Инга РОЗОВСКАЯ
Реформа без героя, или еще одно размышление на тему
<Кому на руси жить> Знание - сила, 1990, N 8

Как-то в гостях у приятельницы, сидя на кухне и отогреваясь чаем, заговорили... а все о том же. О нашей жизни, о том, что в ней сейчас, в период перестройки, хорошо и что плохо. А так как самое важное у нас до сих пор говорится на кухне, я записала этот разговор и сейчас в виде монолога предлагаю читателям.

Галина Бельская

- ...Знаешь, я не совсем с тобой согласна. Я так же, как и ты, отношусь к Белову и Шафаревичу, но это не значит, будто все, что они говорят, абсолютная абракадабра. Для нас неприемлемы выводы, которые они делают, тот путь, на который нас толкают. Но давай не будем уподобляться им в ме- тодах полемики. Лучше спросим себя: что стоит за криками о русофобском заговоре? Что это, социальная галлюцинация или извращённая форма существования чего-то реального, какой-то проблемы, о которой мы не умеем ни думать, ни говорить.

Вот я сегодня стою в очереди за яблока- ми. За мной - молодой мужчина. Продав- щица просит помочь, передвинуть ящик. Он помогает и говорит: <Ну а теперь давай мне без очереди>. Я даже не выдержала: <А что, просто так нельзя помочь?> А он: <Нельзя! Теперь <за так> ничего не делается>.

Мне вовсе не кажется, будто сейчас все вдруг стали такими. Но согласись, что в са- мой системе ценностей происходят какие-то фундаментальные изменения. Героем куль- туры, ее ориентиром становится тот, кто ничего не делает <за так>.

Я специально как бы занижаю постанов- ку вопроса. Ведь культура - это не только что-то такое <высокое>, что исполняется в консерватории. Проблемы культуры - это все, обо что мы спотыкаемся. В очереди за яблоками в том числе.

Вот мы с тобой, на взгляд Шафареви- ча, чистые <жидомасоны>, <западники>, воспитавшие себя в противостоянии нашей идеологии. Мы действительно всю жизнь чи- тали западные книжки (особенно, когда их не издавали), ночами стояли на кинофести- валь, чтобы хоть на экране увидеть нор- мальную жизнь.

И вместе с тем, посмотри, мы ведь всегда знали, что бескорыстный труд ценнее, чем оплаченный. Что человек, работающий не на себя, не для заработка, должен пользовать- ся уважением в обществе. Что если кто-то посвящает свою жизнь служению бескорыст- ному, он должен быть выше в глазах об- щества, чем тот, кто стремится разбога- теть.

Все это было для нас чем-то само собой разумеющимся: работал ли человек в боль- нице, в журнале, в любом другом месте - если он до конца <выкладывался>, не счи- таясь во временем, трудился, что называет- ся, не за страх, а за совесть, он вызывал уважение. И таких было много - тех, что вкалывали не за зарплату, а для пользы де- ла, продвигая его своими усилиями. И даже те, кто так не работал, к этим чудакам относились вовсе не с презрением, пото- му что все это входило в нашу систему ценностей.

Вот почему, когда мы совали рубли и де- сятки парикмахерам и протезистам, у нас не возникало комплекса неполноценности. Наоборот, мы чувствовали, что хотя они и богаче нас материально, это еще не критерий для познания, кто есть кто. Сейчас приня- то все это относить за счет социалисти- ческой идеологии. Но ведь мы-то с тобой знаем, что так жили люди, которые именно этими этическими принципами противостоя- ли идеологии, <моральному кодексу строи- телей коммунизма>, тем карьеристам, кото- рые шли в партию, как сейчас в коопера- тивы,- чтобы получить машины и дачи.

А разве не было и машин у кого-то из на- ших друзей? Всегда были. Но, получая свои 150, мы могли принимать дома академи- ков, писателей, преуспевающих актеров и вовсе не чувствовать себя ниже кого-нибудь из них. На Западе мы с нашими мизерны- ми доходами просто не встретились бы с та- кими людьми, потому что те места, где они бывают, нам были бы попросту недоступны. Но здесь при всей, казалось бы, <запад- нической> ориентации нас объединяли ка- кие-то другие, небуржуазные ценности, кото- рые мы передали своим детям, внушая им, что не в деньгах счастье, что не богатством измеряется благополучие и достоинство че- ловека.

Но уже сейчас дети некоторых наших зна- комых на такие родительские наказы отве- чают усмешкой, недоверием, а то и гру- бостью: мол, это вы, дураки, ничего не нажи- ли, а мы поумнее вас. И это только нача- ло. Многие из нас уже сейчас ощущают свою как бы неполноценность в среде, где престижны и значимы машины, драгоцен- ности, зарубежные поездки, неограниченные материальные возможности. И это мы, вос- питанные в духе презрения к богатству, считавшие стремление к нему - мещанст- вом. Что ж говорить о молодых.

Мы приходим к нашим друзьям; по дому летает пух - молодой парень, их сын, прек- расный математик, человек талантливый, шьет куртки на продажу. После работы он не занимается своей математикой, не читает, не слушает музыку, а тратит время и силы на добывание денег.

Допустим, мы с тобой - не такие, мы бу- дем, как говорится, <донашивать>. Встре- чаться с друзьями, читать книжки... да? Но в каком положении мы можем оказаться очень скоро? Если раньше, рассуждая так, ты могла рассчитывать, что твои дети полу- чат образование, как и дети тех, кто зараба- тывает много, то скоро, судя по всему, это будет невозможно. Придется платить за учи- телей, а там, глядишь, пойдут и платные школы, платные бассейны, платные корты. Это все замечательно, но для этого нужны деньги. И если ты еще можешь себе сказать: наплевать мне, я могу и без бассейна, без корта, то детям объяснить это будет очень трудно.

А как лечить своих близких, стариков, которые у тебя на руках? Уже сейчас нянеч- ка не подойдет к больному, если ей не суют по пятерке. А очень скоро, как я понимаю, больницы для тех, у кого нет денег, просто превратятся в инструмент естественного от- бора.

Короче, оказывается, что люди, которых на Руси издавна называли <бессребреника- ми>, всегда занимавшие важное место в российской культуре, не смогут выжить в но- вой ситуации. То есть попросту не смогут пойти в театр, потому что билеты будут очень дороги, покупать книги... Мне нужен Ключевский, а его имеет мой протезист. И это он был на концерте Ростроповича, которого я с девятого класса пропустила, кажется, в первый раз.

И вот я думаю: перестройка ставит пробле- мы экономические. Творцы перестройки го- ворят: нам не нужны бюрократы, не нуж- ны лентяи. Прекрасно. Но тогда пусть ска- жут так же открыто, что нам не нужны и те, кто привык работать не за деньги. Что мы их из своего общества выбрасываем. Поче- му выбрасываем? Вот об этом пусть и будет разговор у тебя в журнале. Разговор о <ге- рое> культуры, ее новом ориентире. И рос- сийских традициях в этой связи.

Когда я была в Нью-Йорке, в метро мне на глаза без конца попадался рекламный плакат <Делай деньги сегодня!> Вначале я отнеслась к нему примерно как к лозунгу <Выполним пятилетку за четыре года!>, но потом, разговаривая с американцами, по- няла, что для них это вовсе не пустая идео- логическая формула. За ней - гигантская культурная, религиозная традиция, глубин- ная убежденность, что деланье денег угод- но Богу, что это - род служения. За таким пониманием жизненной цели - века про- тестантизма. А у нас-то, выросших в рос- цийской традиции, такой освященности нет! Нет представления, что зарабатывание денег делается с благословения небес, имеет целью угодить Богу, а не купить шмотки или <Жигули>. Для нас деньги и материальный успех связаны с чем-то другим, практи- чески - с воровством, обманом, если не с продажей души номенклатуре.

Разве случайно, что в русской литературе так и не было образа честного капита- листа, русского Штольца? И Гоголя оставило вдохновение, когда он (во втором томе) ре- шил рисовать этот образ. И наши лопахины так и не стали любимы, не успели обрести в культуре свое достоинство, не были освяще- ны, как ни старались. И прежде, и особен- но теперь мы подозрительны к ним, как буд- то не верим, что богатство может быть добы- то честным путем. Да разве у нас для это- го нет оснований?

За годы советской власти, - когда обман, двоемыслие, необходимость ловчить, давать взятки, обходить дурацкие законы вошли в повседневность, стали условием выжи- вания, - сложилась традиция круговой по- руки, коллективного обмана, скрытая уго- ловная, мафиозная этика. На это работали все годы сталинщины и все годы брежнев- щины. Практически выведен новый чело- веческий тип. И что же - теперь на эту поч- ву прямо переносить традиции западного предпринимательства? Ну кто, скажи мне, способен их у нас быстро воспринять и усвоить? Кто успел наработать эти <капи- талистические> навыки?

Ты мне опять будешь говорить про своего любимого хирурга Федорова и про <архан- гельского мужика>, о котором был фильм по телевизору. Но все это самородки, эмблема- тические фигуры, отвечающие потребностям новой идеологии. Я же говорю о реальных процессах, культурном и социальном кон- тексте, порождающем не единичные яр- кие, а массовые явления.

----

Снимок сделан во время этого разговора. Слева - Инга Розовская, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИО <Ин- формкультуры> Государственной библиотеки им. В. И. Ленина

----

Я, например, мечтала бы увидеть фильм о другом депутате, директоре крупнейше- го московского универмага,- как он жи- вет, с кем проводит время, о его теле- фонных звонках, его связях. Судя по тому, что про него вчера рассказали в интервью избиратели, это гораздо более точный герой нашего времени. Чтобы победить конкурен- тов, он разослал избирателям своего района спецталоны на дефицитные товары. Устроил закрытую распродажу - и всех <закупил>. И никакая избирательная комиссия ничего не опротестовала, что тоже, как ты пони- маешь, о многом говорит. Мне сразу захоте- лось узнать, как человек подобного типа бу- дет осуществлять власть Советов. Кого при- жимать, кого поддерживать, какие связи пускать в ход...

Я хочу сказать, что пока мы сосредо- точены на противниках рыночной экономи- ки, мы как-то не замечаем подобного рода сюжетов. А они очень значимы для понима- ния социальных процессов, происходящих скрыто от глаз. Мы видим в демократах друзей перестройки, в бюрократах - ее вра- гов, забывая, что идеология в наших усло- виях всегда была призвана не столько вы- ражать, сколько скрывать реальность. На поверхности бюрократы против рефор- мы, а на деле придерживают ее ровно на- столько, чтобы не потерять право пристраи- ваться к любому сулящему доход делу. Иначе говоря, помогают тому процессу сра- щения теневых дельцов с государственным аппаратом, о котором нас давно предупреж- дали. Вот он и идет.

Если мы будем рассчитывать, что все это - лишь издержки, так сказать, <перио- да первоначального накопления>, что как только утвердятся новые экономические механизмы, вместе с ними сам собой появит- ся и честный труженик, умеющий работать за деньги, я думаю, мы сильно ошибемся. Откуда ему взяться в обществе, где все знают, что зарабатывать можно лишь подво- ровывая, а честно работать - только бес- платно. Мы - наследники гигантского се- мидесятилетнего периода искусственного от- бора и выбраковки тех, кто не способен к двоемыслию и круговой поруке. Представь себе эту историю как последовательную трансформацию социальной структуры, на- правленную к перестройке, и ты согла- сишься, что у нас нет оснований для органи- ческого выращивания фордов и нобелей. За годы советской власти не вырос, не мог появиться <герой перестройки>, нормаль- ный, честный труженик, который умеет честно работать за деньги. Место его практи- чески пусто. Сейчас на это место взбираются дельцы и аппаратчики, чья творческая энер- гия и созидательные силы уходят на изобре- тательство способов обойти закон. Вроде бы похоже на Запад, но все не то: деловая хватка - но без этики честного слова, ини- циативность - но без чувства ответствен- ности за будущее.

Практически продолжается главная тра- диция: внешне все - как хочется, внутри все - как всегда. Помнишь, у Гоголя: всем видна птица-тройка, но никто не видит, что в ней сидит проходимец.

Все это, разумеется, вовсе не значит, будто я против такой перестройки (при той неукорененности честного Штольца, о кото- рой мы с тобой говорили, какая другая реальная перспектива рыночных отношений на нашей почве?). Я - против ситуации, когда эти проблемы невозможно грамотно и разумно поставить, потому что проблем- ное поле забито схватками борцов с русо- фобией и борцов с русофилией. Одни хотят возрождать российские ценности методом экзорцизма, изгнания бесов, другие - при- вивать западные простым и прямым импор- том чужих установок. Вопросы решаются совсем по-советски, как будто дело сводится к идеологии, а не касается системы, которая может любую идеологию, приняв, извратить.

Мне бы казалось, что если проблему ста- вить реально, надо оставить эти споры публицистам, а такому журналу, как ваш, заняться разработкой, так сказать, второй, параллельной программы. То есть, считать, что экономическую мы приняли, с нею всё ясно, а вот как соединить установку на рынок с наработанными способами отношения к труду, друг к другу и к коллективу, это - большой вопрос. Я даже не знаю, с какой стороны подходить к его решению. Тут нужны бы совокупные усилия всех гума- нитарных сил - культурологов, историков, писателей, не знаю кого. Но это должна быть волевая, инструментальная программа, аналогичная той, что в свое время разра- бывали для себя японцы. Программа, сти- мулирующая приоритет честного труженика перед ворюгой, программа, учитывающая не только сиюминутную задачу, но и место страны в мировом сообществе, культурной перспективе. Я вот что имею в виду.

Сегодня на Западе, пока мы его догоняем, ощущается поворот от экономического роста и сиюминутной прагматики к обществу менее прагматическому, более ориенти- ванному на культурное развитие, альтерна- тивную экономику, неиндивидуалисти- ческие ценности. Об этом много пишут в Европе и в Америке, хотя надо сказать, что наша перестройка сильно затормозила такие <новокультурные> идеи, дала возмож- ность консерваторам доказывать приори- тет традиционных буржуазных ценностей. Но это ведь вовсе не навсегда.

В этой перспективе исчезновение бес- рыстного труженика, чем мы сейчас усиленно занимаемся, нерентабельно даже с прагматической точки зрения. Наши новые капиталисты - люди с психологией времен- щиков, ими движут только соображения момента и сиюминутной выгоды. На их идеях нельзя построить долгосрочной сози- дательной программы. Они не понимают, что есть типы служения и отношения к миру, которые вовсе не предполагают установку на деньги и заработок. Разве случайно, что все духовные учителя, истинные художники, магические врачеватели всегда в один голос говорили, что достаточно захотеть зарабаты- вать деньги своим искусством, как вдохнове- ние оставляет тебя.

Я не знаю, какая тут связь с тем, с чего мы начали разговор, но все время думаю о том, что итогом нашего семидесятилет- него развития стал не только <хомо сове- тикус>, каким мы его сейчас увидели - с хамством, ленью, мафиозной этикой, но и небольшой слой бескорыстных изобрета- телей, неподкупных мыслителей, художни- ков, станкевичей и заславских. Это тоже человеческий тип, который сформирован нашей жизнью (вопреки или благодаря - другой вопрос). Сейчас, в новых экономи- ческих условиях, его будут отождествлять с уходящим строем, социалистическим энтузиазмом, будут выживать за беско- рыстие, неумение <заработать>.

Но я боюсь, что если перестройка удастся, страна выдержит, выплывет, то именно на вершине рыночного подъема мы обнаружим, что система экономического прагматизма в мире в культурном смысле исчерпана, что именно в период перестройки мы растеряли свой золотой запас - утратили людей этого типа, упустили свой единственный шанс.

------

(Замечание составителя сайта: уже тогда я воспринял эту пара статей Розовской и Бельской как серьёзное предостережение о не замечаемой большинством "моде распада". Но тогда сохранялись надежды, что демократия обеспечит самоочищение общества, сохранение моральных норм и т.п. Теперь эти статьи воспринимаются как гениальние прозрение, не оценённое современниками. Добавлю лишь, что тогда я разделял восхищение автора "станкевичами и заславскими" (мало кто мог предположить, что Станкевич будет обвинён в коррупции и скроется за границей, а Заславская опозорится со своими предсказаниями процветания после приватизации), но уже тогда идеализация автором "хирурга" Фёдорова представлялась мне необоснованной (он занимался дающей прибыль лазерной хирургией хрусталика, а лечение осложнений перекладывал на других; вместо совершенствования в хирургии брался за коневодство; это был не хирург, а бизнесмен).

----------------
На главную страницу / To main page
Синонимы ключевых слов: Z8_1
Counter: .
(Выставить как: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/Z8_1.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/Z8_1.zip . )



Hosted by uCoz