Цены и ценности
Автор: Светлана Гаража
Коммунист (Киев), Nr 28 (552), 11 апреля 2003 г.
`
Обращение Л.Кучмы к укра- 
инскому народу по поводу 
голода 19ЗЗ года содержит 
два не совместимых друг с другом 
положения. С одной стороны, в 
документе высказано возмуше-
ние: "Когда я сейчас вижу, как 
под одними знаменами объеди- 
няются коммунисты и наследни- 
ки тех, кто от коммунистов по- 
страдал, я вспоминаю поговорку 
- если Бог хочет кого-то наказать, 
он забирает разум". Однако, с 
другой стороны, текст заканчива- 
ется призывом: "Пусть же память 
обо всех невинно убиенных объе-
динит нас, живых".
`
Думаю, никому и в голову не 
пришло уточнять у Президента:
так в конце концов надо или не 
надо, по его мнению, объеди- 
няться. Все уже привыкли, что 
массовое сознание буквально про- 
питано сегодня всевозможными 
раздвоенностями оценок, расщеп-
лением логикн. На этом фоне од- 
ним "расщеплением" больше, од- 
ним меньше...
`
Дело в том, разъясняют про- 
фессионалы, что новые установ- 
ки, мотивы, устремления не вы- 
зрели в общественном сознании, 
а целенаправленно, назойливо и 
насильственно внедряются в него 
извне. В то же время старые уста- 
новки и приоритеты, будучи жи- 
вучими, не исчезли и существуют 
наряду и одновременно с новы- 
ми. Это навязанное состояние со- 
знания болезненно. Недаром оно 
обозначается термином, позаим- 
ствованным из медицины. - "ис- 
кусственная шиэофренизация".
`
С.Кара-Мурза во многих своих 
работах анализирует это бросаю- 
щееся в глаза явление. В книге 
"Манипуляция сознанием" он 
отмечает: "Интенсивная идеоло-
гическая обработка всеми сред- 
ствами массовой информации и 
создание сильнейшего стресса 
(почти поголовное обеднение на-
селения) разрушили привычные
устойчивые ориентиры людей.
Их запросы сегодня включают в 
себя взаимоисключающие вещи. 
B поверхностных слоях сознания 
социалистические штампы были 
эаменены на противоположные. 
Но глубокая перестройка соэна-
ния не произошла (в том числе 
иэ-за наличия тысячелетних куль- 
турных традиций)". Профессор 
Кара-Мурза пишет, например, о 
следующем ссгодняшнем наборе 
внутренне противоречивых моти- 
вов поведения: "В условиях обед- 
нения люди хотели бы иметь со- 
лидарное общество, но так, чтобы 
самим лично прорваться в слой 
повелителей в конкурентной 
борьбе и при этом, если удастся, 
нс быть хищниками".
`
0б этой неразрешимой в рам-
ках капиталистической сис-
темы коллизии рассуждал в 
1998 году Чингиз Айтма- 
тов: "."И возникает запрос к 
истории - сможем ли мы 
хоть как-то сбалансировать, 
скорректировать влияние и 
силу денег в сторону откро- 
венно бескорыстных, идеа- 
листических приоритетов 
бытия".
`
Вот уж поистине идеалис- 
тические мечтания большо- 
го писателя...
`
"Сознание неправды де- 
нег в русской душе невытра-
вимо", - писала Марина 
Цветаева. Это вековое отно- 
шение к деньгам как к кате- 
гории пусть и неизбежной, 
пусть и необходимой для 
достатка, однако, не дай 
Бог, не главной в жизни че- 
ловека было абсолютно со- 
звучно с нравственными ус- 
тановками, этикой советс- 
кой цивилизации.
`
Сегодня массовое сознание на 
каждом шагу и в каждую минуту 
приучают к иному, все еще непри- 
вычному и чуждому для многих 
отношению к деньгам как к глав- 
ному стимулу всякой деятельнос- 
ти. К примеру, в бесчисленных иг- 
ровых шоу на телевидении глав- 
ные вожделенные призы всегда де- 
нежные, что было немыслимо в со- 
ветскую эпоху. Вручение призов не- 
пременно сопровождается неесте- 
ственными воплями восторга и 
шквальными аплодисментами при- 
сутствующей в студии публики.
`
На спортивной странице одно- 
го из прошлогодних выпусков 
газеты "Факты" были размешены 
три сообщения о победителях со-
ревнований под абсолютно одно- 
типными заголовками: "Добив- 
шись увеличения зарплаты до 6,2 
миллиона долларов в год, Рональ-
до остается в "Интере"; "Мадрид- 
ский "Реал" получил от УЕФА 
36,5 миллиона долларов призо- 
вых"; "Главный приз Уимблдона 
и чек на 486 тысяч фунтов стер- 
лингов отправятся в семейство 
Уильямс". А вот аналогичный за- 
головок из "Известий": "Евгений 
Михайлов сыграл в Америие на 30 ты-
сяч долларов". Однако здесь речь 
идет уже не о спорте, а о победе рос- 
сийского пианиста на Первом pax-
маииновском конкурсе в городе 
Пасадина. Все - хоть вдохновение 
музыканта, хоть мастерство спорт- 
смена - измеряется прежде всего 
в долларах. Остальные подробно- 
сти сообщаются потом.
`
В одной из прошлогодних пуб- 
ликаций "Зеркала недели" автор, 
который профессионально зани- 
мается театральным искусством, 
вдоволь поиронизировав над со- 
ветской практикой присуждения 
артистам почетных званий, проти- 
вопоставил ей американские под- 
ходы: "Американские актеры нс 
имеют такой формы отличия, 
как почетные звания. Там есть 
имя, которое стоит столько-то".
`
Это, кстати сказать, и 
есть суть капитализма, где 
любой человек - это товар 
на рынке, который имеет 
собственную цену. изменя- 
ющуюся в зависимости от 
спроса и предложения.
`
О различиях между це- 
ной и ценностью человека, 
его таланта замечательно 
размышлял на страницах 
"Независимой газеты" док- 
тор филологических наук, 
председатель Пушкинской 
комиссии Российской ака- 
демии наук В. Не- 
помнящий: "Не могу за- 
быть: в какой-то телепереда- 
че рассказ о какой-то амери- 
канской эстрадной звезде. 
Нс шла у нее карьера, не 
плыла удача в руки, пока 
она не сделала одно откры- 
тие: "Я поняла, что я - товар!" 
(восторг и роскошная американ-
ская улыбка). И все пошло как 
надо... Что может тут вспомнить 
человек, воспитанный на русской
культуре? Конечно, "Беспридан-
ницу" Островского; Лариса (глу- 
боко оскорбленная). Вещь... да, 
вещь!.. Я - вещь... Наконец, слово 
для меня найдено". После этого 
она и умирает, Не потому, что в 
нее стреляют, а потому, что 
жизнь ей не нужна". И далее уче- 
ный пишет: "Речь идет о духов- 
ном генотипе. Да, далеко не каж- 
дая наша женщина так скажет и 
так поступит, как Лариса, но боль- 
шинство наших женщин так чув- 
ствуют, как она. Можно изменить 
убеждения головы, можно усвоить 
чужую идеологию, но попрать 
свою природу, свою душу - это 
так, даром, никому не проходит".
`
Да, даром это не проходит ни- 
кому. Одни, постоянно испыты- 
вая сегодня психологический
дискомфорт, каждодневно лома- 
ют "свою природу, свою душу", не 
желая "отстать от жизни", выгля- 
деть "несовременными". Другие, 
не позволяя себе сделок с совес- 
тью, испытывают трудности как 
морального плана, не ощущая 
себя "родными" в собственной из- 
менившейся стране, так и, чаще 
всего, значительные материаль- 
ные трудности. Третьи, отбросив 
сомнения, приняли новые прави- 
ла игры. Они предприимчивы, 
успешны. Однако их зачастую не 
любят (и это мягко сказано) 
окружающие, в особенности кон- 
куренты (чего стоят нескончае- 
мые зверские "разборки" и отстре- 
лы предпринимателей). Они ли-
шены теплоты, искренности и 
бескорыстия в дружбе. Ни у кого 
нет уверенности в будущем, нет 
гармонии существования в нынеш- 
нем нашем обществе, где человек 
прежде всего должен "делать день- 
ги".
`
"Нс зря. - отмечает В.Непом-
нящий, - в нашем языке - а язык 
знает всю правду - "делать дело" 
и "делать деньги" никогда не бы- 
ли синонимами, как в выраже- 
нии "make business".
`
"Бизнесом я не умею зани- 
маться и нс хочу. - говорил в 
1993 году Народный артист 
СССР (пусть сколько угодно зло- 
словит по поводу этого высокого 
звания упомянутый выше литера- 
туровед) Сергей Федорович Бон- 
дарчук. - Считаю, что любая 
сделка таит в себе грязь. Я никог-
да нс пойду на это. Значит, я не- 
нужный человек. Никому не нуж- 
ный. То есть я - уходящий".
`
"Мне кажется, что сегодня я 
живу в чужой стране. Чужая жизнь, 
чужой народ..." - такое признание 
сделал другой великий советский 
кинорежиссер, Народный артист 
СССР Григорий Чухрай.
`
Подобные же ощущения испы- 
тал наш незабываемый Юрий 
Иосифович Богатиков, Народ- 
ный артист СССР: "Я очень серь- 
езно пережил развал Советского 
Союза. Моя жизнь была, как кра- 
сивый сосуд. Но потом кто-то 
взял его и как грохнул об землю - 
вдребезги! Было духовное смяте- 
ние... Духовное. Когда теряешь 
ориентиры, видишь свой народ -
и не узнаешь его".
`
Ушедший из жизни в феврале 
нынешнего года изумительный 
Мастер сцены и экрана Игорь 
Олегович Горбачев (который, как 
вспоминали в прощальных словах 
на страницах "Советской России" 
его коллеги, специально просил, 
чтобы именно в наши дни, пред- 
ставляя его перед выступлениями, 
говорили четко и полностью: "На- 
родный артист Советского Союза, 
Герой Социалистического Тру- 
да") был убежден: "Мы не сойдем- 
ся никогда с капитализмом. Он 
не может у нас привиться как спо- 
соб миропонимания, когда выс- 
шей ценностью являются деньги, 
когда человек ценится не по лучи- 
стым глазам и доброте в поступ- 
ках... Американцы же другого не 
знают, а мы-то знаем, что можно 
жить иначе, относиться друг к 
другу иначе, работать на Отчизну. 
Снова придет прозрение!".
`
Мы жили иначе и относились 
друг к другу иначе в советские вре-
мена. Наши представления о ценах
и ценностях не были расщеплённы-
ми. Этому есть бесчисленное мно- 
жество драгоценных, не зависевших 
друг от друга свидетельств. Повто- 
рим некоторые из них.
`
"Знаете, чем мне нравилось 
прежнее время? Люди чувствова- 
ли себя выше денег. Понимаете?" 
(Ролан Быков). "Мы были "бес- 
сребрениками" (Валентина Тереш- 
кова). "Никто не думал о деньгах" 
(Лариса Кадочникова). "Не возни- 
кало вопроса, что платят мало" 
(Наталья Варлей). "Сейчас актер, 
получив сценарий, выясняет -
сколько заплатите? А мы готовы 
были сниматься бесплатно!" (Га-
лина Польских). "И никакой по- 
гони за деньгами!" (Виктор Ро- 
зов)...
`
В конце 1997 года львовская га- 
зета "Высокий Замок" рас- 
сказала о том, как различ- 
ные политические силы на- 
чали избирательную кам- 
панию накануне прсдстоя-
щих в 1998 году выборов в 
Верховную Раду Украины. 
Там, в частности, была сле- 
дующая констатация:
`
"Электорат коммунистов и 
социалистов хоть и беден, 
но надежен и не жаден. За 
свои идеалы готов отдать 
последнюю рубаху". Сказа- 
но об этом было на страни- 
цах отнюдь не прокомму-
нистического издания как 
о чем-то само собой разуме- 
ющемся, объективно суще- 
ствующем. Стоит вдумать- 
ся в эту оценку. Она прин- 
ципиально важна. Ведь 
речь в ней идет не об от- 
дельных бескорыстных, вер- 
ных высоким духовным 
идеалам личностях, кото- 
рых человечество во все 
времена выдвигало из сво-
их рядов, а о миллионах людей.
`
Нестерпимо даже подумать о 
том, что, возможно, это после- 
днее поколение на Земле, которое 
еще сохранило верность этике той 
фантастической эпохи, когда 
люди массово "чувствовали себя 
выше денег".
`
Но "Снова придет прозрение!" 
- утверждал, чувствовал, знал ве- 
ликий Артист и Человек Игорь 
Олегович Горбачев. Встречи со 
зрителями он завершал обраще- 
нием к ним: "Не отступайте от 
своих идеалов, живите в гармонии 
с самими собой. Не изменяйте 
себе. Пробуйте изменить действи-
тельность!".
`
Цитаты по теме:
`
"Голос Украины", 1996 г.: "Майкл Мур, известный 
американский автор сатирических документальных 
фильмов, выслал президенту Клинтону, ведущему 
предвыборную кампанию под лозунгом борьбы с 
наркоманией, чек на сто долларов от выдуманного 
общества "Американские производители гашиша". 
Каково же было удивление Мура, когда он получил 
целых два письма благодарности с подписью 
президента. Финансовый директор предвыборной 
кампании Конни Маккей, узнав о злой шутке, 
призналась: "Когда мы видим доллар, мы забываем обо 
всём на свете".
`
Игорь Гундаров, доктор медицинских наук, академик 
Российской академии естественных наук: "Эпидемия 
сверхсмертности людей трудоспособного возраста от 
сердечно-сосудистых заболеваний напрямую зависит от 
нравственно-эмоционального состояния народа и 
является специфической реакцией отторжения на 
западный тип мышления, всячески внедряемый в 
сознание".
`

Na glawnuju stranicu / To main page
K nachalu razdela / To beginning of section
Sinonimy kl`uchewyh slow: CENYCENN, Игорь Олегович Горбачев
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/CENYCENN.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/CENYCENN.zip . )

Hosted by uCoz