Коммунист (Киев) 2003,5,30 (N 41)
Светлана Гаража
Крылья поражения
`
Лесь Танюк, возглавляющий в Верховной Раде Украины Комитет по
вопросам культуры и духовности, "твердый руховец" по убеждениям,
с понятной горечью констатировал в одном из интервью нынешнего года:
"Ренессанс украинского языка после провозглашения Независимости
продолжался два-три года".
`
Не нужно напрягать память,
чтобы вспомнить: с самого
начала двумя крыльями, на кото-
рых Рух и вместе с ним все, как
они сами себя называют, наци-
онально-сознательные круги Ук-
раины хотели взметнуться и дол-
го удерживаться в полете, были
антикоммунизм и русофобия.
Но крылья подвели. Они не
были крыльями победы. Это
были крылья поражения.
`
Антикоммунизм и русофобия
нагнетались и нагнетаются с та-
ким упорством, что поневоле
приходишь к мысли - именно
они, антикоммунизм и русофо-
бия, и являются сами по себе
главными целями "полета", а
вовсе не средством достижения
иной широко объявленной цели
- того самого "ренессанса".
`
На первых бесчисленных и
шумных митингах Руха людей
встречали плакаты "Если ты
коммунист, то ты не украинец!".
И от Руха вскоре отшатнулись
миллионы соотечественников,
для которых незыблемой ценно-
стью была и остается справедли-
вость левых идей.
`
А ведь правда украинской ис-
тории последних лет состоит в
том, что именно коммунистиче-
ский состав Верховного Совета
УССР принял закон о государ-
ственности украинского языка,
"одного из самых певучих не
только в славянстве, но и во
всем мире", как говорил, высту-
пая докладчиком по этому воп-
росу, Борис Ильич Олийнык.
Директор Института литерату-
ры им. Т.Шевченко Н.Жулин-
ский напомнил об этом факте
истории в интервью "Комсо-
мольской правде": "Закон о язы-
ках в 1989 году принимала Ком-
мунистическая партия Украи-
ны. Мы до сих пор придержива-
емся именно его".
`
Одним из главных заказчиков
и "спонсоров" антикоммунизма
является крупный капитал, как
отечественный, так и зарубеж-
ный, ибо нет у него более прин-
ципиального противника,чем
коммунисты. Активные анти-
коммунисты являются союзни-
ками капитала по определению.
Неудивительно, что первый со-
председатель Руха Иван Драч в
ипостаси главы Конгресса укра-
инской интеллигенции произ-
нес незабываемую "знаковую"
фразу: "Конгресс украинской
интеллигенции поддерживает
органический союз националь-
ного интеллекта и национально-
го капитала!".
`
Подобный союз никогда не
был "органическим" ни ддя укра-
инской, ни для русской литера-
туры. Наша классика была не-
подкупной. Вся великая миро-
вая литература антибуржуазна.
"Почти все лучшие зарубежные
поэты XX века, - отмечает муд-
рец Расул Гамзатов, - так или
иначе были коммунистами".
`
И вот мы в Украине дожили
до заявлений поэта об органи-
ческом союзе интеллекта и капи-
тала на национальной основе.
`
Эта траектория "полета" от
призывов к "ренесансу" до при-
зывов к "союзу с капиталом"
дала основание известному спе-
циалисту в теории информаци-
онных технологий профессору
Георгию Почепцову отметить:
"Оппозиция давно прошла путь
от "дня рождения Шевченко" к
"дню рождения буржуя" (ис-
пользовано название известного
телефильма. - С.Г.)".
`
Опора "национально-созна-
тельных" на второе "крыло" - ру-
софобское - была, конечно,
крайне выгодна зарубежным
глобальным структурам, верши-
телям "нового мирового поряд-
ка", для которых ослабление
Росии является стратегической
задачей. К примеру, в 1996 году
американская газета номер
один, влиятельная "Нью-Йорк
таймс" писала об очередном эта-
пе деятельности упомянутых
структур на наших просторах:
"Ныне Запад реализует замысел
о формировании антагонисти-
ческой двублоковой системы на
территории СНГ. Зб.Бжезин-
ский предложил формировать
один из них - антироссийский
- вокруг Украины".
`
"Нас постоянно приучают к
мысли, - отмечает известный
историк, вице-президент НАНУ
Петр Толочко, - что Россия - не
столько наш стратегический
партнер, сколько источник на-
шей нестабильности и, следова-
тельно, скорее является против-
ником, нежели союзником".
`
Проиллюстрируем обеспоко-
енность академика высказывани-
ем, на которое сподобился еще
один литератор-руховец Павло
Мовчан: "Нужно выкорчевать
огнем и мечом... русско-ино-
странный и русско-внутренний
след в независимой Украине".
`
Руховцы сделали, кажется,
все, чтобы отвадить
от себя миллионы
русских, хотя даже
Иван Драч отметил,
что процент голосовавших за не-
зависимость Украины среди
русских ее граждан был выше,
чем среди украинцев. Украинс-
кий писатель Леонид Пастушен-
ко писал в "Літeратурній Ук-
раїні" в 1997 году: "Мы еще не
сумели сказать русским, прожи-
вающим в Украине, спасибо за
поддержку в референдуме 1 де-
кабря 1991 года". Какое там
"спасибо", если надо "выкорче-
вать след"! "огнем и мечом"!
`
Подчеркнем, что от Руха от-
шатнулись не только русские, но
и те этнические украинцы, для
которых ценности, обозначае-
ные словами "русская культура",
"русская литература", "украин-
ско-русское братство", остаются
незыблемыми и вечными, без
которых и жизнь не жизнь.
`
"Двуязычие, двукультурие -
огромное достояние нашего на-
рода", - утверждает П.Толочко.
Русская культура для нас не за-
рубежная! Она освоена нами в
веках, она родная.
`
Гогодь писал о "природе" рус-
ских и украинцев: "Обе природы
слишком щедро одарены Богом
и, как нарочно, каждая из них
порознь заключает в себе то,
чего нет в другой, - явный знак,
что они должны пополнять одна
другую".
`
Великий ученый Владимир Вер-
надский, первый президент Ака-
демии наук Украины, определяв-
ший себя как "русского по культу-
ре, вся жизнь которого непрерыв-
но была связана с Украиной", по-
лагал: "Историческим фактом яв-
ляется совместное сожитие и уча-
стие украинцев в создании рус-
ской культуры за последние два
столетия... И я так верю в будущее
украинской культуры и украин-
ского языка!.. Сила русской куль-
туры так велика, что ей нисколь-
ко не страшна одновременная ра-
бота украинизации. Здесь должно
быть совместное дружное обще-
ние. И оно возможно...".
`
Объединить бы, скажем, се-
годня усилия мастеров культуры
Украины и России в противосто-
янии масс-культуре, этой, по оп-
ределению Чингиза Айтматова,
"рыночной лоббистке".
`
Когда В.Вернадский писал "и
оно возможно", он и подумать,
конечно, не мог, что появится
предложение "выкорчевать рус-
ский след" и таким способом ре-
шать проблемы украинской
культуры и украинского языка.
Подобная ситуация знакома и
нам, тем, кто, приветствуя "пе-
рестройку" и доверяя ее перво-
начальному лозунгу "Больше со-
циализма! (или первоначаль-
ному руховскому названию соб-
ственного движения "Рух за со-
циалистическую перестрой-
ку!"), и подумать не мог, что в
реальности будет решаться со-
крушительная для Украины
двойная задача: "выкорчевать"
как социализм, так и "русский
след в Украине".
`
У русского философа и писа-
теля Александра Зиновьева, ко-
торый в свое время внес лепту в
уничтожение советского социа-
лизма, хватило мужества и чест-
ности ума, чтобы признать: "Мы
целили в коммунизм, а попали в
Россию". Руховцы целили в ком-
мунизм и в Россию, а попали в
Украину.
`
10 июля прошлого года в ходе
заседания Верховной Рады один
из видных руховцев в сердцах за-
явил: "С представителями Евро-
пейского Союза следует разгова-
ривать с достоинством и гово-
рить им: "Вы - сволочи!". По от-
ношению к Украине Евросоюз
занимается сволочизмом!".
`
И в самом деле, все экономи-
ческие и политические
рекомендации бесчис-
ленных западных "со-
ветников" Украина
неукоснительно выполняла, со-
циализм был разрушен "до осно-
ванья", от России Украина удали-
лась - и за все это получить все-
го лишь статус "соседа Евросою-
за"! Тут поневоле взорвешься.
`
Внешнеполитические пози-
ции коммунистов во все годы не-
зависимости Украины были по-
следовательными, метаний от
вектора к вектору и обратно не
было: "в Евросоюзе Украину как
равноправного члена никто не
ждет"; "обострение отношений
с Россией является для Украины
актом самоубийства". При этом
коммунисты никогда не отожде-
ствляли как понятия "Украина"
и "правящий в Украине режим",
так и, соответственно, понятия
"Россия" и "правящий режим
России". "Украина" и "Россия"
- понятия вечные, стратегиче-
ские, а правящие режимы, как
известно, приходят и уходят.
`
Ф.Достоевский провидчески
писал о славянах, в частности о
славянских племенах Балканско-
го полуострова, которые "насто-
яниями и кровью России", ког-
да закончится Балканская вой-
на, будут избавлены от ига турок:
"Скажу одно особое словцо о
славянах... По внутреннему
убеждению моему, самому пол-
ному и непреодолимому, - не
будет у России и никогда еще не
было таких ненавистников, зави-
стников, клеветников и даже
явных врагов... Особенно прият-
но будет для освобождённых
славян трубить на весь свет, что
они племена образованные, спо-
собные к самой высокой евро-
пейскоЙ культуре, тогда как Рос-
сия страна варварская, мрачный
северный колосс... И пусть не
возражают мне, не оспаривают,
не кричат на меня, что я преуве-
личиваю и что я ненавистник
славян! Я, напротив, очень люб-
лю славян, но я и защищаться не
буду, потому что знаю, что все
точно так именно сбудется, как
я говорю... России надо серьез-
но приготовиться к тому, что ос-
вобожденные славяне с упоени-
ем ринутся в Европу, до потери
личности своей заразятся евро-
пейскими формами, политичес-
кими и социальными, и таким
образом должны будут пережить
целый и длинный период европе-
изма, прежде чем постигнуть
хоть что-нибудь в своем славян-
ском значении и в своем особом
славянском призвании в среде че-
ловечества... Чем более Россия
выкажет самого полного полити-
ческого бескорыстия относитель-
но славян, устранив себя даже от
всякого опекунства и надзора
над ними, тем вернее достигнет
объединения славян... И всесла-
вянство скажет свое новое цели-
тельное слово человечеству".
`
Каким же будет оно, это "но-
вое целительное слово", которое
"всеславянство" сможет сказать,
обращаясь к человечеству? По
мнению Федора Михайловича,
оно должно в корне отличаться
от холодно-расчетливого рацио-
нализма в межгосударственных
отношениях в соответствии с
принципом лорда Пальмерсто-
на, премьер-министра Велико-
британии середины XIX века:
"У Великобритании нет посто-
янных друзей и постоянных
врагов, а есть лишь постоян-
ные интересы". "Если нации не
будут жить высшими бескоры-
стными идеями, - был убежден
Достоевский, - а только будут
служить одним своим "интере-
сам", то погибнут эти нации
несомненно, окоченеют, обес-
силеют".
`
Об идее всеславянства стра-
стно писал и Т.Г.Шевченко:
"Славяне, несчастные славяне!
Так нещадно и так много про-
лито храброй вашей крови меж-
дуусобными ножами. Ужели
вам вечно суждено быть игра-
лищем иноплеменников? На-
станет ли час искупления?
Придет ли мудрый вождь из
среды вашей погасить пламен-
ник раздора и слить воедино
любовью и братством могуще-
ственное племя?".
`
Какое великое удовлетворе-
ние испытываешь, ощущая
правоту Вернадского, Гоголя,
Достоевского, Шевченко. Ге-
нии - они и есть гении.
`
-----
`
Цитаты по теме
`
Рамазан АБДУЛАТИПОВ, в
недавнем прошлом вице-
премьер России по нацио-
нальным вопросам:"Наци-
онализм и шовинизм питают
друг друга".
`
Давид БАБАЕВ, народный
артист Украины: "Мне ка-
жется, сейчас некоторые по-
литики совершают большое
преступление, закрывая нас
от русской культуры... Это
дикость средневековья -
пытаться поддерживать на-
циональную культуру путем
запрещения культуры других
народов".
`
-----