Коммунист (Киев), 2004,1,14 (N 2).
Светлана Гаража
Особый тип жизни
`
Наверное, многие помнят, сколь 
злобной была травля, что обруши- 
лась пятнадцать лет назад, в 1988 году, 
со стороны "архитекторов" и "прора- 
бов" перестройки на крупнейшего со- 
ветского мастера слова Юрия Бондарева, 
сравнившего ее, перестройку, с самолетом, 
который "подняли в воздух, 
не зная, есть ли в пункте назначения 
посадочная площадка". А ведь прав 
оказался писатель! Об истинном "пун- 
кте назначения" перестройки знали те- 
невые силы, перехватившие власть в 
стране, а отнюдь не массы чистосердеч- 
ных, толковых людей, поверивших ло- 
зунгу "Больше социализма!", с которо- 
го перестройка начиналась.
`
Недавно я перечитала то выступ- 
ление Юрия Васильевича Бондарева 
на XIX Всесоюзной конферен- 
ции КПСС. Это было предупреждение прозорлив-
ца об угрозах, еще едва различимых в 
те дни. Сбылись все его тревожные про- 
гнозы, все предчувствия сердца и пред- 
сказания честнейшего разума. В част- 
ности, в тот период нередко цитирова- 
лось китайское изречение "Пусть рас- 
цветают все цветы" как призыв к раз- 
витию разнообразных стилей и направ- 
лений в искусстве и литературе. Ю.Бондарев 
видел: взамен многоцветья полу- 
чим, как он сказал, ситуацию "Пусть 
расцветают все сорняки". "Мы против 
того, чтобы наше общество стало тол- 
пой одиноких людей", - еще одна тен- 
денция, четко уловленная и обозначен- 
ная мастером. "Не смотрим ли мы уже 
на солнце и небо через денежную ку- 
пюру?" - задавал он вопрос вопросов...
`
"Что же, гул истории прокатывается 
над нашими головами", - отметил 
Юрий Бондарев и назвал тот особый 
критерий, который, единственный, мог 
бы стать спасительным в предстоящих 
переменах: "Мы будем непобедимы 
только в единственном варианте - ког- 
да есть согласие в нравственной цели 
перестройки".
`
Здесь кстати будет напомнить вы- 
сказывание Дэн Сяопина о существен- 
ном отличии реформ в коммуни- 
стическом Китае от всех и всячес- 
ких буржуазных реформ: "Мы не 
должны принести в жертву быст- 
рому экономическому росту наши 
нравственные ценности".
`
В одном из сентябрьских ми- 
нувшего года выпусков львовской 
газеты "Высокий Замок" была 
опубликована любопытная статья 
"Почему восточные немцы недо- 
вольны жизнью". В материале 
среди зарисовок автора после 
двухмесячного пребывания в по- 
стсоциалистической земле Бран-
денбург есть констатация: "Скла- 
дывалось впечатление, что сущест- 
вование Берлинской стены объе- 
диняло немцев, а с ее падением 
произошел раскол нации". Этот 
вывод созвучен приводившейся в 
прессе оценке немецких экспер- 
тов: "Мы не думали, что за 40 лет 
коммунистическая идеология 
могла так изменить психологию
восточных немцев". Восточные 
немцы, отмечает автор публика- 
ции в "Высоком Замке", обвиняют за-
падных в том, что "они слишком любят 
деньги, эгоистичны и ведут отчужден- 
ный способ жизни". Психологический 
дискомфорт, в свою очередь, испыты- 
вают и западные немцы. В статье при- 
водится характерное мнение одного из 
них, ставшего на выгодных условиях 
фермером в этой восточногерманской 
земле. "В Восточной Германии, - гово- 
рил он, - люди привыкли тесно об- 
щаться между собой. Мне мешает та- 
кая близость, я к ней не привык и 
стремлюсь защитить свое частное про- 
странство, поддерживая определенную 
дистанцию в общении с людьми. Сосе- 
ди меня не понимают и даже недолюб- 
ливают".
`
Присущие в той или иной степени 
тому или иному обществу многогран- 
ность и теплота связей между людьми, 
та самая "роскошь человеческого об- 
щения", о которой писал изумитель- 
ный французский писатель Антуан 
де Сент-Экзюпери, не входят (ибо не 
поддаются измерениям) в сравни- 
тельные международные показатели 
"качества жизни", "индекса челове- 
ческого развития" и т.п. А именно 
здесь лежат главные различия, обо- 
гащающие или опустошающие чело- 
веческие души.
`
Выдающийся мыслитель Александр 
Зиновьев перед возвращением 
в 1999 году в Россию после 20 лет 
жизни в Западной Германии, куда он 
в брежневские годы был выдворен из 
СССР, заявил; "Самый страшный 
бич западного общества - быть пре-
доставленным самому себе и живи, как хочешь. Для 
меня самым большим ударом на Западе была частная 
собственность. Величайшее достиже-
ние коммунизма - освобождение лю- 
дей от кошмара частной собственно- 
сти... Как бы плохо ни жилось мне в 
советском обществе, но я все равно 
был советским человеком. Я получил 
первоклассное образование, несмот- 
ря ни на что, имея неограниченный 
доступ к культуре. Такого общения, 
которое было у нас, нигде больше не 
было и нет. Была в стране такая ин- 
теллектуальная среда, которая по- 
явится, быть может, еще только че- 
рез тысячу лет. Это невероятно, но 
это было. Высокообразованные, 
культурные люди, которые ходили 
чуть ли не в тряпье, жили в малень- 
ких комнатушках, но они были на 
уровне высочайшей культуры совре- 
менности. Так вот, куда я сейчас воз- 
вращаюсь? К сожалению, вот эта уни- 
кальная и неповторимая Советская 
Россия разрушена. Но все-таки что-то 
осталось..."
`
Профессор С.Кара-Мурза пишет:
"Хоть сейчас, когда схлынула перестро-
ечная муть, должны же мы признать 
очевидное: наличие общей собственно-
сти создавало всем нам особый тип жизни... Когда ты 
встречался с человеком взглядом и знал, что ни ты 
его не эксплуатируешь, ни он тебя, это давало особую 
радость. Мы, конечно, об 
этом не думали. Но когда поживешь на 
Западе, понимаешь, какое это сокровище".
`
Если с Запада в СССР приезжал че- 
ловек с чутким сердцем, он обязатель- 
но ощущал этот "особый тип жизни". 
Вот, к примеру, свидетельства двух 
кинозвезд, красота и прелесть которых 
завораживали мир. Настасья Кински 
делилась впечатлениями в 1990 году 
после киносъемок в СССР: "Здесь, 
если люди смотрят тебе в глаза, то они
действительно смотрят. Если разгова- 
ривают с тобой, то действительно раз- 
говаривают и именно с тобой. В Аме- 
рике же - не утруждают себя такими 
отношениями. Все куда-то торопятся". 
Марина Влади после двенадцати лет 
жизни в СССР рассказывала: "Внача- 
ле меня удивляло полное отсутствие у 
русских какого-либо представления о 
времени - можно разбудить человека 
в три часа утра, прийти к нему только 
потому, что тебе худо, и это не счита- 
лось ни невежливым, ни вообще чем-
то особенным. У них находится вре- 
мя слушать тебя столько, сколько 
тебе нужно. Все это очень далеко от   
того пресыщенного равнодушия и 
замкнутости, с которыми я привыкла 
встречаться в Париже".
`
Можно понять горечь, с которой Марина Влади после 
посещений России в середине девяностых годов отме- 
тила бросившиеся в глаза перемены: "Сейчас в 
России деньги, к сожалению, становятся 
самым важным делом. Боюсь, что с по-
явлением этой основной жажды - 
делать деньги - из России уходят от-
крытость, умение слушать других, во- 
зиться с людьми, когда им плохо, - все- 
го этого не существует во Франции".
`
"Можно было разбудить человека в 
три часа утра", - пишет Марина Влади.
Евгений Евтушенко в 1999 году в "пря- 
мой линии" газеты "Факты" рассказал 
о своем сыне, получившем в качестве 
молодого художника грант от фонда 
Сороса и поехавшем в Америку учить- 
ся в "очень хорошем арт-колледже". 
"Там с ним случилась тяжелая история, 
- поведал поэт. - Он влюбился в худож- 
ницу из его же колледжа и посвятил ей 
картину. Когда он закончил писать кар-
тину, было около четырех часов утра. 
Он сразу позвонил этой девушке в сту- 
денческое общежитие". А теперь пре- 
рвем рассказ и зададимся вопросом - 
как поступила девушка? Ну что может 
подсказать нам наша фантазия? Может
быть, сердце ее зашлось от радости, 
благодарности и любви? Или, может 
быть, рассердившись, она отчитала 
парня? Нет, она вызвала охрану, заявив, 
что он мешает ее частной жизни. (Я 
стремлюсь защитить свое частное про- 
странство", - говорил и западногерман- 
ский фермер). Затем девушка написа- 
ла на парня донос в деканат. "Декан по-
казывал мне это письмо, - сказал Евтушенко. - Там 
было написано: "Да, он был моим любовником, ну и 
что с того? Я независимая женщина, живу в свободной 
стране, и никто не имеет пра-
ва вторгаться в мою частную жизнь, 
даже если он посвятил мне картину". 
На сына это подействовало ужасно. Он 
уехал оттуда..."
`
Виталий Коротич, вклад которого в 
разрушение советского жизнеустрой- 
ства не будет забыт в веках, пишет в 
газете "Бульвар" о своих детях, поселив- 
шихся в американском университет- 
ском общежитии: "В Америке врач, 
имеющий богатую клиентуру, но 
разъезжающий на дешевом автомоби- 
ле, клиентуры этой лишится. Человека 
с дешевыми часиками на запястье не 
воспримут в богатом клубе, а дешевый 
костюм ограничит возможности обще- 
ния на званом вечере. Я всегда вспоми- 
наю удивление своих детей, которые 
рассказывали мне, как в первый же 
день их вселения в американское уни- 
верситетское общежитие соседи по 
комнате прежде все- 
го проверили ярлыки у них на одеж- 
де. Ярлыки обозначали магазины и 
фирмы, входящие в круг родитель- 
ских возможностей, и определяли 
имущественный ценз семьи".
`
Пусть в Америке это в порядке ве- 
щей, а по мне - какая гадость! А.Зиновьев 
как великую ценность хранит па- 
мять об "общении, которого нигде 
больше не было и нет" высококультур- 
ных людей, ходивших "чуть ли не в 
тряпье". О "веселом презрении к тря- 
пью" писала стихи поэт-романтик кра- 
савица Юлия Друнина, вспоминала, 
что в Литературном институте 
им.Горького, куда поступила в 
1944 году прямо с фронта, "как 
норковую шубку, я носила ши- 
нельку обгоревшую свою". И в за- 
вершение тех стихов - "Такой 
нарядной и такой богатой я поз- 
же не бывала никогда". Поэт 
Революции Маяковский вос- 
клицал: "И кроме свежевы- 
мытой сорочки, скажу по 
совести: мне ничего не 
надо!". Борис Олийнык 
в волнующих до 
слез стихах "Комсомолу" 
приветствует юность, 
строившую и защищавшую 
Страну Советов: "Здрастуй, 
одчаяко непрактичний 
мўй!".
`
Ни на какие богатства эти 
великолепные авторы не 
променяли бы самое бесцен- 
ное сокровище на Земле - 
"роскошь человеческого 
общения", общения с 
теми, кто не смотрит 
"на солнце и небо че- 
рез денежную купюру".
`
Незабываемый мастер сцены и экрана 
Народный артист СССР Игорь Горбачев 
говорил в 1996 году: "Вы думаете, 
мир, живущий по желчным законам ка- 
питализма, наших ракет боялся? Нет, 
они пугались того, что мы коллектив- 
но станем жить лучше, чем они инди- 
видуально. У нас брало верх возвышен- 
ное человеческое естество. В советское 
время была высоко поднята государ- 
ственная планка нравственности".
`
Ю.Бондарев на Всесоюзной парт-
конференции, возмущался "бескульту-
рьем, деспотизмом и цинизмом "про-
рабов перестройки", решавших гранди-
озную задачу снижения планки нрав-
ственности, высота которой не позво-
лила бы им проводить задуманные пре-
образования в пользу хищнического ка- 
питала: "Приспосабливаясь к нашей до- 
верчивости, органы прессы подверга- 
ют сомнению все: мораль, мужество, 
любовь, искусство, талант, семью, ве- 
ликие революционные идеи, гений Ленина, 
Октябрьскую революцию. Великую 
Отечественную войну".
`
Не только мы не можем (и не имеем 
морального права) распрощаться со 
своим великим прошлым, не защищая 
его во имя будущего. В конце 2003 года 
Европейская киноакадемия признала 
лучшей европейской кинокартиной 
года немецкий фильм "Гуд бай, 
Ленин!" (в "Коммунисте" N 65 за 
2003 год была публикация об этой 
киноленте). Молодой герой филь- 
ма, снятого, кстати говоря, "запад- 
ными немцами", предпринимает 
массу усилий, чтобы спасти, не 
подвергнуть новому стрессу мать, 
партийную активистку в ГДР, 
которая потеряла сознание, уви- 
дев сына среди демонстрантов, 
требовавших объединения Герма- 
нии, и много месяцев после этого 
находилась в коме, т.е. не знала о 
падении Берлинской стены. В 
комнате, где живет очнувшаяся 
мама, сын из любви к ней всячес- 
кими ухищрениями создает иллю- 
зию, что ГДР продолжает суще-
ствовать. По ходу фильма он, быв-
ший диссидент, вынужденный вникать в подробности 
жизни ГДР, признаётся, что полюбил ту, 
уже не существующую страну. "Известия" 
пишут о победе фильма на 
европейском форуме так: "Ленин", 
как и должно вождю, победил не 
по очкам, а нокаутом. Фильм отхва- 
тип почти все основные награды. 
"Ленин" стал кассовым лидером в 
родной Германии и произвел кас-
совый фурор в Англии и Франции, 
где немецкие фильмы не смотрят 
вообще и никогда". "Голос Украи- 
ны" отмечает: "Фильм "Гуд бай, 
Ленин!" уже посмотрели зрители 
68 стран мира. По сообщениям 
печати, он чрезвычайно популярен 
в Соединенных Штатах Америки. 
ГДР продолжает жить!". Интерес-
но, появится ли лучший европейский 
фильм года на экранах (или хотя бы 
телеэкранах) Украины, где "элита" 
любит рассуждать о своей "европей-
скости"?
`
Память об "особом типе жизни" при
социализме,конечно же, будет бес-
смертной. Именно она будет давать 
силы, питать наши надежды и веру в
человека, в будущее.
`
С Новым Годом вас, дорогие читатели! Спасибо вам за 
светлые письма, за добрые слоива поддержки, за 
роскошь человеческого общения!
`
-----
`
ЦИТАТЫ ПО ТЕME
`
"Советская Россия": "Известный; финский 
эколог, посетивший недавно Санкт-Петербург, 
на одном из званых застолий не под-
держал тост "За быстрейшее вхождение Pocсии 
в западную цивилизацию". "В прежние 
советские годы, - сказал он, - я часто при-
езжал в Ленинград. Отдыхал душой. У вас так 
хорошо дышалось бескорыстием и почти пер-
вобытной бесхитростностью, Сегодня вы пре-
вращаетесь а заурядных торгашей и менял. 
Очень жаль".
`
"Правда": "Такой парень в толпе не зате-
ряется: два метра рост, длинные рыжие воло-
сы. Но особенно бросались в глаза алого цве-
та майка с надписью "СССР" на груди и изображением серпа и 
молота на спине. Так выглядел один из самых знаменитых 
аккордеонистов Польшй Марчин Галажин. Он объяснил - 
в Польше именно такая одежда популярна. 
Вам это кажется странным? Я ответил, что в 
внешних польских газетах мне довелось чи-
тать о "советском угнетении" и т.п. "Все это 
чепуха, - отмахнулся Марчин, - Мы играем 
по всей стране, мы знаем настроение народа. 
Поляки очень хорошо относятся к нашему 
общему прошлому".
`
"Зеркало недели": "По пути из Кемд'н-
Таун в Лондоне, вскочив в дабл-декер, я за-
метил сразу троих "чистокровных" британцев 
с надписью на футболке "СССР" (Володя Ненза, 
студент университета "Киево-Могилянская 
Академия").
`
------

Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
K nachalu razdela / To beginning of section
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: osob_tip
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/osobyj.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/osobyj.zip . )
Hosted by uCoz