Всесоюзные "оппозиционные" СМИ в конце 80-х гг.
излагали, как В.Г.Короленко выступал с протестами против
расстрелов, проводимых большевиками в Полтаве.
Республиканские "оппозиционные" СМИ начала 90-х гг.
рассказывали, как в январе-феврале 1918 г. в Киеве большевики
расстреливали за сказанное по-украински слово или за вышитую
сорочку. Возле воссозданного (словно в подражание воссозданию
храма Христа Спасителя в Москве) Михайловского монастыря в
Киеве стоит памятник жертвам голодомора 1933-1934 гг.

     После прочтения приведенного ниже отрывка из книги И.
Чериковера становится видно, что во всех этих случаях из
прошлого отбирается лишь то, что в данный момент выгодно
власти. Оказывается, и Короленко выступал против кое-чего
ещё, и расстреливали в Киеве в 1918 г. кое-кого ещё, и были в
Украине кое-какие иные жертвы, памятник которым именно возле
Михайловского монастыря был бы, пожалуй, даже более логичен.

     Справедливости ради отмечу, что один мой знакомый, когда
я пересказал ему про расправы в Михайловском монастыре,
возмущённо сказал: - Ты вдумайся, что ты говоришь - разве могли
верующие христиане превратить святыню в место расправ? Честно
отвечаю: не могу утверждать, но не могу и исключить.

     Напомним, что всё начиналось с вызывающих понимание и
симпатию требований культурной автономии, возрождения языка,
создания собственного государства; может показаться неясным,
как дошло до кровавых эксцессов. В цитируемых мемуарах ценно
то, что автор описывает именно этот переход, самое начало
эксцессов. Максимум же этих эксцессов, давший основание
назвать антиеврейские погромы в Украине "репетицией
Голокауста", будет позже. Послe прочтeния этих и подобных
мемуаров иначе воспринимаются лозунги типа "Укра∙на маї бути
укра∙нською" или "Укра∙на - для укра∙нцўв".

     Воспоминания И.Чериковера цитируются по книге:
Репринтное издание (Изд-во полит. литературы Украины, Киев,
1990): Революция на Украине по мемуарам белых, сост.
С.А.Алексеев, ред. Н.Н.Попов, Гос. изд-во, М.-Л., 1930.


239

И. ЧЕРИКОВЕР.

Антисемитизм и погромы на Украине в период
Центральной рады и гетмана 1.

I. Антисемитизм в войсках Центральной украинской
рады.

     Возвращение в Киев и погромные эксцессы украинской армии. - Киевские
события; городская дума; украинские социалистические фракции. - 
Эксцессы в Киевской губ.; <уполномоченные> рады. - Эксцессы на 
железных дорогах, ст. Гребёнка и Ромодан; запросы в раде. - Эксцессы в 
Полтаве и В. Короленко. - Погромы, учиненные крестьянами. - События в 
Медвине и губернский комиссар. - Изгнание крестьянами евреев из 
деревень; приговоры сельских сходов. - <Жидовская манифестация>. - 
Украинская пресса и погромы. - Антисемитские статьи <Новой рады>. - 
Нападки на евреев в раде; ратификация Брестского договора. - Два 
лагеря. - <Завоевание или утеснение?> - Разоружение еврейских отрядов 
самообороны; одесская дружина.-Конец <золотого периода> украинского 
движения. 

     Чем упорнее становилась война между украинцами [т.е. Цен-
тральной украинской радой, - С. А.] и большевиками и чем успешнее 
шло наступление последних, тем больше обострялись националисти-
ческие страсти не только в рядах украинской армии, но и в рядах 
украинских деятелей. Бегство из Киева в Житомир при насту-
плении большевиков сыграло в этом отношении роковую роль. 
В средине января 1918 г. большевики подступили к Киеву. 26 
января Киев был взят. Когда члены украинского правительства и 
часть рады бежали в Житомир, среди них не оказалось _ни одного 
представителя национальных меньшинств_ - ни велико-
россов, ни поляков, ни также и евреев. Озлобленное же настрое-
ние покинутых украинцев обратилось целиком только против евреев. 
Наметившийся уже раньше перелом в настроении, теперь, в <Жи-
томирском сидении>, резко обострился. В феврале 1918 года укра-
инская делегация заключила в Бресте сепаратный мир с германской 
коалицией. Немцы согласились оказать помощь украинскому пра-
вительству "в трудной борьбе против великороссов", как это было 
официально формулировано, и немедленно двинули свои войска 
на Украину. 1 марта (но новому стилю) они заняли Киев. Вместе 
с ними вернулись и украинские войска, которые вел С. Петлюра. 
И обратный путь этих последних от Житомира к Киеву отме-

1 Из книги автора <Антисемитизм и погромы на Украине, 1917-1918 гг>., 
Берлин 1923 г.

240

чается рядом серьезных эксцессов против евреев. Отныне на сцену
в погромном движении выступает новый участник, до этого играв-
ший лишь случайную роль, - _украинская армия_.

     Настроения, царившие в рядах возвращающейся из Жито-
мира украинской армии, ярко рисуются в отчете представителя
<Бунда> М. Рафеса, участника делегации, высланной Киевской
городской думой от социалистических её фракций навстречу
приближающимся украинцам, чтобы просить о недопущении в
городе эксцессов со стороны войска, ввиду дошедших слухов
о его погромном настроении. М. Рафес подробно рассказывает о
том, как встречена была делегация передовым воинским отрядом
ген. Присовского. Солдаты и даже офицеры не скрывали своего
озлобленно-антисемитского настроения. В ответ на просьбу о
недопущении эксцессов солдаты возмущенно кричали: <Нет, мы
расправимся и расправимся беспощадно>. <Я один вырежу не
меньше 50 евреев>! - кричал кто-то из солдат. <Полгорода, всех
жидов надо перерезать!> - кричал другой. <Этого Рафеса надо
первым застрелить...> <Мы жили с евреями в мире и согласии.
<Мы> им <дали> равноправие, национально-персональную авто-
номию. Но им всего этого мало, они хотели всю Украину за-
хватить в свои руки. Жид Троцкий идет войной на Украину,
и его поддерживают все евреи-капиталисты>, - кричали сол-
даты в другом месте. <Когда мы отступали из Киева через
Подол, мы в каждом еврейском доме находили пуле-
мет, из которого в нас стреляли>, - говорили другие солдаты. <Все
три миллиона жидов надо выгнать из Украины, пусть идут себе,
куда хотят!>, <Украина для украинцев!>. Эти восклицания и угрозы
убедили делегацию, что _<в рядах украинской армии гото-
вится погром на евреев>_. В беседе с делегацией генерал
Присовский сказал: <Еще хуже настроение того отряда, который
ведет в Киев Петлюра, там - гайдамаки>. Делегация отправи-
лась тогда к Петлюре и изложила свои опасения. <Мы по-
лучили возможность, - пишет М. Рафес в своем отчете, - по-
беседовать с ним с глазу на глаз. Мы ему сообщили все, что
видели и слышали, и указали на необходимость принять нуж-
ные меры против кровавой бани и погрома. Мы говорили с
ним, как с членом с.-д. партии>. В ответ на это Петлюра сказал,
что <он не может ничего гарантировать; настроения солдат ему
известны, но он видит здесь только жажду мести, а не анти-
семитизм> 1. .В целях предосторожности, однако, Петлюра ре-
шил ввести войска в город не через еврейский Подол, а через
пригород Куреневку. Ознакомившись с настроением украин-
ских солдат, член делегации, украинский эсдек Чикаленко сказал:
_"Они задушат украинскую свободу в еврейской крови..."_

     Погромные похождения украинской армии начались на путях
1 М. Рафес, Oif'n Schwel vun der Kontrrewolu:tzie, Киев 1918 г, <Отчет
о делегации>, стр. 53-96.
241
военных столкновений с большевиками. Первые отдельные экс-
цессы возникли еще в январе 1918 (Новоград-Волынск), но
главная волна прошла в связи с наступлением украинско-немецких
войск на большевиков в феврале-марте по пути из Житомира
в Киев, 17 февраля гайдамаки напали на ж.-д. станциях Сарны
и Коростень на евреев и многих убили; точно сколько было уби-
тых доныне не установлено. Погромные эксцессы произошли также
и в Бердичеве, по пути в Киев, в конце февраля. 3 марта в
Малую раду, заседавшую тогда в Житомире, был внесен запрос
о бердичевских событиях. В запросе сообщалось, что когда укра-
инцы подошли к Бердичеву, к ним вышла с приветствием делегация
из представителей Совета рабочих депутатов, городской думы и
земской управы (все эти три органа находились здесь в руках
евреев), но делегация эта была обстреляна. В первый день всту-
пления украинского войска в город было 20 жертв; на население
была наложена контрибуция в 5 миллионов рублей 1. 23 февраля
гайдамаки заняли ст. Бородянку (по той же линии Коростень-
Киев), убили 2 евреев и стали требовать от еврейского населе-
ния выдачи оружия. В Клавдиево, близ Боррдянки, ими было
убито 7 евреев. Корреспондент  передает картину со-
бытий в Бородянке: гайдамаки потребовали, чтобы евреи выдали
<спрятанные у них 2 пулемета и 70 ружей>, угрожая в противном
случае погромом. Евреи клялись, что у них никакого оружия нет,
но это не помогало. Тогда все евреи местечка, - дело было в Пу-
рйм, - одели <талесы> и <тефилин>, взяли свитки Торы и со всех
молелен собрались на синагогальной площади, что близ шоссе.
Почтенные представители общины, падая ниц, вздымали руки вверх,
другие поднимали свитки Торы и клялись. <Это была страшная
картина>. Но ничто не помогало, пока община не догадалась
откупиться деньгами от гайдамаков. <Следует отметить, - сообщает
корреспондент далее, - что все эти дни _на вокзале ст. Боро-
дянки находился Петлюра_ и его помощник Загородский.
Население Бородянки послало к нему депутацию, состоявшую из
8 христиан и 2 евреев. Но Петлюра, собиравшийся уезжать, ото-
слал депутацию к своему помощнику. А последний ответил, что
гайдамаки <раздражены>, и он ничего не может поделать 2. Экс-
цессы без человеческих жертв происходили в средине февраля
в Коростышеве Подольской губ., где гайдамаками были высечены
1 Запрос был внесен украинскими социал-демократами на основании
информации, доставленной представителем <Бунда> Д. Липецом, который
специально приехал для этого в Житомир, как член рады. Последняя запрос
единогласно приняла. Д. Липец был в Житомире единственным членом
рады - неукраинцем. Но он никакого участия в работах рады не принял и
даже заявил, что <ввиду вновь создавшегося положения он считает невоз-
можным выступать как полноправный представитель <Бунда> и находится
только с информационными целями>. См.  от 8 марта 1918 г.
Это заявление еще больше подчеркнуло изолированное положение украин-
ских деятелей.
2  от 19 марта 1918 г.
242
в комендатуре 25 евреев, и в Белой Церкви, где <вильни козаки>
бесчинствовали в синагоге, под видом поисков спрятанного еврея-
ми оружия 1.

     Но наиболее длительными и серьезными являются события,
разыгравшиеся в _Киеве_, по возвращении туда украинцев
1 марта. В течение почти трех недель Киев становится ареной не-
слыханных до того насилий над еврейским населением. Когда укра-
инские войска подходили к городу, городской думой была послана,
кроме упомянутой выше делегации, специальная делегация и к
Петлюре, шедшему во главе гайдамаков. Считаясь с просьбой
думы и зная настроение своих солдат, Петлюра повел их в город
не через населенный евреями район, а другой дорогой. ,Это, однако,
не помогло. Как только гайдамаки вступили в Киев, началась
сильная погромная агитация, и пошли самовольные аресты и рас-
стрелы. Гайдамаки и отряды <Вильного козацтва> с криками <всех
жидов перережем> хватали посреди улицы мирных жителей-евреев,
под предлогом ареста <жидовских комиссаров>, уводили их в ка-
зармы и чаще всего расстреливали. Офицеры разъезжали по го-
роду и нагайками избивали евреев. Последние попрятались в
страхе по домам. С утра до ночи стекались к городской думе
печальные сведения о произведенных над евреями насилиях. Ме-
стом тайной расправы стал Михайловский монастырь, где нахо-
дился штаб гайдамацкого отряда (одного из <куреней смерти>).
<Там происходят ужасные, кошмарные сцены, - писала , - 
оттуда никто не выходит живым. Передают также, что ужасные
убийства происходят на Владимирской горке, много трупов сбрасы-
вают оттуда в Днепр> 2. Только за один день 6 марта, - сооб-
щает газета, - были на Владимирской горке найдены 3 убитых
еврея, между ними один инвалид (Борух Зак). На Владимирской
горке произошло также зверское убийство гимназистов братьев
Майзель, 16 и 17 лет. Особенно пострадало еврейское население
на окраинах города - на Подоле и Демиевке. По данным комис-
сии при городской думе, только за время от 1 до 8 марта было
зарегистрировано 172 случая насилий рад евреями, среди них:
22 случая убийств, 11 истязаний, 3 изнасилования, 19 случаев
угроз расстрелами, 28 арестованных, чья судьба неизвестна, 16 - 
без вести пропавших и т. п. Позже число эксцессов уменьшается,
но отдельные случай продолжаются до 20 марта. Упомянутая ко-
миссия была образована при думе еврейскими гласными, совместно
с общиной для защиты еврейского населения от насилий, но комис-
сии оставалось только регистрировать эти случаи, остановить же
1 Гайдамаками были учинены тогда довольно серьезные эксцессы также
в той части Белоруссии, которая по Брестскому договору отошла к
Украине: в целом ряде мелких пунктов в районе Мозыря произошли по-
громы, некоторые даже с человеческими жертвами. Во главе этой части
гайдамаков стоял одесский украинский деятель, лидер <самостийников>,
д-р Луценко.
2  от 7 марта 1918 г.
243
их не было в её власти. Не помогли также старания некоторых
гласных думы украинцев-социалистов. Последние приняли самые
энергичные меры к прекращению эксцессов, объезжали арестные
места, пытаясь освободить невинно арестованных евреев. Украин-
ские депутаты думы обратились к казакам со специальным воз-
званием, в котором писали: <Не. запятнайте Украину самосудами
и массовыми насилиями над человеческими правами. Мы верим,
что солдаты-украинцы хранят завет своих дедов-казаков: безоруж-
ного не бьют. Мы верим, что вы не допустите грабежей и наси-
лий над невинными жителями, к какой бы они нации ни принад-
лежали>.

     Киевская городская дума сыграла в те дни очень видную
роль в деле заступничества за терроризованное еврейское насе-
ление. Городской голова Е. П. Рябцов обратился к <Голове воль-
ного казачества Киева> атаману Данченко с горячим призывом
приостановить насилия: <Прошу вас, - гласило это обращение, опу-
бликованное в прессе, - во имя будущего Украинской народной
республики, остановите казни без суда, самочинные аресты непо-
винных граждан... Остановите преследование казаками евреев,
преследуемых только потому, что в среде большевиков были евреи.
Евреи были и есть и в числе боровшихся против большевиков,
как были и украинцы среди большевиков. Прошу вас, прекратите
кровавое мщение> 1. С аналогичным призывом обратился он
также и к украинскому военному министру Жуковскому и комен-
данту Присовскому. В ответ на эти обращения были отданы при-
казы казакам прекратить насилия. Депутация от всех фракций еврей-
ской общины посетила премьер-министра В. Голубовича, которому
представила меморандум о событиях. Приведя данные о массовых
насилиях, установленных комиссией при думе, меморандум указы-
вал, что эти насилия над гражданами происходят <по националь-
ному признаку>. <Расстреливают почти исключительно евреев, и
погромная волна, которая всегда подтачивает основы государств и
народов, исключительно направлена против евреев>. Меморандум
требовал, чтобы эти злодеяния были приостановлены <всей силой
государственного аппарата>. В. Голубович в ответ заверил депу-
тацию, что курс правительственной политики вообще, а в нацио-
нальном вопросе в частности, остается прежний, и просил передать
еврейскому населению, что нет оснований для тревоги и опасений.
Первоначально власти отнеслись довольно индиферентно к собы-
тиям, считая, что ужасы преувеличиваются еврейским населением.
Но когда кругом заговорили об усиливающихся бесчинствах гай-
дамаков, когда в защиту выступила городская дума, когда об
этом, наконец, заговорил председатель рады М. Грушевский, власти
издали несколько приказов, призывавших казаков прекратить са-
мочинные акты расправы. Ни о каких мерах наказания виновных не
могло быть тогда речи: казаки вернулись в Киев как <избавители
1 См. газету <Киевская мысль> от 3 марта 1918 г.
244
от большевиков>, как опора национального движения, и были
осыпаемы приветствиями. Насколько в действительности власти были
намерены серьезно бороться против погромных насилий, можно
судить по тому факту, что когда учреждена была официальная
комиссия для расследования киевских событии, то первоначально
входивший туда представитель от думы (Ульяницкий) скоро из нее
вышел, заявив,, что <комиссия занимается вовсе не расследованием
мартовских событий (насилий над евреями), а расследованием дей-
ствий большевиков...>

     Незадолго до того избранная на демократических началах киев-
ская еврейская община в своем воззвании к населению по поводу
событий указывала, что официальные власти и представители укра-
инских партий относятся отрицательно к происходящим погромным
эксцессам: <Братья, - писала она, - знайте, что в этих позорных
злодеяниях новое украинское правительство, только что вернув-
шееся в город, неповинно, Все ответственные руководители украин-
ских политических партий стараются всеми мерами подавить по-
громное настроение>. <Это тяжелое время, - писала община, - тре-
бует особого политического такта и осторожности>. <Не делайте
необдуманных шагов> 1. Этими предупреждениями еврейская об-
щина намекала на имевшие место факты, когда во время киевских
эксцессов некоторые еврейские обыватели хотели обратиться в
немецкую комендатуру с просьбой о вмешательстве. Были даже
сведения, что еврейская обывательская депутация из окраин по-
сетила с этой целью немецкие военные власти. Община считала
такие шаги бестактными по отношению к украинцам и предупре-
ждала об этом еврейских жителей. Почти в тех же выражениях,
что представители общины, говорили о поведении официальных
кругов в своем воззвании и еврейские гласные городской думы.
Но в еврейской прессе была несколько другая оценка этого пове-
дения. <Правда, - писала , в статье <Почему они мол-
чат?>, - что украинское правительство неповинно в нападениях на
евреев. Оно, несомненно, не науськивало на них украинских сол-
дат... Но, - и это надо признать, - оно пока относится <нейтрально>
к ужасным событиям> 2.

     Украинское войско уловило, очевидно, этот <нейтралитет> вла-
сти, политику попустительства в вопросе о погромах, и продолжало
свои действия. Но многие представители власти на местах, и осо-
бенно начальники отдельных воинских частей, не соблюдали даже
и этого <нейтралитета> и открыто давали волю антисемитским
эксцессам. И временами чувствовалась чья-то рука, которая напра-
вляла на путь расправы с евреями за деяния большевиков...

     Волна погромов, начавшаяся с возвращением украинских войск
и достигшая высшего проявления в киевских событиях, не оста-
1 По данным архива Киевской общины видно, что авторами этого воз-
звания, защищавшего украинскую власть, были: Н. Сыркин (сионист), д-р
Гарбер (<Поалей-цион>) и, М. Левитан (<объединенец>).
2  от 6 марта 1918 г., передовая.
245
новилась в марте-апреле и затронула ряд пунктов в _Киевской
губернии>. 1 марта в м. Корсунь явился отряд украинцев, во
главе с некием Кириченко. Назвав себя <комиссаром Централь-
ной рады>, он разоружил местечковую охранную дружину и под
угрозой <вырезать всех жидов> потребовал от еврейского насе-
ления контрибуции 1. 2 марта явился отряд гайдамаков в Радо-
мысль, во главе с начальником уездной милиции. Угрожая распра-
вой, этот начальник наложил на евреев контрибуцию. Месяц спустя
этот же администратор явился с отрядом в м. Брусилов Радомысль-
ского уезда, вызвал к себе представителей еврейского населения
и заявил им буквально следующее: <Я уполномочен Центральной
радой сечь, бить, расстреливать, дабы ввести порядок>, и потребо-
вал, под угрозой расправы, внесения контрибуции 2. Через не-
сколько дней после этого <Объединенная еврейская социалисти-
ческая партия> внесла в Малую раду запрос об этом случае 3.
Погромные эксцессы происходили также в начале марта на ст. Буча,
в Гостомеле, позже-в м. Хабное, Бровары и Гоголево. Наиболее
серьезный характер события приняли в последнем пункте. 23 марта
в Гоголево (местечко близ Киева) вошел отряд гайдамаков, кото-
рый напал на еврейские квартиры и застрелил двух евреев. Одним
из убитых был представитель местной общины Б. Каганов. <Войдя
в его квартиру, - говорится,в донесении, - гайдамаки приказали ему
лечь на пол и при отчаянных криках и мольбах его старушки-матери,
жены и шестерых детей в него было произведено два выстрела>.
<Отдав приказ немедленно отвезти трупы убитых на кладбище,
гайдамаки принялись разыскивать других наиболее видных и по-
четных евреев, но последние успели скрыться. Ночью гайдамаки
стали обходить еврейские квартиры и требовать в виде выкупа
денег и водки>. Гайдамаки придумали себе также особую потеху:
одному местному еврею, - сообщается в другом донесении об этих
событиях, - они одели боченок на голову, дали палки в руки и
повели по базару: <Хай грае, щоб дивчата танцювали> 4.

     Среди кровавых эксцессов этого периода должны быть отмечены
события на _железнодорожных_ станциях. Эксцессы эти про-
исходили по линиям Киев-Полтава и Киев-Бахмач. По линии
Киев-Полтава события приняли особенно жестокий характер на
станциях _Гребенка и Ромодан_. Вот что доносят о ст. Гре-
1 Архив еврейского министерства, донесение о событиях
в Корсуни евреев-гласных волостного земства, вход. Nr 1165, от 9 апреля
1918 г.
2 Там же, донесение представителей Брусиловской поселковой управы,
вход. Nr 1080, от 5 апреля 1918 г.
3 Там же, копия запроса в Малую раду от 11 апреля 1918 г.
4 Архив еврейского министерства, донесение представи-
телей м. Гоголева, вход. Nr 1085(<Пусть играет, чтобы девушки танцо-
вали>).
246
бенка уполномоченные трех еврейских социалистических партий
Пирятина в еврейское министерство: <Начиная с первых чисел
марта вплоть до последнего рремени (средина апреля) на станции
производятся насилия над проезжающими пассажирами, сопрово-
ждающиеся ограблениями, издевательствами, а иногда убийствами>.
<На территории вокзала все время подбирают трупы убитых пас-
сажиров... В Пирятиие похоронены 10 убитых в Гребенке евреев,
кроме того 8 человек ограблены и убиты в ночь на 10 апреля> 1.
Еще более жестокий характер приняли бесчинства над проезжаю-
щими евреями на ст. Ромодан: от 30 марта до средины апреля
здесь было убито гайдамаками до 40 евреев. В справке департа-
мента общих дел еврейского министерства приводятся следующие
краткие сведения: <На ст. Ромодан войсковая команда террори-
зирует пассажиров - арестовывают, бьют, грабят деньги, а также
убивают>. Далее приводятся факты: 31 марта расстреляли двух
проезжих евреев, ,6 апреля истязали третьего, 9 апреля избили
и ранили еще одного еврея-пассажира, избили также 60-летнего
старика и его зятя, высекли нагайками другого пассажира 2. Ана-
логичные события, хотя в менее жестоких формах, происходят и
на ст. _Бахмач_: <Гайдамаки нападают на еврейских пассажиров,
беспощадно их избивают и грабят. Они несколько раз отправля-
лись в самый город и расстреляли нескольких евреев, забрав
деньги. Немецкий комендант ответил, что он ничем помочь не
может, а украинские власти никаких мер не принимают> 3.

     Бесчинства казаков вызвали тогда два запроса в Малой раде
16 апреля, внесенные - один сионистами, а другой <объединенными
еврейскими социалистами>. Первый запрос касался специально
эксцессов на железнодорожных станциях. <По сообщению местных
жителей, - гласил запрос, - в районе ст. Ромодан и по сей день
обнаруживаются трупы убитых и удушенных, главным образом
евреев... Происходят грабежи и избиения, причем как комендант
станции, так и другие начальствующие лица не принимают ника-
ких мер к защите населения>. Касаясь событий на ст. Гребенка - 
<второго центра насилий и убийств>, авторы запроса сообщали,
что <вильни козаки> арестовали здесь 9 пассажиров, которых по-
том обнаружили убитыми. <Так называемые <вильни козаки>, - 
сообщается в запросе далее, - высекли вызванного в комендатуру
для объяснения местного раввина, 60-летнего старика... Станции
Роздодан и Гребенка объявлены как бы опасной зоной... После
прохода воинского поезда, вышедшего из Киева 2 апреля, между
станциями Барышевкой и Березанью были обнаружены 2 трупа,
а между Переяславским разъездом и ст. Яготин - 3 трупа. 4 апреля
на ст. Барышевка прибыл вагон, в котором, как потом выяснилось,
находилось 5 трупов евреев, удушенных ремнями и веревками,
1 Архив еврейского министерства, вход. Nr 1263.
2 Там же, вход. Nr 1087 (справка).
8 Там же, вход. Nr 1364, от 19 апреля 1918 г.
247
страшно изуродованных и, очевидно, раньше выброшенных из
вагона на полотно железной дороги, так как у одного оказались
отрезанными обе ноги>. Расправы, происходящие при попуститель-
стве властей, заканчивает запрос, приняли такой характер, что
<возвращают еврейское население к бесправным временам цариз-
ма> 1. Второй запрос, основанный на приведенных уже нами до-
несениях в еврейское министерство, касался эксцессов в Гоголеве,
Брусилове, Корсуни и Радомысле, а также на ст. Ромодан и Гре-
бенка 2. Оба эти запроса были радой приняты (на заседании
20 апреля). Но при этом некоторые представители украинских пар-
тий в неприязненном тоне упрекнули евреев в раздувании известий
о якобы погромленных местах: <там совсем не так страшно, как
говорили интерпеллянты>, - заявил представитель крестьянской тру-
довой партии Крыжановский, а представитель украинских эсеров
Григорьев прямо назвал еврейских интерпеллянтов <нечестной оп-
позицией>.

     В то самое время, как еврейским представителям посылались
эти упреки, волна насилий, хотя и шла уже на убыль, оконча-
тельно еще не прекратилась. Эксцессы происходили в целом ряде
пунктов и особенно часто на железнодорожных станциях, как,
например, по линии Сарны-Лугины, на ст. Ольшаницы, Тараща,
Ставище Киевской губ., на ст. Лозовой и Ромны Полтавской губ.
Об одном из таких эксцессов в районе Таращи сообщается (в
донесении из м. Хащеватое) следующее: <23 апреля евреи местечка
были среди ночи разбужены стрельбой какого-то вооруженного
отряда, который с криками <бейте жидов> напал на дома, разрушил
их, ограбил и 9 евреев ранил, из них 4 женщин. Дети, женщины
и девушки валялись на улице, моля о помощи, но помощи ни-
откуда не было> 3.

     Внимание общества в то время привлекли благодаря вмешатель-
ству В. Короленко насилия, произведенные гайдамаками в _Пол-
таве_. С первых дней свогго прихода в Полтаву гайдамаки стали
избивать на улице евреев. 29 марта они арестовали нескольких
евреев, которых отвели в здание Виленского военного училища
и начали жестоко сечь и избивать шомполами, издевались над
ними, заставили проделывать <немецкую гимнастику>, бить друг
1 Запрос был внесен от имени сионистской фракции М. Гросманом.
Цитируем запрос по еженедельнику <Еврейская мысль> от 26 апреля 1918 г.
К сожалению, запрос, дав ряд важных сведений о насилиях, не сообщил
при этом точно источника, откуда эти сведения заимствованы. Запрос был
напечатан в <Киевской мысли> и в кратком виде также в еженедельнике
<Рассвет>, Nr 16-17, 1918 г.
2 Запрос был внесен <объединенцами>, поддерживал его от имени
фракции М. Шац-Анин. См. копию запроса в архиве еврейского ми-
нистерства (11 апреля 1918 г.).
3 Архив еврейского министерства, донесение из м. Хаще-
ватое (на древнееврейском языке), вход. Nr 1675.
248
друга по лицу; в общем каждый из арестованных получил до 200
ударов; избиваемых заставили при этом кричать <Хай живе вильна
Украина>. Против этих насилий выступил в местной социалисти-
ческой газете <Наша мысль> В. Короленко со статьей <Стыд и грех>.
<Людей секли шомполами, - писал он, - заставили несколько раз пе-
режить ужас предстоящей казни, при этом низко издевались над
их достоинством, заставляя кричать <ура> во славу украинства и
проклятия <жидам> и <кацапам>. <После истязания всех истязуемых
отпустили, потому что они оказались явно непричастными к боль-
шевистской борьбе... Их истязали только за национальность> 1.
<Статья произвела сильное впечатление, - сообщает уполномочен-
ный ЕКОПО, - и вызвала ответы украинских офицеров, оправды-
ьавшихся и отмежевывавшихся от палачей застенка... Молва в
городе приписывайа руководство избиениями полковнику Шапова-
лу> 2. Против Короленко в защиту украинского войска выступил
с запальчивым ответом член рады Макаренко. Несмотря на опубли-
кование приведенных фактов, истязания арестованных евреев и
некоторых русских офицеров продолжались, хотя застенок как
будто перестал существовать. Здание Виленского военного учи-
лища' так и прослыло в городе под именем <Виленского застенка>.
<За свое выступление, - сообщала <Киевская мысль>, - В. Короленко
стая получать предупреждения, что ему грозит избиение и даже
убийство> 3.

     Аналогичной экзекуции, как в Полтаве, были подвергнуты мир-
ные жители-евреи и; в Коистантинограде Полтавской губ. Гайда-
маками были здесь убиты 3 еврея. В апреле были учинены каза-
ками насилия в Кременчуге. Гайдамаки стали хватать евреев, обы-
кновенно торговцев, обыскивали их, истязали, а некоторых тайно
расстреливали; офицеры только поощряли насилия 4. Вопрос об
этих насилиях обсуждался на специальном заседании Кременчугской
городской думы. Представитель еврейской-общины сказал при этом:
<Первым выступлением представителя общины в думе суждено
быть защите запроса о насилиях над евреями. Вместо националь-
но-персональной автономии мы имеем национально-персональное
убийство, избиения, ограбления, издевательства и глумления. Волна
этих насилий катится по всей Украине с первых дней водворения
1 <Киевская мысль> от 19 апреля 1918 г., о событиях в Пол-
таве и о сг. В. Короленко.
2 Архив редакции (1919), отчет уполн. ЕКОПО Я. Казакова о
Полтаве. Речь, очевидно, идет не о М. Шаповале, видном эсере, а об
А. Шаповале, <социалисте самостийнике>, принимавшем деятельное участие
в военных формированиях среди украинцев-военнопленных в Раштате и
причастном позже к ряду крайних шовинистических выступлений; между
прочим, ему приписывали убийство члена рады Нероновича за переход к
большевикам.
3 <Киевская мысль> от 19 апреля 1918 г.
4 Протоколы Кременчугской городской думы, засе-
дание 16 апреля 1918 г, Nr 15, см. архив редакции (о Кременчуге);
также показания Л. Стрижевского.
249
украинской власти после изгнания большевиков, и на днях волна
эта докатилась и до нас>. В результате обсуждения думой была
принята резолюция об образовании следственной комиссии; резо-
люция требовала также присылки <парламентско-следственной ко-
миссии> из центра и предания суду всех виновных начальствующих
лиц. Все эти решения, однако, ни к каким результатам не привели.
Присутствовавшая при оглашении в думе фактов гласная-хри-
стианка сказала при этом: <После выслушанного здесь, что могу я
сказать? Я русская, и мне стыдно быть среди евреев> 1.

     Почти 3 месяца - февраль, март и апрель 1918 г. - тянется пе-
риод огромных эксцессов, чинимых украинскими воинскими отря-
дами. Это была первая встреча национальной армии Украины с
еврейским населением. Позже, с приходом Директории, происхо-
дит вторичная встреча этих двух элементов народонаселения края - 
украинского казака и жителя еврейского местечка, - и результат
оказывается тот же, только неизмеримо более зловещего характера.

     Параллельно с эксцессами украинской армии происходит ряд
других погромов, где главными участниками являются крестья-
не. Это-вторая, и более серьезная, активная сила в погромном
движении. В описываемый нами период погромы, учиненные кре-
стьянами, встречаются, однако, сравнительно мало и спорадиче-
ски. Антисемитизм крестьян выражается в более пассивных формах.
И только позже, в июне-августе 1918 года, когда в связи с обо-
стрившимся революционным брожением вспыхивает крестьянский
бунт против немецко-гетманского господства, движение крестьян
в повстанческих районах обрушивается и на евреев. _Системати-
ческий_ же поход деревни против евреев относится к 1919 г.,
когда повстанческое движение принимает необычайно широкие и
опасные размеры.

     Характерным для настроения деревни, а также для отношения
администрации к насилиям над евреями является погром в м. _Мед-
ине_ Киевской губ. В донесениях местных жителей события ри-
суются таким образом: <22 января крестьяне с. Медвина, явившись
огромной толпой, с пулеметами, винтовками и бомбами, в центр
местечка, начали громить еврейских жителей... Были разграблены
все еврейские лавки и дома. Все товары крестьяне наложили на
подводы и отвезли к себе домой; так же они поступили со всей
домашней обстановкой, движимостью и одеждой медвинских евреев.
По разграблении всего движимого имущества громилы принялись
за недвижимое: они начали поджигать строения; сгорело много
построек. Погром продолжался несколько дней; особенно зверские
формы принимал он по вечерам и ночам... Были убитые и раненые
(1 убитый и 2 раненых)>. Когда пострадавшие евреи обратились
эй содействием к начальнику уездной милиции, последний ответил,
что <без немецкого отряда он бессилен бороться с такой воору-
1 Протоколы Кременчугской городской думы, слова
эти привадлежат гласной думы В. Панератцевой.
250
женной толпой, ибо в с. Медвине насчитывается более трех тысяч
винтовок, много пулеметов и масса ручных бомб>... После долгих
ходатайств начальник уездной милиции, спустя два месяца
после погрома, явился в местечко; убедившись в полном разгроме
еврейского населения, он решил начать расследование среди кре-
стьян, но последние его прогнали. <Крестьянское население на об-
щем собрании заявило, что в погроме участвовали целые общества,
и никаких расследований и дознаний они по делу о погроме не
допустят>, - так сообщает в официальном протоколе о своем посе-
щении Медвина начальник милиции 1. Не добившись расследо-
вания на месте, разоренное еврейское население местечка послало
депутацию в еврейское министерство, а последнее направило ее
к киевскому губернскому комиссару. Вот что сообщает медвин-
ская депутация о том, как она была губернским комиссаром при-
нята: <После того как он долго кричал на нас, топал ногами и
угрожая кулаками, крича, что <все евреи - большевики> и что <90
процентов евреев участвовали в большевистском бунте>, после
того как он вынимал газету и читал имена евреев-большевиков,
он ответил, что ничего не может поделать, так как власти на
месте нет, а из кармана он дать власти не может> 2. Испытания
медвинских евреев этим не кончились. Через некоторое время в
Медвин была все-таки послана часть <сечевиков> для охраны. Но
вот что сообщает один из членов депутации о поведении сечеви-
ков: <Как только они вошли в местечко, 19 апреля, они стали
производить обыски в еврейских домах, врываясь ночью в квар-
тиры; некоторые квартиры они ограбили. Они стали требовать
у евреев выдачи оружия, нескольких евреев арестовали, одного вы-
секли, пришедшую депутацию от еврейского населения чуть не
избили нагайками>. <Отряд этот не только не принес нам ни-
какой пользы, но еще ухудшил наше положение, так как кре-
стьяне радуются теперь на наши неудачи и бедствия> 3. Дикие
насилия над евреями со стороны крестьян произошли в это время
также в м. Саврань Подольской губ. Напавщие на местечко кре-
стьяне райграбили все еврейские лавки, часть местечка сожгли,
двух видных представителей еврейского населения, д-ра Клейна,
стоявшего во главе самообороны, и его тестя, Киржнера, подвергли
зверским истязаниям: первому отрезали руки и нанесли много
других ран, второго так долго гнали по городу и били железными
палками, что он скончался 4.
1 Архив еврейского министерства, вход. Nr 1195, от 10 ап-
реля 1918 г.
2 Архив еврейского министерства, донесение члена мед-
винской депутации, вход. Nr 1210, от 11 апреля 1918 г. Киевским губернским
комиссаром состоял тогда один из видных украинских деятелей и лидеров
партии социалистов-федералистов - А. Саликовский. Вообще он не был ни
раньше, ни после этого замечен как антисемит, и, надо полагать, что здесь
была случайность, но случайность эта характерна.
3 Там же, вход. Nr 1510.
1 См. еврейский еженедельник , Nr 3, 1918 г.
251

     Отношение деревни к евреям выражалось не только в форме
физического насилия и прибыльного погромного грабежа. Анти-
семитизм пустил здесь вообще глубокие корни. Несмотря на рево-
люцию и провоzглашенное равноправие, крестьяне в некоторых
местах выносят приговоры об изгнании живущих в деревнях евре-
ев. В нескольких селах Проскуровского уезда (Подольской губ.)
были уже очень рано случаи, когда крестьяне отказывали евреям,
давно живущим в деревне, в дальнейшем найме помещений, и
евреям пришлось выселиться 1. Начиная с осени 1917 г. случаи
изгнания крестьянами евреев учащаются, особенно в Литинском
и Брацлавском уездах Подольской губ. и Таращанском уезде
Киевской губ. Один из выселяемых в жалобе в еврейское мини-
стерство сообщает: <Крестьяне определенно заявляют, что <_не
треба нам жидив в сели_, нихай вони идут соби у город>.
<Довожу до сведения, - пишет он, - что выселения, производятся во
всех селах Литинского уезда> 2. С начала 1918 г. число таких
случаев еще больше увеличивается. В архиве еврейского мини-
стерства (в отделе <Правовое положение>) имеется за этот пе-
риод целый ряд жалоб на выселение по приговорам сельских
сходов евреев, притом таких, которые живут в селе по 30 и даже
по 60 лет 3.

     Особенно сильны были антисемитские настроения крестьян в
Таращанском уезде Киевской губ. - в том самом уезде, который
несколько позже явился очагом повстанческого движения в Ки-
евщине и одним из важнейших пунктов крестьянской революции
на Украине. Евреи села Скоморошки Таращанского уезда Ки-
евской губ., обращаясь в апреле 1918 г. в еврейское министерство
с просьбой о заступничестве, сообщают, что крестьяне в январе
вынесли на сходе постановление об удалении из пределов деревни
15 живущих там еврейских семей. В конце марта крестьяне снова
на сходе порешили немедленно удалить служащих на сахарном
заводе евреев с их семьями (любопытно, что завод принадлежал
еврею, администрация была также еврейская). На сходе кре-
стьяне вообще высказались за необходимость выгнать всех
поселившихся здесь <жидов> 4. Об аналогичных настроениях кре-
стьян сообщалось в прессе также и из нескольких местностей
Подольской губ.: из Ладыжина и ряда деревень в его районе.
1 <Еврейская неделя>, Nr 21, от 28 мая 1917 г.
2 Архив еврейского министерства (отдел <Правовое по-
ложение>), донесение из с. Семки Литинского уезда, вход. Nr 138, от 8 де-
кабря 1917 г.
3 См., например, там же, жалобу из с. Лукьяновки, близ м. Кашеватое
Киевской губ., полученную 15 апреля (<крестьяне собрались и заявили, что
не хотят еврея>). См. также в архиве еврейского министерства
(отдел погромов) отношения министерства по поводу аналогичных случаев:
к брацлавскому повитовому комиссару, от 28 ноября, и новоград-волын-
скому уездному комиссару, от 29 ноября 1917 г.
4 Архив еврейского министерства, вход. Nr 1232, от 15 ап-
реля 1918 г.
252
Еврейскому министерству пришлось даже специально обратиться
к губернскому комиссару с просьбой принять меры против высе-
ления крестьянами евреев в Литинском уезде 1. Волостные коми-
теты местами принимают постановления о создании особой <черты>
для евреев, выгоняя их из пределов сельского поселения. Осо-
бенно недружелюбно относятся крестьяне к занятию евреев земле-
делием. Они не только вновь не допускают их к земле, но пы-
таются изгнать евреев-поселенцев из еврейских колоний. Так, из
Чеваньской колонии близ Фастова (Киевской губ.) сообщали, что
<среди крестьян идет сильная агитация об изгнании евреев из
колонии с целью отбить у них всякую охоту к земледелию> 2.
В прессе сообщалось также об эксцессах со стороны крестьян в
еврейских колониях Херсонской губ. - Новополтавке, Ефингари и др.

     Антисемитская струя, которую принесла с собою украинская
армия, влилась в деревню, как вода на мельницу, дав новый импульс
и как бы официальную санкцию погромным чувствам. Донося о
насилиях гайдамаков в м. Гоголево Черниговской губ., предста-
вители местного населения делают очень характерное добавление:
<Тревога среди евреев еще усиливается тем обстоятельством, что
темные крестьянские массы, видя, с какой легкостью и безна-
казанностью гайдамаки расправились с евреями, уверовали, что
_гайдамаки присланы верховной властью Украины
для расправы с евреями_, и с этих пор начали смотреть
на последних как на клейменых преступников, находящихся вне
законной защиты> 3. Деревня оказалась необычайно восприим-
чива к погромным идеям и всегда охотно шла вслед за буй-
ствующим гайдамаком с пустым мешком забирать еврейское добро.
Но зато она часто оставалась довольно равнодушной к _положи-
тельным_ моментам украинского национального движения. Один
нз наблюдавших настроение крестьян в пункте, который впослед-
ствии прославился рядом погромов, - в м. Иванкове Киевской губ.,
передает следующую любопытную сцену: <В апреле 1918 г. мест-
ные украинские деятели устроили празднество в память Шевченко
и пригласили также евреев принять участие. Евреи согласились,
и в устроенной манифестации участие приняли еврейские обыва-
тели (baalebatum) во главе с раввином; кроме них шло всего
человек 10 украинцев. Крестьяне отнеслись ко всей этой манифеста-
ции с насмешкой, освистали ее, издевались и назвали <жидовской
манифестацией>... 4.
Украинская пресса в общем высказалась против погромных
эксцессов. Орган украинских эсеров <Боротьба> во время киев-
1 Архив еврейского министерства, отношение к комиссару
в Винницу, исход. Nr 174, от 5 декабря 1917 г.
2 Там же, донесение из Чеваньской колонии, вход. 843, от 15 марта 1918 г.
3 Там же, донесение о событиях в Гоголеве, от 5 апреля 1918 г.
вход. Nr 1.385.
4 Архив редакции (1919 г.), доклад о событиях в Иванкове, за-
писанный по сообщению секретаря общины А. Кагана.
253
ских событий писал, что необходима следственная комиссия об
этих эксцессах, и что комиссия должна быть под контролем насе-
ления. Однако он не указал, кто является участником эксцессов.
Более открыто выступил тогда орган украинских эсдеков <Робит-
нича газета>: <Мы знаем, - писала она, - что безответственными
лицами делаются попытки среди бессознательной массы предста-
вить большевистские события, как власть евреев, как еврейскую
интригу. Мы должны самым энергичным образом протестовать
против таких слухов и призвать к единению и сотрудничеству с
еврейской демократией. Мы должны напомнить этим безответ-
ственным лицам, что отношение еврейских партий к большевизму
было все время резко отрицательное>. Против погромов выступила
также <Нова рада> (орган социалистов-федералистов), но она скры-
ла истинных виновников, хотя не могла о них не знать. <Дикую
погромную агитацию, - писала она, - ведут тайные черносотенцы и
хулиганы, также сомнительные <большевики>, чтобы замести следы,
и просто обыватели. Мы уверены, - добавляла газета, - что погро-
мов и насилий не будет, что украинская армия не пойдет, не может
пойти по пути большевистских грабителей> 1. Прошло несколько
дней, волны антисемитизма сильно поднялись, и <Нова рада> сама
выступила с рядом открыто антисемитских статей. На страницах
этой газеты в разгаре гайдамацких эксцессов в Киеве была поме-
щена статья, в которой автор писал, пытаясь передать аргументы
казаков: <Нам стреляли в спину... Евреи носили пищу большеви-
кам, сообщали им о наших патрулях, с красными повязками на
рукавах пролезали, чтобы оказать им помощь. А когда большевики
победили, вся еврейская молодежь перешла в ряды красногвар-
дейцев>. <Еврейское население нас не любит, не сочувствует нам...
Мы знаем, что при новом случае евреи нас снова преда-
дут, будут стрелять в нас, доносить на нас... Мы - солдаты, и
на стрельбу мы отвечаем стрельбой, на удар - ударом>. Передавая
эти аргументы, автор добавляет: <Логический ход мыслей у каза-
ков вовсе не так дик>. <Евреи должны принять меры к тому,
чтобы подавить злобу против них, они должны отречься от Чуд-
новских, Райхштейнов и Шапиро. Они на деле должны дока-
зать свою преданность украинскому государству, а не держать курс
по политической погоде> 2. Вслед за этим с аналогичной статьей
(<Евреи и украинское войско>) и с теми же аргументами открыто
выступил редактор газеты, видный украинский деятель и товарищ
председателя рады А. Никовский. Рисуя положение казаков в
Киеве при наступлении большевиков, он писал: <К большевикам
прокрадывалась с нарукавными знаками <Красного креста> еврей-
ская молодежь, которая затем вооружалась винтовками против
украинских каэаков. Украинские войска попали как бы в мышеловку,
1 Цит. по , Nr 31, от 6 марта 1918.
2 Ст. Яриновича в газ. <Новая рада>, Nr 28, 1918 г. Как известно,
Яринович - псевдоним редактора газеты А. Никовского.
254
всюду они были окружены врагами. Когда, наконец, украинцы
вынуждены были уйти, <Киев> стрелял им в спину до последнего
строения под Святошином. Присматриваясь к единичным. и груп-
повым врагам своим, украинцы отлично разглядели, что это была
_исключительно еврейская молодежь_ - студенты, гимна-
зисты, рабочие>. <Казаки снова пришли в Киев. Куда же именно
пришли они? Не более и не менее, как во вражеский город...
Они (евреи) молчат о нашем приходе, они молчат о всех бес-
чинствах против нас их родичей и сыновей, но зато шумят по
поводу самочинных арестов, все убийства валят они на нашу
голову, агитируют против украинской власти, а тем временем они
не отказываются от заработка около немцев>... <Казаки, - продол-
жает А. Никовский, - в парламенте не бывают... там слова, а на
Васильковской улице (еврейский район) такие дела, что на каж-
дом шагу оглядывайся, чтобы чего доброго тебя не сразила пуля,
пущенная национальным меньшинством>. Еврейство прячется за
думу, за прессу, но непосредственно оно ничего не сказало...
А ведь у киевского еврейства имеется свыше 40 различных обще-
ственных организаций... Почему они не протестуют (против боль-
шевиков)? Почему они, евреи, до сих пор не заявляют, что они
также граждане Украинской республики?>... И дальше опять:
<Красногвардейцы, состоящие преимущественно из евреев, расстре-
ливали украинцев за то, что они - украинцы, а их отцы и братья
указывали, где и кто из украинцев прячется, кто кем был во
время <господства украинцев> 1. Так писал наиболее умеренный
и солидный украинский орган в разгаре гайдамацких насилий,
давая полное моральное и психологическое оправдание этим на-
силиям 2. Позже, правда, эти украинские органы печати осмо-
трелись и переменили свой тон, но пропасть между украинскими и
еврейскими деятелями все больше и больше расширялась.

     Озлобленное настроение украинских деятелей против националь-
ных меньшинств особенно остро проявилось на заседании Малой
рады 17 марта, при обсуждении мирного договора с центральными
державами, заключенного украинской делегацией в Бресте. Засе-
дание, сообщает очевидец, носило характер открытого скандала и
превратилось в ряд эксцессов против <меньшинств>. Им мешали
говорить даже члены рады, а с хор неслись крики и ругань.
Вопрос шел о том, ратифицировать ли мир или нет, при этом все
украинские, а также и все еврейские партии, кроме <Бунда>,
высказались за ратификацию, а <Бунд>, российские <меньшевики>
и социалисты-революционеры были против. Ораторами последних
1 Не имея под рукой этого номера <Новой рады> (ст. помещена 9 марта),
мы цитируем по еженедельнику <Еврейская мысль> Nr 16, 1918 г,
(<Первое предостережение>), где статья передана почти полностью. См. 
также , от 11 марта 1918 г.
2 С аналогичным обвинениями против евреев выступил тогда также
украинский эсдек Сьогобочный (Гр. Гетьманец) в специальной брошюре
<До страшних днўв у Кў∙вў>.
255
трех партий были _евреи_ (Рафес, Биск и Скловский). Все они
отклоняла этот мир отнюдь не из-за каких-либо еврейских
национальных соображений. Даже представитель <Бунда> не этим
аргументировал; он говорил украинцам: <Вашим миром вы продали
русский народ и окраинные народы России>. И несмотря на то,
что прочие четыре еврейские партии голосовали вместе с украин-
цами, возбуждение против евреев, особенно в публике, было так
велико, что председатель рады, М. Грушевский, велел страже
очистить хоры. <Украинцев выгоняют, а жиды остаются хозяйни-
чать>, - кричали с хор. <Украинцы остаются здесь>, - ответил Гру-
шевский, показывая на себя 1. Несмотря на такое обострение
страстей, еврейские представители три дня спустя приняли участие
совместно с украинцами в торжестве празднования годовщины
рады. <После всего, что Украина пережила, мы стали уверены,
что она может и будет жить>, - ваявил представитель <объединен-
цев>, Ю. Новаковскйй. С такими же приветствиями выступили и
другие еврейские партии. Представитель <Бунда>, М. Рафес, при
этом сказал: <Против национальных меньшинств началась кампа-
ния. Этим хоронят революцию. И если мы с вами не найдем
пути сближения, мы оба будем похоронены>. С другой стороны,
оратор <социалистов-федералистов> Кушнир заявил: <Пока мень-
шинства не пойдут с нами, мы будем шовинистами>... 2.

     В этих словах представителей двух национальностей Украины
заключались два резко противоположных рзгляда на сотрудниче-
ство. Точно стена стояла между ними. Ненормальное положение,
в какое попала еврейская общественность при национальной поли-
тике украинцев, вызвало у некоторых еврейских деятелей сомне-
ние в действительной выгоде самого института национальной авто-
номии. В статье <Завоевание или утеснение?> один из лидеров
<объединенцев>, М. Литваков, писал: <Украинцы постепенно пре-
вратили этот институт в какую-то государственно-политическую
черту оседлости>. <Они говорят евреям: заберите у нас круг
ваших специальных дел, делайте там, что хотите, разрешайте себе
свои вопросы, как вашей душе угодно, но украинское государство -
это вас не касается, это предоставьте нам>. Автор указывает
далее, что все важнейшие акты в раде - все, начиная с третьего
универсала, - были решены без ведома и воли национальных мень-
шинств. <Правда, им после всего разрешали прочитывать свои
декларации, но самое чтение этих деклараций превратилось в род
экзамена на верность украинскому государству. А экзамен был
строгий, беспощадный и пристрастный>... 3.
Оглядываясь назад на весь этот период погромных эксцессов,
следует отметить, что еврейское население в целом и в этот
1  от 19 марта 1918 г. Мир был ратификован всеми
голосами против 7 (<меньшевиков>, <Бунда>, российских эсеров и польского
<централа>).
2 Там же от 22 марта 1918 г.
3 Там же от 25 марта 1918 г. ().
256
период не чувствует себя еще терроризованным погромными собы-
тиями. Несмотря на довольно широкий и непрерывный характер
погромов, провинциальное еврейство проявляет известную энергию
в борьбе с ними. Выше мы привели ряд фактов о деятельности
вооруженных отрядов самообороны, которым не раз удавалось от-
стаивать местечко. Но благодаря все большему усилению реакцион-
но-шовинистического курса не только стало невозможным официаль-
ное признание еврейских отрядов, но в некоторых местах нача-
лось даже _разоружение_ самообороны. Так, например, евреи
м. Голованевска Подольской губ., чья дружина получила впослед-
ствии, в 1919 г., большую славу, обратились теперь в еврейское
министерство с просьбой исходатайствовать возвращение отнятого
у них оружия; в местечке имелась <боевая дружина при комитете
общественной безопасности>, которая была разоружена уездным
комендантом. Общей участи подверглась также и <Еврейская боевая
дружина> в Одессе. Одесская дружина возникла по инициативе
еврейских общественных деятелей в августе 1917 г., в разгаре
<пьяных беспорядков>, и скоро превратилась в серьезный воинский
отряд, сыгравший большую роль в охране города от погромов.
Дружина просуществовала, с перерывами, при всех властях, свыше
двух лет. Она имела постоянный оплачиваемый состав из бывших
солдат и содержалась на средства еврейского населения, а одно
время даже субсидировалась городской думой. Дружина была строго
аполитична, преследуя только цели защиты еврейского населения
и вообще охраны города. Особенно велико было ее значение в
период борьбы между большевиками и украинцами, а позже нем-
цами, когда ей действительно удалось уберечь Одессу от погрома.
Накануне приходя немцев на Украину дружина насчитывала до
600 постоянных членов (кроме резервов), расположенных в 12
казармах, была хорошо вооружена и имела пулеметные команды.
По приходе немцев дружина была ими разоружена; сдав большую
часть оружия (22 пулемета, 1000 винтовок и массу патронов),
дружина приблизительно треть оружия тайно закопала. С уходом
немцев, в конце 1918 г., дружина была восстановлена, но вто-
рично разоружеяа большевиками в апреле 1919 г. Восстановлен-
ная к приходу деникинцев, в августе 1919 г., она была ими
в третий раз и окончательно расформирована 1. Вооруженная
самооборона существовала также в Екатеринославе, но здесь не
было общего отряда, а каждая из трех еврейских социалистических
партий имела свою дружину, и кроме того имелся отряд Союза
евреев-воинов. Дружины были хорошо вооружены, и благодаря
этому погромная агитация в городе не приняла активных форм.
1 См. подробно об одесской дружине записки и воспоминания С. Яко-
би, ее организатора и руководителя, в архиве редакции. Кроме этой
дружины, имевшей специальные цели самообороны, в Одессе существовала
еще еврейская воинская часть, так называемый <еврейский батальон>, обра-
зовавшийся с разрешения Генерального секретариата и расформированный с
приходом немцев.
257
В более слабой форме отряды вооруженной самообороны суще-
ствовали и в ряде других городов (например в Харькове), но
все они вынуждены были при немцах и гетмане ликвидироваться.

     Помимо мер самозащиты попрежнему, как и в предыдущий
период, были пущены в ход меры политического воздействия на
правительство и просьбы о помощи. Как и раньше, эту задачу
воздействовать на власть взяло на себя еврейское министерство,
куда продолжали стекаться все донесения с мест о насилиях. Но
в этих донесениях уже больше жалобы, чем требования, как
бывало прежде. Чувствуется, что провинциальное еврейство посте-
пенно теряет веру в действительную силу своих национально-
государственных прав и смущено крепнущим шовинистическим
курсом. Успех обращений еврейского министерства к власти был
также неодинаков в разные периоды. До января 1918 г. обраще-
ния приносят известные результаты: властью посылается на места
охрана, назначается кое-где следствие, образовываются комиссии
по борьбе с эксцессами. Начиная с января и дальше ни о ко-
миссиях, ни о следствиях, ни тем менее о посылке отрядов для
борьбы с эксцессами не слышно, - ведь активными участниками
эксцессов являются часто сами украинские воинские отряды.

     Круг погромных эксцессов, связанных с <золотым периодом>
украинского национального строительства, завершился к маю
1918 г. Последние месяцы этого периода характеризуются попра-
вением курса и диктатурой <национального большевизма>. В эти
месяцы рельефно наметились те два канала, через которые на
Украине накоплялась и текла погромная энергия - национальная
украинская армия, реставрированная в духе гайдамачины, и укра-
инская домовито-анархическая деревня, еще не распустившая свои
огромные повстанческие потенции. С мая и дальше происходит
резкое изменение в государственном устройстве молодой Украины,
наступает период немецкой оккупации, гетманщины и ликвидации
революционных завоеваний. Погромные события в этот новый
период протекают уже в других условиях, хотя преемственно свя-
заны с <золотым периодом> украинского движения.


----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
W nachalo razdela
Prodolzhenie memuarow Cherikovera
Sinonimy kl`uchewyh slow: cerikove
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/cerikove.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/cerikove.zip . )
Hosted by uCoz