(Цитируется по изданию: Время, 1992, NN 16-17; издание 
выставлено в Интернете по адресу 
, но значительная часть 
номеров, включая указанные, на указанном сайте отсутствует).
`
Константин Победоносцев:
Великая ложь нашего времени
`
     Константин Петрович Победоносцев родился в 1827 году, в 
1846 году окончил училище правоведения, преподавал 
гражданское право, писал научные труды, стал членом 
консультации министерства юстиции, сенатором второго 
департамента, с 1861 года преподавал законоведение великим 
князьям, в том числе и будущему императору Александру III, 
однако царедворцем не стал, а за год до своей гибели 
император Александр II назначил его обер-прокурором св. 
Синода 
`
От редакции:
Какой парламент нужен России?
`
     Последние события в Госдуме еще раз и со всей 
очевидностью продемонстрировали ущербность нынешнего 
российского парламентаризма. В связи с этим, а также учитывая 
удивительный параллелизм процессов разрушения СССР, 
деградации Российской Федерации и развития парламентаризма 
западного образца в нашей стране, мы предлагаем статью 
выдающегося русского ученого и государственного деятеля 
К.П.Победоносцева (часть 1).
     Приглашаем читателей принять участие в обсуждении 
возможных вариантов реформирования представительных органов 
государственнной власти России.
`
     Что основано на лжи, не мо- 
жет быть право. Учреждение, 
основанное на ложном начале, 
не может быть иное, как лжи> 
вое. Вот истина, которая оправ- 
дывается горьким опытом веков 
и поколений.
`
     Одно из самых лживых по- 
литических начал есть начало 
народовластия, та, к сожале- 
нию, утвердившаяся со времени 
французской революции идея, 
что всякая власть исходит от на- 
рода и имеет основание в воле 
народной. Отсюда истекает тео- 
рия парламентаризма, которая 
до сих пор вводит в заблужде- 
ние массу так называемой ин- 
теллигенции и проникла, к не- 
счастью, в русские безумные го- 
ловы. Она продолжает еще дер- 
жаться в умах с упорством узкого 
фанатизма, хотя ложь ее с каж- 
дым днем изобличается все яв- 
ственнее перед целым миром.
`
*****
`
     В чем состоит теория парла- 
ментаризма? Предполагается, 
что весь народ в народных со- 
браниях творит себе законы, из- 
бирает должностные лица, ста- 
ло быть, изъявляет непосред- 
ственно свою волю и проводит 
ее в действие. Это идеальное 
представление. Прямое осуще- 
ствление его невозможно: исто- 
рическое развитие общества 
приводит к тому, что местные 
союзы умножаются и усложняют- 
ся, отдельные племена сливают- 
ся в целый народ или группиру- 
ются в разноязычные под одним 
государственным знаменем, на- 
конец разрастается без конца го- 
сударственная территория: не- 
посредственное народоправле-
ние при таких условиях немыс- 
лимо. Итак, народ должен пере- 
носить свое право властитель-
ства на некоторое число выбор- 
ных людей и облекать их прави- 
тельственною автономией.
`
     Механизм - в идее своей 
стройный; но, для того чтобы он 
действовал, необходимы неко- 
торые существенные условия. 
Машинное производство имеет 
в основании своем расчет на 
непрерывно действующие и со- 
вершенно равные, следователь -
но, безличные силы. И этот ме- 
ханизм мог бы успешно действо- 
вать, когда бы доверенные от на- 
рода лица устранились вовсе от 
своей личности; когда бы на пар- 
ламентских скамьях сидели ме-
ханические исполнители данно- 
го им наказа; когда бы министры 
явились тоже безличными, ме- 
ханическими исполнителями 
воли большинства; когда бы 
притом представителями наро- 
да избираемы были всегда лица, 
способные уразуметь в точности 
и исполнять добросовестно дан- 
ную им и математически точно 
выраженную программу дей- 
ствий. Вот при таких условиях 
действительно машина работа- 
ла бы исправно и достигла бы 
цели. Закон действительно вы- 
держал бы волю народа; управ- 
ление действительно исходило 
бы от парламента; опорная точ- 
ка государственного здания ле- 
жала бы действительно в собра- 
ниях избирателей, и каждый 
гражданин явно и сознательно 
участвовал бы в правлении об- 
щественными делами.
`
*****
`
     Такова теория. Но посмотрим 
на практику. В самых классичес-
ких странах парламентаризма 
она не удовлетворяет ни одному 
из вышепоказанных условий. 
Выборы никоим образом не вы- 
ражают волю избирателей. Пред- 
ставители народные не стесня- 
ются взглядами и мнениями из- 
бирателей, но руководятся соб- 
ственным произвольным усмот- 
рением или расчетом, сообра- 
жаемым с тактикою противной 
партии. Министры в действи- 
тельности самовластны; и ско- 
рее, они насилуют парламент, 
нежели парламент их насилует. 
Они вступают во власть и остав- 
ляют власть не в силу воли на- 
родной, но потому, что их ставит 
к власти или устраняет от нее 
могущественное личное влия- 
ние или влияние сильной 
партии. Они располагают всеми 
силами и достатками .нации по 
своему усмотрению, раздают 
льготы и милости, содержат мно- 
жество праздных людей на счет 
народа, - и притом не боятся ни- 
какого порицания, если распо- 
лагают большинством в парла- 
менте, а большинство поддер- 
живают - раздачей всякой бла-
гостыни с обильной трапезы, ко- 
торую государство отдало им в 
распоряжение. В действительно- 
сти министры столь же безответ- 
ственны, как и народные пред- 
ставители. Ошибки, злоупотреб- 
ления, произвольные действия 
- ежедневное явление в мини- 
стерском управлении,а часто ли 
слышим мы о серьезной ответ- 
ственности министра? Разве, 
может быть, раз в пятьдесят лет 
приходится слышать, что над 
министром суд, и всего чаще 
результат суда выходит ничтож- 
ный - сравнительно с шумом 
торжественного производства.
`
*****
`
     Если бы потребовалось ис- 
тинное определение парламен- 
та, надлежало бы сказать, что 
парламент есть учреждение, 
служащее для удовлетворения 
личного честолюбия и тщесла- 
вия и личных интересов пред- 
ставителей. Учреждение это слу- 
жит не последним доказатель- 
ством самообольщения ума че- 
ловеческого. Испытывая в тече- 
ние веков гнет самовластия в 
единоличном и олигархическом 
правлении и не замечая, что 
пороки единовластия суть поро- 
ки самого общества, которое 
живет под ним, - люди разума и 
науки возложили всю вину бед-
ствия на своих властителей и на 
форму правления, и представи- 
ли себе, что с переменою этой 
формы на форму народовластия 
или представительного правле- 
ния общество избавится от сво- 
их бедствий и от терпимого на- 
силия. Что же вышло в резуль- 
тате? Вышло то, что mutato 
nomine все осталось в сущности 
по-прежнему, и люди, оставаясь 
при слабостях и пороках своей 
натуры, перенесли на новую 
форму все прежние свои при- 
вычки и склонности. Как преж- 
де, править ими личная воля и 
интерес привилегированных 
лиц: только эта личная воля осу- 
ществляется уже не в лице мо- 
нарха, а в лице предводителя 
партии, и привилегированное 
положение принадлежит не ро- 
довым аристократам, а господ- 
ствующему в парламенте и прав- 
лении большинству.
`
     На фронтоне этого здания 
красуется надпись: "Все для об-
щественного блага". Но это не что 
иное, как самая лживая форму- 
ла; парламентаризм есть торже- 
ство эгоизма, высшее его выра- 
жение. Все здесь рассчитано на 
служение своему я. По смыслу 
парламентской фракции, пред- 
ставитель отказывается в своем 
звании от личности и должен 
служить выражением воли и 
мысли своих избирателей; а в 
действительности избиратели -
в самом акте избрания отказы- 
ваются от всех своих прав в 
пользу избранного представите- 
ля. Перед выборами кандидат, в 
своей программе и в речах сво- 
их, ссылается постоянно на вы- 
шеупомянутую фикцию: он твер- 
дит все о благе общественном, 
он не что иное, как слуга и пе- 
чальник народа, он о себе не 
думает и забудет себя и свои 
интересы ради интереса обще- 
ственного. И все это - слова, сло- 
ва, одни слова, временные сту- 
пеньки лестницы, которые он 
строит, чтобы взойти куда нужно 
и потом сбросить ненужные сту- 
пени. Тут уже не он станет рабо- 
тать на общество, а общество ста- 
нет орудием для его целей. Из-
биратели являются для него ста- 
дом - для сбора голосов, и вла- 
дельцы этих стад подлинно упо- 
добляются богатым кочевникам, 
для коих стадо составляет капи- 
тал, основание могущества и 
знатности в обществе. Так раз- 
вивается, совершенствуясь, це- 
лое искусство играть инстинкта- 
ми и страстями массы для того, 
чтобы достигнуть личных целей 
честолюбия и власти. Затем уже 
эта масса теряет всякое значе- 
ние для выбранного ею предста- 
вителя до тех пор,пока понадо- 
бится снова на нее действовать:
тогда пускаются в ход снова 
льстивые и лживые фразы, -
одним в угоду, в угрозу другим;
длинная, нескончаемая цепь од- 
нородных маневров, образую- 
щая механику парламентариз- 
ма.
`
     Вот как практикуется выбор- 
ное начало. Честолюбивый ис- 
катель сам выступает перед со- 
гражданами и старается всячес- 
ки уверить их,что он,более чем 
всякий иной, достоин их дове- 
рия. Из каких побуждений выс- 
тупает он на это искательство? 
Трудно поверить, что из беско- 
рыстного усердия к обществен -
ному благу. Вообще, в наше вре- 
мя редки люди, проникнутые 
чувством солидарности с наро- 
дом, готовые на труд и самопо- 
жертвование для общего блага:
это - натуры идеальные; а такие 
натуры не склонны к соприкос- 
новению с пошлостью житейс- 
кого быта. Кто по натуре своей 
способен к бескорыстному слу- 
жению общественной пользе в 
сознании долга, тот не пойдет за- 
искивать голоса, не станет вос- 
певать хвалу себе на выборных 
собраниях, нанизывая громкие и 
пошлые фразы. Такой человек 
раскрывает себя и силы в рабо- 
чем углу своем или в тесном кру- 
гу единомышленных людей, но 
не пойдет искать популярности 
на шумном рынке. Такие люди, 
если идут в толпу людскую, то не 
затем, чтобы льстить ей и под- 
лаживаться под пошлые ее вле- 
чения и инстинкты, а разве за- 
тем, чтобы обличать пороки люд- 
ского быта и ложь людских обы- 
чаев. Лучшим людям, людям 
долга и чести противна выбор- 
ная процедура: от нее не отвра- 
щаются лишь своекорыстные, 
эгоистичные натуры, желающие 
достигнуть личных своих целей. 
Такому человеку не стоит труда 
надеть на себя маску стремле- 
ния к общественному благу, 
лишь бы приобрести популяр- 
ность. Он не может и не должен 
быть скромен, - ибо при скром- 
ности его не заметят, не станут 
говорить о нем. Своим положе- 
нием и тою ролью, которую бе- 
рет на себя, он вынуждается ли- 
цемерить и лгать: с людьми, ко- 
торые противны ему, он понево- 
ле должен сходиться, брататься, 
любезничать, чтобы приобрести 
их расположение, - должен раз- 
давать обещания, зная, что по- 
том не выполнит их, должен под- 
лаживаться под самые пошлые 
наклонности и предрассудки 
массы, для того чтоб иметь боль- 
шинство за себя. Какая честная 
натура решится принять на себя 
такую роль?
`
*****
`
     Выборы - дело искусства, 
имеющего, подобно военному 
искусству, свою стратегию и так- 
тику. Кандидат не состоит в пря- 
мом отношении к своим изби- 
рателям. Между ним и избира- 
телями посредствует комитет,
самочинное учреждение, коего 
главною силою служит - нахаль-
ство. Искатель представитель- 
ства, если не имеет еще сам по 
себе известного имени, начина- 
ет с того, что подбирает себе кру- 
жок приятелей и споспешников;
затем все вместе производят 
около себя ловлю, то есть при- 
искивают в местной аристокра- 
тии богатых и не крепких разу- 
мом обывателей, и успевают 
уверить их, что это их дело, их 
право и преимущество стать во 
главе - руководителями обще- 
ственного мнения.Всегда нахо- 
дится достаточно глупых или 
наивных людей, поддающихся 
на эту удочку, - и вот, за подпи- 
сью их, появляется в газетах и 
наклеивается на столбах объяв- 
ление, привлекающее массу, 
всегда падкую на следование за 
именами, титулами и капитала- 
ми. Состав комитета подбирает- 
ся с обдуманным искусством: в 
нем одни служат действующею 
силой люди энергические, пре- 
следующие во что бы ни стало -
материальную или тенденциоз- 
ную цель; другие - наивные и 
легкомысленные статисты - со-
ставляют балласт. Организуются 
собрания, произносятся речи:
здесь тот, кто обладает крепким 
голосом и умеет быстро и ловко 
нанизывать фразы, производит 
всегда впечатление на массу, 
получает известность, награжда- 
ется кандидатом для будущих 
выборов, или, при благоприят- 
ных условиях, сам выступает кан- 
дидатом, сталкивая того, за кого 
пришел вначале работать язы- 
ком своим. Фраза - и ни что 
иное, как фраза - господствует в 
этих собраниях. Толпа слушает 
лишь того, кто громче кричит и 
искуснее подделывается пошло- 
стью и лестью под ходячие в мас- 
се понятия и наклонности.
`
     В день окончательного выбо- 
ра лишь немногие подают голо- 
са свои сознательно: это отдель- 
ные влиятельные избиратели, 
коих стоило уговаривать по оди- 
ночке. Большинство, т.е. масса 
избирателей, дает свой голос 
стадным обычаем, за одного из 
кандидатов, выставленных коми- 
тетом. На билетах пишется то 
имя, которое всего громче на-
твержено и звенело в ушах у всех 
в последнее время. Никто почти 
не знает человека, не дает себе 
отчета ни о характере его, ни о 
способностях, ни о направлении:
выбирают потому, что много на- 
слышаны об его имени. Напрас- 
но было бы вступать в борьбу с 
этим стадным порывом.
`
*****
`
     По теории,избранный дол- 
жен быть излюбленным челове- 
ком большинства, а на самом 
деле избирается излюбленник 
меньшинства, иногда очень 
скудного, только это меньшин- 
ство представляет организован- 
ную силу, тогда как большинство, 
как песок, ничем не связано, и 
потому бессильно перед круж- 
ком или партией. Выбор должен 
бы падать на разумного и спо- 
собного, а в действительности 
падает на того, кто нахальнее су- 
ется вперед. Казалось бы, для 
кандидата существенно требует- 
ся - образование, опытность, 
добросовестность в работе: а в 
действительности все эти каче- 
ства могут быть и не быть: они 
не требуются в избирательной 
борьбе, тут важнее всего - сме- 
лость, самоуверенность в соеди- 
нении с ораторством и даже с
некоторою пошлостью, нередко 
действующею на массу. Скром- 
ность, соединенная стойкостью 
чувства и мысли, - для этого ни- 
куда не годится.
`
     Так нарождается народный 
представитель, так приобретает- 
ся его полномочие. Как он упот- 
ребляет его, каким пользуется? 
Если натура у него энергическая, 
он захочет действовать и при- 
нимается образовывать партию;
если он заурядной натуры, то сам 
примыкает к той или другой 
партии. Для предводителя 
партии требуется прежде всего 
сильная воля. Это свойство орга- 
ническое, подобно физической 
силе, и потому не предполагает 
непременно нравственные каче- 
ства. При крайней ограниченно- 
сти ума, при безграничном раз- 
витии эгоизма и самой злобы, 
при низости и бесчестности по- 
буждений, человек с сильною 
волей может стать предводите- 
лем партии и становятся тогда 
руководящим, господственным 
главою кружка или собрания, 
хотя бы к нему принадлежали 
люди, далеко превосходящие его 
умственными и нравственными 
качествами. Вот какова, по свой-
ству своему, бывает руководящая 
сила в парламенте. К ней при- 
соединяется еще другая реши- 
тельная сила - красноречие. Это 
- тоже натуральная способность, 
не предполагающая ни нрав- 
ственного характера, ни высоко- 
го духовного развития. Можно 
быть глубоким мыслителем, по- 
этом, искусным полководцем, 
тонким юристом, опытным зако- 
нодателем - и в то же время быть 
лишенным действенного слова;
можно, при самых заурядных 
умственных способностях и зна- 
ниях, обладать особливым даром 
красноречия. Соединение этого 
дара с полнотою духовных сил -
есть редкое и исключительное 
явление в парламентской жиз- 
ни. Опыт свидетельствует непре- 
рекаемо, что в больших собра- 
ниях решительное действие 
принадлежит не разумному, но 
бойкому и блестящему слову, что 
всего действительнее на массу -
не ясные, стройные аргументы, 
глубоко коренящиеся в существе 
дела, но громкие слова и фра- 
зы, искусно подобранные, усиль- 
но натверженные и рассчитан- 
ные на инстинкты гладкой по- 
шлости, всегда таящиеся в мас- 
се. Масса легко увлекается пус- 
тым вдохновением декламации 
и, под влиянием порыва, часто 
бессознательного, способна при- 
ходить к внезапным решениям, 
о коих приходится сожалеть при 
хладнокровном обсуждении 
дела.
`
     Итак, когда предводитель 
партии с сильною волей соеди- 
няет еще и дар красноречия, -
он выступает в своей первой 
роли на открытую сцену перед 
целым светом. Если же у него нет 
этого дара, он стоит, подобно ре- 
жиссеру, за кулисами и направ- 
ляет оттуда весь ход парламент- 
ского представления, распреде- 
ляя роли, выпуская ораторов, ко- 
торые говорят за него, употреб- 
ляя в дело по усмотрению - бо- 
лее тонкие, но нерешительные 
умы своей партии: - они за него 
думают.
`
*****
`
     Что такое парламентская 
партия? По теории, - это союз 
людей одинаково мыслящих и 
соединяющих свои силы для со- 
вокупного осуществления своих 
воззрений в законодательстве и 
в направлении государственной 
жизни. Но таковы бывают разве 
только мелкие кружки: большая, 
значительная в парламенте 
партия образуется лишь под вли- 
янием личного честолюбия, груп- 
пируясь около одного господству -
ющего лица. Люди, по природе, 
делятся на две категории: одни -
не терпят над собою никакой 
власти, и потому необходимо 
стремятся господствовать сами; 
другие, по характеру своему, 
страшась нести на себе ответ- 
ственность, соединенную со вся- 
ким решительным действием, 
уклоняются от всякого решитель- 
ного акта воли: эти последние 
как бы рождены для подчинения 
и составляют из себя стадо, сле- 
дующее за людьми воли и ре- 
шения, составляющими мень- 
шинство. Таким образом, люди 
самые талантливые подчиняют- 
ся охотно, с радостью складывая 
в чужие руки направление сво- 
их действий и нравственную от- 
ветственность. Они как бы ин- 
стинктивно "ищут вождя" и ста- 
новятся послушными его оруди-
ями, сохраняя уверенность, что 
он ведет их к победе - и, неред- 
ко, к добыче.
`
     Итак, все существенные дей- 
ствия парламентаризма отправ- 
ляются вождями партий; они ста- 
вят решения, они ведут борьбу и 
празднуют победу. Публичные 
заседания суть не что иное как 
представление для публики. 
Произносятся речи для того, что- 
бы поддержать фикцию парла- 
ментаризма: редкая речь вызы- 
вает, сама по себе, парламентс- 
кое решение в важном деле.
`
     Таков сложный механизм 
парламентского лицедейства, 
таков образ великой политичес- 
кой лжи, господствующей в 
наше время. По теории парла- 
ментаризма, должно господство- 
вать разумное большинство; на 
практике господствуют пять-
шесть предводителей партии; 
они, сменяясь, овладевают вла- 
стью. По теории, убеждение ут- 
верждается ясными доводами во 
время парламентских дебатов; 
на практике - оно не зависи-
нисколько от дебатов, но направ- 
ляется волею предводителей и 
соображениями личного инте- 
реса. По теории, народные пред- 
ставители имеют в виду един- 
ственно народное благо; на прак-
тике - они, под предлогом на-
родного блага, и на счет его, 
имеют в виду преимущественно 
личное благо свое и друзей сво- 
их. По теории - они должны быть 
из лучших, излюбленных граж-
дан; на практике - это наиболее 
честолюбивые и нахальные 
граждане. По теории - избира-
тель подает голос за своего кан-
дидата потому, что знает его и 
доверяет ему; на практике - из-
биратель дает голос за челове-
ка, которого по большей частo 
совсем не знает, но о которого 
натвержено ему речами и кри-
ками заинтересованной партии 
По теории - делами в парламен-
те управляют и двигают - опыт-
ный разум и бескорыстное чув-
ство; на практике - главные дви-
жущие силы здесь - решитель-
ная воля, эгоизм и красноречие.
`
     Вот каково в сущности этo 
учреждение, выставляемое - 
целью и венцом государственно- 
го устройства. Больно и горько 
думать, что в земле Русской были 
и есть люди, мечтающие о вод- 
ворении этой лжи у нас; что про-
фессоры наши еще проповеду- 
ют своим юным слушателям о 
представительном правлении, 
как об идеале государственного 
учреждения; что наши газеты и 
журналы твердят о нем в пере- 
довых статьях и фельетонах, под 
знаменем правового порядка;
твердят - не давая себе труда 
вглядеться ближе, без предубеж- 
дения, в действие парламентс- 
кой машины. Но уже и там, где 
она издавна действует, - осла- 
бевает вера в нее; еще славит 
ее либеральная интеллигенция, 
но народ стонет под гнетом этой 
машины и распознает скрытую в 
ней ложь. Едва ли дождемся мы, 
- но дети наши и внуки, несом- 
ненно, дождутся свержения это- 
го идола, которому современный 
разум продолжает еще в само- 
обольщении поклоняться...
`
Окончание в следующем 
номере
`
Пунктуация и орфорграфия 
даются по источнику

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
Okonchanije
Sinonimy kl`uchewyh slow: POBEDO1
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/POBEDO1.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/POBEDO1.zip . )
Hosted by uCoz