(Предисловие составителя сайта: лично мне дважды -
насколько понимаю, представители двух независимых групп -
предлагали за деньги решать студентам задачи. В первом случае
отказ восприняли спокойно; во втором состоялся примерно
следующий разговор. - Ну вот, сами говорите, что зарплата
маленькая, прожить трудно, а когда Вам предлагают подработку
- отказываетесь. - Вдумайтесь, что Вы предлагаете: люди не
способны сами решить задачи, а Вы за деньги согласны помочь
им получить дипломы, на которые они не тянут, чтобы потом эти
бездари нами же и командовали. - Никто не будет Вами
командовать, они уйдут себе в бизнес. (Вижу, что апелляции к
морали не действуют - пытаюсь строить возражение иначе). -
Вдобавок это противозаконно - человек получает диплом путём
обмана, а мы ему в этом способствуем. - Что Вы мне говорите,
в газетах объявлений совершенно открыто пишут - "решаю
задачи", и никто их за это не преследует; все сейчас так
делают. (Конец предисловия)).
`
Страна липовых учёных
`
Виктор Корниенко
`
Коммунист (Киев), 2003, Nr 1 (2003,1,3).
`
Подзаголовок: Кандидатом или доктором наук в Украине может 
быть любой желающий. Даже если он круглая бездарь. За 
определенную мзду. (Конец подзаголовка).
`
Тема, которую мы решили поднять в этом номере, очень 
важная и непростая - состояние образования и науки в 
Украине. Сегодняшний разговор - это лишь небольшая 
"зарисовка" той плачевной и тревожной ситуации, кото- 
рая сложилась в этих сферах. Участие в нем принимают 
народные депутаты Украины, члены фракции КПУ Нико- 
лай Шульга - кандидат философских наук, доктор социо- 
логических наук; Иван Мигович - доктор философских 
наук, профессор, заведующий кафедрой социальной ра- 
боты Ужгородского национального университета; Сергей 
Дорогунцов - член-корреспондент НАН Украины, доктор 
экономических наук, профессор, председатель Совета по 
изучению производительных сил Украины.
`
Титулованным "ученым" 
легче всего стать, занимая 
высокую должность
`
Отношение нынешней власти к 
образованию и науке можно охарак- 
теризовать как наплевательсько-по-
требительское. С одной стороны, 
это нищенское финансирование, 
бездарное разбазари- 
вание научного потен- 
циала. И никаких ре- 
альных перспектив и 
изменений в лучшую 
сторону. Так, если 
бюджет Минобразова- 
ния и науки в про- 
шлом году исчислялся 
мизерными 2 млрд. 
263 млн.грн., то на 
этот год предусмотре- 
но еще на 50 млн. 
меньше.
`
С другой стороны, 
государство, в лице 
его коррумпирован- 
ных чиновников, на 
образовании и науке 
цинично зарабатыва- 
ет. Деньги выкачива- 
ются по-разному. Один из наиболее 
распространенных и проверенных 
практикой способов - массовое 
"клепание" частных вузов, в своем 
большинстве очень далеких от каче- 
ственного образования.
`
Взятки, поборы, злоупотребления 
на выпускных экзаменах в школах и 
вступительных в вузы, а также на эк- 
заменационных сессиях - это уже яв- 
ление, которое в последнее время 
стало нормой. Поскольку уголов- 
ных дел по таким фактам очень не- 
значительное количество, судить о 
его масштабности позволяют дан- 
ные самых разных социологических 
опросов. Недавно, к примеру, прово- 
дился опрос 
студентов не- 
скольких сто- 
личных вузов. В 
том, что прихо- 
дилось давать 
взятки, призна- 
лись 77,4 про- 
цента студен- 
тов Националь- 
ного аграрного 
университета и 
75 процентов 
воспитанников 
Киевского на- 
ционального 
экономическо- 
го университета. 
Почти столько 
же утвердитель- 
ных  ответов 
было и в Киев- 
ском  нацио- 
нальном универ- 
ситете культуры
и искусства, которым руководит из- 
вестный "поющий ректор".
`
Об уровне коррупции в научной сфе-
ре наиболее ярко свидетельствует ситу- 
ация с высшими учеными степенями. 
Титулованными "учеными" сегодня мас-
сово становятся люди, не имеющие к 
науке никакого отношения. Кандидат- 
ские и докторские диссертации "за 
один присест" - в течение очень непро- 
должительного времени - "сотворяют" 
председатели областных администра- 
ций и их замы, олигархи, народные 
депутаты, милицейские генералы, ми- 
нистры и премьеры. Список этот 
можно значительно расширить.
`
Качественное образование 
в негосударственных 
вузах - большая редкость
`
С.ДОРОГУНЦОВ: Идет, и получа- 
ет все большее распространение, 
процесс приобретения высшего об- 
разования людьми, у которых есть 
деньги, путем покупки диплома или 
упрощенного его получения через 
так называемые частные высшие 
учебные заведение третьего и четвер- 
того уровня аккредитации. Учась в 
таком заведении, вы ничего там не 
сдаете или сдаете чисто формально, 
но, в конце концов, получаете дип- 
лом о высшем образовании. А если у 
вас амбиции сохраняются и есть 
деньги, то вы нанимаете толкового 
кандидата наук (или двоих), и вам 
готовят кандидатскую, которую вы 
успешно защищаете, не приложив 
туда ни своих знаний, ни своего ума, 
ни своего труда. Потом таким же 
способом становитесь доктором 
наук - но уже за гораздо большую 
сумму, нанимая для подготовки дис- 
сертации нескольких докторов наук.
`
Н.ШУЛЬГА: Для коммерческих 
высших учебных заведений на пер- 
вом месте, конечно же, не задача 
подготовки квалифицированных 
специалистов. Самое главное - это 
массовое привлечение так называе- 
мых платных студентов, которые за 
обучение будут платить довольно 
большие деньги. Мне приходилось 
не в худших таких вузах препода- 
вать. И сталкиваешься просто с ту- 
пиковой ситуацией, когда прихо- 
дишь на занятие, а там из группы в 
25 человек сидит 4-5. Спрашива- 
ешь, где остальные, и узнаешь, что 
они зарабатывают деньги для того, 
чтобы уплатить за учебный процесс. 
Так какой же смысл в такой учебе? 
Ты же не слушаешь лекции, не хо- 
дишь на семинарские занятия. Это 
несчастные ребята. Содержатель- 
ная, профессиональная цена дипло- 
мов, которые они получат, крайне 
низкая. Проявляются и другая тен- 
денция. Когда в платные вузы устра- 
иваются отпрыски богатых родите-
лей, которые не могут связать и 
двух слов.
`
И.МИГОВИЧ: Негосударствен- 
ные учебные заведения проявляют 
эффективность лишь в единичных 
случаях. В целом же под видом кол- 
леджей, институтов, университетов, 
академий создаются фактически 
курсы, которым далеко даже до
наших советских техникумов. Ни о 
каком качественном обучении, об- 
разовании речь здесь не идет. На- 
род массово обманывают, с родите- 
лей студентов выколачиваются ог- 
ромные суммы.
`
Вызывает беспокойство и то, что 
всю нашу высшую школу и систему 
научной подготовки сегодня упор- 
но тянут к западным образцам. То 
есть хотят внедрить степень маги- 
стра и доктора - по нашим меркам 
это выпускник вуза и кандидат 
наук. Это при том, что уровень на- 
шего высшего образования, а тем 
более подготовки научных работни- 
ков выше, чем у "них".
`
Липовые претенденты 
на научные степени 
`
И.МИГОВИЧ: Это явление - кор-
рупция в научной среде, к сожале- 
нию, очень распространено и имеет 
тенденцию к углублению. Я вижу в 
нем несколько отрицательных ас- 
пектов. Прежде всего - юридиче- 
ский. Потому что речь, в первую 
очередь, идет о грубом нарушении 
существующих законов, положений, 
норм, порядка. Второй аспект - 
экономический. Ведь если вещи 
называть своими именами, у нас 
сегодня штампуется целая армия 
псевдоученых и псевдоисследовате- 
лей. На фоне вынужденного отплы-
ва серьезных научных работников за 
границу это явление создает иллю- 
зию, что в Украине полным ходом 
идет подготовка научных кадров. 
На самом же деле научный потенци- 
ал страны только убывает, в научную 
сферу приходят невежественные и 
элементарно 
неподготов- 
ленные люди, 
пользы от них 
- никакой. 
Еще один ас- 
пект - нрав-
ственный. 
Процветание
коррупции в научной сфере снижает 
и без того низкий престиж научной 
деятельности, развращает как студен- 
ческую молодежь, самих научных ра- 
ботников, так и все общество. Ведь 
если раньше все знали, что стать кан- 
дидатом или доктором наук - это 
очень длительный и непростой про- 
цесс, что предстоит много рабо- 
тать, что ученый - это очень уважа- 
емый человек, то теперь все по-дру- 
гому: есть определенная такса, отра- 
ботана определенная система, давай 
деньги - и вперед к ученым степе- 
ням.
`
У меня есть целый ряд знакомых 
- в их числе и народные депута- 
ты, и руководители различного 
звена, которые, добыв таким путем 
ученую степень, на достигнутом не 
останавливались и стремились "ра- 
сти" еще и еще. В советское время 
подобное было невозможно, хотя 
были и определенные издержки. По- 
тому что действовала система кон- 
троля, были критерии, был отбор. 
Сегодня же вполне возможна ситу- 
ация, когда человек, скажем, еще 
недавно работал председателем 
колхоза или возил контрабанду и к 
науке не имел вообще никакого от- 
ношения, вдруг через весьма незна- 
чительный период времени стано- 
вится кандидатом или доктором 
наук. 
`
С.ДОРОГУНЦОВ: Я сторонник 
жесткого государственного контро- 
ля за присуждением научных степе- 
ней кандидата и доктора наук. То 
есть за четкую государственную си- 
стему аттестации научных и науч- 
но-педагогических кадров высшей 
квалификации. Соответствующий 
законопроект по этому вопросу я 
внес еще в Верховную Раду третьего 
созыва. Но в силу целого ряда при- 
чин он не рассматривается.
`
Что же касается приобретения 
научных степеней за деньги, то 
здесь я хотел бы заострить внима- 
ние на таком моменте. К таким дис- 
сертациям придраться нельзя. Они 
подготовлены грамотно, поскольку 
написаны квалифицированными 
специалистами. Сам этот факт уста- 
новить, к сожалению, невозможно. 
Мы не можем публично сказать пре- 
тенденту, что ему написали эту дис- 
сертацию, потому что нет доказа- 
тельств, нет свидетельских показа- 
ний. Хотя какую-то часть 
таких диссертаций отлав- 
ливает ВАК Украины - 
Высшая аттестационная 
комиссия. Она приглаша- 
ет этого человека (как 
правило, по инициативе 
председателя ВАКа) на за- 
седание экспертного со- 
вета, где выясняется уро- 
вень его знаний. Случает- 
ся, что претендент на на- 
учную степень кандидата 
наук не знает ответы на 
элементарные вопросы, 
которые задаются студен- 
там-первокурсникам выс- 
ших учебных заведений. 
Но отлавливаются едини- 
цы, основная же масса 
проходит. А затем их ам- 
биции простираются да- 
лее. Они пытаются получить диплом 
члена-корреспондента или академи- 
ка, действительного члена Акаде- 
мии наук. Это, очевидно, необходи- 
мо им для престижа. Потому что 
для их бизнесовой деятельности это 
по крупному счету не нужно.
`
Ненастоящих ученых больше 
всего среди экономистов 
и юристов
`
Н.ШУЛЬГА: Недофинансирова-
ние науки, задолженность по зар- 
плате, которая была в предыдущие 
годы, свели материальное положе- 
ние практически всей массы ученых 
к такому плачевному состоянию, 
что люди просто 
не знали, как вый- 
ти из этой ситуа- 
ции. Многие, ко- 
нечно, не выдер- 
жали и поддались 
появившимся ис- 
кушениям - воз- 
можности зарабо- 
тать на толстосу- 
мах. А реакция со 
стороны богатых 
была такой: раз 
деньги сегодня - 
главный критерий 
успеха в жизни и 
раз я такой успеш- 
ный человек,то я 
могу быть успеш- 
ным в любой сфе- 
ре, в том числе и в 
науке - я самый 
умный. Есть спрос 
- появилось пред- 
ложение. Начали 
создаваться раз- 
личного рода артели по подготовке 
кандидатских и докторских диссер- 
таций. Сложился даже определен-
ный рынок - со своими ценами на 
эти работы.
`
Желающие стать "учеными" глав- 
ным образом ломанулись в сферу гу- 
манитарных наук. Наибольшее ко- 
личество "народа" пошло в эконо- 
мику и юриспруденцию. Второй по 
популярности, на мой взгляд, стала 
политология. Политологов сегодня 
клепают в огромном количестве, 
поскольку богатые люди идут в поли- 
тику толпами - это характерная чер- 
та нашего общества. Есть среди осте- 
пененных политологов много всяких 
олигархов. Ну а те, кто вообще плохо 
ворочает языком и кто не смог стать 
ни экономистом, ни юристом, ни по- 
литологом, уже идут в кандидаты и 
доктора педагогических наук, в исто- 
рию, философию и т.д.
Есть в этом явлении еще одна 
сторона. Те, кто становится "учены- 
ми" за деньги, ведь покупают не 
какие-то паленые дипломы кандида- 
та или доктора наук. С формальной 
точки зрения они проходят все сту- 
пени - вроде бы сдают кандидатские 
экзамены, вроде бы обсуждаются в раз- 
личных научных отделах, 
вроде бы бывают на защи-
тах, вроде бы им задают вопросы и 
вроде бы они на них отвечают. На 
самом же деле целый ряд ученых со- 
ветов не выдержали испытания бед- 
ностью и ради каких-то в общем-то 
мелких подачек (большие подачки 
получают те из артелей, кто пишет 
вот эти диссертации) на все закры- 
вают глаза. Хотя если человек имеет 
самоуважение и профессиональное 
достоинство, он не может не ви- 
деть, что это бездари идут, которые 
через несколько месяцев в профес- 
сиональном отношении становятся 
как бы его коллегами. Завтра они 
будут похлопывать этого действи- 
тельно уважаемого профессионала 
по плечу и бахвалиться перед ним 
своей "ученостью". Таким же обра- 
зом эти бездари быстро растут далее 
- получают звания доцентов, про- 
фессоров. Причем сегодня система 
в Украине такая, что наиболее 
светлые головы, которые работают 
в академических институтах, совес- 
тливые, выдерживающие все тре- 
бования, десятилетиями не получают 
звания профессоров.
`

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: lipoucon
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/lipoucon.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/lipoucon.zip . )

Hosted by uCoz