(Письмо в ответ на приглашение к дискуссии о 
логике рабочих Nr 1)
`
     Известен анекдот: студент показывает преподавателю разбросанные 
точки и спрашивает, как ему провести через все эти точки прямую. 
Преподаватель отвечает: надо провести прямую через любые две из них, 
а если остальные не лягут - задача не имеет решения.
     Слушатели смеются: преподаватель должен был понять, что студенту 
нужен ответ совсем на другой вопрос, и это уже не задача (когда есть 
формулировка - что требуется), а проблема (когда ещё надо понять - а 
что же, собственно, требуется). (Для гуманитариев: настоящий вопрос 
должен звучать примерно так: как можно формализовать интуитивное 
представление о "хорошем" и "плохом" прохождении прямой вблизи данных 
точек).
     Похоже, здесь тоже нужен не просто формальный ответ. На мой, 
взгляд, дело в том, люди в большинстве своих поступков ВОВСЕ НЕ 
ПОЛЬЗУЮТСЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКОЙ. И это не потому, что их не приучили к 
этому в школе. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА ОБЪЕКТИВНО НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ТОГО, 
ЧТОБЫ ЕЮ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, ЭТО ЛИШЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ 
ИНСТРУМЕНТ С ВЕСЬМА УЗКОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРИМЕНИМОСТИ. Реально приходится 
руководствоваться НЕ СТОЛЬКО ЛОГИКОЙ, СКОЛЬКО ВЕРОЙ.
     Человека можно припереть к стене аргументами - но если вывод 
противоречит его вере, он может заявить: это не значит, что Ваше 
утверждение истинно, это значит, что неадекватны реальности исходные 
посылки или методы рассуждения.
     Ещё одно важное обстоятельство: в общественной жизни (в отличие 
от естествознания) всё, что не укладывается в принятую схему, легко 
списать на фальсификацию.
     К сожалению, о точке зрения именно рабочих я могу лишь делать 
предположения. Есть люди (лично видел), которые даже из 
оппозиционного плаката (который я старался сделать максимально кратким) 
способны прочесть по слогам максимум два слова, 
после чего их типичная реакция - матерная ругань. 
Как рассуждают такие люди и типичен ли их способ рассуждения 
для рабочих - мне самому очень интересно. С другой стороны, мне 
кажется правдоподобным, что во многих случаях способ рассуждений был 
близок к изложенному ниже. К сожалению, если это так, задача 
переубеждения оказывается сложной, а подчас и невозможной, но, 
похоже, это так и есть.
     Рассмотрим два РЕАЛЬНЫХ клинических случая.

     А., сотрудник советского НИИ. До 1986-го года - нормальный 
советский человек.
     Анамнез отягощён: А. задолго до перестройки слышит в своём 
окружении антисоциалистические комментарии. По поводу кумовства: то 
ли дело при капитализме - если капиталист вместо специалистов будет 
брать родственников и знакомых, он вылетит в трубу. По поводу 
заметного уже при Брежневе кризиса экономики: у нас заводы не 
заинтересованы во внедрении новшеств - то ли дело при капитализме, 
капиталист, если не будет внедрять изобретения, обанкротится. А. 
резко не нравятся восхваления в адрес генсека и замалчивание реальных 
проблем. По поводу честных людей - жертв репрессий A. считает, что в 
его окружении - редкая флуктуация.
     1986-й год. Не редкость - превышение фона в 50 и более раз. По 
телевидению - московская пенсионерка на вопрос корреспондента 
отвечает, что рассказы западных радиоголосов о радиации - ложь, 
потому что вчера по телевизору сказали, что это ложь; африканец - 
учащийся какого-то киевского вуза, уезжающий на каникулы - на вокзале 
в Минске на вопрос о радиации в Киеве отвечает, что он ничего не 
почувствовал. Рассказывают, как у других конфисковали счётчики. И 
5-го мая - День Печати - заголовки типа "Пресса - могучий инструмент 
гласности" - и молчание о радиации.
     А. делает вывод: верить правительству, допустившему такую ложь, 
нельзя. А. начинает слушать западные радиостанции.
     С разворачиванием перестройки А. замечает, что "демократическая" 
трактовка истории убедительнее объясняет флуктуацию числа жертв, чем 
коммунистическая. Вера тому, что пишут "демократы", становится 
безоговорочной. Нина Андреева и маршал Ахромеев могут говорить сколь 
угодно логично - А. считает их в лучшем случае искренне 
заблуждающимися, в худшем - корыстными сторонниками сохранения 
системы лжи.
     А. охотно повторяет тезисы "демократической" пропаганды. 
Капиталист будет вкладывать в производство, а не в предметы роскоши и 
т.п., иначе разорится. Партноменклатура эксплуатирует карикатурный 
образ капиталиста - на самом деле капиталист вкалывает, скромно одет, 
капиталистами становятся талантливые организаторы производства. Везде 
капитализм обеспечил более высокий уровень жизни; китайские продукты 
- символ низкого качества, на Кубе и в Северной Корее - голод, из 
Кубы бегут в США. При социализме средства тратятся на экономически не 
обоснованные проекты, за провал никто не отвечает - капиталист 
рискует своим капиталом и не станет растить кукурузу за полярным 
кругом. И, конечно, нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка, как 
нельзя постепенно переходить на левостороннее движение. Всё, что 
этому противоречит - коммунистическая пропаганда.
     В 1991 г. автору попадается  интервью Бельской с Розовской (в 
журнале "Знание-Сила"), из которого достаточно очевидно, что никакого 
цивилизованного капитализма у нас не будет. Реакция А.: аргументы 
серьёзные, опасность есть; но вроде ведь выбран правильный путь, 
которым идёт всё цивилизованное человечество - хочется надеяться, что 
эти опасения не реализуются. С этого момента А. осознаёт, что его 
поддержка "демократов" основана на вере.
     Перед референдумом о независимости Украины местные "демократы" 
допускают в глазах А. ошибку, расписывая, как богато будет жить 
Украина; редкие прогнозы нехватки нефтепродуктов представляются ему 
гораздо убедительнее. Реакция А.: вроде автор умный, 
незаангажированный, наверно, так и есть, похоже, привирают демократы, 
наверно, рассуждают - мол, рабочие глупы, если им не расписать, как 
они будут богато жить, они проголосуют за прежнюю систему лжи; очень 
жаль, ведь так можно и доверия лишиться, да и просто противно, когда 
лгут; но ведь не все демократы лгут, это только часть, а 
большинство - честные и компетентные; демократы по крайней мере не 
лгали так, как коммунисты; Япония тоже бедна ископаемыми, а уровень 
жизни высокий; как-нибудь выкрутимся.
     А. видит среди духовных лидеров местных "демократов" людей, не 
вызывающих уважения (в частности, поэта, которого A. считает 
графоманом), но рассматривает это как исключение.
     В дальнейшем А. с недоумением читает проповеди инстинкта 
собственности (у него такого инстинкта нет), но продолжает верить: 
капиталисты востребуют науку, а моральные аспекты капитализма 
придётся терпеть как меньшее зло.
     Заявления типа того, что наука в СССР обслуживала имперские 
нужды, а независимой Украине наука не нужна, это расточительство - 
мол, Япония и Южная Корея прекрасно обходятся без науки, или что 
нефть не нужна - "хлибця посиемо та й будемо жыты", прочтение книги 
Акио Морита "Сделано в Японии" (по характеристике А. - подрывная 
литература; А. пересказывает отрывки знакомым с комментариями "вот
как нас дурят"), информация о том, что за поддержку отечественной науки 
подписались только представители левых партий - не подписался ни один 
представитель "национально-демократических сил", вызывают у А. 
критику к своему состоянию. Он начинает следить за оппозиционной 
прессой. Вскоре его состояние улучшается. В настоящее время 
наблюдается стойкая ремиссия.

     Б., сотрудник того же НИИ. Знает из рассказов родных, как его 
дед тяжёлым трудом заработал на клочок земли, как он и его семья 
мечтали вести собственное хозяйство. Только развернулись - пришла 
коллективизация, всё забрали в колхоз - там оно и сгнило. В 1934-м Б. 
выжил лишь потому, что родители хорошо спрятали зерно. Перед 
войной его родственница из Западной Украины бежала от "страшных 
большевиков" на Запад, осела в Италии, устроилась сельской акушеркой. 
Другая родственница работала в колхозе под Киевом. В годы перестройки 
они съездили к родственнице в Италию. Это, по словам Б., перевернуло 
его мировоззрение, отныне он никогда не будет верить коммунистам.
     С точки зрения Б., беда украинского народа - в том, что, будучи 
европейским народом, он попал в подчинение России, и надо всеми 
силами стремиться в НАТО и т.п. - подальше от России. Однажды он 
рекомендует собеседнику прочесть некоторую книгу, автор которой 
доказывает, что во всех бедах украинского народа виноват русский 
народ. Тот читает первые 60 страниц (больше не выдерживает) и на 
каждой находит 2-3 ляпа, не выдерживающие никакой критики. Собеседник 
показывает Б.: вот, смотрите, автор пишет, что русские - не славяне, 
т.к. среди их предков были угро-финны, и поэтому мы - цивилизованные 
европейцы, а они - нет; но ведь венграм и финнам никто не отказывает 
в праве называться цивилизованными европейцами из-за того, что их 
предками были угро-финны; или вот - автор пишет, что о варварстве 
русских свидетельствует то, что у цивилизованных народов самоназвания 
- существительные, по типу "украйинэць", а самоназвание "русский" по 
своей форме - прилагательное; мол, это суррогатное самоназвание - не 
имели настоящего, так взяли по названию территории; но давайте 
вспомним: италиано, португэш, ... Б. соглашается, но говорит: ну вот, 
Вы к мелочам придираетесь - а ведь достаточно малой части 
написанного, чтобы держаться от России подальше. Собеседник находит 
статью Шафаревича "Русофобия", даёт ему. Ну вроде железная логика - 
не видно, как Б. мог бы возразить. Возвращает: вот спасибо - я 
откопировал первую страницу. Как замечательно сказано: русские 
полюбили сильную, жестокую власть и саму её жестокость... Правда, 
потом автор на тринадцати страницах пытается опровергнуть эту точку 
зрения, но, по-моему, совершенно неубедительно, а первая страница 
просто прекрасна. - Хорошо, а как насчёт расправ над католическими 
священниками в Мексике? - Это, скорее всего, коммунистическая 
пропаганда, может, никаких расправ и не было. Даю статью Лестера 
Турова (из "Литературной газеты") про проблемы Запада - реакция: 
пусть у нас пока что будет так, как у них, а тогда можно будет и 
подумать, как решать эти проблемы. По поводу бандеровцев: настоящие 
бандеровцы - патриоты, сражавшиеся за право жить на своей земле по 
своим обычаям, а все преступления, приписываемые им, совершали агенты 
НКВД, переодетые бандеровцами. Б. дают газету "Нескорена нацiя" с резко 
антидемократичными пассажами: опять Вы что-то нетипичное выискиваете. 
Показываю статьи С.Кара-Мурзы. Б. просматривает: - Я такое даже не хочу 
читать, это же великорусский шовинист - видите, оправдывает 
построение великой державы. Человек искренне верит, что в Западной 
Европе считали священной частную собственность, и собственность 
защищала человека, а причины бед России - в неуважении к частной 
собственности; любые контрпримеры Б. объявляет коммунистической 
пропагандой. (Интересно будет показать книгу Паршева - какова будет 
реакция на неё).
     Согласно Б., патриарх Филарет - за государственность Украины; 
заявления, что он был агентом КГБ, и рассказы про коррупцию в 
филаретовской церкви - коммунистическая пропаганда. Павлычко - ему 
приходилось славить КПСС, чтобы давали публиковать и что-то другое, а 
теперь пишет искренне. Бомбардировки Югославии - заслужены, албанцы, 
как и мы, хотят лишь жить на своей земле по своим обычаям, а 
Милошевич - это маленький Наполеончик, к тому же коммунистический, и 
тем, кто его поддерживает, так и надо.
     Собеседник говорит Б., что для сравнения эффективности 
капитализма и социализма надо рассматривать не только страны-лидеры, 
но и третий мир. - Не надо говорить о третьем мире, я не знаю, в чём 
там дело - может, они просто ленивы или неумелы; я знаю, что мы были 
европейским народом, пока нас не присоединила Россия, я знаю, как 
живут другие европейские народы; у них - частная собственность, а у 
нас её попытались ликвидировать. Я забочусь о своём больше, чем об 
общем, это естественно для человека, частная собственность - это на 
уровне инстинкта; если бы у власти были патриоты - мы были бы 
европейской державой, а сейчас при власти слегка перекрасившиеся 
коммунисты. Но ничего, благодаря частной собственности, демократии и 
давлению Запада всё нормализуется.
     В происходящем Б. выискивает хорошее (на авторынке стал широкий 
выбор запчастей, можно свободно купить стройматериалы). Всё 
нехорошее, с его точки зрения, временно или нетипично. Тенденции к 
улучшению состояния Б. не видно.

     Небольшое пояснение: А. - это я сам.
     Думаю, что часть рабочих рассуждала похожим образом: те, кто 
говорили про коммунизм, изолгались, а вот эти коммунистов критикуют 
за ложь и зовут к демократии - им и поверим. Они, пожалуй, могли бы 
добавить, как распределяются между нужными людьми профкомовские 
путёвки и квартиры, как начальство пользуется не записанными ни в 
каких законах привилегиями - вот уж демократы с этим покончат. А если 
бы им попалась на глаза обсуждаемая статья - отреагировали бы по 
типу: вон сколько теряется из-за плохой организации производства, 
капиталист такого не допустит.
     А дальше на подсознательном уровне (именно так было у меня!) 
запускался механизм "улучшения" сказанного "демократами". Оппонент 
мог писать сколь угодно логично - это вызывало лишь мысли, что он 
где-то ошибается (опровергнуть нельзя - информация для проверки 
обычно малодоступна, просто те, кто раньше говорили похожие вещи, 
пойманы на лжи), а "демократ" мог позволить себе и ляпсус (ошибся 
человек, ну с кем не бывает - надо самому мысленно исправить 
ошибочные детали, а главному можно верить). Когда сам на Западе не 
был - можно поверить, что там большинство акций принадлежит рабочим, 
пока "реформаторы" не опустили тебя под одобрительные возгласы Запада 
- можно поверить, что Запад хочет всеобщего благоденствия.
     На мой взгляд, этот механизм имеет ясную подсознательную основу: 
нормальный человек хочет жить в психически комфортном мире. Если 
что-то нарушает психический комфорт - надо проверить, может, 
соответствующая информация неверна, или же надо это охарактеризовать 
как нетипичное. Именно этот механизм, по-моему, лежит в основе и 
многих религий, и веры отдельных людей в то, что их арестованные 
знакомые - на самом деле шпионы и диверсанты, и нынешней веры в 
демократию. И бесполезно объяснять такому человеку, что он неправ - 
он отбросит как недостоверное или нетипичное всё, что ведёт к 
неприемлемым для него выводам.
     Мне кажется, что предположение о том, что и другие 
руководствуются в первую очередь верой, позволяет объяснить их 
кажущуюся алогичность (им про эффективность, а они про сталинские 
репрессии): у них есть парадигма (хотя они могут и не знать такого 
слова), а им говорят о чём-то, что в эту парадигму не укладывается - 
это вызывает лишь раздражение. В связи с этим мне представляется 
важным, чтобы критика исходила от единомышленника или лица, 
вызывающего безусловное доверие (Розовская и Морита в моём случае) и 
выглядела как желание системе успеха, стремление её улучшить или как 
рассказ об её достижениях, среди которых есть и некоторые недостатки 
- тогда у критики есть шанс взорвать систему изнутри. (Это, по-моему, 
относится и к книге Паршева - для сожалеющих о невозможности 
предусмотрены слова утешения.).
     Ещё пример: среди моих московских знакомых ещё несколько лет 
назад была распространена эйфория по поводу демократии. Как же - 
коммунисты растащили золотой запас, а демократы его восстановили; 
или: у нас в поликлинике работал бездельник и карьерист, его 
поддерживал партийный комитет - тогда его нельзя было уволить, а 
теперь уволили. С гордостью говорят, что очереди стали меньше (тогда 
ларьков ещё практически не было). - Хорошо, прилавков столько же, 
потребности те же - за счёт чего же очереди меньше? - Да, 
действительно, непонятно. Наверно, за счёт приезжих. Советую читать 
оппозиционную прессу, говорю, что там бывают интересные вещи: нет, 
нам это не интересно. Сейчас ведь демократия, можно самому выбрать, 
что читать - нечего снова читать коммунистов.
     Вот реальные высказывания реальных москвичей - назовём их В. и 
Г.
     В.: На предвыборном митинге коммунисты силой прогоняли от 
микрофона представителей других партий, хотя, по замыслу 
организаторов, должны были по очереди выступить представители всех 
партий; слушали ком-стов одни пьяницы и бомжи. 
     Г.: Никаких пьяниц на митингах коммунистов я не видел. Наоборот, 
один человек - вовсе не пьяница - слегка выпил, чтобы не чувствовать 
холод, так его сторонились.
     В.: За ком-стов голосует провинция - потому что там мало 
интеллигенции, а в Моск. и СПБ интеллигенция голосует за демократов.
     Г.: Москва и СПБ - это мафиозные города. Перепадают крохи от 
взяток за устранение предприятий-конкурентов - вот люди и голосуют за 
"демократов".
     В. (в ответ на моё замечание, что правительство России строит 
храм Христа Спасителя, когда многие живут в общежитиях или стеснённых 
жилищных условиях). Так ведь он строится на пожертвования, а не на 
государственные средства. - Вроде наоборот, какой-то церковник на 
обвинения в аморальности такого строительства оправдывался, что это 
государство выделило средства. - Я такого не видела.
     Г. (в ответ на предыдущие рассуждения): Естественно, 
пропагандистский трюк. Зайдёте ко мне в лабораторию - обратите 
внимание на проект строительства новых корпусов МГУ. Так на него 
денег не нашлось, а на х.Х.С. - нашлось.
     Как видим, один и тот же факт в изложении разных людей не только 
по-разному интерпретируется, но и выглядит по-разному, так что можно 
подумать, что речь идёт о разных фактах (скорее всего, митинги не 
очень различались, но каждый видел в первую очередь то, что 
согласуется с его парадигмой) 
     Не касаюсь вопроса, как конкретно можно действовать 
в таких условиях - я сам не знаю, как.
`

Na glawnuju stranicu / To main page
K nachalu razdela / To beginning of section
Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
Sinonimy kl`uchewyh slow: rabocie2
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/rabocie2.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/rabocie2.zip . )

Hosted by uCoz