ЮРИЙ ФИНКЕЛЬШТЕЙН

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ

...ЗА ДЕЛО РУК ТВОИХ...

ЗАГАДКА СИМОНА ПЕТЛЮРЫ, или ПАРАДОКС АНТИСЕМИТИЗМА

Хочу выразить искреннюю признательность всем, кто оказал мне помощь в осуществлении данного исследования, и прежде всего - работникам Еврейского Научного Института в Нью-Йорке (YIVO) Дине Абрамович, Фруме Мохерер, Лео Гринбауму, Мареку Вебу, Херберту Лазарусу и Йосси Вейсу. Я глубоко благодарен сотрудникам Научного общества им. Тараса Шевченко и Украинского исследовательского и документального центра, которые представили мне возможность ознакомиться с имеющейся у них литературой.
Благодарю всех, кто активной поддержкой, конкретной помощью или критическими замечаниями способствовали осуществлению моего замысла.

Автор

Я хотел бы быть заодно только с правдой, но в этой стране и правые, и левые сговорились, будто есть "наша правда" и "чужая", и дружно закрывают глаза на то, что правда - истина, далекая от их разногласий и пугающая обе стороны, - общая и ничья.

А.Воронель. "Трепет иудейских забот"

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Стоит заговорить о еврейских делах, как немедленно возникает слово "антисемитизм", чтобы не исчезнуть уже до конца разговора. Кто не знает, что отношение к евреям является важной частью самосознания многих людей и целых народов?
Почему не к англичанам, немцам, американцам, французам или даже русским? Почему слово "семит" кажется академическим, малознакомым без приставки "анти-"?
Почему с приставкой оно ориентировано только на евреев, а не на арабов, которые ведь тоже семиты ?
Почему каждое шовинистическое движение спешит проявить себя в ненависти к евреям, как будто нет иного способа засвидетельствовать свою преданность родному народу?
ПОЧЕМУ ?
Право на любовь и ненависть неотъемлемо и неоспоримо, как Первая поправка к Конституции США. Личное дело каждого - кого любить и кого ненавидеть. Однако право на нелюбовь отнюдь не предусматривает права на ограбление и убийсво. Это кажется очевидным, пока речь идет об отношении к русским и итальянцам, украинцам и японцам, французам или папуасам. И это совершенно не очевидно, когда речь идет о евреях. Для них делается исключение: они - "избранный народ"!
В годы гражданской войны в России (1918-1921) погромы совершались везде, где находилось для этого достаточно евреев. Однако нигде они не имели такого размаха, не были столь кровопролитны и неотвратимы, как в Украине. Погромы унесли много десятков тысяч жизней, обескровили еврейские общины, подорвали экономику и, что тоже исключительно важно, растлили, изуродовали души тех, кто к ним приложил руку. Безнаказанность грабежа и убийства пьянила погромщиков, они чувствовали себя гигантами, "сверхчеловеками", которым дано право распоряжаться чужими жизнями. Именно в этом влекущая, сводящая с ума сила погрома, его наркотическое свойство.
Веками евреи не имели права сопротивляться насилию, как это делали другие: им запрещалось носить оружие, строить крепости, организовывать самооборону. Еврейская незащищенность была важным элементом государственной жизни, безотказным клапаном для регулирования социальных и политических страстей. Такова была участь евреев, "обыкно-венных евреев для погромов, оклеветания и прочих государственных надобностей" (М.Горький).
Ранняя инфицированность антисемитизмом - явление вполне заурядное. Оно и понятно: детская душа восприимчива, и дух семьи да улицы, подкрепленный авторитетом не лучших носителей национально-религиозных традиций и предрассудков, беспрепятственно проникает а ее глубины. Последующие культурные влияния, адресованные скорее разуму, чем чувству, могут купировать инфекцию, как говорят врачи, но лишь в редких случаях подавить ее полностью. Она незримо тлеет и ждет своего часа. В отличие от многих дурных привычек, антисемитизм, увы, не осложняет, а облегчает жизнь его носителя, и нужна немалая нравственная сила, чтобы отказаться от предлагаемых им выгод.
История знает случаи, когда юдофобией "вдруг" заболевали люди талантливые, незаурядные. Сейчас речь пойдет о человеке, с именем которого связаны кровавые еврейские погромы в Украине [1] в годы гражданской войны, ставшие репетицией Холокоста. Способный журналист и оратор, наделенный большим организаторским даром и честолюбием, стойкий в часы испытаний, Симон Петлюра стал символом борьбы за "самостийную", т.е. независимую, Украину - в глазах одних, символом жестокого, варварского антисемитизма - в глазах других.
В революционную эпоху, как ни в какую иную, ощущается жаркое, хмельное, порою смрадное дыхание истории, призвавшей для исполнения своего очередного акта внуков и правнуков тех, кто лёг костьми на этой же сцене в предыдущие века. Теперь их тени с горьким недоумением наблюдают, как потомки, начав с отважной попытки выйти на светлый, нехоженый путь, скатываются в старую, разбитую колею, пропитанную кровью их пращуров. Насколько мне известно, ни современники, ни последователи С.Петлюры не создали его жизнеописания. Конечно, это не случайно. Я не задаюсь целью восполнить досадный пробел. Цель данной работы и шире, и скромнее: на основании архивных материалов, воспоминаний и исторических исследований предпринята попытка выяснить истинное отношение С.Петлюры к евреям и меру его вины в их зверском истреблении. Но это лишь часть проблемы.

Почему без избиения евреев не обошлось ни одно освободительное движение в Украине? Каковы плоды этих "героических" акций? Все ли шли этой проторённой дорогой? Что мог сделать и что реально сделал С.Петлюра? - вот основные вопросы, нас занимавшие. Параллельно исследовался вопрос, возможно, не менее важный, и удалось, как мне кажется, выявить существенную, но пока не исследованную причину антисемитизма как такового.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ИНТРОДУКЦИЯ

"I не встануть з праведними Злiї з домовини. Дiла добрих оновляться, Дiла злих загинуть".

Тарас Шевченко. "Давидовi псалми"

Симон Петлюра был застрелен Шоломом Шварцбардом (Шулимом Шварцбурдом - согласно документам Балтской городской управы от 3 декабря 1891 г.) в полдень 25 мая 1926 г. в центре Парижа, на улице Расин. Осенью следующего года суд присяжных в Париже объявил Ш.Шварцбарда невиновным в убийстве, тем самым признав совершенное им не уголовным преступлением, а актом исторического возмездия.
Споры о законности и справедливости такого решения не затихают до сих пор. Защитники С.Петлюры упорно доказывают, что Верховный Атаман совершенно не повинен или повинен лишь косвенно в погромах, так как сам он антисемитом не был. Этическая и юридическая несостоятельность подобной позиции так очевидна, что она едва ли достойна внимания. Тем не менее, нужно понять её скрытый смысл: господам защитникам кажется, что невозможно уличить в антисемитизме С.Петлюру, человека довольно образованного и способного, немало говорившего и писавшего о своих симпатиях к евреям. А если так - по логике их рассуждений, - то виноват он в погромах лишь постольку-поскольку. Следовательно, убийство его Шварцбардом - страшное преступление, а оправдательный приговор - грубая судебная ошибка, если не хуже. Такова "логика" рассуждения, основанного на заведомо ложной посылке.
Хотя субъективное отношение С.Петлюры к евреям (любое!) не имеет ни малейшего отношения к объективной оценке его роли в погромной эпопее и её последствиях, важно разобраться в этом частном случае ради выяснения некоторых общих закономерностей.
Теперь я считаю себя вправе утверждать, что С.Петлюра антисемитом не был. Думаю, это устроит его защитников. Однако вынужден тут же их огорчить: С.Петлюра антисемитом стал. Показать, как и почему это произошло, - одна из главных задач данной работы.
Еще одно предварительное замечание. Вскоре после убийства С.Петлюры, когда шло следствие, "украинская сторона" всячески старалась убедить "еврейскую сторону" в нежелательности для евреев же объяснять выстрелы Шварцбарда его стремлением отомстить за пролитую еврейскую кровь. "Отмежуйтесь от Шварцбарда! Согласитеь, что он агент ГПУ или умалишенный, - и дело с концом! В любом случае не нужно заострять еврейский вопрос: это может привести к новой вспышке антисемитизма!" - таковы были аргументы умеренного крыла украинской партии, к которой принадлежал Александр Шульгин - министр иностранных дел правительства УНР в эмиграции [2].
Вот что он писал своему недавнему коллеге Арнольду Марголину: "Поймите, украинская интеллигенция делает всё возможное, чтобы прекратить антисемитскую пропаганду в связи с убийством. Но сейчас не черносотенцы, не антисемиты, а сами евреи говорят: "Мы убили погромщика Петлюру." Это страшная ошибка части евреев и, если они не изменят решительно своей позиции, могут быть, я опасаюсь, самые печальные последствия. Хорошо ещё, если обойдется "антисемитскими чувствами". Возможно и гораздо худшее: могут начаться ужасные погромы! Опять прольется кровь невинных людей. Страшно даже подумать, что может произойти!" [3]. Если учесть, что оба корреспондента находились далеко за пределами советской Украины, то о каких погромах и где идет речь - во Франции, в США, Канаде, Украине? Вероятно, "иностранный министр" свято верил в магическую силу самой угрозы погромом и в безотказность такого "аргумента".
Итак, мысль ясна: во избежание новых погромов забудьте о погромах прежних. Обсуждать погромную тему в связи с убийством С.Петлюры - а это неизбежно приведет к оглашению документов, заслушиванию свидетелей и жертв кровавых злодейств, демонстрации фотографий на глазах у всего мира и при несомненном внимании прессы - защитникам "самостийности" Украины было крайне нежелательно, вне зависимости от степени вины С.Петлюры и исхода процесса. Куда спокойнее, если судить будут умалишенного или тайного агента ГПУ.
К чести еврейской стороны, "мирные предложения" украинцев были отвергнуты. Процесс должен был пролить свет на злодеяния недавнего прошлого и предупредить о грядущих опасностях, на которые закрывали глаза. К сожалению, разбудить совесть и сознание цивилизованного мира не удалось, и Большой Холокост, эта часть мировой катастрофы, состоялся.
Без некоторого знакомства с историей Украины нам не понять кровавых событий эпохи гражданской войны и той роли, которую в них сыграл Симон Васильевич Петлюра (чтобы не походить на русских, "независимые" украинцы отчества, как правило, не используют). Итак, постараемся разглядеть черты и путь нашего героя, не забывая о той почве, которая его породила.

***

Расказывая о С.Петлюре, его современники и биографы с грустью отмечают полное отсутствие чего-либо яркого, достойного публичного внимания в жизни будущего "национального героя" до момента Февральской революции. И тем не менее, кое-что найти удалось. Сын небогатого возчика, он учился в полтавской бурсе и семинарии, откуда был исключен за слишком бурное выражение симпатий в адрес украинского композитора Н.Лысенко (предположительно). После странствий по южным губерниям он добрался до Москвы и Петербурга, где служил конторщиком и бухгалтером, одновременно занимаясь журналистикой. С.Петлюра входил в национальные кружки "Союз Автономистов", "Товарищество славянской культуры", "Кобзарь", объединявшие в Москве украинскую интеллигенцию. Одно время он вместе с А.Соликовским издавал на русском языке журнал "Украинская жизнь". Его успехи достаточно скромны, да и вообще пока что Петлюра малозаметен и не рвется в лидеры. Среди немногочисленных отзывов о нём, относящихся к той поре, особняком стоят слова видного языковеда академика Корша, которому С.Петлюра одно время помогал в литературной работе. Сообщены они вдовою академика упомянутому выше А.Соликовскому, тем, в свою очередь, - Максиму Славинскому, коим и включены в статью "Симон Петлюра".4 Цепочка сложная, а потому нам остаётся в книге воспроизвести этот отзыв, не опровергая и не утверждая его подлинность.
"Петлюра - из породы вождей, человек из того теста, что когда-то в старину основывали династии, а в наше демократическое время становятся национальными героями. Если условия изменятся, будет он вождём украинского народа. Такова его судьба".
А.Соликовский признался, что не очень-то поверил пророчеству старого ученого, к тому же дошедшему из вторых рук. Однако кто знает, если это пророчество не было тайной для С.Петлюры, не сыграло ли оно в его жизни ту же роль, что и встреча шекспировского Макбета с тремя ведьмами в грозовую ночь? Пророчества не только предрекают события, но и провоцируют их, гонят людей навстречу судьбе.
А как же насчет антисемитизма в ту предреволюционную пору? Мне встретились три свидетельства отсутствия такового у С.Петлюры.
По словам Ивана Рудичева, одноклассника С.Петлюры, в семинарские годы его называли "еврейским батьком", так как он заступался за евреев.
Профессор Федор Щербина, который взял к себе на работу С.Петлюру после изгнания его из семинарии, говорил, что Симон всегда симпатизировал евреям.
В 1907 г. эти же чувства С.Петлюра выразил в предисловии к драме Е.Чирикова "Евреи". Вот, что он писал: "Страдания Нахмана из "Евреев" Чирикова вызовут глубокое сочувствие у каждого, кто не принадлежит к этому народу, которому по воле исторической судьбы выпало нести тяжкий крест притеснений и насилий" (стр. 16). И далее: "Большое значение имеет то, что эта пьеса... пробуждает в серцах зрителей глубокую любовь к угнетенному народу, вызывает искреннее сочувствие к страдальцу; а к строю, при котором возможно такое зверское издевательство над невинными жертвами, зажигает гнев и ненависть"5 . Драма Чирикова с предисловием С.Петлюры была опубликована в Киеве в 1907 году, последнем году первой революции. Отсюда и тон, и мысли, причём нет никаких оснований сомневаться в искренности автора. Тогда он думал именно так. Не мне первому хотелось добраться до истоков будущих злодеяний: многих исследователей волновал этот вопрос, но ни один не обнаружил в словах и делах С.Петлюры предреволюционной поры ни тени антисемитизма. Вывод очевиден: в указанный период - до разворота кровавых событий в Украине - Симон Петлюра исповедовал не анти-, а филосемитизм, характерный для лучшей части русской и украинской интеллигенции. Не знаю, что он чувствовал в глубине души (это его дело!). Пишу о том, что он выражал.
Что же случилось потом? Едва ли мы найдём правильный ответ, не заглянув в прошлое, не вспомнив о кровавых событиях XVII-XVIII веков.

----------------
Sledujushchaq / Next
K na`alu razdela / To beginning of section
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: zagape01
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/zagape01.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/zagape01.zip . )
Hosted by uCoz