2001,10,5.
`
     Данный текст - это письмо моего коллеги по поводу 
заметки в газете "Киевские ведомости". По теме заметки я 
добавил бы ещё отзывы акад. Арнольда об образовании на 
Западе, о непрерывном упрощении учебников математики от 
дореволюционных до позднесоветских, отзывы - В.Будённого в 
"Дуэли" о деградации в массе советских инженеров. Во многом я 
не согласен с коллегой (о плохих большевиках, о прадревности 
украинского народа и т.п.), но даю ему возможность изложить 
свои взгляды в Интернете.
     Эпизод: этот мой коллега с гордостью рассказывает, что 
преподаёт в престижном платном колледже, что ученики в 
основном - дебилы, зато он даже дебилам умеет объяснить 
основы химии и физики. Я: - А не обидно ли учить дебилов, 
когда есть талантливые дети, но из-за бедности они не могут 
учиться в престижном колледже? Коллега грустнеет: - Ну так не 
мы же правила устанавливаем.
`
Киевские ведомости, 2000,3,13.
Виктория Полушкина
Болячки от закона Ома (с сокращ.)
Физику зубрил - в больницу угодил
`
     Специалисты подсчитали: вместо установленных 36 часов 
учебной недели в 11-х классах ребята фактически учатся 60-70 
часов!
`
     Общая сумма знаний, накопленных человечеством, удваивается 
каждые 10 лет, утверждают учёные. За последние полвека учебная 
нагрузка на школьников увеличилась вдвое. На детство времени 
не осталось (...) - ни погулять, ни пообщаться со 
сверстниками, выспаться даже, и то невозможно. Родители на 
распутье: с одн. стор., очень хочется, чтобы родимое чадо 
стало интел-но развитым, а с др. - чтобы выросло здоровым.
     Но добиться исполн. обоих желан. далеко не всегда 
удаётся. Причина 1-я. Даже самый умненький и усидчивый 
отличник физически не может усвоить всю прог-му. 
Исследователи установили, что, скажем, объём школьн. прог. по 
физике не соотв. возм-стям даже самого талантлив. ученика 
(...). Ведь школьник 5-го и 6-го кл-сов долж. усв. 100 физ. 
понятий за 2 года, 7-го класса - 140, 8-го - 199, 9-го - 195, 
10-го - 163 и 11-го - 212 понятий. Всего же учебники по физ. 
для 5-11 классов содерж. 1300 основн. понятий. А вот в 
британск. учебниках таких понятий насчит. не более 600. 
Амер-цы и вовсе не жел. мучить детей: им за все школьн. годы 
нужно усвоить лишь 300 физ. понят.
     Причина 2-я. Даже если школьн., как комп., запомин. 
нужн. и ненужн. ему ф-лы и правила, то дел. это себе в ущерб: 
"сажает" зрен., кривит позв., ведёт малоподв. обр. жизни. 
Проблему здоровья учащ-ся поднимали спец-стыу ещё в 50-60-х 
г. прошл. века. Тогда врачи установили, что гимназисты страд. 
близ-стью, нарушением осанки, неврастенией, анемией. А ведь 
они занимались не тк. "сидяч." предм., но и ездой на лошадях, 
танцами, даже иностр. яз. - и тот учили, гуляя по парков. 
аллеям.
     Нынешн. же шк-ки - совсем болезненн. поколение. Так, 80% 
соврем. учащихся, по подсч. медиков, - гипертоники, 55% - 
страдают нервн. срывами из-за переутомл.
     Как же выйти из создавш-ся ситуац.? К примеру, моск. 
гор. комит. обр-ния недавно издал приказ, запр. дом. зад. по 
всем предм., кроме мат., физ., биол., хим., литер., рус. и 
ин. яз. (...) Тж. не разреш. теперь пров. > 2 контрольн. раб. 
в неделю.
     Наши спец-сты-практики в обл. образ. тоже уверены, что 
дом. зад., особ. на вых. дни, надо отмен. И если ещё на 
5-дневке небольш. заданьице дать на дом можно, то делать это 
на 6-дневке - просто изд-во над детьми.
     Но это лишь мнения, не регламентир-мые никакими офиц. 
приказами и пост-ниями. А вот министерск. регламент на контр. 
раб. - тоже не более 2 в нед. - у нас всё-таки есть. Наз-ся - 
"Треб-ния к устн. литер. яз. и письм. работам". Но о нём, как 
рассказ. те же спец-сты, мало кто знает - разве что опытн. 
педагоги-языковеды или зам-ли дир-ов школ по науч (***) раб. 
Просто эти огр. по конт-ным напечатаны в прог-ме "Рідна 
мова", с к-рым сталк. лишь языковеды. А до всех остальн,. они 
просто не доходят.
     Род-лей, учителей и детей высшее образ-льное рук-ство 
нынче успокаивает 12-леткой. Мол, будут нов. прог., нов учеб. 
стандарты, к-рые позволят сокр. занятия в средн. на 3 ч в 
нед. Но даст ли это нужн. результ.?
     Основы нынешн. образ. с-мы закладывались в 30-е гг., 
когда стране позарез нужны были строители индустр. общ-ва. С 
тех пор в уч. прог. делается упор на ест. и точн. науки: 
мат., физ., хим., биол. Хотя сит. изменилась: лишь 10-20% 
работающего насел. индустр. разв. стран заняты в пр-сти. 
Остальные нах. себе раб. в др.отраслях.
     Стало быть, счит. спец-сты-практики, ср. обр. шк. должна 
сдел. упор на гуманит. дисц. - лит., ист., языки. Плюс, 
конечно же, знан. комп-ра (без этого нынче никуда). А такие 
предм., как физ., хим. и биол., сделать одним предметом - по 
кр. мере, для учащ. средн. классов. Так же можно соед. и алг. 
с геом. в един. матем-ку. Ведь если ученик окажется 
талантлив к каким-то наукам, он сам сможет выбрать в старш. 
классах (нов. закон "О сред. обр." предп. профильн. обуч. 
старшекл.), чему отдать предпочт. Тогда и головы наших 
школьников просветлеют, и детство к ним вернётся, и болячек 
станет поменьше.
`
Дехохлонизация с дебилизацией через "болячки от закона Ома"
(по пов. статьи Полушкиной в "Ки. вед." от 13.3.2000)
`
     Итак, во многих негараздах нашего подрастающего 
поколения виноваты физика, химия, биология и алгебра с 
геометрией. Забыты, по-видимому, ещё география с 
тригонометрией. В дальнейшем. назовём всё это "физикой". Для 
краткости.
     Теперь порассуждаем. Общ-во у нас всё же 
индустриальное. Материальные блага оно добывает трудом тяжким на 
произв-ве промышленном и сель-хоз. Торговля - это лишь 
посредник между произв-лем мат. благ и потр-лем. Последний 
сам обяз. быть произв-лем ответн. ценностей - матер. или 
духовн. Юриспр. регламентир. взаимоотн. произв-ля и потр-ля, 
и без них её сущ-ние бессмысл. (так же, как и торг-ли). Об 
общепите с быт. обсл. и говор. нечего! Медиц. - ремонтн. 
служба произв-ля. Если пр-тель не "надрыв." на произв., то на 
кой она нужна? История, языкозн. и др. интересн. просвт-во, а 
тж. иск-во, религ. и наука сущ. лишь при усл., что они 
расшир. кругоз. произв-ля (т.е. способств. повыш. произв-сти 
его труда). Это общ-во пром.-аграр. державы Укр-ны. Искать 
главное в её функционирующ. организме из вышеперечис-ного 
абсурдно. Всё здесь взаимосв., не сущ. одно без др.
     И всё же, Его Велич-во Произв-тель _матер._ благ заслуж. 
особ. вним.! Кто же он? Это гражд. в возр., как прав., от 18 
до 60 лет. Худо общ-ву, если он долго овладевает технологией 
пр-ства. Общ. заинтерес. в том, чтобы он включился в 
произв-во с макс. произв-стью труда. И вот тут берёт на себя 
отв-сть инст. обр-ния.
     Сравним с окруж. нас жив. природой. Кошки своих детей учат 
ловить мышей пару месяцев, тараканы вообще не учат. Человек же 
обречён природой учить своих детей долго. Хорошо бы, конечно, 
как тараканов! Но... тарак. же ничего не произв.! Тк. жрут 
(потребл.)! У нас же (людей), к сож., иначе. Мучаем мы своих 
детишек в теч. порядка 20 лет. Мучаем? Нет, мы их воспит., 
готовим наших дорогих деток к самост. жизни в общ-ве (см. 
выше). Муч. лишь тогда, когда это дел. неумело. Педаг. - это 
иск-во. Уставн. форм-зм здесь неуместен.
     Во все вр. была и будет стоять пробл. - чему и как 
учить? Вот где драма! Полушкина и заказчики её статьи о вреде 
физ. предл. сдел. "упор на гуманит. дисц...", а матем. и 
всяк. там физ. "махнуть" одним курсом "в средн. классах". 
Можно и так. Но тогда, чтобы увидеть (спрогнозир.) 
дальнейшее, не нужно иметь много психопедаг. опыта. Очев., 
что в лучш. случ. это будет (не сразу, конечно) общ-во 
поэтов, писателей и журн-стов. Но на чём и чем они будут 
писать? Палочками на глин. табличк.? Ведь бумага и чернило 
(украинизм!) - это продукты пром. индустрии! А в ней трудятся 
"технари". И подг. инженера можно лишь из чел., к-рый до 18 
лет (т.е. до оконч. ср. шк.) уже познак. с зак. Ньют., Ома, 
Менделеева и др. Попытаться заложить эти знан. в голову реб. 
в скомканн. физ.-геом. - геогр.-биол. курсе в ср. (!) классах 
- это абсурд, зря потерянн. время, это знач. действит-но 
измучить дитя. Степень абстр-ния, необх. для изуч. вышеназв. 
предм., не будет соотв. псих. возм-стям реб.!
     Утв., что, 'если уч. окаж. талантл. к каким-то (?!) 
наукам, он сам (!) сможет выбр. в старш. кл., чему отд. 
предп." - это вопиющ. невеж-во! Ученик не отдаст предп. 
чему-то такому, чего он не изучал! Как дитя может прояв. 
таланты, напр., в астрономии, если оно о ней едва слышало в 
5-м кл.? А в ост. вр. занималось "изящ. слов-стью". Ясно, что 
такое дитя никогда (!) не будет технарём. Подг.инж-ра, начав 
учить его основам радиоэл. (т.е. физике) с 18 лет (после шк.) 
так же невозм., как и музыканта. А без инж-ра не будет у нас 
и индуст. общ-ва.
     Полушкина-таки осознаёт где-то глубоко в подкорке, что 
общ. у нас всё же индустр. ПОэтому она дел. снисх. кое-чему 
'техн.", указывая, что обуч. детей в шк. нужно в осн. гуман. 
дисц., "плюс, конечно же, знан. комп-ра", т.к. "без этого 
нынче никуда!" Ну, слава Богу (!), а то ведь как же? Тк. вот 
незадача! Как гум-рии будут обр. с выч.-инф. техн., не зная 
законов Ома (!?) и принц. инф-тики (алг.)? На уровне 
офис-секр-ря? Это так модно сейчас! Тогда Украине уже не 
подняться с колен. Изящ. сл-сть, может, и заменит матерщину, 
но чернила с бум. будем клянч. за гр. А вместо сала будем 
гуманитарнмо кушатрь сникерсы. Тк. чем платить за это будем?
     А теперь о нек-рых педаг. пробл. такт. х-ера, рассм. 
Пол., мягко гов., необъект.:
     1. Кол-во контрольн., в частн., по физ., вопр. Пол., 
реглам в кол. не бол. 1 за четверть. И об этом всем (!) 
хорошо (!) изв. Откуда цифра - 2 в нед.? Для аргум. 
вредонос-сти физики? Ест., контр. провод,. в конце четв., а 
не в нач. Экзам. тоже пров. в конце года. И все сразу!
     2. В проц. обуч. дети не "теряют детство", а взрослеют. 
В принципе это одно и то же. Противоп. эти 2 понят. можно тк. 
при отриц. отн. к обуч., как у Пол. Детство наш. дет. обяз. 
быть руководим. Тк., конечно же, професс. педаг-ми. Пол. с 
этим, похоже, не повезло! Там, где наст. педаг. - там и 
сельск. хата - Школа! А вот где властв. уставн. форм-сть - 
там и дворцы не помогут. Обязат-сть обучения тогда действит. 
превр. в мучит. процесс.
     Без учителя головы наш. детей не "просветл.". "Общ. со 
сверстн.", без того, чтобы научиться этому, может реализ. 
непредсказ. и социально нежелат. образом.
     Всё это каноническ. психо-педаг. законы. Игнор. их 
бессмысл. Но не для Пол. НЕуж. это "Безумству смелых (!) поём 
мы песню!"?
     3. В своей неприязни к "физ." Пол. так увлекл., что 
опров. сама себя. Она прив. "правильн." пример "педаг-сти" в 
"искорен." физики и др. А именно, вот, мол де, какие молдцы в 
Моск. гор. ком. обр. Чтобы не "мучать" детей "физикой", они 
издали "приказ, запр. дом. зад. по всем предм., кроме (!) 
мат., физ., биол., хим..." Что за чудеса? Боремся с физ., а 
прив. пример в её пользу? Или это тк. "хохлам" физ. не надо? 
А в Моск. пусть будет?
     4. О кол-ве понятий.
     Согл. П., "бедн. дети" должны усв. 1300 физ. понят. с V 
по XI класс, т.е. за 7 лет. Форм. расч. показ., что дети 
должны усв., примерно, по 20 понят. в учеб. месяц. П меркам 
Эллочки Щукиной, слояв. зап. к-рой составлял 20 слов, это, 
конечно, много. Но для нынеш. уч. проц. в общеобр. шк. этого 
даже мало.
     И ещё. "Фуизику" "зубрить" нельзя. Её можно изучить, тк. 
понимая её! Прелесть её, как учеб. дисц., в том, что она 
логична. А вот "историю" с "грамм." зубрить-таки необх.! С 
логикой тут слабовато.
     5. О "нужн. и ненужн. ф-лах".
     Особ-сть общеобр. ср. шк. сост. в том, что деток там не 
"физике" учат, а способу мышл., к-рое соотв. соврем. цивилиз. 
индустр. общ-ву. Утве. о "300 физ. понят." в амер. школах 
(США?) - враньё. Это-то в высокоразв. индустр. стране, 
добившей коммунистич. монстра (!), нанося "точечные" ракетн. 
удары по Хусейну при опер. "Буря в пуст."?! Не языком же это 
делалось! Наш деморализованный, денационализованный совок (!) 
видит в Америке (США) в основном шоу-бизнес. Америка (США) - 
прежде всего "физика"! А вот с гуманитарностью там слабовато. 
В Ам., конечно же, иные образ. стандартты, чем у нас. Там 
можно найти и такую шк., где и 300 физ. терминов не сыщешь. 
Это, видимо, школы професс. журналистск. профиля. Может, и 
нам стоит такие завести. Тогда в нашей журн-стике меньше 
стало бы воинств. невежества.
     В ам. же школах с "физикой" последнюю изуч. достат. 
полно. След. отмет., что в арсенале наш. школ вращ. неск. 
замеч. амер. учебн. по общ. (школьн.) физ. По уровню 
"педаг-сти" они не уступ. нашему "Пёрышкину" времён ядерного 
ВПК. Наши же нынешн. учебн. физ. примит. до невозм. Они полны 
пробелов в физ. карт. мира, да и прям. ошибок. Упрощать их 
уже нельзя без угрозы сущ-нию предмета. А без него (предм. 
"физики") печи скоро будем топить кизяками, освещ. хижины 
лучиной, статьи писать на глин. табл. и т.д.
     Ну и, наконец, нек-рые постановочн. вопросы из сферы 
заботы о подраст. покол.
     1. Не "физ." винов. в "болез-сти покол." теперешн. 
школьн. Прич. кроется в режиме, кач-ве и уровне питрания; 
недост-сти для подав. >-ва оздоров. меропр.; экол.; отс. 
соотв. сети общедоступ. спорт. и оздор. учрежд.
     2. Одна из важнейш. нынешн. пробл. школы - это 
стимуляция учёбы, уровень "идеологизации", сознат-сти, 
целеустр-сти ребёнка. Прежн. фальшив. кумиры (!) (Павлики 
Морозовы, Пашки (!) Корчагины, Александры Матросовы, Вовочки 
Ульяновы) рухнули. А мышление ребёнка остаётся предметно. Ему 
нужен пример, мерило. Нынешн. отв. на вопр. - "зачем 
учиться?" - сильно ослаблен идеологически. Поэтому для >-ва 
школьн. - ученье в опр. степ. мука! И тогда понятно (с учётом 
изл-ного в предыд. пункте), почему среди школьн. (да и не 
тк.) возраст. деморализ. с деград., появ. наркотики и т.д.
     Стержнев. вопросом идеол. восп. явл-ся патриотизм. А в 
нём стержн. пробл. - пробл. яз. (!). Вот бы поднять эту 
пробл. журналисту-патриоту. Примером могли бы стать "Кие. 
вед-сти", вых-щие 7 раз в нед. на укр. яз., и тк. 1 раз - на 
русском. А может, и ни разу (!).
     3. Предыд. "постановочн." вопросы во мног. можно было бы 
решить путём повыш. уровня "педаг-сти" процесса. Конечно, 
Учитель - здесь центральн. фигура. Но где же взять Учителя на 
119-200 грн в (не каждый) месяц. Ясно, что в учителя идут 
неудавшиеся торговцы семечками на базаре. Забавн. ситуац.: 
плохой уч-ль порожд. безграм. гражданина, попадающего потом в 
Парламент (Верховну Раду). Что он там натворит?! Уже имеем! 
Причём, зарплата у него несравненно > учительской. Но ведь 
наряду с Произв-лем Учитель - центр. фиг. в общ. Однако нищ. 
учит. не соотв. такому статусу (о Пр-ле пока молчим). Это не 
о нём сказал Бисм., что "войну с Фр. выиграл немецк. 
учитель!" Муфр. был мужик. Вот бы пресса развила его нысль! А 
вместо этого она борется за примитивизацию педпроцесса.
     Говорят, что, когда Бог (!) хочет наказ. народ, он 
лишает его разума. Как он это дел. практич.? Конечно же, 
руками своих ставленников-исполнителей, к-рые соотв. образом 
направ. процесс обуч. подраст. покол. наказуемого народа. 
Напр., в планах тов. А. Гитлера стояло обучать славян только 
читать (приказы) и считать до ста (уровень "физики"). Не 
успел! Зато наш 'старший брат", руководимый после царя 
большевичками-коммунистами во главе со своими паханами тов. 
Лениным и Сталиным, много сделал для того, чтобы 
наидревнейший народ - народ Руси-Украины здорово позабыл свою 
историю и язык. (примеч.: коллега верит в "Шлях АріЇв"). Однако 
опять-таки не довёл дело до завершения! И вот, наконец, 
появляется Пол.... Браво! Дело дебилизации хохлов с целью 
дехохлонизации Хохляндии продолжается!
     Конечно, в расс. здесь намерении трудно признать иниц. 
за Полушкиной. Настоящ. заказчик её опуса сидит где-то за 
руководящ. столом. Вот он - Диверсант Божий!
     4. Продление сроков обучения ещё на 1 год, т.е. с 11 до 
12 лет, пров. не с целью уберечь здоровье детей от "физики" и 
продлить их детство (!), а, скорее, для того, чтобы облегчить 
контроль над безработной молодёжью. Так что это проблема не 
биологическая, а социальная. Подача же её в "жареном" 
педагогическом виде очень смахивает на недавнюю 
большевистскую демагогию (!) для оболванивания 
обывателя-налогоплательщика.
     Ах, пресса, ты, массмедиа! Какой же вред ты можешь 
нанести кормящему тебя обществу!
`
Докт. х. н.,
канд. ф.-м. н.,
учитель физ., хим. и мат.,
Рыльцев Е. В.
15.5.2000

Na glawnuju stranicu / To main page
K nachalu razdela / To beginning of section
Sinonimy kl`uchewyh slow: rylxcew, детство, физика
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/rylxcew.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/rylxcew.zip . )

Hosted by uCoz