И. Розовская
Новые лишние, или
Монолог на тему, <кому на Руси жить...>
Знание - сила 1990, N 12
Опубликовав в номере 8 беседу <Реформа без героя>,
я не ожидала, что она вызовет настолько живой
читательский интерес. Вероятно, традиция говорить
со всей откровенностью именно на кухне, а не с
трибуны, не с экрана и не по радио, еще жива в
советских людях. Живо и другое - привычка считать,
что, если редакция хоть в чем-то не разделяет
мнения говорящего, она обязательно возразит и
поправит: в предисловии, в послесловии, в
контрстатье. <Неужели,- спрашивали меня авторы
некоторых писем,- вы солидарны со всем, что сказала
И. Розовская?> Нет, не со всем! Спорила как могла.
Но, готовя к публикации запись беседы, сочла своим
долгом вынуть из текста все возражения (сложив,
между прочим, в специальную папочку,- может, и со
мной когда-нибудь кто-то поговорит). Сказать,
почему? Потому что московская кухня - пространство
свободы, индивидуального мнения, пусть
неправильного (кто судья?), пусть необъективного
(сами не боги), но всегда выражаемого круто, без
обиняков, до конца. Именно в этом, последнем пункте
я и обнаружила недостаток первого монолога. Судя по
письмам, отраженная в нем позиция - та, что носит
порой ярлык <интеллигентской апатии>,- оказалась
читателю не известной, в сегодняшней,
<перестроечной> публицистике не обкатанной. Многие
возражения, которые я получила, были сделаны так,
словно, кроме <демократов> и <консерваторов>,
никаких других общественных позиций в нашей стране
нет и быть не может.
Г. Бельская
Чтобы выправить этот недостаток, я взяла одно из
писем - самое, надо сказать, сердитое - и
отправилась на ту же кухню, к Инге Розовской,
договорить. Вот это письмо.
(факсимиле рукописи)
Как вы можете такие вещи публиковать, простите,
разводить сопли, когда страна гибнет, всё идёт
прахом, когда несколько героев (Собчак, Попов,
Станкевич и др.) приносят себя в жертву, жизнь
кладут, чтобы вылечить страну от семидесятилетнего
зла и дьявольщины, изжить сталинизм и грех
революции. А вы в это время сидите на кухне,
оберегая своё духовное целомудрие, и у вас
получается, - подумать только! - что они делают
какое-то чуть ли не зло, уничтожают вас как
представителей интеллигенции!
Я не говорю - совесть где. Я спрашиваю, где выход.
Вы же не можете предложить никакого другого выхода:
либо то, что делают эти люди, либо то, что
предлагает Полозков.
(вырезка из газеты)
Когда в сознании людей мир расколот надвое и через
человеческое сообщество проходит линия баррикад,
при такой жёсткой дифференциации ваш личный выбор
крайне ограничен. Вам могут не нравиться чем-то ни
те, ни другие. И разве сегодня среди сторонников
перестройки многое и многие вполне вас
удовлетворяют? Но линия "баррикад" ликвидирует
"третье пространство".
(конец вырезки)
Это я вырезал из "Литературной газеты". Видите, как
люди рассуждают? Сейчас все в таком положении. Но
нельзя же сидеть в стороне.
С возмущением В.М.
(конец письма)
...Нет, разумеется, я не согласна. Ни с
ним, ни с газетой. А главное - с тем, что
в ситуации сложной, запутанной, абсолют-
но непроясненной мне снова предлагается
все тот ясе <большевистский> вариант -
два крайних ответа и один только лозунг:
<Кто не с нами, тот против нас>.
У меня все время ощущение, что все это
уже было. Многие считают, что раз <тог-
да> были большевики, а теперь мы их вы-
тесняем, то, значит, это уже другая исто-
рия. А я чувствую: второй раз то же самое.
Ничего не поменялось, не сделаны какие-
то главные выводы, что-то самое важное
в структуре мышления осталось нетрону-
тым: вынимаем <социализм> - вставляем
<рынок>. Но ведь это только игры в созна-
нии, замена одних идеологических блоков
другими. Продолжается главное - тради-
ция подминать под идею все, что с ней не
сходится, делить мир на две части: <не
хотите Собчака - берите Полозкова>.
Нет ощущения, нет осознания, нет испу-
га, что мы влипли в историю, которая нас
все время обманывает, что люди уже 70 лет
имеют дело с системой, по отношению к ко-
торой верны слова Честертона: <...в истории
не было революций, были одни контррево-
люции>.
Как это все объяснить читателю? Ведь
речь идет не о гражданской позиции: ког-
да я оказываюсь на избирательном участке,
то, разумеется, голосую за Собчака. Он мне
вообще очень нравится. Тут однажды выбе-
гает...- ты не смотрела? Ну, это было по-
трясающе: его засняли на выходе из рос-
сийского парламента - выбегает возбуж-
денный, разгоряченный, глаза сияют: <Вы
не представляете,- почти кричит,- что сей-
час творится в этом здании! Какие тут собра-
лись люди!>
И вот я вижу этого человека, умного,
достойного, который, вроде бы, за меня же
и борется, и должна ответить себе: почему
не бросаю все и не иду за ним? И лад-
но бы я. Но ведь нас же много, тех, про
кого он говорит с полным презрением, что,
мол, <напуганы>, <хотят отсидеться>,
<ждут, чем все кончится> (это все его слова).
Кто же мы? И почему молчим? Разве
можно сказать, что все, кого критикуют за
<интеллигентскую апатию>,-люди асо-
циальные? Нет, они все читают, за всем
пристально следят. И вместе с тем оста-
ются в каком-то... не знаю,, как лучше ска-
зать. Активном неучастии. Рефлектирую-
щем противостоянии. Именно в <третьем
пространстве>, том самом, которого, на
взгляд читателя, сегодня нет и не может
быть.
Если бы от меня потребовали совсем крат-
ко, в двух словах, сформулировать эту по-
зицию, я бы сказала так. Я не против пе-
рестройки. Я только хотела бы знать, что
такое перестройка. Что именно мы делаем
<на самом деле>, называя это перестрой-
кой.
Ведь я же знаю (правда, по книгам), что
и те, кто кидались в революцию, были, как
правило, такие же чистые, умные, благород-
ные и так же презирали тех, кто сидел в
стороне. Это только сейчас мы с симпатией
читаем про Живаго. А тогда - вспомни, кто
это были: хлюпики-интеллигенты, Лохан-
кин да Кавалеров (из <Зависти>).
Тебя не удивляет, как все перевернулось?
Как те, идейные, в кожаных тужурках, се-
годня нам кажутся жертвами дьявольского
обмана, а эти, лишенные в те годы, каза-
лось бы, всякого морального оправдания,
теперь для нас - символ противостояния,
и все наши чувства на их стороне.
Опыт наших разочарований, хочу я ска-
зать, это не только источник страха, как
кажется Собчаку. Это и опыт того, как си-
стема <играет> с людьми, подсовывая ре-
зультаты, противоположные нашим намере-
ниям. Опыт того, как все, что мы делали
за 70 лет, последовательно <переворачива-
лось>, оборачивалось не тем. Эффект <обо-
ротничества> свойствен нашей системе.
И, значит, проблема, если уж говорить фи-
лософски, именно в том, не есть ли пере-
стройка - потребность той же системы, ко-
торая лишь ищет для себя способы выжи-
вания и трансформации, а значит, может
<сыграть> непредсказуемо и в этот раз. Твой
читатель боится, видимо, что не будет рын-
ка. А я боюсь, что будет такой рынок, при
котором все, ради чего мы вступили в эту
борьбу, будет оскорблено и опошлено. Ну
вот, посмотри.
Я только что была в редакции журнала
<Декоративное искусство>. Они там в ужасе.
Ты знаешь, что все застойные годы это был
лучший художественный журнал, любимый
у нашей интеллигенции. А теперь? Прихо-
дит письмо из типографии: платите 45 про-
центов от номинала, тогда будем печатать.
Из Министерства связи: платите 50 процен-
тов, тогда будем разносить. А что на все
прочее - бумагу, аренду, гонорар, зарпла-
ту - на все остается 5 процентов, никого не
волнует. Как это может быть? И некуда
теперь бежать, некем возмущаться, это тебе
не отдел культуры, чтобы устраивать шум,
как раньше. Разбирайтесь сами, у нас -
свобода. Рыночный механизм.
И вот получается, что люди, которые смог-
ли продержаться достойно в условиях идео-
логического зажима, ничего не смогут сде-
лать теперь против коммерческого. Что не
успели добить за семьдесят лет, добьет этот
<регулируемый рынок>. Понимаешь, о чем я
говорю?
Тут вчера выступал наш с тобой люби-
мый Станкевич. И ведущий ему задает во-
прос: <Вот, - говорит, - Сергей Борисович,
овощи гниют на базах. Когда же Моссовет
наладит торговлю?> А тот возмущенно:
<Опять вы нас толкаете на эти командные
методы!> Ведущий даже поперхнулся: <Да
черт с ними, с методами! Детей-то сегодня
надо кормить>.
Ну, когда речь идет о детях, тут, конечно,
нельзя сказать: погодите, наладим рыноч-
ный механизм - народим новых, не хуже.
А по отношению к культуре - пожалуйста.
И вот отпускают ее на рынок. Самую пер-
вую. Нет чтобы отпустить вначале дерев-
ню, промышленность, торговлю. Нет - по-
чему-то именно культуру, то, что в совре-
менном мире любая нормальная цивилизо-
ванная страна поддерживает, осознавая осо-
бую важность! <Будет рынок - все утря-
сет>. А пока любимый интеллигенцией жур-
нал приравнивается к нерентабельному пред-
приятию в условиях монопольного рэкета.
И всем наплевать.
Не о <рынке> я говорю, а о том, что
рынок этот - снова теоретическая абстрак-
ция, все та же идеология в рамках систе-
мы, очень небережливой по отношению к
жизни, к сложившимся устоям, к тому, что
существует. И в прежние времена ничего
было не жалко. А уж теперь, когда мы все
полили густой <чернухой>,- да пусть оно
горит огнем! Тогда говорили: придет социа-
лизм, все сам устроит; теперь - рынок.
И вот получается: смотрим на Запад, ез-
дим туда, перенимаем систему. Но так же,
как Запад всегда берег каждого солдата,
а мы клали миллионы, как он хранил каж-
дый камушек, а мы взрывали все подряд,
такая же разница и теперь. Там - органи-
ка, тут - механика, там - жизнь, тут -
идея, там рынок - средство, тут - само-
цель. Там вложения в культуру государст-
во снимает с налогов. Тут вместо этого од-
на установка: даешь налоговый пресс на
культуру. В лучших традициях двоемыслия.
Все говорят о защите культуры, а на деле
со снайперской точностью... Один режиссер
рассказывает: приходят к нему из охраны
памятников - плати миллион! - Господи,
за что? - За здание, оно у вас <памятник
архитектуры>. И так без конца.
Все вроде случайно, как будто бы неосмыс-
ленно. Но в том и состоит опыт прошлых
разочарований, что он меняет установку гла-
за. Учит видеть второй план, события неза-
метные, безвидные, мелкие. Вспомни: что та-
кое было для революции посадить на па-
роход горстку философов я отправить за
границу. Или спалить усадьбу в Шахмато-
ве... Да совершенно проходной, незаметный
эпизод. Но ведь мы сегодня именно по этим
эпизодам выстраиваем образ эпохи и судим
о времени.
И так же, как мы сейчас говорим, что
организация колхозов имела скрытой целью
ликвидацию крестьянства,- точно так же,
мерещится мне, историк будущего скажет
о нынешней перестройке: это был период
разрушения какой-то важнейшей культур-
ной традиции...
...Нет, я чего-то не могу объяснить. Ко-
нечно же, есть объективный процесс. Но как
Собчак в этом процессе чувствует себя при-
званным насаждать в России штольцевский
дух предпринимательства, так я чувствую,
не скажу <призванной> - это громко зву-
чит, но если ты спрашиваешь о <позиции>,
тогда это какое-то чувство, что надо сохра-
нить и пронести ту традицию, которой мы
всю жизнь служили в противостоянии влас-
ти. Культуру общения, разговора, критиче-
ского взгляда - культуру, если угодно, <не-
зарабатывания>. И вероятно, не только я.
<Третье пространство>, которого он, ваш
сердитый читатель, не признает, нужно, мне
кажется, как раз для сохранения, консерва-
ции, пронесения через этот закономерный,
но жестокий и жесткий период того в куль-
туре, что сейчас пропадает и разрушается.
Для нахождения в этих новых условиях
каких-то достойных способов поведения
и выстаивания.
Ну вот, давай без <теорий>. Просто так,
для примера. Я возвращаюсь из отпуска.
Стою в Симферополе с чемоданом, с сумкой,
с картиной, подаренной крымским художни-
ком, в общем, сама понимаешь. Тут же такси,
водитель с кем-то разговаривает, я к нему:
мол, поедем или как? Он, естественно: вам
куда? Я говорю. Он молчит. Долго так.
Ну, думаю, соображает, по дороге ему или
нет. Потом оборачивается к тому своему
собеседнику: <Так вот, если хочешь хоро-
шо поесть, езжай в Марьино, там кафе>.
Ну, я ничего - еще ходят автобусы. Я,
может быть, даже была довольна, что он
мне дал сюжет, тебе рассказать. Но пред-
ставь себе на моем месте человека, у ко-
торого нет такой установки неблюдения, а
есть только какие-то остатки чести и досто-
инства и который стоит совершенно расте-
рянный, потому что понимает, что его сей-
час просто вычеркивают из жизни. Ведь
эти жесты легко прочитываются каким-то
инстинктом, не знаю, спинным мозгом.
Очень точная социальная семиотика. А кто-
то другой, кто сказал бы этому таксисту,-
причем я даже не знаю, что, ну какую-то
фразу - <даю десятку>, <пачку Мальборо>,
был бы признан существующим. А вместо
меня - пустое место, никого не было там,
где я стояла, что он мне и продемонстри-
ровал.
И вот, значит, теперь, думаю я, мне
придется в этом мире найти какие-то пра-
вила поведения, чтобы не превратиться в не-
врастеничку, которая приходит домой, все
швыряет: <Все! Подаем! Уезжаем!> Нарабо-
тать какие-то автоматизмы, социальные ре-
акции взамен тех, что были раньше. Мы
ведь привыкли существовать в противостоя-
нии идеологии, государству, партии, КГБ -
в этом противостоянии наша честь; наше
достоинство, <я-образ> не исчезали никуда,
наоборот, утверждались. Мы создали свой
кодекс чести, правила поведения в условиях
зажима и двоемыслия: <стучать> нельзя,
воровать и спекулировать тоже нельзя, кни-
ги зачитывать... теперь нельзя, раньше бы-
ло можно. Мы черпали силу в этом проти-
востоянии, чтобы сохранить свои идеалы,
свои принципы, все, что наработали своими
руками. А сейчас то, чему мы противостоя-
ли, куда-то делось. Причем непонятно, куда.
Вроде все осталось, а этого ничего уже нет.
И вдруг возникают неизвестно откуда ка-
кие-то новые неопознанные объекты вроде
этого таксиста и демонстрируют мне, что
общество теперь не будет признавать моего
права на существование по экономическим
основаниям, как раньше не признавало по
политическим. И снова я должна этому про-
тивостоять, формировать себя заново. То есть
старую систему противостояния отбросить
(поскольку требование <не стучать> уже не-
актуально), а новую выстроить. Какие-то
просто правила проработать. Сформулиро-
вать некий кодекс, чтобы не жаловаться,
не считать, что мы с тобой плохие роди-
тели, потому что не обеспечили детям ли-
цей, плохие дочери, потому что мать на
обследование положить не можем. Если ско-
ро придется покупать картошку по сорок
рублей, а на остальную зарплату - толь-
ко одну книгу в год, то давай к этому
приготовимся. Не вымирать же с нечистой
совестью.
Все это надо сделать, по-моему, предме-
том обсуждения, осмысления (может быть,
на страницах <Знание - сила>?), что наря-
ду с той ориентацией, которую проповедуют
рыцари рынка, рядом с ней должна быть
сформулирована какая-то другая, не менее
современная, не менее ценная этика, кото-
рую мы могли бы так же открыто, так же
спокойно нести в себе, если и вправду хо-
тим сохраниться. Сохраниться не в качест-
ве бездельников, как теперь начинают гово-
рить обо всех, у кого нет сумасшедших
денег. А в качестве людей, которые никогда
не ставили вопрос о <зарабатывании> во
главу угла,- продолжать жить по интере-
сам, последние деньги тратить на книги,
концерты и выставки.
Это, между прочим, странная общность -
таких людей. Я даже не знаю, как ее опре-
делить. В основе ее - не профессиональная
принадлежность, не имущественный ценз,
не что-то такое, что можно привести к чет-
кой формулировке, а скорее какой-то не-
прагматизм, неутилизованность, неуклады-
вание в наличные, предлагаемые обществом
рамки.
Это не обязательно нищие люди. Они мо-
гут и много зарабатывать, если вдруг пове-
зет, но от заработка в их занятиях ничего
не меняется. Они все равно существуют в
экологических зазорах, не так, как преду-
смотрено наличным, стандартизированным
состоянием культуры. Причем интересно,
что я опознаю эту традицию, читая Достоев-
ского, Чехова,- при всей, как сейчас гово-
рят, нашей с ними <генетической> разнице.
Традицию бесконечных разговоров, <послед-
них вопросов> о своих отношениях с властью,
с Востоком, с Западом. Это специфически
местное явление, которое было только в Рос-
сии, - особый способ жизни в культуре (и
больше - в культуре, чем в реальной жиз-
ни), бескорыстного, порой дилетантского ей
служения. Когда-то, между прочим, это и
было названо <интеллигенцией>.
Интеллигенцией не в том смысле, как это
слово используется в советской политэконо-
мии (рабочие - крестьяне - интеллиген-
ция). Не в классовом, не в политическом,
а в том изначальном, какой существовал
еще до революции. Помнишь эту смешную
формулировку из английского словаря: <ин-
теллигенция - слой русских интеллектуа-
лов, обычно в оппозиции к правительству>.
Тогда о ней много писали - про ее никчем-
ность, ненужность, лишность. Ее вечно руга-
ли - она всегда во всем виновата, всегда
<не та>. Ей постоянно удивлялись иностран-
цы. И она продержалась все эти годы, ста-
линские - дрожа от страха, брежневские -
организовав целую культуру <Самизда-
та>, подполья, подтекста.
Сейчас есть тенденция (могу показать
такие статьи) определить ее как уродство,
следствие ненормальных условий. Да. Но
специфика российской культуры определя-
ется этим <уродством>, этим ферментом -
особым статусом культуры в обществе, таким
типом служения, непотребительского к ней
отношения. В западной культуре нет такой
потребности. И когда эмигранты тоскуют
по этому, говоря, что там нет такого типа
существования в культуре - есть интеллек-
туалы, профессионалы,- они тоскуют имен-
но по непрагматизму, неутилитарности ин-
теллигента, поскольку тот (профессионал,
интеллектуал) зависит от заказа, востребо-
ванности, от оплаты, а этот - нет.
Когда-то Аверинцев сказал мне, я это за-
помнила: <У нас совершенно нельзя быть
ученым. Элементарно - нет книг, которые
нужны, нет общения с западными колле-
гами. Единственная профессия, какая у нас
тут действительно есть, это быть порядоч-
ными людьми. Только это мы, собственно,
и умеем>.
Сейчас все меняется: дается возможность
ездить на Запад, участвовать в симпозиумах
(хотя книг в библиотеках стало еще мень-
ше). Но вот сохранится ли в этой перспекти-
ве традиция русской интеллигенции или ей
предстоит встроиться в новое общество, стать,
как на Западе, <интеллектуалами> - это
вопрос. В условиях рынка - причем россий-
ских, когда нет традиции дорожить тем,
что есть,- этих людей, я думаю, выбросят.
Но как в начале средневековья в богом
забытых уголках, в монастырях сохраня-
лись и чистота латыни, и рукописи Ари-
стотеля, и навыки работы с текстом - все,
что казалось ненужным <здоровым силам
истории>, так же, я думаю, должно быть
и здесь.
История уже проходила эти вещи.
И мы знаем, что восстановить подобную
традицию труднее, чем Сухареву башню по
чертежам. Этот особый дух, способы обще-
ния, передачи друг другу собственного по-
нимания и продумывания. Это ведь так же
невосстановимо, как дворянская или
крестьянская культура.
И пусть сейчас, в условиях рынка, мы
не нужны. Но у нас есть - я в это верю -
какая-то задача сохраниться. В этой никчем-
ности, в...
От редакции
На этом запись беседы обрывается. По
чистой случайности: кончилась пленка. Но
мы решили не сочинять конец искусствен-
но. Ведь разговор действительно не окон-
чен. Будем думать, как его продолжить.
----------------
На главную страницу / To main page
Синонимы ключевых слов: Z12_1
Counter: .
(Выставить как: / To expose as:
http://aravidze.narod.ru/Z12_1.htm ,
http://www.geocities.com/sekirin1/Z12_1.zip .
)