Вместо апологии
`
Если вникнуть как следует во вкус ритуального обвинения,
возникает ощущение очень тяжелое, для впечатлительного
человека нестерпимое. Вы вдумайтесь: ведь это про нас - про
меня, вас, вашу мать! Каждый из нас, говоря с иноверцем
(адептом религии денег, национал-демократии и т.п.), должен
помнить, что тот, быть может, в эту самую минуту ёжится и
думает: а кто тебя знает, не хлебнул ли когда-нибудь и ты из
рюмочки имперского шовинизма, чи нe топтав і ти нашу націю і
нашу мову?? Попробуйте во все это вникнуть! В сущности, ведь
это ужаснее, чем все остальное, что мы переносим в этом
гетто. Я себе представляю, что впечатлительный человек,
вдумавшись в это обвинение как следует, во всю глубину, может
сойти с ума от обиды и отчаяния, или, по крайней мере, должен
рыдать и рвать на себе волосы. Человек менее слабонервный, но
зато наивный, должен выбежать на улицу, хватать там прохожих
за полу или за пуговицу и доказывать им, пока не охрипнет
горло, что это клевета, что мы ни в чем подобном не виноваты,
что империя - не обязательно плохо, а национальное
государство - не обязательно хорошо. Наконец, человек
слепорожденный (среди нас таких очень много) поступит иначе.
Он себя успокоит обычными успокоительными фразами: что в
такую нелепость никто в сущности не верит; что сами
обвинители в нее не верят; что это просто политический
маневр; что вся благоразумная часть национал-демократов (а
таковая, конечно, по его мнению, составляет подавляющее
большинство) слушать не желает подобной клеветы, даже
возмущена ею; что, словом, все обстоит благополучно и что у
нас, как в освобождённом американцами Ираке, всё спокойно.
`
Я не принадлежу ни к впечатлительным, которые охают, ни к
наивным, которые оправдываются, ни к слепорожденным, которые
не видят, что у них под носом происходит. Особенно резко
должен отмежеваться от последней категории. Конечно, очень
удобно и очень приятно воображать, будто все твои враги
просто мошенники и сознательные обманщики; но такое
упрощенное понимание неприятельской психологии всегда в
конечном итоге приводит к величайшим поражениям. Ибо оно
неправильно и несправедливо. Среди наших врагов далеко не все
лыком шиты и далеко не все сознательные лжецы. Очень советую
моим соотечественникам не заблуждаться на этот счет.
`
Среди национал-демократов есть и вполне искренние люди. Эти
люди совершенно искренно верят, что коммунизм - это
эксперимент безответственых фанатиков, обошедшийся в 120
миллионов человеческих жизней, что СССР был агрессивной
сверхдержавой, угрожавшей всем цивилизованным странам, что
Россия - жестокая, бескультурная, варварская страна, ничего
не давшая человечеству, служащая лишь примером - как не надо
делать, всю историю думавшая лишь о захватах земель соседей и
уничтожении их культур; по крайней мере что об этом мечтают
большинство русских. Эти люди могут также совершенно
искренно думать, что у нас у власти - ставленники России, и
именно поэтому мы так плохо живём - всё ценное тайком
передаётся России. Они совершенно искренно считают, что в
России при власти - русские, а наша власть ориентируется на
Москву вместо того, чтобы интегрироваться в мировое
сообщество. Поэтому отделаться от них будет не так легко и не
так просто, как это думают многие из нас. Вообще все это дело
гораздо сложнее.
`
Оно особенно сложно потому, что вера в русских как причину
всех бед распространена не только среди политиков. В
нейтральной, беспартийной массе, даже интеллигентной, такое
подозрение не только не искореняется - оно насаждается по
радио и телевидению. Смешно и глупо замалчивать это
обстоятельство. Мало ли раз всякий из нас, кому только
приходилось встречаться с национал-демократами, слышал от
самых милых людей искренние выражения подобных убеждений?
Конечно, милые люди выражают это сомнение не в такой грубой
форме. Они обыкновенно говорят так: "Конечно, мы не
сомневаемся, вы и ваши близкие к этому непричастны".
`
Но, - говорят они, - вы, может, и не такой, но в России
большинство русских, за редкими исключениями - лодыри,
пьяницы и шовинисты, думающие лишь о том, как нас захватить.
Другие еще добрее, они идут ещё дальше по пути уступок и
ставят вопрос так: пусть даже большинство русских -
прекрасные люди, но когда они собираются вместе - они
превращаются в шовинистов. Так говорят многие, очень многие
из самых милых наших соседей! Причем я их называю милыми без
всякой иронии, а серьезно. Есть вполне порядочные, совершенно
благожелательные люди, которые, однако, высказываются именно
в этом смысле.
`
Кто скажет, будто таких нет, тому я просто отвечу, что он
неправ. Они есть, и только человек с очень узким кругом
общения мог их не видеть и не слышать. А сколько таких,
которые не высказывают вслух, но думают то же или еще хуже? И
больше: спрошу: где гарантия, что это подозрение так цепко
держится только в беспартийной.нейтральной среде? Неужели для
того, чтобы стать членом Руха, надо раньше искоренить в себе
все предрассудки, взрощенные американской пропагандой?
Неужели в рядах ющенковцев нет места человеку, который
подписывается под всей партийной программой, но все-таки ещё
не может, положа руку на сердце, поручиться, что у Ленина нет
призывов к голодомору 1933-го г.? Не хочу вести это
рассуждение дальше, только напомню, что главный материал, из
которого строятся или должны бы строиться украинские партии -
это или крестьянство, или недавние выходцы из села. Наши
слепорожденные горько ошибаются, и суждено им еще горько
разочароваться.
`
Ошибаются во многом и наивные - те, что по всякому поводу
становятся в позу и начинают защитительную речь. Их доводы
так же однообразны, как обвинения противной стороны. Одно и
то же из года в год. Защитники вспоминают индустриализацию,
образование, первого украинского космонавта - Павла Поповича.
`
И толпа этих доводов не слушает, и никто в толпе с ними не
считается. В ответ вспоминают про принудительную
коллективизацию и голодоморы (видимо, им больше понравилось
бы, чтобы всё было как в Англии: чтобы в каждом селе была
виселица и работный дом - нечто среднее между тюрьмой и
концлагерем, чтобы крестьян согнали с земли, провели
огораживания, и чтобы дали им выбор - идти на мануфактуру
работать 12 часов в день за гроши, или, если недостаточно
усерден, в работный дом - то же самое, но без права видеться
с семьёй, или, если недоволен - прямиком на виселицу) и про
зверства российской армии в Чечне (о терроре - включая
убийства - против нечеченцев с целью реализации лозунга "Не
покупайте квартиры у Маши - они всё равно будут наши" - ни
слова). Иногда на полном серьёзе заявляют: лучше бы нас
завоевали шведы при Мазепе или немцы в 1940-х гг. - были бы
мы тогда европейцами. Иногда даже вспоминают, что
американским индейцам в резервациях лучше, чем нам -
резервации им цивилизованные американцы оставили, чтобы
сохранить их культуру, а русские нашу культуру уничтожали.
Вся аргументация пропадает даром, как вода в дырявой бочке. Я
не вообще отрицаю полезность документальной защиты, но она
полезна только в свое время и на своем месте. Место ей - на
суде, место ей - в настоящем парламенте, но только в
настоящем, где происходит действительно серьезное
рассмотрение серьезных вопросов. Когда вместо парламента
имеется митинг, чтобы не сказать хуже, - митинг, где с
трибуны несутся ругательства, оскорбления, призывы "бей", где
резонов никто не слушает и документами никто не интересуется,
- тогда защитительное красноречие не имеет никакой ценности и
никакого смысла.
`
Русские и русскоязычные в 1991-м г. на референдуме в своём
большинстве поддержали независимость Украины, надеясь, что в
эпоху стирания всех и всяческих границ (так тогда
представляла дело пропаганда; казалось, и НАТО вот-вот
распустят) у них будет близкая к ним, зашищающая их интересы
власть - они поддержат интересы украиноязычных поэтов типа
Драча и Павлычко, которым жизненно важен государственный
украинский язык, те поддержат отечественную науку и т.п. - и
никто из национал-демократов этой поддержки не заметил, даже
упрёков в неискренности этой поддержки в националистической
прессе не было - просто прошли мимо, не оглянувшись. То же
самое впечатление произвели и произведут все бывшие и будущие
речи технарей-профессионалов на тему выгодности
экономического союза с Россией, а не развала наукоёмких
производств с целью понравиться Западу - это будет воспринято
как стремление продать или сдать Украину России. С
документами и доводами считаются там, где собрались люди с
намерением спокойно и беспристрастно исследовать. В атмосфере
свалки, бешенства, битья чем попало - все оправдательные
словеса неуместны.
`
Может быть, даже вредны. Вот уже несколько лет, как
сторонники СССР в Украине плотно сидят на скамье подсудимых.
Это не их вина. Но вот что бесспорно их вина: они себя
держат, как подсудимые. Мы все время и во все горло
оправдываемся. Мы божимся, что мы совсем не противники
украинского народа, не устраивали голодоморов и не продавали
Украину русским.
`
Выступил Затулин - мы начинаем божиться, что мы совсем не
такие, как он. Выступил Рогозин - и опять нас за шиворот
тащут на скамью подсудимых, и опять мы входим в навязанную
роль и начинаем оправдываться. Вместо того, чтобы повернуть
обвинителям спину, ибо не в чем и не перед кем нам
извиняться, мы опять божимся, что мы тут ни при чем, и для
пущей убедительности начинаем усердно отплевываться от
взглядов Рогозина, хотя над его взглядами и без нас
достаточно наиздевались наши проститутствующие журналисты.
Теперь модные темы - коса Тузла и голодомор - и вот уже мы
опять вошли в роль подсудимых, мы прижимаем руки к сердцу и
божимся на все стороны, что мы не враги украинского народа и
что великорусского шовинизма в нас нет, отродясь ни капельки
не бывало, разрази меня Бог на этом месте...
`
Доколе?
`
Скажите, друзья мои, неужели вам эта канитель еще не
надоела? И не время ли, в ответ на все эти и на все будущие
обвинения, попреки, заподозривания, оговоры и доносы, просто
скрестить руки на груди и громко, отчетливо, холодно и
спокойно, в качестве единственного аргумента, который понятен
и доступен этой публике, заявить: убирайтесь вы все к черту?
Кто мы такие, чтобы пред ними оправдываться, кто они такие,
чтобы нас допрашивать? Какой смысл во всей этой комедии суда
над целым народом, где приговор заранее известен? С какой
радости нам по доброй воле участвовать в этой комедии,
освящать гнусную процедуру издевательства нашими
защитительными речами? Наша защита бесполезна и безнадежна,
враги не поверят, равнодушные не вслушаются. Апологии отжили
свой век.
`
Наша привычка постоянно и усердно отчитываться перед всяким
сбродом принесла нам уже огромный вред и принесет еще
больший. Население привыкло к этому, привыкло слышать из
наших уст жалобный тон обвиняемого. Положение, которое
создалось в результате, трагически подтверждает известную
поговорку: quo s'excuse s'accuse. Мы сами приучили соседей к
мысли, что за реальную - а чаще спорную или вымышленную -
вину наших руководителей можно тащить к ответу целый народ,
без которого сами обвинители были бы всеевропейскими изгоями.
`
Каждое обвинение вызывает среди нас такой переполох, что
люди невольно думают: как они всего боятся! Видно, совесть
нечиста. Именно потому, что мы согласны в любую минуту
вытянуть руки но швам и принесть присягу, развивается в
населении неискоренимый взгляд на нас, как на какое-то
специально вороватое племя. Мы думаем, будто наша постоянная
готовность безропотно подвергнуться обыску и выворотить
карманы, в конце концов убедит человечество в нашем
благородстве: вот мы, мол, какие джентльмены - нам нечего
прятать! Но это грубая ошибка. Настоящие джентльмены - это
те, которые никому и ни за что не позволят обыскивать свою
квартиру, свои карманы и свою душу. Только поднадзорные
готовы к обыску во всякий час. И мы себя ставим именно в
такое положение, не считаясь с самой ужасной опасностью: а
что, если нам подбросят краденую вещь?
`
До сих пор свидетельства преступлений коммунизма и русского
народа подбрасывались нам почти всегда неумелыми, топорными
руками ("Катынское дело" и т.п.). Но я считаю вполне
возможным, чтобы и в этой области сказался однажды общий
технический прогресс нашего времени. Может найтись виртуоз,
который так умно и тщательно разработает план, учтет и
предусмотрит все неожиданности, что эффект получится самый
ослепительный. В этом предположении нет ничего невероятного.
Среди антисоветчиков и русофобов теперь есть очень культурные
люди, а с другой стороны - очень богатые и могущественные
люди, которым доступны самые верные средства фальсификации.
`
Не так трудно теперь найти и русачков-лжесвидетелей: этого
добра и в прежние времена было немало, а теперь особенно. В
результате могут пред нами в один прекрасный день разыграть
такую правдоподобную комедию геноцида против соседей, что
самый честный, самый беспристрастный судья поколеблется. Что
же мы скажем тогда - мы, которые чуть не всю свою оборону
строим на том, что судьи нас по большей части оправдывали? Но
я считаю возможным, даже вполне вероятным и другой, гораздо
более ужасный случай. В той атмосфере травли, которую создает
вокруг нас басня о народе-неудачнике, могут в конце концов у
нас народиться и недалёкие деятели, готовые пролить кровь для
демонстрации решимости - и тем самым подыграть басням о нашем
шовинизме.
`
Если не ошибаюсь, в Падуе в XVI веке был такой случай: еврей
Давид Морпурго впал в безумие и стал кричать, чтобы к нему
привели 3-летнюю дочь соседа-католика - он ее зарежет и
окропит ее кровью опреснок. Раввины связали его и выдали
властям: но счастью, безумие его оказалось очевидным, и дело
не кончилось погромом. Но за последние десятилетия техника
манипуляции созданием достигла небывалых высот, и можно
целенаправленно вырастить заданное количество реальных
шовинистов, чтобы потом использовать их как пугало "русского
фашизма и антисемитизма". Я считаю странным счастьем, что
этого до сих нор не удалось сделать - на экранах мелькают
единичные маргиналы, не очень укладывающиеся в заявленные
дикторами роли. Не забудьте, среди какого маразма мы живем,
под каким отупляющим воздействием воспитывается наша
молодежь.
`
Мы уже видели таких, которые помешались на революции, на
терроре, на экспроприациях: в эпидемии самоубийств есть
несомненная примесь психического расстройства: недавнее
половое поветрие тоже выдвинуло заметный элемент явных
маньяков. И вот, если разразится такая беда, что мы скажем,
какие тексты вытащим? Будем ждать реабилитации своего
народного имени от суда и экспертов: если они признают, что
это сумасшедшие, то наша честь спасена: а если маньяки
попадутся вроде Джека-потрошителя. трезвые и уравновешенные
во всем, кроме своей мании, и покажутся экспертам здоровыми,
тогда мы, значит, признаем себя обесчещенными навек? Ибо
таков будет неотвратимый вывод из нашей мании - реагировать
на каждый попрек, принимать всенародно ответственность за
каждый проступок русского, оправдываться перед кем попало - в
том числе и черт знает перед кем.
`
Я считаю эту систему ложной до самого корня. Нас не любят не
потому, что на нас возведены всяческие обвинения: на нас
взводят обвинения потому, что не любят. Оттого этих обвинений
так много, они так разнообразны и так противоречивы. То нам
заявляют, что мы - патологические антисемиты, и вспоминают
погромы и процентные нормы. То, наоборот, нам заявляют, что
мы вместе с евреями устроили голодомор и погубили 12
миллионов украинцев, и приводят как свидетельство нашего
сговора слова Сталина о том, что коммунисты - безусловные
враги антисемитизма и что в СССР с антисемитами борются
самыми суровыми методами, включая смертную казнь. Одни
говорят, что мы хотим по-коммунистически "всё отнять и
разделить", другие - что мы хотим по-капиталистически скупить
украинские газопроводы.
`
Что же. на весь этот визг и лай со всех сторон надо
откликаться, божиться, уверять, присягать? Немыслимо и
бесполезно. Если даже опровергнем одно, родится другое.
Человеческая злоба и глупость неистощимы. С оправданиями
можно выступать только в редкие, исключительно важные
моменты, когда есть полная уверенность, что сидящий пред
тобою ареопаг действительно имеет справедливые намерения и
надлежащую компетенцию. Но делать из апологии систему для
каждого дня, выносить ее на улицы, на трибуну митинга, хотя
бы и именуемого парламентом, на летучие столбцы газеты - это
значит унижать себя до равенства с лающей псарней.
`
Нам не в чем извиняться. Мы народ, как все народы; не имеем
никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых
условий равноправия, требуем признать за нами право иметь
своих мерзавцев, точно так же. как имеют их и другие народы.
Да, есть у нас и провокаторы, и торговцы живым товаром, и
уклоняющиеся от воинской повинности, есть, и даже странно,
что их так мало при нынешних условиях. У других народов тоже
много этого добра, а зато еще есть и казнокрады, и
погромщики, и истязатели, - и, однако ничего, соседи живут и
не стесняются.
`
Нравимся мы или не нравимся, это нам, в конце концов,
совершенно безразлично. Голодомора мы не устраивали; но если
они хотят непременно верить, что мы к этому причастны в
большей мере, чем они сами - пожалуйста, пусть верят, сколько
влезет. Какое нам дело, с какой стати нам стесняться?
Краснеют разве наши соседи за то, что христиане в Кишиневе
вбивали гвозди в глаза еврейским младенцам? Нисколько: ходят,
подняв голову, смотрят всем прямо в лицо, и совершенно правы,
ибо так и надо, ибо особа народа царственна, не подлежит
ответственности и не обязана оправдываться. Даже тогда, когда
есть в чем оправдываться. С какой же радости лезть на скамью
подсудимых нам, которые давным-давно слышали всю эту клевету,
когда нынешних культурных народов еще не было на свете, и
знаем цену ей, себе, им? Никому мы не обязаны отчетом, ни
перед кем не держим экзамена, и никто не дорос звать нас к
ответу. Раньше их мы пришли и позже уйдем. Мы такие, как
есть, для себя хороши, иными не будем и быть не хотим.
`
Дата: 2003 г.
Автор: мы долго повторяли "Как сказал Генеральный
секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума ..." - хватит,
давайте смотреть, что сказано, а не кто сказал.
Прообраз: В.Жаботинский, "Вместо апологии" (1911 г.):