"ПАСКВИЛЬ НА ПРОЗУ"
________
Вместо эпиграфа:
Ответное послание
ЗАПИСКИ ПОСТОРОННЕГО
Ольга Беляк
Кто позволил себе эту
дьявольскую шутку? Схватить его
и сорвать с него маску, чтобы мы
знали, кого поутру повесить на
крепостной стене!
Э.А.По "Маска Красной Смерти"
Всякий имеет право высказать собственное мнение о предмете спора. Потому и я, будучи
человеком искушенным в софистике, предлагаю желающим участвовать в своего рода
дискуссии.
Не скрою, что и для меня ситуация, сложившаяся в конце нашего столетия, также
представляется сложной и неоднозначной. Разнообразие и доступность различных
препаратов на черном рынке столицы, несомненно, сделали свое неблаговидное дело,
отравив многие светлые головы. Описанная г.Моисеевым достаточно подробно "пирамида
маний", созданная из многочисленных "пирамид зависимости" не оскорбляет ничьего
слуха, поскольку является прямым следствием попустительства и преступного равнодушия
главы государства и мужей государственного аппарата к остальному народонаселению.
Необходимо признать также, что повсеместный "внедреж" православия в виде
единственно полноценной религии на территории "вильной, незалежной, самостийной и
соборной" уже дал свои горькие плоды, увеличив в несколько раз число психически
больных, слабых духом и просто ослабленных религиозным гипнозом людей. Будучи
человеком хоть и крещеным,
но неверующим, я буду твердо стоять на том комплексе принципов и свобод, который
удалось мне пронести через всю жизнь. Так вот, одним из основополагающих является
свобода волеизьявления каждой отдельно взятой личности. Под этим я понимаю свободу,
не зависящую от прогноза погоды на сегодня и наличия в организме процентной
концентрации наркотических препаратов. В связи с этим мне припоминается маленькая
эпиграмма неизвестного автора конца 80-х:
Хорошо курнуть травы
И свергать устои.
Без нее теперь, - увы!..
Ничего не стою.
Хочется думать, что г.Моисеев расписывается в ненависти к Люциферу и Иегове, не
будучи "безнадежно зацикленным на сверхценной идее" (цитата из "Эпохи маний"
г.Моисеева),
а также не пребывая в состоянии наркотического опьянения. Обычно поиски царей
вселенной успехом увенчиваются у многих лиц, склонных к употреблению тех или иных
веществ, не только "активно меняющих метаболизм", по словам г.Моисеева, но и
влияющих на ущербность мышления. Причем всегда - со знаком "минус".Не следует,
конечно же, боль желудочную воспринимать как боль духовную, а жажду физиологическую
мистифицировать, трансформируя в жажду знаний. Однако еще великий Ницше сказал,
что "жизнь есть источник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец печали,
для того отравлены все источники."Насколько же вредна "жесткая фиксация внимания на
чем-то одном", именуемая в просторечии сосредоточенностью? По словам г.Моисеева,
первопричины, уродующие разум - Страх и Лень. Определение страха привожу без купюр.
"Страх - это когда масштаб реальной или мнимой угрозы заранее считают превышающим
собственные силы, не пробуя реально оценить опасность
(и проверить, есть ли она вообще)."
Видимо г.Моисеев писал подобное определение, как минимум, глядя в зеркало. Видов
и различий среди фобий, вызываемых первоначальным страхом - необыкновенное
количество. И уж если страх (или лень) затмевают г.Моисееву жажду познания, мне
кажется следует напомнить о том, что любая полемика должна вестись только с позиции
знания
о предмете спора. Все остальные аргументы - "невидимые чудища", "цари Вселенной",
"маньяки карьеры" и прочие неудобочитаемые эпитеты, описанные без предметной ссылки
будут считаться элементами галлюцинаторного бреда автора.
"Доверчивость среды", столь трогательно представленная г.Моисеевым, мягко говоря,
несколько преувеличена. Во все времена были и будут рождаться (на что я искренне
надеюсь) как гении-одиночки, так и величайшие криминальные таланты. А вот то
информационно-генетическое поле, в коем зреет этот урожай, всегда устлано костями
и унавожено телами "джефопророков".
Философия "на приходе" всегда носит в себе определенную ущербность. И неважно тогда,
что за препарат будет причиной ее появления. Главное, чтобы чистое и неомраченное
сознание встало на пути культивации продуктов подобной философии.
В чем и подписываюсь, находясь действительно в здравом уме и твердой памяти,
Ольга Беляк
______
Я благодарен Ольге Беляк за этот текст. Он стал первой рецензией на мой
неожиданный дебют в жанре "держи вора!". Возмутившее Ольгу, вскрытие несвежих святынь,
еще не законченное, стало вдруг сердцем всего сборника.
А крайне отрицательный отзыв - лучшим подарком. Надеюсь что его пафос уравновесит
страсть
к брюзгливой патетике, увы, присущую моим опытам в литературе. Кроме того, вынесенный
мне смертный приговор может пробудить у читателя нужду в собственном мнении (вплоть до
желания опровергнуть оба подхода).
Считаю "ЗАПИСКИ ПОСТОРОННЕГО" талантливой и уместной репликой мастера,
чье отношение к миру и людям настолько непохоже на мое, насколько это вообще возможно.
Потому надеюсь, что отзыв Ольги Беляк придаст "ЭПОХЕ МАНИЙ" тот минимум предметности,
которого я не сумел достичь сам. Контраст неприятия оживил мои схематические наброски,
это - струна задетая по-настоящему, здесь и сейчас.
Я убежден - Ольга ошиблась. Она, прежде всего, неправа этически (зато метод спора
очень эффектен, это стиль опытного журналиста). Но любая точка зрения - субьективна, ведь
смотрит всегда кто-то. Возможно слеп я. Тем более, что Жизнь, неотделимая от вечной жажды
гармонии и новизны, безмерно богаче любой этики, и всех вообще человеческих понятий.
Прошу Всех отнестить к словам Ольги Беляк уважительно и непредвзято, знаю - независимо
от того, кто окажется прав, ее взгляд - взгляд гениального поэта, чье творчество (особенно
в стихах) искренне, а потому, невзирая на калейдоскоп мнений и поступков - правдиво.
Алексей Моисее
ЭПОХА МАНИЙ или
три вечных вопроса:
КТО ВИНОВАТ? В ЧЁМ ИМЕННО?
И ЧЕГО ЛУЧШЕ НЕ ДЕЛАТЬ.
Не сотвори себе кумира.
Библия
С ранних лет мы восхищались, а потом буднично пользовались разнообразными
плодами прогресса. Плодами, без которых большинство современных горожан не
представляет себе благоустроенной жизни. Нынешний "Homo Sapiens", за исключением
кучки мечтателей-ретроградов, c молоком матери впитал уютную мысль: комфорт -
это хорошо, и чем больше его - тем лучше. А если кто-то несчастлив, это от нехватки
комфорта, материального или душевного.
Увы, это не всегда так. Как человек придирчивый и практичный, считаю своим
прямым долгом, как можно громче и понятней заявить о коварстве комфорта.
Разобраться наконец в нехороших качествах, которыми он обрастает в комплекте
с умственной и душевной ленью моих соплеменников (и, если без хвастовства, моей
собственной). Давно замечено, что нездоровая уверенность в прочности, выстроенной
прогрессом, защиты от повседневных невзгод закрепляет в характере "взрослых
и самостоятельных" особей атавистические черты, уместные лишь в детстве
и юношестве. Напрашивается обидная аналогия с личинками асколотлей, которые
успешно размножаются, оставаясь в стадии головастика, зато очень редко становятся
настоящими тритонами.
Истекающий вскоре, двадцатый век заслужил немало ярких эпитетов. Добавлю
к ним ещё один. Его можно по праву назвать столетием маний. Какой ценой плачено
за вдохновение гениальных властолюбцев теперь рассказывают на уроках истории.
А там, где не до уроков, творят историю их выродившиеся эпигоны. Личности
пообыкновенней, привычно ругают любую власть, но в своих маленьких вотчинах
стараются не отстать от гигантов. Мании коллекционеров, туристов, а также борцов
за что-нибудь поглобальней (защитников детства, материнства, сексуальных
меньшинств, вегетарианства и дикой природы) встречаются изредка. Они требуют
усилий и самодисциплины. Гораздо популярней мании приобретательства (деньги и
чушь,
на которую их тратят), славы (популярность корифеев попсы, суперспортсменов
и самородков, угодивших в книгу рекордов Гиннеса), мания развлечений - работать
на износ, чтобы оплатить право отдыхать на износ, а потом, состарившись, стать
жертвой телемании и маниакальной заботы о растерзанном здоровье (типичная судьба
мирных граждан, истративших жизнь на то, чтобы застраховать себя от судьбы).
И, наконец, традиционный хлеб жёлтой прессы - легальное пьянство
(порицаемее, но выгодное для многих бюджетов) и, гонимая насмерть, но живучая,
словно кактусы мексиканской пустыни, наркомания. А также: репортажи из спален
знаменитостей, страсти закомлексованных подростков, подлость на почве ревности и
прочий разврат. Пугало
и соблазн для маньяков - читателей всех подряд детективных и фантастических
страшилок, глядетелей сериалов. Короче - всех, кто ленится найти дело, не
позволяющее скучать в обществе самого себя.
Так что же обьединяет дурацкие способы убить время? Что это за сорняк
с тысячами разнообразных плодов, похожих лишь тем, что ядовиты?
ВСЕ, КОМУ ОСТОЧЕРТЕЛА НЕСКОНЧАЕМАЯ ЛОЖЬ !
(простите за странную попытку предостеречь, не спутайте тревогу за жизнь
с помешательством очередного изобретателя смысла жизни), вспомните и убедитесь
в простой истине: суть любой мании - попытка все силы отдать достижению
частной цели, одной из многих, когда по ошибке, абсолютной ценностью обьявляется
одна единственная сторона бытия (идея, вид деятельности, общение с кем-то одним,
принадлежность к любого рода "элите", отдельная жизнь (чаще собственная,
значительно реже - жизнь близкого человека). Становясь жертвой такой подмены,
маньяк полностью или частично лишает себя именно того, что он поставил превыше
всех чудес света. Цель, оказавшаяся вне шкалы прочих ценностей и интересов,
становится недостижимой,
а стремление к ней - изнурительным и насильственным.
Ведь если есть святыня, рядом с которой всё остальное - меньше, чем ничто,
и если это истина, а иначе быть не может - тогда каждый, кто не разделяет такой
уверенности - невежда, лишенный спасения, либо смертельный враг, который
намеренно мешает торжеству правды и нераскаянно поклоняется чему-то другому.
Если есть только одна высшая ценность, тогда во имя неё можно и нужно попрать
другие святыни других людей, тогда легче без колебаний принести в жертву жизнь
инакомыслящего, а то и свою собственную. Так, помешавшись на святости, фанатики
всех учений совершают один
и тот же непростительный грех - убивают, воюя за нечто, якобы более важное
и достойное, чем жизнь как таковая. Невозможно более несправедливо унизить Жизнь,
как явление Природы, и самих себя, как детей Жизни, созданий Бога-Творца. Всё
живое, как может, питается Его силой, бесконечно щедрой, недосягаемой для страха
и жертвоприношений, молитв и проклятий, лести и шантажа, но бескорыстно
одухотворяюшей искренние любовь и творчество. Силой, благодаря которой вообще
существует что-либо в мире. Но как несложно, самоутверждаясь, отречься от
единственного, чем мы действительно обладаем!
Неуважение к созидающей силе толкает небрежные умы и разбалованные
потреблением, уже созданных, благ души на путь насилия. К несчастью, по лестнице
эволюции, как и по другим лестницам, легче спускаться, пиная, по мере надобности,
усталых еретиков, которым что-то понадобидось наверху. Смертным грехом был успех
каждого из основателей и пророков любой великой религии. Но справедлива
знаменитая формула - кому много дано, с того много и спросится. Они были гениальны,
эти насильники над Святым Духом творчества и свободы, но, испуганные масштабом
предложенного им дара, пытались вернуть его назад (поклоняясь, исповедуя, ревнуя
о "Господе", обращая неверных и т. п.). Служить не щадя жизни, ожидая
вознаграждения за добровольные муки, оказалось легче, чем зрело распорядиться
собственной судьбой.
Для того, чтобы мучить и мучиться самим геройства хватало - не нашлось мужества
быть счастливыми вопреки бедам и собственному несовершенству. А ведь совсем
нетрудно удивиться себе и миру, как нежданному чуду, радоваться красоте, делясь
радостью и красотой, создавать, дарить созданное, а невольно ранив или разрушив,
не уклоняться от последствий своей вины. Вместо этого, благочестивые трусы
праведность делали предметом торга, ожидая за примерное поведение - славы
пророков и святых на земле, и заслуженной порции неземного блаженства за гробом (я
сказал "трусы", имея в виду, присущий большинству, ужас перед Неведомым. "В миру"
фанатики веры чаще всего - люди далеко не робкого десятка)
И только тяжелей от того, что это были великие души, способные на подвиг
и действительно верившие, что служат добру и правде. Верившие настолько, что не
позволяли себе усомниться и проверить, считая это грехом. Потому и нет прощения
их изьянам, что изьяны эти превратили в бедствие множество заслуг - вдохновенный
труд, жгучее желание научить и спасти, стали ловушкой, для тысяч и миллионов их
менее одаренных современников. Итогом становился триумф ещё одного
убедительного портрета Вселенной, и приложенного к нему набора советов,
предписаний, и правил, выполняя которые можно было подсластить ежедневную рутину
вечной надеждой, оправдывать и стойко переносить буйство стихий и произвол
правителей, просить защиты и справедливого суда. Многие поколения, воспитанные на
вере в бессилие перед собственными слабостями и прицельным гневом "Всевышнего",
скармливали свою душевную силу невидимым (материалисты, смейтесь, пока не видно
- не так мерзко),
но реальным и влиятельным существам, бесплотным хищникам, нуждаюшимся в наших
попытках подкупить Того, кто не нуждается ни в чем, отвести "Божий Гнев". А Бог не
мстит и не наказывает (не за что, ведь невозможно причинить ущерб Абсолюту). Увы,
не сказка и не метафора, а скрываемый, но упрямый и очень вредный факт, что уйма
нечисти вскормлена "духовностью" восторженных богомольцев, пытающихся выпросить
то, что уже дано (и каждый миг снова и снова открывается всем, кто потрудился
дорасти до умения узнать и взять, не боясь ответственности за новый талант), либо
экстазом жертвенников, вымотанных не заботой о тех, кому действительно нужна
помощь,
а "спасаюших" аскетизмом грешную душу (Бог взяток не берет вообще, а тут с ним
пытаются расплатиться лишениями и нищетой - на тебе Боже, что нам негоже).
Но энергии истязатели плоти и духа в ходе своих упражнений рассеивают немало,
и требуется она не Творцу, а вампирическим сгусткам, итогам злокачественного
перерождения тысяч мыслеформ, плодам благочестивых грез многих поколений
мистически одаренных медитаторов.
Признаюсь, что не сумел глубоко вникнуть в природу явления. Пока восприятию
и анализу поддается лишь содержание действий (и, отчасти, мотивы) этой мрази.
Знаю, что, не имея доступной наблюдению формы на материальном плане, такие
сущности уязвимы и несамостоятельны. Без поглощения огромного количества энергии
извне, они быстро рассеялись бы в пространстве, подобно потоку радиоволн (физики,
не плюйтесь, аналогия очень груба, другой пока не знаю, а тревогу пора было бить века
назад). Существуя под непрерывной угрозой распада это неописуемое не поймешь что
(или кто), активно заботится о традиционных растратах человеческой энергии и
успешно провоцирует возникновение новых. Не знаю наверняка, сознание это, или что-
то наподобие компьютерной программы-вируса. Видимо сосуществует и то и другое.
Во всяком случае на психику людей, эта реальность влияет подобно паразитической
программе, провоцируя разнообразные расстройства внимания: от нарушения
концентрации, и потери энергии за счет сильных, неуправляемых эмоций, вызванных
досадой на собственную рассеянность, до маниакальной фиксации внимания на важной
для жертвы проблеме, и превращения этой проблемы в сверхважную, которую решить
в итоге невозможно, потому что воля и разум парализованы манией. Привычный,
как насморк, парадокс - многие цели недостижимы потому, что к ним стремятся
во что бы то ни стало. Вот цель и оказывается зачастую ценой в жизнь. Неудачник,
сам изранивший свое эго вселенской тоской по персональной идее-фикс, готов назло
жестокой судьбе навсегда разочароваться и во всем остальном тоже
"Пусть назло моей маменьке у меня уши отмерзнут!", "Сгорел сарай - гори и хата!",
или как в "Бесприданнице" Островского - "Так не достанься же ты никому!", это уже
апофеоз, когда разъяренный сочувствием к себе эгоист смеет распорядится жизнью
другого человека, как личным имуществом.
Теперь, если вы стоически прочли этот параноидальный бред и вам очень
не хочется быть маньяком, прошу стерпеть ещё несколько безапелляционных абзацев.
Выяснив, хотя бы приблизительно, смысл и природу маний, хочется задать
древний классический вопрос: Кому это выгодно? (кроме невидимых чудищ). К стыду
человеческого рода эта напасть издавна служит залогом благополучия для
значительной части того, что принято называть обществом. Хотя слово "общество" -
незаслуженный комплимент для популяции мутантов, привыкших к, задрапированной в
легальность, войне всех против всех, которую разнообразят героические драки всех
своих со всеми чужими; такой компании настороженных одиночек больше подходит имя
"разобщенство" - ближе к сути!
Итак, из большинства маний так или иначе можно извлечь выгоду.
Прежде всего потому, что маньяками легко управлять. Личность, безнадёжно
зацикленная на сверхценной мечте, не в силах заметить ниточки зримых и незримых
интриг, которые опутывают обыденное сознание, подсказывая поступки, подлинные
мотивы которых чаще всего не осознаются вообще. Внушаемость обывателей
завораживает и вводит в соблазн. Соблазн губительный, потому что пользоваться
наследственным послушанием марионеток - тоже мания, древнейшая и опаснейшая -
мания власти.
Возникает зримый образ множества пирамид зависимости, завоевательский пыл
кормит военную промышленность и науку, стяжательство гражданских лиц -
промышленность обыкновенную (не касаясь того бесспорного факта, что людям
свойственно греться зимой и есть круглый год - речь о стремлении ходить на золотой
унитаз), к маньякам-стяжателям (в том числе стяжателям власти) относятся боссы
наркомафии, разоряющие милиионы простых маньяков, к боссам наркомафии
относятся добропорядочные продавцы и фабриканты спиртных и табачных изделий, и с
тех
и с других и с третьих госудаство время от времени сдирает три шкуры, пополняя казну,
разоренную в ходе азартных политических игр. И те и другие и третьи, будучи разорены
совокупным маньяком в лице какого-нибудь государства, изобретают сотни новых
и вспроминают тысячи старых способов, как, паразитируя на доверчивости среды,
можно поскорее вернуть утраченное и потом с лихвой вознаградить себя за пережитый
стресс. Мания развлечений питает фабрикантов "массовой культуры", которые в свою
очередь, как носители самых разнообразных маний эксплуатируются монстрами
посерьёзней. Активность криминальных маньяков (от традиционного бандитизма до
анархических выходок насильников-одиночек) оправдывает существование
полицейской машины
и воспитываемых в её лоне маньяков карьеры (род садомазохизма - подчиняться
и подчинять других, испытывая при этом наслаждение), мания власти, искажённая
мелочностью своей жертвы. И надо всем этим древним хитросплетением цепей
питания за счёт пороков друг друга, гадкой толпой пирамид, пирамидочек и пирамидищ,
незаметно и опустошительно маячит самая большая, самая хитрая пирамида,
символическим портретом которой может быть груда черепов на известной картине
Верещагина - иерархическая лестница религиозного поклонения духам безудержного
властолюбия, могущественным планетарным тиранам, вдохновителям деятельности
всех мировых церквей (включая сатанистские секты), всех войн (особенно мировых),
всей подлости и любого грабежа, имеющих целью достижение и пользование
неоспоримой властью одного сознания над другим.
"Царей Вселенной" гораздо больше, чем два, но имена двух сильнейших
(непримиримых, но равно неправых и жестоких) известны и присутствуют в
большинстве человеческих языков, - Господь "Иегова"* и Сатана "Люцифер"*,
изобретатели и селекционеры людского племени, враги правды, доители изнурённых
душ.
*)Эти определения они просто присвоили, выдавая каждый себя за единственное
олицетворение Абсолюта.
Да, именно такой, не очень привычный, вывод пришлось сделать на основании,
почти непередаваемого в словах, опыта. Придётся сперва дерзко заявить, что это не
минутный всплеск пессимизма, а знание, добытое честным трудом в здравом уме и
твёрдой памяти. А теперь, когда большинство читателей жестоко оскорблены в лучших
чувствах, а немногим, достаточно наблюдательным или (что значительно хуже)
слишком доверчивым, кажется что всё наконец ясно - крайних виноватых нашли,
перчатка брошена и можно без лишних сомнений крушить устои, именно теперь честнее
всего заняться поиском пробелов, неувязок и преувеличений. Ведь на карту пришлось
поставить слишком многое: чтобы бросать ТАКИЕ обвинения, награждать ТАКИМИ
ярлыками нужно добиваться максимальной точности и полноты мысли, запрещая себе
быть голословным и непоследовательным.
Пробел первый - выяснив, насколько вредна жёсткая фиксация внимания на чём-
то одном, следует рассмотреть причины этого расстройства, те первичные (или
кажущиеся такими) свойства нашей природы, которые делают изьян универсальным и
многоликим,
а большинство его форм - общепринятой нормой поведения.
Две "первопричины" - Страх и Ложь назову сразу, и постараюсь рассказать,
как именно уродуют они характер и ум, в которых укоренились:
СТРАХЪ м. страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние отъ
испуга, отъ грозящаго или воображаемаго б?дств?я. Страх обуяетъ, и растеряешься.
Со страху, со страстей поджилки дрожатъ, ноги подкосились. || *Страхъ на
тараканьихъ ножках бродитъ, олицетворенье робкаго, пугливаго, труса. Подъ страхом
ноги хрупки. Сл?пой страхъ напалъ на вс?хъ, панический. У страха глаза велики
(да ничего не видать). ... || Гроза, угроза или острастка; покорство устрашеннаго,
послушанiе; сознанiе отв?тственности. Страхъ Божiй, благочестiе, боязнь гр?ха.
Держать кого въ страх?, подъ страхомъ,
в полной покорности. ... В. Даль. Толковый словарь
Короче говоря, страх это боязнь, боязнь это страх, глаза у него, как чайные
блюдца и всё - Псу Баскервилей * под хвост. Считаю, что нужно дать более точное
определение страха, неизбежное при откровенном анализе его последствий и свойств:
Страх - это когда масштаб реальной или мнимой угрозы заранее считают
превышающим собственные силы, не пробуя правильно оценить опасность (и
проверить, есть ли она вообще). Такое определение сразу показывает неразрывную
связь страха и лени. Но остановиться на нем - упустить из виду еще один явный
признак страха - желание обмануть источник опасности (если это - живое существо,
пример - явление мимикрии, распространенное в земной природе), или самого себя -
если опасность исходит от неодушевленной стихии. Так страх - результат лени, в свою
очередь неизбежно становится причиной лжи.
(текст не закончен
( план продолжения)
1. показать различие между страхом и способностью распознаватьопасность.
А также - между трусливым притворством и обоснованным нежеланием привлекать
внимание врага (не всякая мимикрия - ложь, только избыточная "никогда никому
не доверяй, даже друзьям - среди них могут быть недруги").
Агрессивность и желание запугать - плоды страха "бей своих, чтоб чужие боялись".
1.а) страх - не сторож, а помеха, снижающая способность к самозащите.
1.б) страх вынуждает искать гарантии полной безопасности (ещё раз показать связь
трусости и лени, поиск могущественного защитника и культ героев-спасителей)
1.в) рутина и скука - итог ложной защиты, достигнутой ценой передачи
ответственности за безопасность другому.
1.г) привычка действовать по известной схеме, не импровизируя, ради
"уверенности в завтрашнем дне" и смутное переживание неполноты такой жизни -
причина подавленности и депрессий.
1.д) как следствие - неточность поступков и знаний, подмена этики этикетом, опыта -
правилами, любви - законом (известен афоризм - "любить и знать - это одно и то же"),
нельзя без самообмана любить то, чего не знаешь, а главное - втайне от себя боишься
узнать.А незнание, когда личина принимается за суть, может извратить чувства,
заставить любить тех (вернее то), что недостойно любви.
1.е) приблизительность мышления - человек учится предполагать множество
вариантов, выбирая удобный для себя, вместо того чтобы развивать внимание
и интуицию (следствие - ложное представление о мотивах собственных действий.
Сказать о феномене влияния мотива на результат при внешнем тождестве поступков
и ситуаций).
2. Ложная память об утраченном знании.
2.а) аналогия со страницей книги, которую закрыла невидимая ладонь. Так, что виден
один заголовок и кажется, что больше никакого текста нет.
2.б) возможность подмены непосредственного знания символом коренится в природе
языка как системы обобщений.
3. Ощущение недостижимости настоящего взаимопонимания. Чувство
непреодолимого одиночества и отчаяние - внушённая ложь (чтобы ограбленный не
сумел заметить пропажу, ему внушают убеждение в принципиальной невозможности
обладать утраченным).
3.а) ложь - главное условие и необходимый инструмент власти.
3.б) вернуться к первоначальной мысли о комфорте. Слугу выгодно разбаловать -
тем большего можно будет лишить, наказывая.
3.в) злоупотребление веществами силы как орудием власти.
Присадка на спиртное, табак и другие наркотики - рычаг насилия, способ ослабить
разум и волю (поэтому так популярны транквилизаторы, они притупляют восприятие
(а не только эмоциональный фон) и, пока разум жертвы сладко подрёмывает,
бодро включаются в обмен веществ, сильно (а подчас и необратимо) его меняя.
*) А. Конан-Дойль. Рассказы о Шерлоке Холмс
3.г) игра на инфантилизме толпы, использование и насаждение психологической
зависимости от "менее опасных" веществ силы (власть имущие стремятся не допустить
применения таких веществ в качестве иструмента познания и всегда мешают
получению сведений об их неразрушительном * применении).
*) вредит, по большому счёту, не наркотик, а систематическая бесплодная передозировка
чего бы то ни было.
3.д) взращивание сентиментальности и сострадания - способ вызывать
психологическую зависимость, пользуясь жалостью лентяя к самому себе
(сострадание тиражирует негативные эмоции, страдать вместе легче, чем научить
другого побеждать это чувство).
Сострадание снижает действенность помощи, ведь любая боль ослабляет
и худо сказывается на результатах труда. А человек, считающий заслугой свою
склонность соболезновать, рано или поздно начинает радоваться, проникаясь болью
других "я их жалею, значит - я хороший". Отсюда один шаг к поиску таких удовольствий:
"В сердце человеческом имеют место два противоречивых чувства.
Нет на свете человека, который бы не сострадал несчастью ближнего. Но стоит
этому ближнему каким-то образом поправиться, как это уже вызывает чувство,
будто чего-то стало недоставать. Слегка преувеличив, позволительно даже
сказать, что появляется желание ещё разок ввергнуть этого ближнего в ту же
самую неприятность. Сразу же появляется, хоть и пассивная, а всё же
враждебность к этому ближнему."
Акутагава
Есть иная связь жалости и садомазохизма - сочувствующий в образе другого
жалеет себя - "Ах! если бы это был я!!" - позиция, соблазнительная для лгущего себе
эгоиста. А показной чувствительностью многие маскируют жестокость, подчас
неосознанную, которая делается от этого ещё вреднее и гаже.
Палачи бывают очень сентиментальны.
Интересно заметить, как под действием культа страданий мутировало понятие
Жертвы. Сейчас принято считать, что язычники, сжигая на алтаре тельцов, ягнят
и прочую живность (теперь это особенно бесит защитников домашних животных),
пытались подкупить своих идолов, разжалобитьи склонить на свою сторону стихии
природы. Те, кто так думает, судят о других по себе, возводя напраслину на своих
благородных предков.
В древности, мало кому могло прийти в голову, что боги действительно зависят
от объёмов поднимающегося с алтарей дыма. А Жертва* была магическим обрядом,
направленным на того, кто ее приносит: человек, обращаясь к духам-покровителям,
проверял действительно ли ему не жаль в любой момент поделиться источником
поддержания его собственной жизни. Это был тест на альтруизм, впоследствии
извращенный взяточниками. Теперь в храмы приходят не делиться, а клянчить
"подай, спаси и помилуй!", - "Вот, я даю нищему на паперти купюру с нулями,
а Ты вылечи моего ребёнка от рака!" Комментарии излишни.
*) есть другой тип Жертвы, когда разрушительная сила, направленная на кого-то или что-то,
меняет направление, "отвлекаясь" на приносимый в жертву объект (жертвуют, конечно, тем,
что считают менее ценным), в этом случае также никто ничего не просит, ни даром, ни
подешевле - различие между спасаемым и жервуемым уравновешивается трудом и вниманием
тех,
кто приносит такую Жертву
4. "Жизнь" материи - мост между физическим и духовным мирами.
4.а) Живущие в физическом мире - создатели духовной энергии (подобно Богу -
творцу Бытия как такового), именно эта способность радикально отличает живую
материю от неживой, так проявляется божественная сущность жизни. Косвенное
доказательство - если бы живые существа трансформировали в энергию Духа
силы физического мира, это значило бы, что нарушается закон сохранения энергии -
один из фундаментальных принципов материальной природы. Никаких, однозначно
доказуемых, нарушений этого закона наука не обнаружила. В то же время - способность
живых существ, особенно разумных, действовать в духовном мире имеет массу прямых
и косвенных подтверждений за всё, доступное изучению, время развития "Жизни на
Земле" (к неудовольствию материалистов, которым проще и легче считать ЖИЗНЬ
способом прозябания белковых тел). Значит - энергия, необходимая для совершения
нематериальных действий, не черпается из физического мира, а создана сознанием
живых существ, сознание же - не принадлежит всецело миру материи, а является,
дарованной вместе с Бытием, частицей Божьего Духа.
4.б) Религии отрицают способность одухотворённых существ творить подобно Богу,
дескать - мы всего лишь комбинируем элементы данной нам реальности, да и то -
только с Господнего позволения. Это ложь. А цель насаждения таких взглядов -
ослабить творческий потенциал тех, кто стал обьектом порабощения и уродования,
навязать мысль о собственном ничтожестве, перед лицом могущественных сознаний,
действуюших в духовном мире. А кроме того - не дать задуматься о причинах этого
могущества, накопленого и поддерживаемого за счёт присвоения психической энергии,
созданной жителями материального мира.
4.в) Сознание, лишенное опоры на физическом плане, может предотвратить
самораспад путем взаимодействия с психиками живущих в мире материи (вариант,
когда духи "покруче" черпают силу у своих собратьев, тоже является опосредованным
общением с "миром живых").
Есть два типа этих взаимоотношений: симбиоз - когда житель духовного мира
получает необходимое ему количество энергии в обмен на жизненно важные знания
и способности, которые он передает своему материальному донору, и паразитизм -
когда энергия психики вампирически выкачивается из, населяющих физический мир,
существ путем грабежа и обмана. К сожалению, эти две позиции очень трудно бывает
с уверенностью распознать и разграничить - симбионт может стать паразитом
(это этический выбор), а паразиты время от времени, выступают в роли якобы друзей
и защитников, подбадривая нескольких (наиболее верных и полезных) лакеев.
Происходит это, по возможности, наглядно, чтобы, произведя неизгладимый фурор
"знамениями" и "чудесами", как можно скорей завербовать тысячи неофитов.
Причём здешний Паразит №1 пошел в своих притязаниях намного дальше
обыкновенного диктаторства, внушая подданым, что всё БЫТИЕ сосредоточено
в Нём Одном. А Вселенная и её жители получают жизнь напрокат, кто хорошо себя
ведёт, тому Господь подарит её насовсем, если захочет. Не случайно он назвал себя
"Иеговой", то есть "Сущим", "Тем, кто есть", намекая на то, что всех остальных как-бы
и нет. Пока это, слава Богу, не так. Восприятию человека вряд-ли доступно знание о
том, возможно ли такое зло во всемирном масштабе, но не исключено, что превратить
в призрак собственной воли целую планету вполне реально.
Зёрна истины, скрытые в религиозных мифах, подталкивают к тревожной догадке
-
"Отец небесный" тысячи, если не миллионы, лет стремится к этому, что само по себе
говорит о серьёзности положения. Маловероятно, чтобы столь мощный разум
настойчиво стремился к вовсе недостижимой цели, даже если это разум маньяка.
А то, что номер не вышел до сих пор, всем, кто хочет быть, а не казаться
и ни разу не представляет себя в роли чьей-то тени даёт шанс сделать за <свою>
невечную, зато настоящую, Жизнь всё возможное, чтобы сорвать этот "неисповедимый"
замысел. Конечно, силы чудовищно неравны - у паразитов есть фора почти во всём,
кроме одного - они неправы. Но умны, а потому знают всё о собственной подлости,
это - их ахиллесова пята и наш единственный шанс:
Понимание своей полной неправоты тревожит, а следовательно - ослабляет
и заставляет, несмотря на всю хитрость и мощь опасаться возмездия.
Легко ли поступать правильно, если уже ошибся во ВСЁМ? - заплатил Вечностью за
попытку вынудить ВСЁ и Всех ошибиться в пользу одной ненасытной прорвы.
Но, быть может, не человеческое это дело - сетовать и посягать на право зла
занимать почётное место в структуре мироздания? Ведь сколько мудрецов во все
времена убедительно рассказывали остальным, что зло - необходимая часть нашего
мира, сравнивали добро со светом, а зло с тьмой: мол, если не будет тьмы, как же
отличить от неё свет? Им верили, проникаясь пониманием того, как полезно претерпеть
множество бед, чтобы научиться отличать от них счастье.
А если вспомнить, что свет и тьма - только аналогия? А что, если говорить
о необходимости зла - это считать, что человек способен запомнить вкус мёда лишь
после того, как его досыта накормят дерьмом? Или утверждать, что пассажир
авиалайнера оценит сполна дизайн кресла и фигуру стюардессы только после
объявления, что двигатель отказал и через пару минут уют кончится.
Да, возможность зла была, есть и будет всегда, ведь выбор между добром и злом
- личное дело каждого. Творец никогда и никого не лишал этого права. <Пользуясь>
этим,
его создания всегда и везде посягали на свободу друг друга и это явилось постоянной
причиной организованного, разумного зла, но разве обязательно участвовать в таком
свинстве? Необходимости нет - есть возможность, которой до невозможности
злоупотребляют жадные, завистливые и нечестные слуги разнообразных господ,
которых они сами же создали и вскормили страхом, ленью и безумной надеждой
избавиться от ответственности за самих себя.
5. Признать формальную недоказуемость знаний, полученных внелогическим путем.
Указать на способ косвенной проверки таких знаний (проверить насколько гармонирует
недоказуемая мысль с достоверными элементами мировоззрения).
5.а) остановиться на том, как маскируются смысловые диссонансы в существующих
религиозных и философских системах. Подлинная цель ссылок на "чудеса", "таинства",
"неисповедимость путей Господних" - не дать задуматься над множеством неувязок,
вызванных внедрением прагматической лжи в учение, используемое как инструмент
власти.
5.б) Чем мощнее разоблачаемая иерархия власти, тем дальше приходится
углубляться в область, доказуемых лишь косвенно, мистических знаний. Заметьте, даже
в привычном нам мире реальная власть никогда не бывает просто политической, а
неминуемо содержит элемент магии. Есть меткое определение "политика - это
искусство возможного" (причём возможного, но зачастую не очень нужного, если не
вредного),
в то время как магия - мастерство "невозможного", но неизбежного и необходимого.
К тому же, настоящая власть, если она достаточно дальновидна, редко выставляет
напоказ свой источник. Многие тираны, презрев банальное честолюбие, правили через
подставных лиц. Или посылали на массовые торжества, где традиция требует личного
присутствия, своих двойников - рисковать жизнью. Поэтому, чем влиятельнее
властелин, тем труднее проследить его действия и тем дальше эти действия и он сам
перемещаются в область "нематериального", проявляясь косвенно в поступках больных
властью и почётом людей, "наместников Бога на Земле", так называемых
"власть имущих", а по сути - развращённых роскошью зомби, которых имеет и которыми
нагло пользуется другая власть, неуязвимая и немыслимая для борцов за социальные
права плебса.
5.в. Пример сочинения на основе внелогической информации - "Роза Мира". Увы,
дар гениального поэта и экстрасенса не удержал Даниила Андреева от ошибок, издавна
присущих этому жанру. "Роза Мира" переполнена, причудливо искажённой, конкретикой,
необязательность которой маскируют несколько философских натяжек, традиционных
для православного мировосприятия. Книги его отца * содержат куда больше
спасительных прозрений и здорового отношения к жизни.
*) Леонид Андреев (1871 - 1919)
5. г) Слова не найдены
Рабом, совесть которого чиста, владеть неуютно, даже если он - верный раб.
Сегодня он верен, а когда-нибудь, не дай Бог, заметит кровавое пятно на совести
господина и, кто знает, остановит ли его клятва и побоится ли он пролить собственную
кровь. Гораздо спокойней командовать провинившимся рабом, который выслуживается,
чтобы его простили. Значит, тому, кто стремится стать начальником мира, нужно
добиться, во-первых - чтобы все остальные считали себя рабами, и во-вторых -
чтобы все рабы пореже расставались с чувством вины.
Как заставить кого-либо всю жизнь считать себя грешником? Проще всего -
убедив в том, что нечто неизбежное и естественное * является по сути своей позорным
и гадким. В случае с людьми такой ловушкой стали эротика и продолжение рода. На
человечество же и были "переведены стрелки"
в легенде про первородный грех. Так родились пошлость и ханжество.
А как вынудить заниматься тем, что глубоко чуждо первоначальной природе
живого разумного существа? - воспользовавшись силой внушения и с малых лет
прививая мысль, что есть принципы и блага, ради которых это необходимо сделать,
например - проклиная убийцу, который сам хочет съесть, наказать или ограбить жертву,
славить и поощрять тех, кто то же самое делает в интересах коллектива.
Так были освящены казни и войны.
*) Вариант развития и формы органической "Жизни" планеты Земля противоестественны
и чудовищны. Причиной этого была катастрофа на заре органической эволюции, которая
привела
к сильному и внезапному изменению земной орбиты (раньше она была гораздо ближе
к окружности). Шок, вызванный угрозой полной гибели органики и тяжесть новых условий
обитания способствовали появлению на материальном плане множества видов агрессивной
полужизни, пригодной для воплощения демонических монад. Из этих видов наиболее опасен
Homo Sapiens, способный нарушить эволюцию в масштабе Вселенной
Конечно, вооружённый психоанализом сноб, взглянув на предыдущий абзац,
поморщится и "докажет", что такие мысли легко сводятся к борьбе за право спать
кто с кем хочет и не закалывать свиней лично. Полностью согласен, да, в том числе
и за эти "права".
А также - за "право" говорить не что дозволено, а то, в чём уверен и чего стыдно
не сказать, и за "право" рисовать не то, что оплатит, влюблённый в деньги, мудак, а то,
что снится, - за право петь, как любишь, а не как пели до сих пор, а памятуя о хлебе
насущном - за право добывать этот хлеб, делая то, что получится у тебя лучше
остального, а не что попало, в угоду недовольной тобой стае, где почти каждый
пожизненно занят не своим делом. И если свести сказанное к одному понятию,
смыслом возмущения и борьбы будет Свобода, свобода от зла (а не от
ответственности за зло), простор для всего доброго, на что ты способен - СВОБОДА
ТВОРЧЕСТВА.
(Творчество - не "самовыражение", а когда не боишься быть заодно со
шедростью Создателя и Дар тебе превращается в твой Дар.)
Остаётся назвать, если не путь к освобождению, то, по крайней мере, основное
условие этого пути - как можно более полный и нелицемерный отказ от насилия,
особенно над себе подобными *.
*)Насиловать можно (необходимо) ТОЛЬКО лентяя и лишь ЗАТЕМ , чтобы он
сопротивляясь отвык от лени.
(текст не закончен)
P.S.
Вспоминается начало одной из миниатюр Хармса: "Однажды Орлов объелся толчёным
горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой.
А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули
в пруду. А...", - а Пушкин плохо умел сидеть на стуле, зато любил кидаться камнями *
и был застрелен. А Франсуа Вийон был вор (точнее - дерзкий ликвидатор церковной
роскоши) и его повесили. А Гоголя похоронили живьем. А гениальный немецкий поэт
Фридрих Ницше, говорят, поссорился с любимой, которая заразила его чем-то,
да не тем, вымок под проливным дождем и сошел с ума. А Эзопа сбросили со скалы,
за непростительную прямоту аллегорий. А Сократа вовремя передознули цикутой,
как раз успели, а то чуть не открыл способ объяснить сотням людей, что головой
не только едят. А многих убили просто так. А некоторые, узнав об этом, так плакали,
что утонули в пруду. А еще говорят, что киевский поэт Александр Шумаков слишком
любил стоять на голове перестарался и умер, талантливым и молодым, от сердечного
приступа.
Не хватит ли за века нелепых смертей? - поживы лгунам, сладострастно
чешущим языки об чужой крест. А может пора, пока не поздно, очнуться и прочно,
ничего и Никого не боясь, встать на ноги? И не любуйтесь отчаянием броского штампа
"лучше умереть стоя, чем жить на коленях". Тлен гнили не слаще - лучше жить, и уж ни
в коем случае
не на коленях.
А вот чтобы добиться этого нужна мудрая, деятельная, умеющая себя защитить
ВЛАСТЬ. Над самим собой - единственный непреступный вид власти - рождённая
стремлением к счастью и красоте, бескорыстно творимая на этом пути, гармония
живого, вольного, неопровержимого Духа с "собственным "я".
*) Даниил Хармс. Анекдоты про Пушкина