Светлана Гаража
Элита: вне или внутри народа?
Коммунист (Киев), 2004,4,9 (Nr 28-29)
`
В предновогоднем редакцион-
ном приветствии читателям
газеты "Зеркало недели" содержа-
лось пожелание успешных дел
"элите и народу". Ладно бы еще,
если бы формулировка звучала,
скажем, так - "народ и его эли-
та". Нет, именно раздельно, че-
рез соединительный союз "и".
Это несколько упрощает нескон-
чаемые поиски верного истолко-
вания самого понятия "народ".
Народ, значит, определяется
арифметическим путем: все насе-
ление страны минус элита. Всего
и делов-то. Задача облегчается
еще и тем, что нынешняя "элита"
явно и неявно (но вразумительно)
сама очерчивает вокруг себя зам-
кнутый круг, непроницаемый
для остального "народа". То есть
с арифметикой будет полная оп-
ределенность.
`
Однако вот не унимается, на-
пример, большой русский писа-
тель Валентин Распутин, все воз-
вращается и возвращается к раз-
мышлениям о том, что же это за
категория такая - "народ". У него
вызывает протест формулировка
("легкомысленная строка", как он
пишет) в известном толковом сло-
варе Ожегова: "Народ - население
государства, жители страны". "Ни-
как не могу согласиться с тем, -
возражает В.Распутин, - что за
народ принимают все население
или всего лишь простонародье.
Он - коренная порода нации, ее
рудное тело... Народ в сравнении
с населением, быть может, неве-
лик числом, но это отборная гвар-
дия, в решительные часы способ-
ная увлечь за собой многих. Все,
что могло купиться на доллары -
купилось, все, что могло преда-
вать - предало, все, что могло со-
гласиться на удало-развратитель-
ную жизнь - согласилось, все, что
могло пресмыкаться - пресмыка-
ется. Осталась коренная порода".
`
Если вслед за Валентином Григорьевичем
Распутиным считать,
что народ - это "отборная гвар-
дия", "коренная порода", "руд-
ное тело", то что же такое нынеш-
няя "элита", коль в "Зеркале недели"
(не только в "Зеркале неде-
ли", в других либеральных издани-
ях тоже, однако здесь речь идет о
редакционной статье, т.е. о пози-
ции газеты) народ и элита - раз-
дельные понятия? По Распутину,
получается, что элита состоит из
тех, кто купился, предал и т.п.
Вот такая головоломка...
`
В августе прошлого года по
Первому российскому телеканалу
(ОРТ) прошла передача, приуро-
ченная к юбилею известнейшей
телеведущей советских лет Валентины
Леонтьевой. В начале "де-
мократических" преобразований
она была изгнана с работы на
этом канале. "В свое время, - пи-
сала об этом в "Известиях" теле-
критик Ирина Петровская, - но-
вое телевидение отринуло Валентину
Михайловну Леонтьеву, но-
сительницу высочайшего профес-
сионализма "старой" школы (ког-
да, по словам очаровательной,
лучезарно-интеллигентной укра-
инской телеведущей тех же времен
Тамары Стратиенко, "существова-
ла некая святость эфира, не по-
зволявшая нести в него дрязги и
склоки". - С.Г.) столь же безжа-
лостно, как и всех ее коллег".
`
Делом жизни, делом творчес-
кой чести В.Леонтьевой была пе-
редача "От всей души". Около 500
раз звучало в эфире ее сдержанно-
взволнованное: "Прошу вас, под-
нимитесь на сцену!". Именно эта
программа была представлена от
СССР на международном телефе-
стивале в Монте-Карло. Как вспо-
минала Валентина Михайловна в
посвященной ей юбилейной те-
лепередаче, на том фестивале
более всего удивлялись двум мо-
ментам - тому, что герои ее пере-
дачи - простые люди, и тому, что
ведущая не знала, что именно они
скажут и, тем не менее, всякий
раз выводила передачу на высо-
кое звучание, захватывавшее зри-
телей. В.Леонтьеву избрали в ходе
фестиваля вице-президентом Ев-
ропейской ассоциации телевиде-
ния (вот, кстати, когда нас дос-
тойно оценивали в Европе - ког-
да мы, демонстрируя высочай-
ший уровень мастерства, остава-
лись самими собой). В.Леонтьева
рассказала, как поразил и порадо-
вал ее комфорт предоставленного
ей пятикомнатного гостинично-
го номера. Так сложилось, что
после "элитного" комфорта Мон-
те-Карло она должна была для
подготовки очередной передачи
"От всей души" сразу поехать на
целину. В комнате, где ей пред-
стояло остановиться, срочно,
ожидая ее прибытия, сделали по-
белку, но краска не успевала про-
сохнуть. И тогда жители поселка
принесли, у кого они были, ков-
ры и украсили ими всю комнату,
прикрыв влажные стены. Вален-
тина Михайловна, явно волнуясь
от этого воспоминания, подели-
лась им с телезрителями: "Пони-
маете, все встало на свои места, все
мои заграничные впечатления
поблекли. Это было такое отно-
шение людей - на-сто-я-щее! Это
даже любовью назвать нельзя.
Знаете, я для них была - _своя!_"
`
Валентина Михайловна Леонтьева
невольно обозначила это
главное отличие нынешней "эли-
ты" от тех известных в стране
людей, которых мы любили в
советскую эпоху. Они были "сво-
ими", они были внутри народа,
не отделяли себя от него. Они
были лучшими из нас, и наша
любовь к ним была бескорыст-
ной, заинтересованной, предан-
ной. Люди с тонкой душевной
организацией еще помнят об
этом. В 1996 году в "Киевских
ведомостях" было приведено ис-
полненное нескрываемой горечи
мнение Евгения Миронова, бли-
стательно сыгравшего князя
Мышкина в прошлогоднем теле-
сериале "Идиот" по Достоевско-
му: "Артисты, вышедшие на сце-
ну или киноэкран в последнее де-
сятилетие, навсегда уже будут ли-
шены той прежней всенародной
любви, которой осыпали зрители
их предшественников".
`
Речь не о популярности, не об
исступленном обожании "фана-
тов". "Они, мастера культуры,
предавшие народ, потеряли боль-
ше, чем зрителей и читателей, -
отмечала "Советская Россия". -
Они потеряли нечто такое, что
трудно даже обозначить словами.
Быть может, духовную связь с на-
родом, к которому раньше при-
надлежали и которая,собствен-
но, и питала их творчество".
`
Они перестали быть "своими".
"Элита" очерчивает вокруг себя
непроницаемый замкнутый круг.
`
Нынешний "европейски
известный" (он любит это под-
черкивать) эпатажный театраль-
ный режиссер Андрей Жолдак в
интервью "Высокому Замку" пос-
ле показа во Львове своего спек-
такля "Гамлет. Сны" отчеканил:
"Массовый зритель нас не интере-
сует. Театр - для избранных. Вот
для них мы и будем играть". И
очертил круг, четко обозначив
этих "избранных": "Билеты долж-
ны быть очень дорогими".
`
Денежный барьер - это самый
непреодолимый и самый возму-
тительный из барьеров.
`
Знаменитый польский режис-
сер Анджей Вайда, приезжавший
в январе нынешнего года в Рос-
сию для участия в церемонии
вручения кинопремии "Золотой
орел", уже в аэропорту напомнил
о своих давних посещениях Мос-
квы: "Я помню ночные очереди у
театра "Современник"... Владимир
Высоцкий говорил о своем
Гамлете в Театре на Таганке: "Ак-
теры у нас играют всегда с полной
отдачей. Не хочется играть в пол-
ноги, халтурить, когда люди так
долго хотят попасть в театр, стоят
ночами за билетами".
`
Не пресловутый "массовый зри-
тель" дожидался в тех ночных
очередях открытия театральных
касс, а всякий, любой из истин-
ных ценителей театра (многие
театралы, наверно, помнят подоб-
ные очереди), стремившийся
попасть на спектакль, о котором
мечтал. На пути к этой мечте не
было и не могло быть изначаль-
но непреодолимого барьера -
"Билеты должны бьпъ очень доро-
гими!" Зато для таких зрителей
хотелось "играть с полной отда-
чей", работать "от всей души".
`
Кстати будет напомнить, что
первоначальное название
МХАТа, великого театра, создан-
ного в 1898 году Станиславским и
Немировичем-Данченко, было та-
кое: Московский художествен-
ный общедоступный театр. Обще-
доступный.
`
И - по контрасту - сколько от-
талкивающей спеси сосредоточе-
но в рекламном объявлении о
выставке-продаже живописи, по-
явившемся год назад на страни-
цах "Зеркала недели" и в других
газетах - "Элитная живопись для
элиты". Чокнуться можно! - как
говорили мы в мои студенческие
годы. А вот еще один рекламный
текст, но уже не вызывающий
смеха, ибо касается детей: "Книж-
ки для элитных читателей от 5 до
12!" И комментарий в газете
"День" (15.10. 2003 г.): "Если
есть элита, значит, есть элитные
читатели. Если есть взрослые
элитные читатели, значит, есть и
маленькие... Десять "звуковых
книжек" по произведениям клас-
сиков (Иван Франко, Леся Укра-
инка, Тарас Шевченко) и совре-
менников со впаянными под
пластиком озвученными вариан-
тами, думаем, обрадуют "млад-
шую" элиту". Как мне кажется,
упоминание имен таких класси-
ков в _таком_ контексте оскорби-
тельно для святой народной памя-
ти о них (если понимать слово
"народ" так, как его понимает
В.Распутин).
`
Может быть, кого-то это и уди-
вит, но, как отмечают исследова-
тели, именно в детской среде се-
годня наиболее выражена классо-
вая структура будущего общества.
Они, дети, уже живут в другой ре-
альности. Уже сегодня разделены
и бесконечно далеки друг от дру-
га воспитанники "элитных" (для
состоятельных родителей) и
обычных школ. Некоторые ис-
ключения, когда всяческие фон-
ды обеспечивают отдельных ода-
ренных учеников обычных школ
грантами для продолжения обра-
зования, ничего не меняют в
этой структуре. Разрушив советский
принцип единой общеобразовательной школы, детей
направляют в будущее по "двум
коридорам" - коридору для под-
готовки "элиты" и коридору для
"человека массы". "Два коридора"
- это название книги француз-
ских социологов образования
Ш.Бодло и Р.Эстабль, выдержав-
шей за рубежом более 20 изда-
ний. Как сообщается в прессе, ав-
торы доказательно утверждают,
что постоянные на Западе и за
океаном приступы насилия в
школах - это проявления стихий-
ной классовой борьбы детей.
`
Рассуждения о "демократиче-
ском обществе равных возможно-
стей" - абстракция. Демократия
- это не общественный строй, а
лишь метод управления обще-
ством, противоположный автори-
тарному. Она многолика. В Древней
Греции, которой человече-
ство, собственно, обязано самим
термином "демократия", в демо-
кратических процедурах не уча-
ствовало огромное количество лю-
дей - рабы. Их "просто" не при-
нимали в расчет. Сегодня мы
ощутимо познали всю меру не-
справедливости и циничности
буржуазной демократии. Обще-
ство равных возможностей суще-
ствовало именно при социализ-
ме. Об этом, кстати, знают обра-
зованные люди во всем мире.
"Сейчас, - пишет Александр Зиновьев,
- когда мне приходится
встречаться со старыми западны-
ми советологами, они с улыбоч-
кой признают, что советская сис-
тема была самой совершенной во
всей истории человечества... Люди
на Западе не такие уж идиоты".
`
"С годами образование стано-
вится одним из самых больших
барьеров для равенства, - утверж-
дает вовсе не какой-либо убежден-
ный коммунист, а американский
нобелевский лауреат П.Самуэльсон
в своем знаменитом учебни-
ке по рыночной экономике. -
Социализм разрушает привиле-
гию богатых получать хорошее
образование".
`
В той же газете "Зеркало неде-
ли" (29.11. 2003 г.) были приве-
дены некоторые выводы из солид-
ной монографии европейских
ученых "IQ и богатство наций",
опубликованной в США. IQ -
это коэффициент интеллектуаль-
ного развития. Богатство той или
иной нации характеризовалось
значением ВВПд, т.е. ВВП, при-
ходящимся на душу населения.
Тестирование проводилось в 81
стране мира (в Украине исследо-
вание не проводилось). С высо-
кой степенью корреляции (зави-
симости одной величины от дру-
гой) было установлено: чем выше
"богатство нации", тем выше и ее
усредненный IQ. Так, в странах
Европы, в США, Канаде IQ ко-
леблется около высокой отметки
"100", а для наиболее бедных
стран Африки он не превышает
70 пунктов. Но обнаружены и
некоторые "выпадения" из выве-
денной закономерности. Наибо-
лее значительные отклонения
показали две страны - Китай (IQ
равен 100) и Россия, для кото-
рой IQ составляет 96 пунктов.
Столь высокие значения нацио-
нальных коэффициентов ум-
ственного развития Китай и Рос-
сия имеют, несмотря на низкие
значения ВВПд, равные, соответ-
ственно, 3 тысячам и 6,5 тысячи
долларов. Для сравнения: нацио-
нальный IQ в США составляет
98 пунктов при огромном значе-
нии ВВПд, равном 29,6 тысячи
долларов. В чем же причина
столь эффективного (в том числе
экономически) китайского и рос-
сийского "выбросов" из упорядо-
ченной мировой закономернос-
ти? Авторы дают четкий ответ:
это - "последствия социалисти-
ческого строя". Как справедливо
отметил А.Зиновьев, "люди на Западе
не такие уж идиоты, пони-
мают что к чему.
`
Академик НАНУ народный
депутат Украины П.Толочко убеж-
ден: "Чем выше общий уровень
образованности и культуры наро-
да, тем больше возможностей для
выхода самых талантливых пред-
ставителей на уровень мировых до-
стижений. Интеллект народа -
это совокупный разум, который
во все времена находил свое про-
явление в деятельности
его элиты".
`
Если уж привыкать к
термину "элита" (хотя привыкать,
по правде говоря, не хочется), то
только в такой связке: "народ и
его элита". "Его" - в смысле
"своя", кровная, нераздельно,
навечно с народом связанная.
Такими были лучшие из предста-
вителей советской интеллиген-
ции, хотя никто их термином
"элита", конечно, не обозначал.
Насаждение, навязывание этого
обозначения началось у нас в
постперестроечный период, в
начале 90-х годов. С тех пор по
нарастающей посыпались все эти
словосочетания - "бизнес-элита",
"национальная элита", "полити-
ческая элита", "молодая элита" и
т.п.
`
В прессе сообщалось, что тер-
мин "элита" ввел в начале XX века
в политическую науку (ранее он
применялся только в животновод-
стве и растениеводстве) итальян-
ский социолог Вильфредо Парето,
который впоследствии был на-
значен Муссолини одним из пер-
вых сенаторов фашистской Италии.
Парето рассматривал элиту
как сплоченную группу, обладаю-
щую исключительными качества-
ми, и, подчеркнем это, осознаю-
щую свое превосходство над все-
ми остальными.
`
Хорошо помню, как поразило,
покоробило меня в конце 1990 года
впервые встреченное в нашей печа-
ти непривычное групповое заявле-
ние о "своем превосходстве". В га-
зетном сообщении о преобразова-
нии, "Демократической платфор-
мы в Компартии Украины" в само-
стоятельную Партию демократи-
ческого возрождения Украины
(ПДВУ) основатели провозгласили:
"Выйдя организационно из
КПСС, Демплатформа... отвергает
связь с люмпенизированной мас-
сой". Было непонятно, столь пре-
зираемая "люмпенизированная
масса" - это кто? Может быть,
30 тысяч моих однозаводчан? Но
принято было как раз уважать эту
"массу". И было за что - люди чест-
но работали, общими трудами со-
здавали изделия мирового уровня,
любили своих детей, почитали сво-
их ветеранов... Прошло пять лет, и
ПДВУ слилась с другой партией -
Трудовым конгрессом Украины.
Так родилась Народно-демократи-
ческая партия (НДП), которую воз-
главил тогда Анатолий Матвиенко
(ныне председатель Украинской
республиканской партии "Со-
бор"). Он сразу же заявил: "Глав-
ное для нас - формирование наци-
ональной элиты". Провозгласив
столь странную главную задачу
партии, А.Матвиенко тут же доба-
вил неистребимое: "Люмпенизиро-
ванная, бездарная рабочая сила в со-
юзниках нас не привлекает". Ах ты
ж боже мой! Ну совсем как режис-
сер А.Жолдак: "Массовый зритель
нас не интересует".
`
Парадокс в том, что люмпены
(этот термин применяют для
обозначения опустившихся на
дно жизни людей - бродяг, ни-
щих, уголовников и т.д.) появи-
лись в Украине в массовых коли-
чествах (чего и в помине не было
в 1990 году) именно вследствие
"реформ", которые рьяно поддер-
живала и проводила в жизнь ско-
пившаяся тогда в НДП "админи-
стративная элита". Люмпены не
способны, как известно, к органи-
зованным действиям, т.е. ожи-
дать массового наплыва желаю-
щих вступить в НДП люмпенов
не приходилось. К чему же тогда
бьшо заявлять о непривлекатель-
ности для партии этой приду-
манной, набивающейся в союз-
ники "люмпенизированной, без-
дарной рабочей силы"? А исклю-
чительно для того, чтобы подчер-
кнуть свою "элитность".
`
...И все-таки мне кажется, что
истинные интеллигенты, а они,
к счастью, всегда есть среди лю-
дей, не станут причислять себя к
нынешней кастовой "элите". Что-
то их остановит. Может быть, это
будет внутреннее согласие с мыс-
лями Василия Шукшина: "Явле-
ние это - интеллигентный чело-
век - редкое. Это неспокойная
совесть, ум, полное отсутствие
голоса, когда требуется - для со-
звучия - "подпеть" могучему басу
сильного мира сего... И сострада-
ние к судьбе народа. Неизбеж-
ное, мучительное". А может, их
остановит предостережение вели-
кого поэта Александра Блока:
"Народ - наверху: кто спускается,
тот проваливается".
`
ЦИТАТЫ ПО ТЕМЕ
`
Николай ШУЛЬГА, доктор социологических наук, народный депу-
тат Украины: "Элита и народ в Украине - два непересекающихся
между собой мира. Это не разрыв, это - пропасть!".
`
Петр СИМОНЕНКО: "Обладание политическим и прежде всего
экономическим капиталом стало обязательным пропуском в "эли-
ту".
`
"Завтра": "Упивающаяся свободой элита сумела внушить всем
остальным, что ее элитарное благополучие и есть цель развития об-
щества".
`
"Советская Россия": "Коммунизм не в том, чтобы уравнять всех
в посредственности, но в том, чтобы открыть большинству путь
к овладению высшей культурой".
`