Предисловие составителя: однажды одна знакомая 
пересказала мне услышанное про одного католического святого 
(к сожалению, потом она сама забыла детали). Меня поразило 
сходство его судьбы и судьбы боярыни Морозовой: знатное 
происхождение, заступничество за представителей социальных 
низов и мученическая смерть. Я в ответ заметил: интересно 
получается - легче узнать о героях из дальних стран, чем о 
своих.
     Впрочем, на фоне того, как сейчас пропагандируются 
богатые (независимо от способа обогащения), а защитников 
социальных низов стараются изобразить разбойниками или 
придурками - люди, рассказывающие о подобных святых, 
вызывают уважение независимо от конфессиональной 
принадлежности.
     В связи с этим я решил выставить данную статью из 
журнала "Крестьянка" - к своему стыду, я и сам лишь случайно 
узнал, что же сделала боярыня Морозова.
     (Конец предисловия).
`
Мятежная Феодосья
Людмила Быченкова
Крестьянка, 1991, Nr 12
`
     Могло ли случиться так, что мы просто не знали 
бы её имени? Конечно. Мы много чего в нашей истории 
но знаем. Но тут ДРУГОЙ случай,тут великий Суриков 
со своей картиной, которую хоть по иллюстрации в 
учебнике, да помним. А может быть, личность этой 
женщины такова, что даже если и не Суриков, так 
другой великий все равно бился бы над ее жизнью, 
загадкой характера и судьбы. Вот ее, родовитую 
боярыню Морозову, закованную в цепи,увозят мерзлые 
розвальни. Увозят на погибель. Довольно взглянуть 
на лицо боярыни, и понятно - для таких возврата не 
бывает. Такие не ждут прощения.
`
     ...Два брата, Борис и Глеб Морозовы, в годы 
своей юности были <спальниками> царя Михаила 
Федоровича, <первого Романова>. А <спальники> - 
свои, домашние, самые приближенные к царю люди. С 
приходом к власти сына царя Михаила - Алексея 
влияние Морозовых, приходившихся Романовым к тому 
же и родней, даже увеличилось. Борис Иванович 
Морозов ходил в <пестунах> молодого царя, на 
свадьбе у него был <во отцово место>. Состояние 
имел неслыханное. Глеб же Иванович тоже не 
отставал. И свое процветание решил увенчать 
женитьбой на Феодосье Проко- пьевне Соковниной. 
Бездетный вдовец, муж весьма зрелых лет, он брал за 
себя семнадцатилетнюю боярышню за достоинство, 
которое неприобретаемо ни за какое злато-серебро. 
За редкостную красоту. Упоминание же о богатстве и 
приближенности Морозовых к престолу необходимо для 
того, чтобы представить себе масштаб личности 
Феодосьи Прокопьевны, сделавшей решительный выбор 
между <всем золотом мира> и убеждениями. 
     Действительно, оставшись к 30 годам вдовой, 
Морозова считалась одной из самых богатых женщин 
Руси. Она стала единственной наследницей громадного 
состояния обоих братьев Морозовых. В подмосковном 
имении Зюзино у нее был настоящий дворец с полами, 
выложенными мрамором, сад в две десятины с <павами 
и па влинами>, устроенный на европейский манер, что 
было тогда большой редкостью. На <выезд> Морозовой 
в серебряной карете с двумя сотнями <слуг, рабов и 
рабынь> сбегалось посмотреть пол-Москвы. 
Определилось и официальное место боярыни - <близ 
царицы>. Она государева родственница, особа, в 
столице почитаемая и популярная. 
     Сколь мало молодая вдова дорожила своим 
преуспеванием, говорит тот факт, что после смерти 
мужа она хотела постричься в монастырь. Однако была 
причина, остановившая ее: <Едина-де мне печаль: сын 
Иван Глебович молод...> 
     Ради сына Ивана энергично берется Морозова за 
сохранение и преумножение огромного хозяйства. От 
одного Бориса Ивановича досталось ей семь тысяч 
крестьянских домов. По своему положению она 
<матерая вдова", то есть мать, которая управляет 
всем до совершеннолетия сына. И вдовьи дни ее 
заняты думами о том, "как... дом строен, как славы 
нажить больше>, о будущем сына. Похоже, что она 
предчувствовала свою судьбу, то, что Иван скоро 
останется одиноким, и потому спешила найти ему 
невесту: <Где мне взять - из добрыя ли породы, или 
из обышныя. Которыя породою полутче девицы, те 
похуже, а те девицы лутче, которыя породою 
похужее>.
     Это строчки из подлинных писем Морозовой. Они 
чудом уцелели и найдены в начале нашего века при 
разборке Чудова монастыря в Кремле, где боярыню 
допрашивали и куда, видимо, свозилось все, 
способное подтвердить ее "великие на царский дом 
хулы>.
     Резонно, наверное, было бы предположить в 
содержании этих писем рассуждения сугубо 
религиозные. Ведь не секрет, что немало иссле- 
дователей-историков видели в Морозовой лишь 
фанатичку, все жизненные интересы которой сводились 
исключительно к вопросам веры, женщину, абсолютно 
чуждую всему земному.
     Между тем полуистлевшие листочки дополняют 
сухой и аскетичный исторический портрет Морозовой 
такими красками, которые заставляют почувствовать 
подверженную страстям и слабостям, живую женщину. 
Вот, например, Феодосья Прокопьевна признается в 
письме своему духовному отцу, что власяница, 
которой она в полном расцвете своей красоты 
<томила> тело, не всегда помогает. И выдерживает 
ответное гневное вразумление: <Глупая, безумная, 
безобразная, выколи глазища те свои челноком>... 
Духовник советует ей уподобиться одной из святых, 
которая выколола себе глаза, чтобы избавиться от 
любовного соблазна. Требует, чтобы от греха 
подальше она прикрывала свое лицо. 
     В другой раз получает она такой выговор: <Да 
переставай ты медок попивать. Нам иногда слу чается 
и воды в честь, да живем же. Али ты нас тем лучи, 
что боярыня?.. Мне мнится, обленилася ты на ночную 
молитву...> 
     Нет, не случайно строгий духовник Морозовой 
называет боярыню <женой веселообразной и любовной> 
(любезной). И еще хвалит ее за милосердие, за 
душевное рас положение и сострадание к нищим, 
убогим и обиженным. 
     По ночам, переодевшись в простое платье, желая 
быть никем незамеченной и неузнанной, бродит 
боярыня Морозова по темницам и бога дельням, подает 
щедрую милостыню, кормит, лечит. 
     А в доме у нее целый приют для странников, 
убогих и калек. Вся многочисленная прислуга заодно 
со своей госпожою. Обожает ее, считает праведницей. 
     Люди её сословия постепенно перевели боярыню 
Морозову в разряд подозрительных личностей. Ей не 
прощали при страстия к бедным, к <простецам>. Но 
главная беда была впереди. 
     "...разорвалось надвое русское народное 
сердце, надвое расщепилась, как вековое дерево, 
русская народная мысль, и самая русская жизнь с 
этих несчастных годов потекла по двум течениям, 
одно другому враж дебным, одно другое отрицающим... 
Это и есть начало раскола в русской земле...> 
     Вот оно, слово <раскол> - точное и понятное - 
сказано. Слава Богу, хоть предкам недосуг было 
мыкаться с <конфронтациями> и <консенсусами>, чего 
и нам пожелать можно. Остается лишь выяснить 
причину, разорвавшую надвое русское народное 
сердце.
     В 60-е годы XVII века необыкновенно возвысился 
и стал <собинным другом> царя Алексея Михайловича 
Никита Минов, принявший монашеский сан и, наконец, 
ставший патриархом. Властный, резкий, не привыкший 
уступать обстоятельствам, Никон в течение 1653-1656 
годов провел ряд существенных церковных реформ. 
<Исправлялись>, то есть подвергались правке, 
старинные богослужебные книги, вносились изменения 
в церковные обряды, были введены, обязательные 
проповеди в соответствии с греческой православной 
традицией. Поддержанный царем и большею частью 
духовенства, Никон вовсе не был склонен считаться с 
чувствами тех, для кого это казалось оскорблением 
веры отцов, <древлего благочестия>. 
     Вопрос был не только и не столько в том, как 
молиться: двумя или тремя перстами. Сводить дело 
только к внешним атрибутам нельзя, хотя они имели 
большое значение. Это справедливо не только в сфере 
религии. В конце концов что такое флаг или знамя, 
если не кусок материи? Но как символ, он 
представляет собой воплощение тех идеалов и 
понятий, за которые кладутся жизни. И если 
постараться понять, насколько религия в те времена 
глубоко проникла в жизнь русского че ловека, станет 
ясным, почему никонианские реформы были приняты в 
штыки и частью духовенства и особенно простым 
народом. Это было грубым посягательством на 
привычную, веками отработанную манеру жить. Это 
означило гнет, насилие, поругание того, что 
неизменно, свято. 
     А неизменное и святое было. И россияне 
привыкли этим гордиться. Были князь Владимир, 
крестивший Русь, уведший ее от старой языческой 
веры, но не огнем и мечом. Была княгиня Ольга, 
Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий 
Радонежский. Разве они думали о себе? Поступали 
против совести? А ныне за ступившие на престолы 
были корыстолюбивы, жадны к деньгам и власти, 
пеклись лишь о себе. Это народ видел, понимал, и 
поэтому никакие доводы в пользу <новой> веры им не 
принимались. Могли смиряться перед обухом, которого 
не перешибешь, ко обух-то все-таки ненавидели. 
Ненавидели <жесткую руку> Никона. 
     <...Не повинующихся, государь, их странному 
учению и неприемлющих новые их веры>,- писалось в 
одной из челобитной, <они... мучат лютыми 
томлениями и ругаются всяким руганием 
бесчеловечным>. Такого раньше <и над 
богоотступниками не творили>. Не кротость, любовь, 
научение и терпение, а огонь и железо - вот что 
оскорбляло людей. 
     Отсутствие, говоря современным языком, гибкой 
политики, попрание прав человека, похоже, всегда 
было характерной чертой общественной жизни. Как 
удивительно похожи цари, правители и режимы, когда 
речь идет об <инакомыслии>! Как одуряюще 
однообразны приемы его искоренения: слежка, доносы, 
пытки, казни! 
     Оппозицию государственной церкви в Москве 
возглавили протопоп Аввакум и боярыня Морозова... 
     Поначалу, казалось, все могло обойтись и без 
крови. Аввакум Петров, народный проповедник, за 
которым ходили толпы верующих, увещевал царя 
простодушно и миролюбиво: <Ты ведь, Ми хайлович, 
русак, а не грек. Говори своим природным языком; не 
уничижай ево и в церкви, и в дому, и в 
пословицах...> Корил он власть и светскую, и 
духовную за корыстолюбие, алчность, нетерпимость и 
презрение к людям. <Жизнь всем дана для равного 
пользования", - писал протопоп Аввакум лучинкой на 
бересте в земляной тюрьме на берегу Белого моря, 
сосланный туда царем. А через несколько лет взошел 
на костер и полыхнул ярким факелом... 
     Думал царь, что в Москве без Аввакума потише 
будет. Но доносили: боярыня Морозова <всего 
новоуставления цер ковного> противится. Ссыльный 
поп шлет ей <грамотки>, которые распространяются в 
народе. Хоромы ее стали пристанищем монахинь, 
придерживающихся <старой веры>. В домовой церкви 
боярыни служат по старым книгам. А <жонки> и 
холопы, вся челядь Морозовой разделяют взгляды 
своей госпожи. 
     Для увещевания боярыни царем был послан к ней 
архимандрит Иоаким. Но та его <посрамила>. 
Попробовали отобрать у смутьянки часть вотчин. 
Морозова же отнеслась к этому совер- шенно 
равнодушно. Даже суровый протопоп Аввакум удивлялся 
ее готовности отрешиться от <земной славы>: 
почестей, громкого имени, роскоши. Будто бы у этой 
женщины была своя мера вещей и людей. И эта 
собственная мера давала ей год от года все большую 
свободу от того, что держит в рабской зависимости 
большинство людей... 
     Однако в первое время своего противостояния 
Феодосья, как говорится, не <лезла на рожон>. 
Умная, в своей вдовьей доле привыкшая полагаться 
только на себя, эта женщина не могла не понимать, 
чем закончится для нее неравный поединок с сильными 
мира сего. Решиться на открытый бой - значит 
подписать себе смертный приговор. Для царя эта 
<родственница> - словно камень на пути: ведь речь 
шла не о заурядной смутьянке. Как не нашептывали 
ему архимандриты о необходимости сжечь еретицу в 
срубе, самодержец крепился... 
     И все-таки события зимы 1671 года, казалось 
бы, не касающиеся <раскола>, заставили обоих 
покончить с сомнениями в дальнейших действиях. 
     Тайно боярыня Морозова постригается в 
монахини. Теперь ее прежняя дипломатическая 
видимость смирения с властью, что могла проститься 
женщине, боящейся за сына и свою жизнь, не к лицу 
инокине Феодоре. А повод обнаружить свою 
непримиримость и презрение уже не за горами. Той же 
зимой овдовевший царь женится вторично. Этот брак 
принесет Руси нового самодержца Петра I, который с 
такой же жестокостью будет расправляться со 
стрельцами староверами, как и его отец с Ав 
вакумом, Морозовой и их сподвижниками. Под топор 
Петра ляжет брат строптивой боярыни - Алексей, 
<потаенный раскольник>... 
     На той же свадьбе Феодосье Морозовой надлежало 
<в перьвых стояти и титолу царскую говорити>. 
Боярыня отказалась прибыть на торжество. Это было 
воспринято царем как личное оскорбление, и теперь 
уже ничто и никто не мог защитить и спасти 
Морозову. 
     Два брата Феодосьи - Алексей и Федор Соковнины 
- по распоряжению царя отправлены из Москвы 
воеводами в заштатные города. Видимо, царь знал, 
что не только узы семейного, но и душевного 
согласия соединяют их с боярыней. В ночь на 16 
ноября 1671 года Феодосья Морозова вместе с родной 
сестрой - единомышленницей Евдокией Урусовой были 
взяты под стражу. Что же это за вечный российский 
сюжет: кандалы, топор, плаха, пуля? 
     В палатах Чудова монастыря работало любимое 
детище палачества - дыба, когда казнит тяжесть 
собственного тела, выворачивая суставы поднятой на 
веревках жертве... В народе существовала убе 
жденность: на ком нет вины - не чувствует боли. 
Неужто вправду верили? Или уговаривали себя, ибо 
слишком непомерно было для души сознание страшных 
человеческих страданий? А Морозова кричала: 
<Христиане ли вы, коли так мучаете человека?> Не 
то, не то хотели от нее услышать... Повинилась бы, 
ересь ста роверческую откинула - авось простили бы, 
отпустили восвояси бабу-дуру, вознамерившуюся идти 
<супротив>. Ан нет. Среди слез, стонов 
страдальчески пере кошенный рот выдавливал: 
<Неправда ваша ... 
     О том, что снятых с дыбы Морозову с сестрой, 
лишь рубахами прикрытых, бросили в снег да сверху 
<плахами мерзлыми> придавили, пошло-таки гулять по 
Москве... К монастырским подземельям, куда 
заключили раскольниц, потянулись люди. Знатные 
горожанки в соболем подбитых шубках, слободские 
старухи, мужики, дети. Царю доносили, что <крепкое 
стояние> Морозовой <мутит> народ, в толпе не только 
вздохи по боярыне, но и хула на него, на 
попов-отступников. А коли та кое прилюдно творится, 
что по углам-то говорят?.. 
     А по углам в избах да теремах говорили так и 
то, что обычно говорят, когда власть пред почитает 
действовать грубой силой, доверяет подлому шепотку 
слухача, а не открытому слову. 
     Потом же, когда гнутый-перегнутый человек, 
потеряв терпение, хватался за топор, пытались 
уличить народ в природной склонности к бунту. И 
начиналось! Бунт - не дай Бог. Бунт - стихия. 
Неизвестно, когда и каким морем разбушуется. Вот 
почему, боясь, что от сострадания к Морозовой, от 
ненависти к никоновскому произволу станет жарко в 
кремлевских теремах, царь решил убрать бунтовщицу 
из столицы. <Эта баба - сущий Стенька Разин>, - 
говорил он, не отойдя от страха перед только что 
прошедшей крестьянской войной во главе со 
знаменитым атаманом. 
     Правда, тут было появилась у царя надежда, что 
весть о внезапной смерти сына придавит Морозову к 
земле тяжелее <плахи мерзлой>. 
     Что случилось с Иваном? Автор <Повести о 
боярыне Морозовой>, которым оказался ее слуга по 
имени Андрей, исполненный восхищения и преданности 
необыкновенной женщине, писал, что Ивана, которому 
к моменту ареста матери было чуть за двадцать, 
<улечили> царские лекари. Был ли в действительности 
тут умысел или нет, едва ли теперь найдется ответ. 
Однако в <Повести> ска- зано: <Царь же о смерти 
Иванове порадовался, яко свободнее мысляще без сына 
матерь умучати>. 
     Найти сочувствующую душу, находясь в темнице, 
Морозовой было невозможно. А выплакаться, 
выговориться- хотелось. Тайно,используя людей, ей 
верных, а таких было немало, Морозова передавала за 
многие тысячи верст <жалобы> Аввакуму, тоже узнику. 
Этих писем не осталось. Зато по ответным, 
аввакумовым, можно судить о том, что скорбь и 
отчаяние были так безграничны, что неистовый 
протопоп опасался, как бы его сподвижница не 
<сломалась>. 
     Не сломалась... Понял это и царь. Понял Никон 
и архимандриты, добивавшиеся быстрого конца <дела 
Морозовой>. 
     У Сурикова - тот самый момент, когда боярыню 
увозят из Москвы с глаз народных подальше. Но и не 
так далеко. В Боровск. Близ Калуги. Чтоб свое око 
достало и днем, и ночью... 
     Все уже было на полотне: и толпа, и розвальни, 
и терема, где, невидимый, наблюдал за Морозовой 
царь Алексей Михайлович. Не было только самой 
Морозовой. Суриков, и сапога стрелецкого не 
писавший без натуры, мучался, искал и не находил. 
Ему нужно было не лицо - лик. Красота замученная, 
освещенная тем внутренним огнем, который вспыхивает 
напоследок, чтоб погибнуть вместе с бренным телом. 
Все, что можно было найти о непокорной боярыне, 
Василий Иванович перечитал. Как Аввакум писал о 
ней? <Перед нами красота лица твоего сияла...> Руки 
- <тонкостны>. Очи - <молниеностны>. И все. 
Художник сокрушался: <Больше про нее ничего нет>. 
Придумывал, сочинял, появлялись на полотне лица 
невиданной, демонической красоты. А он соскребал. 
Бродил по Москве, заглядывал в монастыри, в церкви. 
Был уверен, что в <его> Морозовой и той, которой 
никому уже не увидеть, должно быть не внешнее 
сходство - кто его может удостоверить? - а единство 
человеческой породы - неукротимой, бескомпромис 
сной, верящей свято и отрешенно. И вот однажды 
повезло. Суриков увидел женщину поразительной, 
страстной, морозовской красоты. Трудно было к ней 
подойти, разговорить: 25-летняя вдова с тремя 
детьми была очень рели- гиозна, замкнута. И лишь 
через ее родственников удалось добиться доверия 
женщины. Художник вспоминал: <Написал <Морозову> за 
два часа...> 
     Никакой другой нам теперь уже Морозову не 
представить. Да и не только нам. Современники 
художника безоговорочно <узнали> и признали 
боярыню, жившую два столетия назад. И прав был 
увидевший еще невысохшие краски замечательный 
русский писатель В. М. Гаршин: <Всякий, кто знает 
ее печальную историю,... не будет в состоянии 
представить себе Феодосью Прокопьевну иначе, какой 
она изображена на его картине>. 
     ...В Боровске заключили сестер в острог. Но 
скоро стало ясно, что нити, связывающие Морозову с 
единомышленниками, сильнее всех замков. Стража 
сквозь пальцы смотрела на то, что в темнице боярыню 
навещают люди разных званий и сословий, что имеет 
она переписку, которую добровольцы доставляют кому 
надо. Теперь задумывался царь: не оплошно ли не 
послушался Никона и его архимандритов, советовавших 
<голову с плеч сорвать> строптивой боярыне? 
     Репрессии начались с указа, привезенного из 
Москвы: разыскать, <кто к ним ходит и как доходят>. 
Специально в Боровск прибыл дьяк Федор Кузмищев. 
Солдат, за то, что они <на караулах стояли 
оплошно>, отправили в пожизненную ссылку вместе с 
семьями. Тех, кто навещал Морозову с сестрой в 
Боровске, согласно царскому приказу, велено было 
<казнить, четвертовать и вешать>. Запылали костры. 
Среди четырнадцати сожженных в Боровске по <делу 
Морозовой> значатся ее слуга Иван, инокиня 
Иустина... 
     Историк В. О. Ключевский дал такую 
характеристику царю Алексею Михайловичу: 
<...добрейший человек, славная русская душа>. Во 
мнении народа он - <тишайший>. Отчего так? Отчего 
<не считаются> дыбы и виселицы, огнем казненные 
<несогласные>, неизвестные нам, но все же рожденные 
для жизни <жена Федорка с до- черью девкою 
Танькою>, что пошли в ссылку с солдатом-колодником, 
<оплошно> сторожившим Морозову? Наверное, ответы 
могут быть разными. Но разве сама русская история, 
словно холстина, сплошь сплетенная из человеческих 
бедствий, не наталкивает и на такой: память людей 
еще хранила ужасы царствования Ивана Грозного 
(умершего за 60 лет до восшествия на престол 
Алексея Михайловича), террор и изуверства, перед 
которыми жизнь <при Алексее> казалась роздыхом, 
послаблением, а сам он именно <тишайшим>... 
     Для узниц было приказано вырыть две 
пятисаженные ямы. По-нашему, это на три с половиной 
метра в глубину. Решили уморить голодом. Под 
страхом смертной казни запрещалось бросить кусок.
     - Помилуй меня, дай мне калачика...
     - Ни, госпожа, боюся...
     - Ну хотя бы мало сухариков или огурчика...
     Мольбу умирающей Морозовой, обращенную к 
сторожившему ее солдату, оставила людская молва. В 
правдивости этого не приходится сомневаться. Уже в 
наше время исследователи на основании подлинных 
документов проверили <Повесть о боярыне Морозовой>. 
И пришли к выводу: там все точно и верно, народ <не 
баснословил>... 
     Царь очень боялся публичной казни. Уморить 
голодом - это тихо, без свидетелей. Спокойная 
смерть. Вроде бы ты чист и рук не запачкал кровью. 
Для казнимого же лишнее наказание: <на миру-то и 
смерть красна>. 
     Первой умерла Урусова, проведшая в яме <два 
месяца и пол>. Морозова оказалась силь- нее: 
протянула аж до ноябрьских заморозков. 
     После смерти тела завернули в рогожу и, чтобы 
не похоронили их с почестями, как мучениц и 
почитаемых людьми героинь, закопали в ограде 
острога. Опять, значит, под стражей... 
     А что бы, кажется, прикрыть Феодосье слюдяное 
оконце от лихих сквозняков да и прожить жизнь, как 
в девичьих снах мечталось? 
     ...Мир исходит интересом: какая она, Россия, 
то пугающая, то вызывающая сочувствие, то 
восхищающая? Каков лик той страны, в самом имени 
которой чудится тайна женственности? Схож ли он с 
ликом Богоматери, жертвенным и всепрощающим? Тих ли 
и ясен, как у венецианских крестьянок? Загадочен, 
как у Васнецовских царевен? Но приходит час, и 
глядит Россия на мир глазами боярыни Морозовой, 
глазами муки, веры и сознания своей правоты. 
`
(Подписи к фрагментам из картины Сурикова:
`
     Морозова обессмертила себя одной лишь 
способностью перечеркнуть негодный для свободной 
души закон и сказать: "Нет!" Как живем, такие у нас 
и лица. На одних покорность судьбе,на других 
вызов... 
`
     Лица робкие, угасшие, испуганные - они 
привычнее...
)
`

Na glawnuju stranicu / To main page
K nachalu razdela / To beginning of section
Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
Sinonimy kl`uchewyh slow: morozowa
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/morozowa.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/morozowa.zip . )

Hosted by uCoz