Светлана ГАРАЖА
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И (ИЛИ) КУЛЬТУРА
Товарищ (Киев), 1997, N 50
Похоже, власть готова предложить народу
Украины новый вариант <национальной идеи> (после
того как <не сработала> идея, где в слово
<национальный> вкладывался этнический, а не
политический смысл). Национальная идея - это
идеология, способная объединить большинство граждан
страны.
Секретарь Совета национальной безопасности и
обороны Украины В. Горбулин пишет: <Вступление в
Европейский Союз может стать для Украины
политической и экономической объединительной
идеей>. И добавляет: <Такой подход позволит
рельефно определить цель реформирования в виде
образа жизни соседей по Европе, который широко
известен населению Украины> (<Голос Украины>,
4.09.97 г.).
И, как всегда бывает в вопросах главных,
сокровенных, позиция Народного руха Украины и здесь
совпала с позицией власти, хоть Рух по мелочам и
изображает из себя в преддверии выборов оппозицию.
На недавнем VII Всеукраинском собрании Руха В.
Чорновил с особым пафосом произнес: <Близится Время
Великого Возвращения. Возвращения Украины из
имперской тюрмы - домой в Европу, в великую семью
европейских народов... С трудом, непоследовательно
возвращается Украина в лоно цивилизации>.
Того и гляди, скоро граждане Украины станут
конформно кивать головами, соглашаясь, что, да,
<образ жизни>, например, немецких бюргеров куда
ближе, понятнее, роднее нам и куда более <широко
известен>, чем скажем, быт и культура российских
друзей, знакомых, родственников, однополчан.
Наконец-то возвращаемся <домой>, <в семью> - в
Европу.
<Мы постоянно подчеркиваем свою
европейскость>, отметил В.Горбулин. Это уж точно.
Постоянно. Известный пропагандистский прием.
Вот 22 сентября премьер-министр Украины В.
Пустовойтенко в качестве президента Федерации
футбола Украины подписал совместно с президентом
Польского футбольного союза соглашение о
взаимодействии, предусматривающее учебу тренерских
кадров, стажировку тренеров и т. п. Казалось бы, ну
подписали и подписали. На здоровье, дело хорошее.
Однако г-н Пустовойтенко в интервью журналистам
отметил, что подписание этого соглашения является
<историческим (?! - С. Г.) событием, поскольку
Украина интегрируется в европейские структуры>.
Простите, мы что, никогда польских футболистов не
видели? И разве киевское <Динамо>, ведомое великим
В. Лобановским. не показывет тем же европейцам
класс игры? Напомним, кстати, что хваленая
цивилизованная Европа далеко не по-джентльменски,
если не сказать более резко, встретила нашу команду
в Барселоне...
Вообще нельзя ставить знак тождества между
понятием <цивилизация> и <культура>, <цивилизация>
и <мораль>, <циви лизация> и <духовность>.
Вот несколько кратких оценок разных
авторитетных исследований.
<Ценности коренятся в культуре. В цивилизации
могут быть нормы, стандарты, но не ценности>.
<Запад - это цивилизация, знающая цену всего, но не
знающая ценности ничего>. <Переход от культуры к
цивилизации означает переход от творчества к
потреблению>. <Идеал цивилизации - максимальное
количество услуг>.
Эрих Фромм, имеющий мировое имя философ,
социолог, психоаналитик, остро чувствовавший тупики
западной цивилизации, писал: <Призрак бродит среди
нас, но ясно видят его лишь немногие. Это не
прежний призрак коммунизма или фашизма. Это новый
призрак - полностью механизированное общество,
нацеленное на максимальное производство
материальных благ и их распределение, управляемое
компьютерами. В ходе его становления человек, сытый
и довольный, но пассивный и бесчувственный, все
больше превращается в частицу тотальной машины>.
Наши <национально сознательные> не могут
нарадоваться: цивилизованный Запад наконец-то
узнал, что существует на планете Украина! Пом
нится, что первый Президент Л. Кравчук, вернувшись
из зарубежной поездки, сокрушался, что <там> даже
не слышали раньше о нашем Т. Шевченко. И во всех
этих восклицаниях сквозит подтекст: мол, давила нас
<имперская тюрьма>, не давала Украине прозвучать на
весь мир.
А я вспоминаю эпизод из моей студенческой
жизни в Киевском политехническом (мои однокурсники,
если прочитают, пусть улыбнутся). Однажды в
перерыве между парами мы затеяли азартное
соревнование - кто больше вспомнит и напишет
названий американских штатов. Не помню, каким был
рекордный результат, но то, что почти у всех
перечисления перевалили за тридцать названии - это
точно. А <там> даже не знали, что есть Украина!
А теперь, уважаемые читатели, я хочу и вам
предложить <игру>. Если согласны, то отложите минут
на десять в сторону газету и навскидку, по памяти
перечислите известных вам американских писателей.
Вот список, который получился у меня. Кого-то
из известных наверняка пропустила, но в списке те,
кого вспомнила сразу: Ф. Купер, Джек Лондон, Эдгар
По, Бичер-Стоу, У. Уитмен, О'Генри, Марк Твен,
Теодор Драйзер, Э. Хемингуэй, Фолкнер, Стейнбек,
Сэлинджер, А. Миллер, Дж. Болдуин, Дж. Апдайк, Р.
Брэдбери, А. Хейли, К. Воннегут... Это те писатели,
которых мы все читали в советские времена. А они
<там> даже не знали о нашем Т. Шевченко. Да это
говорит только об уровне интереса в том
цивилизованном обществе к культуре других народов
Земли. И больше ни о чем! Издававшаяся в СССР
переводная зарубежная литература составляла до 20%
от общего количества наименований книг, а в
Соединенных Штатах Америки в тот же период - всего
1%!
Украина, ставшая сегодня независимым
государством, чрезвычайно интересует Запад в
геополитическом плане. Вот они о нас, когда им
стало выгодно, и <узнали>.
По поводу с трудом скрываемого ими чувства
превосходства, подогреваемого унижен
но-заискивающими манерами многих украинских
деятелей, замечательно сказал наш Борис Ильич
Олийнык: <И пусть так называемые цивилизованные не
учат нас жить. Мы любим учиться, но не любим, когда
нас учат. У нас есть свои национальные традиции, мы
имеем то, что уже навсегда утрачено в
постиндустриальных обществах, которые в основу
всего положили прагматизм. А мы еще не утратили
ощущения причастности к чужому горю и радости. Это
то, чем мы можем гордиться перед всем миром>.
Известный американский кинопродюсер Д. Паттнем
на встрече с советскими кинематографистами в 1988
году произнес такой тост: <Мы на Западе принимаем
как должное две вещи, о которых вы мечтаете, -
свободу и материальное благополучие, Но вы
принимаете как должное то, о чем мечтаем мы, -
чувство общности и чувство дружбы, которые вы
проносите через всю жизнь>.
Собственно, продюсер говорил о составляющих
цивилизации и о составляющих культуры. Но неужели
же они несовместимы? Неужели для того чтобы взять
на вооружение лучшее из опыта западной цивилизации
(институты демократии, эффективность внедрения
новых технологий и т. д.), необходимо многим
пожертвовать в культуре, в духовности? Пока что
западная цивилизация, шествуя по
постсоциалистическому пространству, не сет с собой
повсюду упадок нравственности, засилье
масс-культуры, рост преступности...
Вот если бы страна, ее наука, ее политики
поставили перед собой грандиозную сверхзадачу -
планомерно, просчитывая и взвешивая все
составляющие роста, выстраивать общество, в котором
бы по возможности гармонично соединялись как
достижения мировой цивилизации, всегда устремленные
в будущее, так и глубинные вековые традиции
культуры, духовности, высокой морали. А девизом мог
бы стать бессмертный шевченковский призыв: "I
чужому научайтесь, й свого не цурайтесь".
Тут один момент принципиален - что включать в
понятие <своё>? Если кроме родной украинской
культуры считать столь же <своими> (Тарас
Григорьевич не возражал бы!) давно освоенные
народом Украины великую русскую культуру и культуру
бывших республик Советского Союза (то, что сегодня
они целенаправленно изымаются у народа Украины, осо
бенно у молодежи, - низкое варварство), если
считать <своими> не только дореволюционную историю
нашей Украины и трагедии советского периода, но и
грандиозные свершения, озарения, открытия
советского строя, то такая идея, и наверно только
такая, действительно могла бы объединить
большинство граждан Украины.
Задачу моделирования и построения такого
общества могут взять на себя левые силы, которые,
пережив и пропустив через сердце и разум тяжкий
опыт и уроки поражений, остались верны
социалистическим ценностям - самым светлым и
справедливым из всех, найденных человечеством на
пути к будущей цивилизации, облагороженной
духовностью и культурой.
---------------- Na glawnuju stranicu / To main page W nachalo razdela
Sinonimy kl`uchewyh slow: civikult
Counter: .
(Wystawit` kak: / To expose as:
http://aravidze.narod.ru/s2/civikult.htm ,
http://www.geocities.com/sekirin1/s2/civikult.zip .
)
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi