II.
Разгон рады. - Гетманщина. - Немецкая оккупация. - <Генеральская реак-
ция на Украине>. - Немцы и реставрация. - Киев и буржуазно-монархиче-
ская концентрация. - Позиция еврейской буржуазии. - Похищение А. Доб-
рого. - Настроение еврейской провинции. - Режим гетманщины и еврейская
общественность. - Ликвидация национальных завоеваний, ограничения в пра-
вах. - Поход на евреев в официальной прессе. - Украинская демократия и
евреи; украинский национально-державный союз. - Отношение украинской
левой прессы. - Администраторы на местах. - Антисемитские воззвания
немецкого командования на Украине. - <Евреи - самые зловредные агита-
торы против немцев>. - Меры против евреев. - Немцы и еврейские погромы.
28 апреля немцами произведен был на Украине государствен-
ный переворот. Рада была разогнана, республиканское министер-
258
ство упразднено. Генерал царской службы, потомок последнего
гетмана Украины и бывший недавний организатор <вильних ко-
заков>, П. Скоропадский стал при поддержке немцев гетманом
украинской державы. Вместе с этим усиливается и власть нем-
цев как фактических оккупантов страны. Период семи с половиной
месяцев гетманщины и немецкой оккупации является сравнительно
самым спокойным в смысле погромных выступлений. Объясняется
это раньше всего теми строгими порядками, которые немцы во-
обще старались установить, а главное - отсутствием воен-
ных действий. В это время было ликвидировано прежнее на-
ционально-украинское войско и <Вильне козацтво>; осталось только
несколько украинских полков, игравших роль гетманской гвардии,
а также <Державна варта>, т. е. государственная милиция для
охраны. Однако даже и этот период затишья таковым является
только относительно. Нить погромов на Украине ни на одну
минуту целиком не обрывается,
Наступивший после этого режим явился режимом фактической
реставрации под национальным декорумом гетманщины. Реставра-
ция в первое время не проявлялась столь открыто, особенно в
области национальной, но в области политической и особенно со-
циальной ликвидация завоеваний революции шла более откровенно.
Вскоре после своего прихода главнокомандующий немецкими вой-
сками на Украине, ген. Эйхгорн, издал приказ об обязательном
засеве полей и отдаче хлеба немцам <по сходным ценам>. В сре-
дине мая были изданы <Временные правила о земельных комис-
сиях>, в коих приказывалось <вернуть владельцам их хозяйства и
побудить население к добровольному возвращению отобранного
добра и возмещению убытков>, причем губернские и уездные
начальники должны оказать содействие вооруженной силой.
Основываясь на этих приказах и на общем духе новой политики,
помещики стали возвращаться в свои поместья и часто отбирали
землю силой у крестьян. Постепенно началась также ликвидация
политических завоеваний и ограничение свобод. На места были
посажены многие администраторы царского режима, действовавшие
пока под флагом <украинской державности>. У рабочих стали уре-
зывать недавно добытые экономические завоевания, а с другой
стороны, оказывалось самое широкое покровительство организа-
циям промышленников и крупных землевладельцев (<Протофис>,
<Суозиф> и <Союз хлеборобов>), агрессивно настроенным и от-
крыто стремившимся к реакции. Под властью немцев и гетмана
Украина стала базой бежавшей буржуазии и центром бешеной
спекуляции.
Реакция скоро проявилась и в области национальной. Взяв
первоначально курс на умеренное национально-украинское тече-
ние, гетман меняет ориентацию, входит в тесный союз с русскими
добровольческими образованиями, открыто проповедующими <еди-
ную Россию> и резко враждебными украинскому движению. Гет-
ман поощряет концентрацию на Украине контрреволюционных груп-
259
пировок, и Киев становится под его покровительством оплотом
<белогвардейской> и монархической концентрации. Так, например,
23 июля в Киеве состоялся большой монархический съезд, обсу-
ждавший меры восстановления Российской империи в старых гра-
ницах, <под скипетром монарха>; 24 июля в Киеве состоялась
панихида по Николае II с участием чиновников из министерства
финансов; 7 июля произошла монархическая манифестация в Со-
фийском соборе. Кроме реакционных сил произошла также груп-
пировка либеральных элементов в <Русском союзе>, образовав-
шемся в Киеве в мае 1918 г. с целью объединения русских сил
на Украине для защиты русской культуры и русской школы, но
имевшем действительной задачей борьбу за <неделимую Россию> и
против украинского дела в крае. В этот союз входили самые
различные русские партии - от кадетов до народных социалистов,
входили даже некоторые отдельные лица из среды правых эсеров
и <меньшевиков>.
Еврейская буржуазия, очень сильная в украинских городах,
особенно в таких крупных, как Киев, Харьков, Одесса и Екате-
ринослав, приняла заметное участие в общей погоне за скорой
наживой, в спекуляции и биржевом ажиотаже, которые так харак-
терны для периода гетманщины. Она, правда, воздерживалась от
активного участия в политической реставрации, инстинктивно боясь
возвращения режима бесправия, но общей политике немцев, пытав-
шихся строгими мерами установить порядок, она вполне сочув-
ствовала. Это поведение еврейской буржуазии казалось украин-
скому населению вызывающим. Вхождение в состав первого гет-
манского кабинета крупного одесского финансиста-еврея С. Гут-
ника кололо глаза украинцам, хотя С. Гутник принимал деятель-
ное участие в ликвидации еврейских национальных завоеваний и
в первую голову национально-персональной автономии. Еще более
раздражающее впечатление на украинские круги производила дея-
тельность другого крупного банкира-еврея, А. Доброго, в Киеве,
которого украинский историк называет <правой рукой немцев в
их антигосударственных замыслах>. В конце апреля, еще в дни
существования рады, министр внутренних дел, украинский эсдек
М. Ткаченко, желая арестовать Доброго за вредную, по его мне-
нию деятельность, не решился это сделать открыто и прибегнул к
помощи организации <Союза визволення Украини>, которая тайно
<похитила> Доброго; всему аресту был таким образом придан
авантюристский характер 1. Немецкое командование приказало
1 О похищении этой националистической украинской организацией
Доброго см. интервью с ним в от 6 и 7 мая 1918 г. В июле
1918 г. в Киеве произошел процесс по делу похищения Доброго. На скамье
подсудимых сидело несколько видных представителей правительства рады,
во главе с бывшим премьером Голубовичем. Судил их немецкий воен-
ный суд. Процесс явился открытым надругательством над самостоятель-
260
освободить арестованного, отдало под суд нескольких украинских
министров и одновременно с этим издало приказ о введении на
Украине немецких военно-полевых судов.
Еврейское население в мелких городах и уездах отнеслось к
немцам не так восторженно, как буржуазия крупных городов, но
в общем доверчиво, особенно в первый период. Раньше всего на
немцев смотрели, как на прочную защиту от анархии и погромных
эксцессов. Но кроме того при немцах открывались большие воз-
можности для торговли и спекуляции. Не обходилось при этом и
без бестактных шагов, когда немцы (особенно в части, оккупиро-
ванной австрийскими войсками) использовались в целях защиты
спекуляции. Были также случаи, когда евреи сопровождали немец-
кие карательные экспедиции в деревни, особенно в Подольской
губернии 1. Но скоро в еврейском местечке начинает чувство-
ваться охлаждение к немцам. С одной стороны, пугали признаки
насаждаемой ими реакции, пугала их жестокая политика в деревне,
вызывавшая восстания крестьян, бросившихся раньше всего мстить
еврейскому местечку, с другой, - немцы сами, как мы увидим, про-
явили определенные антисемитские наклонности и в ряде мест
стали преследовать евреев. Были случаи, когда они пороли евреев
якобы за <спекуляцию> и случаи карательных <подвешиваний> и
истязаний 2. У еврейского обывателя наступает разочарование и
даже раздражение против немцев.
Отношение организованной еврейской общественности,
политических деятелей и демократических общин к режиму гет-
манщины и немецкой оккупации было с самого начала отрица-
тельное. Общая реакция, как это всегда бывает, немедленно отозва-
лась на еврейском вопросе. Права, добытые еврейским населением
в прошлый период права, с которыми было связано столько надежд,
были теперь ликвидированы. 9 июля отменен закон о нацио-
нально-персональной автономии, было упразднено ев-
рейское министерство, которое уже с момента воцарения гетмана
влачило жалкое существование 3. Затем был создан ряд ограни-
ностью Украины и внес в ряды украинских деятелей огромное раздражение
против немцев. Рикошетом раздражение перенесено было и на евреев, так
как причиной позорного процесса был еврей-банкир...
1 См. С. Гольдельман, , Вена 1921 г.,
стр. 43.
2 Ср., например, описание И. Клинова о местечке Голованевске
Подольской губ., в сборнике , который выхо-
дит в изд. (на евр. яз.), Берлин.
3 После выхода в отставку М. Зильберфарба пост еврейского министра
некоторое время оставался незамещенным; после прихода немцев короткое
время пост этот занимал представитель В. Лацкий, которого
поддерживали еврейские левые партии. В начале гетманского господства
В. Лацкий вышел в отставку. Пост директора департамента общих дел за-
нимал в министерстве, еще с конца 1917 Р., Н. Гергель, который оставался
до ликвидации министерства.
261
чений для еврейского общинного строительства 1. В правилах
<о временном государственном устройстве Украинской державы>
устанавливалось, что <первенствующая в Украинской державе есть
вера христианская, православная>; неправославным предоставлено
только <свободное отправление их веры и богослужения>. Вскоре
начинаются ограничения и в гражданских правах; евреям закрыт
доступ на государственную службу 2. Евреи привлекаются к уплате
контрибуции, налагаемой на деревни <за участие в аграрных бес-
порядках>, хотя еврейское население, разумеется, никакого участия
в крестьянских волнениях не принимало; при этом евреи облагаются
во много раз выше нееврейского населения. Так было, например,
в Обухове Киевской губ., где на местечко была наложена кон-
трибуция в размере свыше 2 миллионов рублей в возмещение за
понесенные помещиком убытки (при этом на долю еврейской семьи
пришлось в среднем около 2000 руб., а крестьянской - 400) 3.
Также обложено было контрибуцией еврейское население м. Люд-
виполя, <для возмещения убытков, понесенных окрестными помещи-
ками в переходное время>. <Контрибуция взыскивалась с сурово-
стью величайшей> 4. Аналогичные факты имели место и в ряде
других пунктов.
В официальной и официозной прессе велась часто антисемит-
ская агитация. Особенно отличалась газета <Вiдродження>, офи-
циоз военного министерства. В конце мая газета выступила с
серией статей о национальных меньшинствах, причем главным обра-
зом обрушилась на евреев. <Экспансивные, подвижные, жадные,
с лихорадочными руками и глазами>, <народ, всюду вызывающий
против себя ненависть>, <каждому власть имущему заглядывающий
в глаза>, - такова характеристика евреев, которую дает газета. <В
Киеве евреи были первыми в руководстве восстанием большевиков
и в партизанской войне. Поэтому злоба противной стороны и обру-
шилась главным образом на их голову; ненависть к ним страшно
возросла, их расстреливали беспощадно, даже социалистические
элементы заразились антисемитизмом>. <Там, где строится украин-
ская государственность, - там евреев как активных работников
нет; там же, где она разрушается, - там евреи работают очень
В некоторых городах быди арестованы председатели (еврейских) об-
щин (Городище, Старо-Синява), в других запрещены заседания общин (Ям-
поль, Фельштин), или закрыты их канцелярии (Погребите). См. (евр.), Киев 1920,
стр. 218 и др.
2 Так, например, в Овруче Волынской губ. был получен из Житомира
тайный приказ не брать евреев на государственную службу, а ранее
принятых постепенно увольнять. См. архив редакции (1919 г.), доклад
А. Гиллерсона об Овруче.
3 Архив Киевской еврейской общины, докладная записка
совета общины на имя министра внутренних дел, от 27 августа 1918 г.,
также другие материалы о насилиях над евреями при гетмане, сведения об
Обухове.
4 Там же.
262
усердно... Они должны стать совершенно нейтральными, не вмеши-
ваться в эмансипацию украинского народа; если же они активно
выступают против, то _они пожнут то, что посеяли_>.
<Евреи, - заканчивает статья, - были на стороне поляков, когда
мы с последними воевали, и за это дорого поплатились. История
дает этому _блестящие иллюстрации_. Теперь Украина бо-
рется с Московщиной, и еврейство снова перешло в лагерь наших
врагов. _Заплатит оно и за это_> 1... В таком явно угро-
жающем тоне писала официозная пресса. На украинском книжном
рынке стали открыто появляться антисемитские издания, вроде
выпущенной издательством <Национальный прапор> брошюры <Как
жил украинский народ>, где достается <москалям> и <ляхам> и где
специальный тезис о евреях гласит: <Жиды всегда были нашими
врагами, и при каждом случае они предают нашу державу>. По-
явились также лубочные картины о том, как <Максим Зализняк
та сотник Иван Гонта взяли Умань и гайдамаки свяченими ножами
виризали всих жидив та ляхив>.
Но гораздо более симптоматичным, чем мнение субсидируемой
официозной газеты или случайных брошюр, было отношение укра-
инской демократии к еврейскому вопросу. Чрезвычайно ха-
рактерным в этом смысле является отношение образовавшегося
в мае Украинского национально-державного союза. Позже, в авгу-
сте, после некоторого изменения своего состава, он был пере-
именован в Национальный союз; этот-то союз поднял в ноябре
1918 г. восстание против гетмана, и из его среды вышла дирек-
тория. Национально-державный союз, куда входили <социалисты-
федералисты>, <социалисты-самостийники>, <демократы-хлеборобы>,
<рада железнодорожная и почтово-телеграфная>, при своем осно-
вании, в мае 1918 г., обратился с обширным воззванием <К немец-
кому народу> (такие воззвания были тогда в моде) о положении
Украины. В этом воззвании между прочим говорилось: <Еврейский
народ, буржуазия которого уже целиком ассимилировалась по языку
с русским, видит в отделении Украины территориальное сокращение
своей торгово-промышленной деятельности, а в национально-куль-
турном возрождении украинского крестьянина видит прямую угрозу
своему положению давнего торгового посредника. _Жидивськнй
нарид прагне (жаждет) единой России и ненави-
дит самостийность_>. Ненавидя украинский народ, евреи,
русские и поляки <_видят свое спасение только в том,
чтобы украинский народ поссорить с немецким_>
(подчеркнуто в подлиннике). Представители от евреев и русских
в раде раздували всякие незначительные проступки немецкого вой-
ска, и <систематически и сознательно провоцировали украинско-
немецкие отношения>, а с другой стороны - подговаривали укра-
инских крестьян, что <рада продала Украину немцам, что немцы
1 Не имея под рукой газеты <Вiдродження>, цитируем по газ. , от 1 июня 1918 г., где статья почти целиком приводится.
263
пришли с целью вернуть землю помещикам>1. Так, в стиле
явного доноса, писал союз, обращаясь к немецкому народу, а в
действительности к оккупационной власти, прямо указывая на
<меньшинства>, как на виновных в бедствиях Украины. Этот донос
был особенно обиден в уставе представителей украинской демократии.
Когда немецкий лейтенант вошел 28 апреля в зал заседания рады,
чтобы разогнать ее, на трибуне стоял последний оратор рады -
Представитель еврейской партии (Бунда) М. Рафес - и призывал
<рабочих всех национальностей на Украине защищать суверен-
ность Украинской народной республики от немецкого империа-
лизма> 2.
Правда, в это же время в левых украинских кругах, раньше
также склонных в борьбе с большевиками пользоваться ходячими
антисемитскими аргументами, замечается как будто отрезвление.
Так, еще в последний период рады газета правительственной пар-
тии (украинских эсеров) <Боротьба> выступила с решительной
статьей против погромов - <Надо остановиться>. <На местах, - го-
ворила газета, - не поняли, что означает <твёрдая власть>, к кото-
рой правительство стремится. Там думают, что это означает <бить
и резать>, и эту твердую власть раньше всего испытывали на себе
еврейские спины>. <Неудивительно, - продолжает газета, - что ор-
ганы тех еврейских партий и кругов, которые всегда шли с нами
рука об руку, начинают оглядываться на нас с недоверием. Так
дальше итти не может>. <Те, от кого это зависит, должны немед-
ленно, не откладывая, остановить <охоту>, начавшуюся в провинции
на еврейское население> 3. В мае, когда начались разговоры об
отмене закона о национальной автономии, с горячей статьей в
защиту интересов <меньшинств> выступила <Нова рада> - орган
партии социалистов-федералистов, чья подпись стояла под доносом
немецкому народу на еврейскую интригу. <Национальное равно-
правие, - писал орган этой партии, - было одним из самых краси-
вых завоеваний революции на Украине>. <Хотя в Центральной
раде и бывали некоторые недоразумения между украинскими пар-
тиями и так называемыми <меньшинствами>, но украинский рево-
люционный парламент с самого начала твердо стал на почву на-
ционального равноправия>. Газета выражает поэтому уверенность,
что национальные министерства вновь возродятся 4. Характерны
эти колебания в таком серьезном вопросе, как еврейский, у ответ-
ственных украинских органов на протяжении столь короткого
периода.
Впрочем, эти органы печати л стоящие за ними партии были
теперь не у власти. К власти пришли другие силы и с евреями
заговорили совершенно новым языком. Особенно откровенно это
делилось в провинции. <Заключение следственной комиссии по
1 П. Христюк, цит. соч., т. III, стр. 66-67.
2 Цит. его слова по книге П. Христюк а, т. II, стр. 173.
3 Статья напечатана в газете <Борогьба>, 11 или 12 апреля 1918 г.
4 Статья напечатана в газете <Нова рада>, 22 или 23 мая 1918 г.
264
делу о погромах в Житомире>, в январе и марте 1919 г., делая
обзор предшествовавшей событиям эпохе, сообщает, что <волын-
скиЙ губернский староста, (т. е. начальник губернии), С. В. Дидро,
пригласил к себе в ноябре 1918 г. членов президиума Житомир-
ской еврейской общины и, приняв их крайне грубо, сказал в при-
сутствии многих свидетелей буквально следующее: <В Бердичеве
сволочная еврейская молодежь расстреливает офицеров-доброволь-
цев, борющихся с большевиками (подразумевается с Директорией,
поднявшей восстание против гетмана). Передайте населению, что
я больше этого не потерплю; за малейшее большевистское высту-
пление евреев я залью Житомир еврейской кровью>... 1.
Австро-германские военные власти таким откровенным погром-
ным языком не говорили, однако своими неоднократными анти-
семитскими выступлениями они немало способствовали
возбуждению против евреев. Уже вскоре после своего прихода
в Киев немцы вывесили на вокзале рядом два плаката: и
(<Остерегайтесь воров> и <Остерегайтесь еврейских менял>). Это
уже было показательно. Еврейские представители внесли об этом
в раду 20 апреля специальный запрос. Украинцы, которые отно-
сились тогда к приходу немцев доброжелательно, увидели в за-
просе только <мелочность и придирчивость>, как заявил один из
ораторов 2. Эти антисемитские выпады немцев не были случай-
ностью. В марте украинское издательство выпустило брошюру
под названием <Зачем немцы пришли на Украину?>, содержавшую
ряд официальных документов, отвечающих на этот вопрос. В
брошюре был опубликован также и ответ данный представителями
германского штаба в Киеве, в котором, между прочим, говори-
лось: <Большая часть евреев верит, что немцы повредили их
интересам, ибо они, евреи, имели возможность в дни господства
большевиков торговать награбленными вещами>. Это обвинение
было так огульно, что украинское издательство, выпустившее бро-
шюру, нашло нужным прибавить от себя: <Мы не совсем раз-
деляем это мнение о роли большинства евреев во время больше-
вистского восстания> 3.
Но в поведений немцев были и не столь невинные случаи.
Австро-германским командованием в различных местах был выпу-
щен ряд воззваний и распоряжений, специально направленных про-
тив евреев. Приводим некоторые из них. Германская окружная
комендатура в Смеле Киевской губ. выпустила за подписью под-
1 Архив редакции (1919 г.), заключение следственной комиссии
о погромах в Житомире; также показание П. Дзевалтовского, Я. Розен-
блата и Е. Эльясберга (отдел материалов о Житомире).
2 Запрос был внесен от имени сионистов М. Гросманом. Между про-
чим аналогичные плакаты немцами были вывешены и в некоторых других
городах: нам известен, например, такой случай в Александрии Херсон-
ской губ.
3 Брошюра на украинском языке <Для чего нiмцi пришли на Украiну?>>
вышла в издании <Вiдродження>.
265
полковника Шерера объявление к населению, в котором говорится:
<Установлено, что неприятельские агенты большей частью
евреи, в городах и селениях распространяют ложные и раздра-
жающие слухи о немцах; они хотят этим подорвать честь гер-
манского государства и вас лишить доверия к немцам, которые
охраняют вас против разбойников и банд>. За распространение
подобных слухов объявление грозит заточением и даже смертной
казнью 1. Через некоторое время тем же подполковником Шере-
ром было выпущено новое объявление (на немецком, украинском
и русском языках) о том, что <вожаками банд и агентами распро-
страняются слухи о предстоящем отозвании немецких войск из
Украины>, и затем-огромным жирным шрифтом: <Особенно снова
евреи разносят такие слухи> (Hauptsaechlich sind es wiederum
Juden, welche dieses Geruecht inter die Leute tragen). Объявление
предупреждает <мирных и трудолюбивых граждан и крестьян>
против евреев, разносящих такие слухи, и угрожает последним
теми же, что раньше, карами 2. 18 июля в Белой Церкви было
расклеено объявление, подписанное германским окружным комен-
дантом, полковником Никишом фон Розенек, в котором говорилось:
<До сведения комендатуры дошло, что большая часть ев-
рейского населения, в особенности большинство ев-
рейских торговцев, на рынке и в своих поездках по де-
ревням самым позорнейшим образом агитируют против украин-
ского правительства и немецкой власти>. Приглашая уездных ста-
рост и волостных старшин безотлагательно сообщать имена этих
вредных элементов, объявление грозит этим <еврейским нарушите-
лям мирной жизни> (juedische Friedensstoerer) самыми суровыми
наказаниями 3. Когда делегация от местной городской управы и
еврейской общины явилась в немецкую комендатуру ходатайство-
вать о том, чтобы это объявление не было расклеено, представи-
тель комендатуры решительно отказал, заявив, что это объявление
будет, наоборот, распространено в большом количестве экземпля-
ров, ибо <евреи - самые зловредные агитаторы про-
тив немцев> 4. Совет еврейской общины в ответ на это на
экстренном заседании принял резолюцию протеста против обви-
нения, <возвращающего евреев к прежним временам>, и решил
оповестить об этом случае центральные органы и общественное
мнение 5. Еще дальше пошел представитель австрийского коман-
1 Архив редакции (отдел документов), , поме-
ченное Смелой, 6 октября 1918 г.
2 Там же, , от 17 октября 1918 г. Смела.
3 Там же, , помечено 18 июля 1918 г., на немецком
и русском языках (в Белой Церкви).
4 Об этом воззвании и переговорах см. архив редакции (мате-
риалы 1917-1918 гг.), копию сообщения в еврейское министерство из Бе-
лой Церкви.
5 Архив редакции (отдел документов), копия циркуляра , из Александрии (Херсонской губ,),
25 августа 1918 г". от имени .
266
дования в Верхнеднепровске Екатериниславской губ., вывесивший
следующий приказ: <Я запрещаю местным жителям иудейского
вероисповедания вступать в какие-либо сношения с моими солда-
тами, разговаривать с ними, гулять и т. п.>. Нарушение приказа
карается в первый раз поркой, во второй-расстрелом.
Чрезвычайно характерным для психологии немецкой оккупа-
ционной власти в ее отношении к евреям является циркуляр, ра-
зосланный в августе 1918 г. австрийским командованием к рав-
винам и в общины Подольской, Полтавской и Херсонской губ.,
о <Влиянии еврейского населения на солдат>. <Доказано, - гласит
этот циркуляр, - что единичные члены еврейской нации пытаются
склонить наших солдат к проступкам и преступлениям в: а) поли-
тическом направлении и б) хозяйственном отношении (к воровству,
грабежу, запрещенной торговле, торговле оружием и др.)>. <Изве-
стно, с какой солидарностью держится и действует все еврейство>,
ввиду этого немецкое командование <привлекает к ответственно-
сти все еврейство> и призывает его воспрепятствовать своим
дурным элементам. <Если же оно этого не сделает, то явится их
соучастником и должно нести все последствия этого.
Последствия суть: контрибуция на еврейское население, исключи-
тельные меры против него> (Tut sie das nicht, macht sie sich mit-
schuldig und musz dann die Folgen tragen. Die Folgen sind: Kon-
tribution auf die Judenschaft, Sondermasznahmen gegen dieselbe).
Представители австрийской военной власти на местах приняли
этот циркуляр к руководству, и, например, плац-комендант Про-
скурова обратился к местному еврейскому общинному совету с
требованием на основании упомянутого циркуляра <выдать те
элементы из среды евреев, которые ведут агитацию против нынеш-
ней власти иа Украине, в противном случае будет усмотрено со
стороны общины <намеренное укрывательство преступников>, и на
нее будет наложена контрибуция. Проскуровский общинный совет
вынес в ответ резолюцию протеста, указывая, что <общинный совет
избран еврейским населением для удовлетворения его националь-
ных потребностей, но ни в коем случае не для выполнения по-
лицейских функций> 1. Приблизительно в это же время австрий-
ский комендант в Екатерннославе вызвал к себе местных раввинов
и представителей общины и, строго приняв их, прочитал по за-
писке перечень еврейских проступков: что <Всемирный еврейский
союз> занимается шпионажем в пользу Англии и Франции, что
<евреи являются вожаками краж и мошенничеств на Украине>.
Комендант потребовал, чтобы община выдала властям этих шпио-
нов и преступников, а также приняла резолюцию о своей ориен-
тации на центральные державы, <так как известно, что евреи
относятся недружелюбно к немцам>. Еврейские политические дея-
тели в то время, очевидно, не чувствовали себя запуганными такими
1 Архив редакции (материалы 1917-1918 гг.), копия резолюции
Проскуровского общинного совета, от 26 августа 1918 г.
267
угрозами, и фракции Екатеринославского общинного совета при-
няли в ответ резолюцию, что <община с негодованием проходит
мимо всех этих инсинуаций> и не находит нужным выносить ре-
золюцию о своей ориентации> 1.
Эти открытые выступления немецкого командования против
евреев происходили в стране, пропитанной антисемитской злобой,
где требовалась сугубая осторожность. На практике часто бывало,
что немецкие солдаты во время насилий, чинимых украинскими
воинскими частями или <вартой> (милицией) над евреями, остава-
лись нейтральными, иногда же держались явно во вред евреям
и даже помогали насильникам. Но бывали часто и обратные слу-
чай, особенно в районах крестьянских восстаний, когда немцы
прекращали насилия над евреями, руководясь политикой устано-
вления порядка. Эта политика, действительно, и воспрепятство-
вала тому, чтобы погромы в этот период приняли особенно ши-
рокий характер. Серьезный и жестокий характер приняли те по-
громы, которые были устроены крестьянами, но они возникли,
как результат революционного движения деревни против вла-
сти - против гетмана и немцев, и не могут быть отнесены на
их счет.