ГЛАВА ПЯТАЯ

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Уже в течение ряда месяцев С.Петлюра был единственным человеком в Директории, державшим связь с войсками и решавшим военные проблемы. По неспособности, неумению или нежеланию остальные интеллигенты, включая Вл.Винниченко, старались быть подальше от разгоряченной, плохо организованно й, своевольной и непредсказуемой массы, часть которой за военные годы отвыкла от иного труда и иной жизни. Другая часть бросила свои хаты в надежде "прибарахлиться"; кое-кого, особенно из сельских интеллигентов, увлекала идея национального возрождения. И живописная одежда, и новые воинские звания (куренной и кошевой атаман и пр.), и лихо распеваемые казацкие песни - про Байду, Сагайдачного, Богдана и Гонту - все волновало хмельную душу и звало к действию. Моментом высшего духовного подъёма был конец 1918 года, когда собравшиеся в Белой Церкви повстанческие отряды объединились вокруг Директории и двинулись на Киев выгонять гетмана П.Скоропадского, лишившегося поддержки потерявших почву под ногами немцев: ведь в ноябре и в Германии произошла революция. Легкая победа опьянила, а невысокая, ладная фигура быстрого в движениях, динамичного, открытого простому народу Верховного Атамана, научившегося произносить зажигательные речи на красивом, мелодичном, хотя и несколько цветистом украинском языке, крепко запомнилась многим повстанцам. Симон Петлюра стал символом национального подъёма и национальных надежд. Он оказался на пьедестале, откуда не хотелось, да и не было возможности спуститься: можно было только упасть.
Однако от речей пора было переходить к делу. По словам канадского историка украинского происхождения Ореста Субтельного, "Украина стала краем, которым легко было завладеть, но невозможно управлять."(9 Всё было сдвинуто с места, как перед капитальным ремонтом! Начаты, но не завершены земельные преобразования; не урегулированы отношения между предпринимателями и рабочими; временный, неустоявшийся характер имела вся административная система; партии "тянули одеяло на себя", то входя в Директорию, то её покидая. Они желали власти и боялись её. Как грибы после дождя, возникали банды и отряды со своими живописными "батьками" и атаманами. Бой шёл повсюду, Киев за год пять раз переходил из рук в руки, и разобраться в этом хаосе Симону Петлюре было не под силу. "В новейшей истории ни одна страна не пережила такой всеобъемлющей анархии, такой ожесточённой гражданской борьбы, такого полного развала власти, как Украина в эту пору." (О.Субтельный).
Был еще один важнейший вопрос, который начали не без успеха решать в эпоху Центральной Рады и гетмана. Это вопрос национальный. Продолжать это дело в условиях наступившего хаоса - примерно то же, что разряжать противотанковую мину в несущемся по булыжной мостовой грузовике. Все эти сложности легли на С.Петлюру, и его действия часто напоминали судорожное барахтанье неважного пловца в поисках дна или берега. Порой он совершал поступки, которые в иной, более спокойной, обстановке, ни за что бы не совершил.
Без функционирующих железных дорог не может жить государство. Именно железные дороги стали тем слабым местом, где прежде всего дали себя знать две важнейшие болезни эпохи: бандитизм и антисемитизм. Зимой 1918 - 1919 гг. нападение на поезда с "проверкой документов", реквизицией и расстрелом большевиков и евреев, выявленных по документа (фамилиям, именам) или по внешним признакам, стало делом обычным. Началось, насколько можно сейчас судить, в районе Чернигов-Бахмач-Прилуки, где прославился атаман Ангел, служивший поначалу в армии гетмана, а затем объявивший войну белым, красным и евреям любого цвета. Эта "война на колёсах", с остановками поездов, грабежом и скорой расправой здесь же, на насыпи, в определенной мере была спровоцирована декабрьским 1918 г. циркуляром С.Петлюры, велевшим национальным войскам проверять все бумаги на железнодорожных станциях, чтобы предотвратить саботаж. При этом, если люди (железнодорожные служащие или любые иные - неясно! - Ю.Ф.) "не обладали украинской внешностью, их надлежало отдать в руки военных властей".40(( Надо ли объяснять, какой простор для "самодеятельности" открывал этот чудо-приказ!
По другим источникам, первые жезнодорожные экзекуции произошли в районе Сарн и Олевска, но разве это меняет дело? Пожар вспыхнул сразу в десятках мест, но имел одну сходную черту: по национальному признаку били только евреев. Именно в это время из уст в уста передавались страшные имена таких атаманов, как Струк (бывший учитель и бесталанный писатель), который в Чернобыле собственными руками топил евреев; Соколовский, свирепствовавший в Браилове, Млине и Радомышле, полностью очистил этот город от евреев; Зеленый, Волынец, Козырь-Зирка, Григорьев, Лесник, Шепель, Лютый, Степовой, Трепет, Слива, Железняк, Дорошенко и т.д., и т.п.
Возникает совершенно резонный вопрос: в какой мере эти лихие атаманы были связаны с Петлюрой и зависели от него? Ведь мы исследуем роль Петлюры во всём происходившем. Связь эта не была абсолютной и постоянной, в значительной мере вожаки действовали на свой страх и риск, хотя имя Петлюры было у всех на устах и являлось "символом веры". Теми, кто сражался под жовто-блакитными, а не красными, черными или трехцветными знаменами, решительное слово Верховного Атамана было бы услышано. Однако слово, осуждающее погромы, впервые прозвучало через много месяцев после их начала. Это знаменитый приказ ї131, о котором будет сказано особо. Сторонники и последователи С.Петлюры, для которых он остался светочем и мессией, не нашли и не опубликовали ни одной официальной строки (появившиеся до августа 1919 г.) осуждения резни, а погромов за это время произошло много сотен!41
Почему же молчал Верховный Атаман? Во-первых, как заявил известный юрист Генрих Слиозберг42, свидетель событий и важный свидетель на парижском суде, "Погромы давали петлюровскому движению подходящую возможность добывать пищу, одежду и амуницию совершенно даром. Убийсво "большевистских евреев" происходило на глазах у С.Петлюры."(3 Г.Слиозбега, как и многих других, поражала пассивность всегда активного С.Петлюры именно в этом вопросе: "Социал-демократ, который не был антисемитом в обычном смысле слова, он не принимал никаких мер против главных погромщиков. Необходимо было действовать - он бездействовал. Он лишь говорил."(4 Медлительность С.Петлюры, нежелание ссориться с атаманами отмечал и Вл.Винниченко. На первый взгляд такое объяснение кажется малоубедительным: использовать погромы как способ материального снабжения полупартизанской армии - это уже слишком! Но, с другой стороны, объявить войну погромам - это значит принять на себя всю тяжесть решения материальных проблем, а решить-то их Петлюра в обстановке полной разрухи не мог! Или, подобно большевикам, объявить военный коммунизм с продразверсткой и продотрядами?! - Петлюра предпочел погромы. Почему? - Да потому, что больше всего на свете он боялся оттолкнуть от себя "хлопцив", без поддержки которых он превращался в ничто. Такая же дилемма стояла перед Вл.Винниченко - и он предпочёл бежать за границу от греха подальше. С.Петлюра остался. Из тщеславия? Не хотел расстаться с мечтой стать украинским Гарибальди? Или, как горьковский Данко, боялся, что без него все и всё погибнет? Думаю, что присутствовали одновременно все эти мотивы, и С.Петлюра сам не мог бы точно определить, какой из них доминировал. Во всяком случае известно, что когда к нему в очередной раз прорвалась делегация евреев на станции Мамиенка с мольбой остановить погром, он заявил: "Послушайте, я не вмешиваюсь в то, что моя армия делает, и я не могу помешать им делать то, что они считают необходимым делать!" (из стенограммы процесса, том 7, стр. 26).
Горьковский Данко, как известно, принес в жертву себя ради спасения своего народа. С.Петлюра принес в жертву евреев, дабы сохранить приверженность и поддержку озверевших от крови и безнаказанности "Куреней смерти", "Запорожцев", "серожупанников", "сичевых стрельцов" или обыкновенных бандитов, находившихся в подчинении у бесчисленных Ангелов, Зирок, Струков и Шепелей. Никакой четкой грани между "строевыми", "регулярными" частями и партизанской вольницей у петлюровцев не было. В отличие от Ленина и Троцкого, Петлюра всерьёз и не пытался покончить с партизанщиной, так как для этого требовалось применить силу, а насилие опять-таки могло оттолкнуть "хлопцив" и их лихих атаманов. Несколько лет назад, находясь в Израиле, я обсуждал этот непростой вопрос (разговор был телефонный) с председателем Общества еврейско-украинских (или наоборот?) связей Яковом Сусленским. "Он не хотел, он боялся поссориться с "хлопцями". "Хлопци гуляють" - и все тут! Но сам Петлюра антисемитом не был," - такое мнение высказал мой авторитетный собеседник. Я его принял без возражений: их у меня тогда не было. Теперь бы я с ним не согласился. Именно в период кровавых погромов февраля-августа 1919 года Симон Петлюра стал законченным антисемитом. В огромной степени этому способствовал страшнейший Проскуровский погром 15 - 16 февраля 1919 г.(5(

***

Давно замечена польза от работы со словарями, особенно энциклопедическими и толковыми. Узнаешь много интересного, даже если искомое слово обнаружить не удалось: отсутствие его - тоже информация.
Загадочна судьба слова "погром". Оно присутствует в ряде англо-русских и русско-английских словарей, имеется в "толстяке" Вебстере, а вот в другом "толстяке" - в Советском Энциклопедическом Словаре под редакцией А.М.Прохорова (М.,1987) оно не значится. Удивительное совпадение: в "Енцiклопедii Украiнознавства" под редакцией Вл.Кубийовича (Париж, Нью-Йорк) статья "Погромы", обещанная в главе "Жиды", тоже отсутствует. Как пел незабвенный А.Галич, "Ну, просто нет как нет". Чудеса... Мне придётся опять вспомнить "Тараса Бульбу" Гоголя. Не судите меня строго: я убежден, что в этой повести куда больше человеческого тепла и горькой правды, чем в пахнущих риторикой рассуждениях гениального художника Ф.М.Достоевского о "слезах ребенка, которые дороже всех успехов цивилизации".
Вспомним еще раз длинного, худого как палка, вездесущего Янкеля, который всю жизнь ходил по проволоке, натянутой над пропастью. Как он вихлял, извивался, приседал и мелко семенил длинными своими ногами в полосатых чулках, чтобы не сорваться и не улететь в бездну! Гоголь не пишет о том, какая орава детишек, сколько другого народу улетело бы вместе с ним. Он выступает вперед, когда над казацкой толпой проносится боевой клич: "Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!"... и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов."
Тогда-то и произносит Янкель свои "подлые еврейские речи" (которые неизменно ставятся в вину Гоголю), льстя казакам, отрекаясь от "не наших", плохих жидов-арендаторов с Украины, которые "совсем не жиды: то черт знает, что... только поплевать (на них), да и бросить!" Он клянет католиков и, перегнув палку, говорит о своем "братстве" с запорожцами, чем накликает беду на почти уже спасённых им единоверцев. Внезапное покровительство Тараса избавляет Янкеля от верной гибели, а потом он то и дело возникает рядом с Бульбой в самые роковые моменты и, рискуя жизнью, оказывает или старается оказать ему неоценимые услуги. Еврей Янкель, "как нянька, вздыхая, побрёл вслед за ним" (Тарасом), этим могучим младенцем, который умел помнить добро и, в отличие от многих его и наших современников, "всегда любил выслушать обвиняемого". Но к чему опять эти воспоминания? - А к тому, что - говорит Александр Доценко, верный адъютанкт С.Петлюры в 1917-1923 гг.:
"Всякий раз, когда евреев освобождали, когда их переставали преследовать (красные, белые, махновцы - но не петлюровцы - Ю.Ф.) - они демонстрировали своё рвение, предоставляли нам помощь и кров, так как они знали, что армия Петлюры стоит на страже их свободы. В день, когда Украина станет вольной, те же чувства, я верю, будут выражены с полной ясностью, и справедливость восторжествует."(6
Речи евреев, пришедших на поклон к С.Петлюре, звучали так же, как лепет долговязого Янкеля перед лицом почти неминуемой гибели. По таким бы "речам" писать историю казацко-еврейских взаимоотношений! Но послушаем дальше соратников и соответчиков С.Петлюры.
Генерал-хорунжий Виктор Кущ. "Три воспоминания". Август 1919 г. С.Петлюра принимает делегацию евреев в Белиливце под Казатинoм, "в том жидовском местечке, в котором останавливались ещё два раза" (повезло же местечку! - Ю.Ф.). Старый раввин с седыми пейсами и Торой в руках говорил "долго-долго", и в такт его словам качались бороды его побратимов. От имени жидовского населения выражал он благодарность за тот покой, что воцарился в местечке после прихода украинского войска и властей."(7
Ещё раз даём слово А.Доценко. Когда С.Петлюра узнал о погроме в Проскурове, "он побледнел, его глаза засверкали от гнева. Повернувшись к своим помошникам и офицерам, он воскликнул: "Что вы наделали? За эту пролитую кровь Украина дорого заплатит. Но я с вами рассчитаюсь!"" Эта сцена явно противоречит иным показаниям А.Доценко. Но об этом чуть позже.
Итак, Проскуров. В начале февраля красные вынудили Петлюру покинуть Киев, и он перенес свой штаб в Винницу. Как повествуют украинские историки, попутно он постарался избавиться от пробольшевистских элементов, чтобы сделать свою армию более монолитной. Проще говоря, Ангел, Зеленый, Соколовский, Тютюник и Григорьев временно перебежали к большевикам. Хаос крепчал. Погромы происходили повсеместно. Антанта, прежде всего Франция, войска которой стояли в Одессе, несмотря на слезы еврейских делегатов, блюла свой нейтралитет и не откликнулась даже нотой протеста или воззванием, адресованным С.Петлюре и его воинству. По мнению А.Марголина, французы могли навести порядок хотя бы в зоне железных дорог, идущих от Одессы на Умань, Винницу и Казатин, но не пошевелили даже пальцем. Евреи, как и 20 лет спустя, были брошены на произвол судьбы и отданы в руки погромщиков.
Чувствуя полную безнаказанность, петлюровцы перешли к массовому ограблению и истреблению еврейского населения. Сценарий был прост: евреи обвинялись в сочувствии большевикам (что, вообще говоря, было бы неудивительно), подготовке восстания, саботаже и т.д.; с них требовали огромную контрибуцию (чтобы потом не рыться среди трупов) и, получив её, начинали резню.

----------------
Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: zagape05
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/zagape05.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/zagape05.zip . )
Hosted by uCoz