легче. (Типичный дальнейший ход
диалога: - Так трудности здесь в одиночку не преодолеешь. -
Здесь можно пытаться переубедить других; а там ... - дальше
пересказываем фрагменты из книг Акио Морита и С.Г.Кара-Мурзы
(см. на данном сайте раздел ссылок) про различие этических
норм в разных культурах. - Действительно, я об этом не
думал).
В эпоху "перестройки" пропаганда делала упор на
некие (весьма нечётко определённые) общечеловеческие
ценности, фактически игнорируя различие этических норм в
разных культурах (см. по поводу такого различия ссылку с
сервера К.А.Крылова - М.Ю.Алексеев, Особенности национального
поведения); заодно проповедовались либеральные представления
о человеке, согласно которым человек переезжает туда, где
больше платят - привязанность человека к родным местам
игнорировалась (или даже - согласно С.Г.Кара-Мурзе -
высмеивалась, хотя и бездарно).
В этой связи интересен монолог Лукиана из Самосаты
"Похвала родине".
Вообще сам факт написания такого монолога -
явный признак того, что в
соответствующую эпоху апатридство получило заметное
распространение. О том, что общеизвестно и общепринято,
писать незачем. Но при взгляде из нашей эпохи - эпохи, когда
апатридство проповедуется - он производит впечатление
выражения естественных человеческих чувств, объявляемых
либеральной пропагандой постыдными и загоняемых в
подсознание.
Обращает на себя внимание, что автору, похоже,
представляются нераздельно слитыми родные места и живущие в
этих местах люди, которых он воспринимает как своих и которые
воспринимают его как своего. Не буду пытаться говорить "в
общем виде" - рассмотрим конкретный случай, а обобщить
читатель, если захочет, сможет сам. В Киеве уничтожают
"тоталитарное" художественное оформление вокзала, заменяя его
откровенным уродством, сносят старые дома, чтобы строить
современные гостиницы, и т.п. Одним (в т.ч. мне) это
представляется варварством и свидетельством того, что
нынешний мэр (Омельченко) не бегал в детстве по этим улицам,
его художественные вкусы не сформированы этими домами, и ему
их не жалко. Другие (как правило, приезжие из сельской
местности) радуются - зато теперь будет гостиница "Хилтон",
как во всём цивилизованном мире, зато теперь вокзал блестящий
и удобный. Вроде и те и другие - за то, чтобы здесь было
"хорошо", но насколько отличаются представления о том, что
есть "хорошо"!
Монолог цитируется по изданию: Лукиан из Самосаты.
Избранная проза. М., Правда, 1991, с. 32-35.
`
(Конец предисловия)
`
ПОХВАЛА РОДИНЕ
`
1. Старая это истина, что "нет ничего сладостнее
отчизны". В самом деле, разве существует что-либо не
только более приятное, но и более священное, более
возвышенное, чем родина. Ведь всему, что люди счита-
ют священным и исполненным высокого смысла,
научила их родина, ибо она дает им жизнь, вскармли-
вает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могу-
щество и великолепие чужих городов, пышность стро-
ений, зато все любят отечество. Многие наслажда-
лись - и даже слишком - созерцанием бесчисленных
чудес в чужих краях, но никто не был настолько оболь-
щен их обилием, чтобы забыть родину.
2. По-моему, каждый, кто гордится тем, что он гра-
жданин богатого города, не знает истинного смысла
любви к отчизне; ясно, что такой человек стал бы скор-
беть душой, достанься ему в удел родина поскромнее.
Мне же приятнее чтить само слово "отчизна". Тот, кто
станет сравнивать между собой разные города, пусть
сопоставит их величину, красоту, изобилие в них това-
ров. Но когда нужно сделать среди городов выбор, ни-
кто, пожалуй, не отдаст предпочтения самому велико-
лепному из них, пренебрегая отчизной; нет, он будет
молить богов о том, чтобы родина сравнялась богат-
ством с другими городами, но выберет только ее, ка-
кой бы она ни была.
3. Так же поступают добрые сыновья и справедли-
вые отцы. Прекрасный и благородный юноша не
предпочтет родному отцу чужого человека, а истин-
ный отец не полюбит чужое дитя, пренебрегая род-
ным. Полные любви к своим детям, отцы отводят им
особое место среди всех прочих, и им кажется, что их
сыновья самые красивые, самые сильные, самые
безупречные. И мне думается, каждый, кто иначе
судит о своем сыне, смотрит на него не отцовскими
глазами.
4. Нет слова ближе и дороже, чем слово "отчизна",
как нет для нас ничего дороже отца. Если юноша по-
лон должного почтения к отцу (таково повеление за-
кона и природы), разве он тем самым не почитает
и родину? Ведь и отец его - частица родины, и отец
отца, и все предки, пращуры и отчие боги, до чьих
имен мы дойдем, поднимаясь от поколения к поко-
лению.
5. Сами боги любят свою родину: как им и подоба-
ет, они наблюдают за людскими делами, считая всю
землю и море своим владением; однако среди всех го-
родов каждый из бессмертных больше всего почитает
тот, в котором появился на свет.
Конечно, города, где родились боги, особенно свя-
щенны, и благословенны острова, на которых праздну-
ется рождение богов. Даже жертвы, которые человек
приносит, приехав на родину бога, считаются угодны-
ми небожителям. И если имя отчизны дорого самим
богам, то как же людям не дорожить родиной особен-
но сильно?
6. Ведь и Солнце каждый человек увидел впервые
на родине. И хотя Солнце - общий бог всех людей,
каждый считает его отчим, так как в первый раз под-
нял на него взор с родной земли; и говорить каждый
начал в отчем краю, раньше всего научившись лепе-
тать на родном языке, и там же познал богов.
Если же человеку в удел досталась родина, из ко-
торой ему приходится уехать в чужие края для прио-
бретения больших познаний, то пусть будет он благо-
дарен отчизне и за скромную науку: ведь он не знал
бы даже слова "город", если бы на родине не постиг,
что существуют города.
7. Я думаю, что все навыки, все знания люди на-
капливают для того, чтобы принести больше пользы
родине; и богатства они умножают из честолюбивого
стремления истратить их для блага отчизны. И по-мо-
ему, они правы: не следует быть неблагодарным, полу-
чив такие великие блага. Ведь если мы благодарны
одному человеку, который сделал нам добро (так тре-
бует справедливость), то гораздо больше должны мы
платить родине подобающей ей любовью.
В городах существуют постановления, карающие
дурное обращение с родителями; родину же следует
считать общей для всех матерью и приносить ей дары
в знак признательности за то, что она вскормила
и вспоила людей и дала им знание законов.
8. Никому еще не довелось увидеть человека, на-
столько забывшего родину, чтобы не думать о ней
в чужой земле. Те, чьи дела на чужбине складываются
неудачно, в один голос восклицают, что родина - самое
великое из благ. И даже преуспевающие считают, что
при всем их благоденствии им не хватает главного,
ибо они живут не на родине, а в чужой стране. В жиз-
ни на чужбине есть даже доля бесчестья. И часто мож-
но наблюдать, как те, кто, живя на чужой земле, про-
славился, приобрел большие богатства или снискал
почет и всеобщее признание подлинным мужеством
или обширными знаниями, всей душой стремится на
родину, словно не находя в чужих краях свидетелей,
достойных оценить их успех. И чем большей славы до-
стиг человек в другой стране, тем сильнее он рвется
в объятия родины.
9. Родина желанна для юношей. Но у стариков тя-
га на родину настолько же сильнее, насколько сами
они мудрее молодых. Каждый старец стремится и же-
лает окончить жизнь там же, где начал ее, и сложить
свой прах во вскормившую его землю, и разделить от-
чую гробницу.
10. Лишь по коренным жителям ты сможешь су-
дить, с каким благоговением относятся к родине под-
линные ее уроженцы. Иноземцы же, словно незакон-
норожденные, с легкостью переселяются, то ли не ве-
дая слова "отечество", то ли не дорожа им, считая, что
всюду они сыщут себе пропитание, они измеряют бла-
гополучие радостями желудка. Тем, кому отече-
ство - мать, дорога сама земля, на которой они роди-
лись и возмужали, даже если земля эта не обширна,
"камениста и скудна плодородною почвой". И даже
если нелегко найти, за что хвалить землю,- все же не
будет у них недостатка в похвалах родной стране.
А услышав, как иноземцы похваляются широкими
равнинами и лугами, изобилием всевозможных расте-
ний, они и тут не преминут воздать хвалу своей роди-
не; пренебрегая землей, вскармливающей коней, они
восславят землю, "питающую добрых юношей".
11. Каждый человек стремится на родину: даже ес-
ли он островитянин и если чужая сторона сулит ему
вечное блаженство, он не примет предлагаемого бес-
смертия, предпочитая ему погребение в родной земле.
И дым отечества покажется ему светлее огня на чуж-
бине.
12. Кажется, отчизна столь дорога всем людям, что
законодатели повсюду высшей мерой наказания за ве-
личайшие преступления положили изгнание. И не
только законодатели, но и полководцы, ободряющие
войско, держатся того же мнения: ведь в сражениях
самый великий призыв для стоящих в строю - призыв
идти в бой за отчизну. И никто, услышав его, не захо-
чет оказаться недостойным, ибо и в робкого вселяет
мужество слово "родина".
`
(Конец монолога).