Коммунист (Киев), 2004,1,14 (N 2).
Светлана Гаража
Особый тип жизни
`
Наверное, многие помнят, сколь
злобной была травля, что обруши-
лась пятнадцать лет назад, в 1988 году,
со стороны "архитекторов" и "прора-
бов" перестройки на крупнейшего со-
ветского мастера слова Юрия Бондарева,
сравнившего ее, перестройку, с самолетом,
который "подняли в воздух,
не зная, есть ли в пункте назначения
посадочная площадка". А ведь прав
оказался писатель! Об истинном "пун-
кте назначения" перестройки знали те-
невые силы, перехватившие власть в
стране, а отнюдь не массы чистосердеч-
ных, толковых людей, поверивших ло-
зунгу "Больше социализма!", с которо-
го перестройка начиналась.
`
Недавно я перечитала то выступ-
ление Юрия Васильевича Бондарева
на XIX Всесоюзной конферен-
ции КПСС. Это было предупреждение прозорлив-
ца об угрозах, еще едва различимых в
те дни. Сбылись все его тревожные про-
гнозы, все предчувствия сердца и пред-
сказания честнейшего разума. В част-
ности, в тот период нередко цитирова-
лось китайское изречение "Пусть рас-
цветают все цветы" как призыв к раз-
витию разнообразных стилей и направ-
лений в искусстве и литературе. Ю.Бондарев
видел: взамен многоцветья полу-
чим, как он сказал, ситуацию "Пусть
расцветают все сорняки". "Мы против
того, чтобы наше общество стало тол-
пой одиноких людей", - еще одна тен-
денция, четко уловленная и обозначен-
ная мастером. "Не смотрим ли мы уже
на солнце и небо через денежную ку-
пюру?" - задавал он вопрос вопросов...
`
"Что же, гул истории прокатывается
над нашими головами", - отметил
Юрий Бондарев и назвал тот особый
критерий, который, единственный, мог
бы стать спасительным в предстоящих
переменах: "Мы будем непобедимы
только в единственном варианте - ког-
да есть согласие в нравственной цели
перестройки".
`
Здесь кстати будет напомнить вы-
сказывание Дэн Сяопина о существен-
ном отличии реформ в коммуни-
стическом Китае от всех и всячес-
ких буржуазных реформ: "Мы не
должны принести в жертву быст-
рому экономическому росту наши
нравственные ценности".
`
В одном из сентябрьских ми-
нувшего года выпусков львовской
газеты "Высокий Замок" была
опубликована любопытная статья
"Почему восточные немцы недо-
вольны жизнью". В материале
среди зарисовок автора после
двухмесячного пребывания в по-
стсоциалистической земле Бран-
денбург есть констатация: "Скла-
дывалось впечатление, что сущест-
вование Берлинской стены объе-
диняло немцев, а с ее падением
произошел раскол нации". Этот
вывод созвучен приводившейся в
прессе оценке немецких экспер-
тов: "Мы не думали, что за 40 лет
коммунистическая идеология
могла так изменить психологию
восточных немцев". Восточные
немцы, отмечает автор публика-
ции в "Высоком Замке", обвиняют за-
падных в том, что "они слишком любят
деньги, эгоистичны и ведут отчужден-
ный способ жизни". Психологический
дискомфорт, в свою очередь, испыты-
вают и западные немцы. В статье при-
водится характерное мнение одного из
них, ставшего на выгодных условиях
фермером в этой восточногерманской
земле. "В Восточной Германии, - гово-
рил он, - люди привыкли тесно об-
щаться между собой. Мне мешает та-
кая близость, я к ней не привык и
стремлюсь защитить свое частное про-
странство, поддерживая определенную
дистанцию в общении с людьми. Сосе-
ди меня не понимают и даже недолюб-
ливают".
`
Присущие в той или иной степени
тому или иному обществу многогран-
ность и теплота связей между людьми,
та самая "роскошь человеческого об-
щения", о которой писал изумитель-
ный французский писатель Антуан
де Сент-Экзюпери, не входят (ибо не
поддаются измерениям) в сравни-
тельные международные показатели
"качества жизни", "индекса челове-
ческого развития" и т.п. А именно
здесь лежат главные различия, обо-
гащающие или опустошающие чело-
веческие души.
`
Выдающийся мыслитель Александр
Зиновьев перед возвращением
в 1999 году в Россию после 20 лет
жизни в Западной Германии, куда он
в брежневские годы был выдворен из
СССР, заявил; "Самый страшный
бич западного общества - быть пре-
доставленным самому себе и живи, как хочешь. Для
меня самым большим ударом на Западе была частная
собственность. Величайшее достиже-
ние коммунизма - освобождение лю-
дей от кошмара частной собственно-
сти... Как бы плохо ни жилось мне в
советском обществе, но я все равно
был советским человеком. Я получил
первоклассное образование, несмот-
ря ни на что, имея неограниченный
доступ к культуре. Такого общения,
которое было у нас, нигде больше не
было и нет. Была в стране такая ин-
теллектуальная среда, которая по-
явится, быть может, еще только че-
рез тысячу лет. Это невероятно, но
это было. Высокообразованные,
культурные люди, которые ходили
чуть ли не в тряпье, жили в малень-
ких комнатушках, но они были на
уровне высочайшей культуры совре-
менности. Так вот, куда я сейчас воз-
вращаюсь? К сожалению, вот эта уни-
кальная и неповторимая Советская
Россия разрушена. Но все-таки что-то
осталось..."
`
Профессор С.Кара-Мурза пишет:
"Хоть сейчас, когда схлынула перестро-
ечная муть, должны же мы признать
очевидное: наличие общей собственно-
сти создавало всем нам особый тип жизни... Когда ты
встречался с человеком взглядом и знал, что ни ты
его не эксплуатируешь, ни он тебя, это давало особую
радость. Мы, конечно, об
этом не думали. Но когда поживешь на
Западе, понимаешь, какое это сокровище".
`
Если с Запада в СССР приезжал че-
ловек с чутким сердцем, он обязатель-
но ощущал этот "особый тип жизни".
Вот, к примеру, свидетельства двух
кинозвезд, красота и прелесть которых
завораживали мир. Настасья Кински
делилась впечатлениями в 1990 году
после киносъемок в СССР: "Здесь,
если люди смотрят тебе в глаза, то они
действительно смотрят. Если разгова-
ривают с тобой, то действительно раз-
говаривают и именно с тобой. В Аме-
рике же - не утруждают себя такими
отношениями. Все куда-то торопятся".
Марина Влади после двенадцати лет
жизни в СССР рассказывала: "Внача-
ле меня удивляло полное отсутствие у
русских какого-либо представления о
времени - можно разбудить человека
в три часа утра, прийти к нему только
потому, что тебе худо, и это не счита-
лось ни невежливым, ни вообще чем-
то особенным. У них находится вре-
мя слушать тебя столько, сколько
тебе нужно. Все это очень далеко от
того пресыщенного равнодушия и
замкнутости, с которыми я привыкла
встречаться в Париже".
`
Можно понять горечь, с которой Марина Влади после
посещений России в середине девяностых годов отме-
тила бросившиеся в глаза перемены: "Сейчас в
России деньги, к сожалению, становятся
самым важным делом. Боюсь, что с по-
явлением этой основной жажды -
делать деньги - из России уходят от-
крытость, умение слушать других, во-
зиться с людьми, когда им плохо, - все-
го этого не существует во Франции".
`
"Можно было разбудить человека в
три часа утра", - пишет Марина Влади.
Евгений Евтушенко в 1999 году в "пря-
мой линии" газеты "Факты" рассказал
о своем сыне, получившем в качестве
молодого художника грант от фонда
Сороса и поехавшем в Америку учить-
ся в "очень хорошем арт-колледже".
"Там с ним случилась тяжелая история,
- поведал поэт. - Он влюбился в худож-
ницу из его же колледжа и посвятил ей
картину. Когда он закончил писать кар-
тину, было около четырех часов утра.
Он сразу позвонил этой девушке в сту-
денческое общежитие". А теперь пре-
рвем рассказ и зададимся вопросом -
как поступила девушка? Ну что может
подсказать нам наша фантазия? Может
быть, сердце ее зашлось от радости,
благодарности и любви? Или, может
быть, рассердившись, она отчитала
парня? Нет, она вызвала охрану, заявив,
что он мешает ее частной жизни. (Я
стремлюсь защитить свое частное про-
странство", - говорил и западногерман-
ский фермер). Затем девушка написа-
ла на парня донос в деканат. "Декан по-
казывал мне это письмо, - сказал Евтушенко. - Там
было написано: "Да, он был моим любовником, ну и
что с того? Я независимая женщина, живу в свободной
стране, и никто не имеет пра-
ва вторгаться в мою частную жизнь,
даже если он посвятил мне картину".
На сына это подействовало ужасно. Он
уехал оттуда..."
`
Виталий Коротич, вклад которого в
разрушение советского жизнеустрой-
ства не будет забыт в веках, пишет в
газете "Бульвар" о своих детях, поселив-
шихся в американском университет-
ском общежитии: "В Америке врач,
имеющий богатую клиентуру, но
разъезжающий на дешевом автомоби-
ле, клиентуры этой лишится. Человека
с дешевыми часиками на запястье не
воспримут в богатом клубе, а дешевый
костюм ограничит возможности обще-
ния на званом вечере. Я всегда вспоми-
наю удивление своих детей, которые
рассказывали мне, как в первый же
день их вселения в американское уни-
верситетское общежитие соседи по
комнате прежде все-
го проверили ярлыки у них на одеж-
де. Ярлыки обозначали магазины и
фирмы, входящие в круг родитель-
ских возможностей, и определяли
имущественный ценз семьи".
`
Пусть в Америке это в порядке ве-
щей, а по мне - какая гадость! А.Зиновьев
как великую ценность хранит па-
мять об "общении, которого нигде
больше не было и нет" высококультур-
ных людей, ходивших "чуть ли не в
тряпье". О "веселом презрении к тря-
пью" писала стихи поэт-романтик кра-
савица Юлия Друнина, вспоминала,
что в Литературном институте
им.Горького, куда поступила в
1944 году прямо с фронта, "как
норковую шубку, я носила ши-
нельку обгоревшую свою". И в за-
вершение тех стихов - "Такой
нарядной и такой богатой я поз-
же не бывала никогда". Поэт
Революции Маяковский вос-
клицал: "И кроме свежевы-
мытой сорочки, скажу по
совести: мне ничего не
надо!". Борис Олийнык
в волнующих до
слез стихах "Комсомолу"
приветствует юность,
строившую и защищавшую
Страну Советов: "Здрастуй,
одчаяко непрактичний
мўй!".
`
Ни на какие богатства эти
великолепные авторы не
променяли бы самое бесцен-
ное сокровище на Земле -
"роскошь человеческого
общения", общения с
теми, кто не смотрит
"на солнце и небо че-
рез денежную купюру".
`
Незабываемый мастер сцены и экрана
Народный артист СССР Игорь Горбачев
говорил в 1996 году: "Вы думаете,
мир, живущий по желчным законам ка-
питализма, наших ракет боялся? Нет,
они пугались того, что мы коллектив-
но станем жить лучше, чем они инди-
видуально. У нас брало верх возвышен-
ное человеческое естество. В советское
время была высоко поднята государ-
ственная планка нравственности".
`
Ю.Бондарев на Всесоюзной парт-
конференции, возмущался "бескульту-
рьем, деспотизмом и цинизмом "про-
рабов перестройки", решавших гранди-
озную задачу снижения планки нрав-
ственности, высота которой не позво-
лила бы им проводить задуманные пре-
образования в пользу хищнического ка-
питала: "Приспосабливаясь к нашей до-
верчивости, органы прессы подверга-
ют сомнению все: мораль, мужество,
любовь, искусство, талант, семью, ве-
ликие революционные идеи, гений Ленина,
Октябрьскую революцию. Великую
Отечественную войну".
`
Не только мы не можем (и не имеем
морального права) распрощаться со
своим великим прошлым, не защищая
его во имя будущего. В конце 2003 года
Европейская киноакадемия признала
лучшей европейской кинокартиной
года немецкий фильм "Гуд бай,
Ленин!" (в "Коммунисте" N 65 за
2003 год была публикация об этой
киноленте). Молодой герой филь-
ма, снятого, кстати говоря, "запад-
ными немцами", предпринимает
массу усилий, чтобы спасти, не
подвергнуть новому стрессу мать,
партийную активистку в ГДР,
которая потеряла сознание, уви-
дев сына среди демонстрантов,
требовавших объединения Герма-
нии, и много месяцев после этого
находилась в коме, т.е. не знала о
падении Берлинской стены. В
комнате, где живет очнувшаяся
мама, сын из любви к ней всячес-
кими ухищрениями создает иллю-
зию, что ГДР продолжает суще-
ствовать. По ходу фильма он, быв-
ший диссидент, вынужденный вникать в подробности
жизни ГДР, признаётся, что полюбил ту,
уже не существующую страну. "Известия"
пишут о победе фильма на
европейском форуме так: "Ленин",
как и должно вождю, победил не
по очкам, а нокаутом. Фильм отхва-
тип почти все основные награды.
"Ленин" стал кассовым лидером в
родной Германии и произвел кас-
совый фурор в Англии и Франции,
где немецкие фильмы не смотрят
вообще и никогда". "Голос Украи-
ны" отмечает: "Фильм "Гуд бай,
Ленин!" уже посмотрели зрители
68 стран мира. По сообщениям
печати, он чрезвычайно популярен
в Соединенных Штатах Америки.
ГДР продолжает жить!". Интерес-
но, появится ли лучший европейский
фильм года на экранах (или хотя бы
телеэкранах) Украины, где "элита"
любит рассуждать о своей "европей-
скости"?
`
Память об "особом типе жизни" при
социализме,конечно же, будет бес-
смертной. Именно она будет давать
силы, питать наши надежды и веру в
человека, в будущее.
`
С Новым Годом вас, дорогие читатели! Спасибо вам за
светлые письма, за добрые слоива поддержки, за
роскошь человеческого общения!
`
-----
`
ЦИТАТЫ ПО ТЕME
`
"Советская Россия": "Известный; финский
эколог, посетивший недавно Санкт-Петербург,
на одном из званых застолий не под-
держал тост "За быстрейшее вхождение Pocсии
в западную цивилизацию". "В прежние
советские годы, - сказал он, - я часто при-
езжал в Ленинград. Отдыхал душой. У вас так
хорошо дышалось бескорыстием и почти пер-
вобытной бесхитростностью, Сегодня вы пре-
вращаетесь а заурядных торгашей и менял.
Очень жаль".
`
"Правда": "Такой парень в толпе не зате-
ряется: два метра рост, длинные рыжие воло-
сы. Но особенно бросались в глаза алого цве-
та майка с надписью "СССР" на груди и изображением серпа и
молота на спине. Так выглядел один из самых знаменитых
аккордеонистов Польшй Марчин Галажин. Он объяснил -
в Польше именно такая одежда популярна.
Вам это кажется странным? Я ответил, что в
внешних польских газетах мне довелось чи-
тать о "советском угнетении" и т.п. "Все это
чепуха, - отмахнулся Марчин, - Мы играем
по всей стране, мы знаем настроение народа.
Поляки очень хорошо относятся к нашему
общему прошлому".
`
"Зеркало недели": "По пути из Кемд'н-
Таун в Лондоне, вскочив в дабл-декер, я за-
метил сразу троих "чистокровных" британцев
с надписью на футболке "СССР" (Володя Ненза,
студент университета "Киево-Могилянская
Академия").
`
------