`
323
`
Так, например, <министр> дорог пренаивно заявляет, что глав- 
нейшей задачей министерства дорог является борьба... с безбилет-
ныйи пассажирами. И в самом деле, имея несколько десятков верст 
железных дорог, что можно на них делать? Только ловить бедных 
<зайцев>.
`
Точно так же и деятельность всех прочих <министерств> своди- 
лась к самым мелким техническим функциям, которые в настоящих 
министерствах выполняются средними чиновниками. Так, деятель- 
ность <министерства финансов> ограничивалась исключительно до- 
ставкой из Берлина напечатанных там гривен и отчасти печатанием 
их в Каменце. Правда, <министр> финансов Б. Мартос пытался 
действовать в государственном масштабе и даже вырабатывал в 
этом направлении законы. Однако эти законы вызывали даже у 
безграмотных атаманов одни насмешки. Таков знаменитый закон 
этого <министра> о налоге аа предметы роскоши, которым так 
хвастался сам министр в своей декларации, - налог на предметы 
роскоши на этом клочке территории, где, кроме нескольких убо- 
гих, грязных местечек и несчастной <столицы>, не было ни одного 
порядочного города и где нельзя было купить не только пред- 
метов роскоши, но и предметов самой первой необходимости!
`
В то же время в каждом <министерстве> были громадные штаты 
чиновников, скопившихся все в том же несчастном Каменце и бес- 
порядочно суетившихся, точно толпа обывателей на пожаре. Все 
они за свою бесцельную суетню получали жалованье, все бюрокра- 
тически грызлись между собой, подсиживали, арестовывали друг 
друга и вносили еще большую деморализацию и разложение в 
общую жизнь.
`
3. Гарцевания атаманщины н плач хуторянки.
`
Что же делала партийная, так называемая <социалистическая> 
демократия? Она находилась в самом трагическом положении. Она 
должна была итти за атаманщиной, должна была присутствовать 
в качестве свидетеля при всех ее мерзостях и преступлениях, должна 
была даже покрывать эти преступления, ибо этого требовала <наша 
государственность>.
`
Отвергнув еще во время восстания диктатуру пролетариата и 
беднейшего крестьянства, хуторянка должна была принять дикта- 
туру атаманщины.
`
И все, что творилось в Киеве под властью этой диктатуры, 
все насилия и притеснения демократических и рабочих организаций, 
теперь, разумеется, продолжались, только в еще более отвратитель- 
ном и циничном виде. И так же, как и в начале этой реакционной 
диктатуры, несчастная партийная <социалистическая> хуторянка 
ублажала своего атаманского унтера, хватала его за <геройские> 
беспардонные руки и изо всех сил старалась удерживать его от 
бесчинств и дискредитирования <нашей государственности>. А ино- 
гда, беспомощно всплеснув руками, она плаксиво спрашивала: <Что
`
324
`
же у нас - демократический строй или реакция? Такой вопрос 
возникает у нас сейчас на местах и, к величайшему сожалению, не 
только воаникает, но и получает ясное разрешение: реакция>. Так 
писала <Робитныча газета> в N 513 - орган правительственной пар-
тии, почти официоз. Что же должны были если не писать (ибо 
писать было небезопасно и запрещено), то думать и чувствовать 
иные, не правительственные и особенно не украинские, а еще 
более - социалистические партии.
`
Для иллюстрации своего вопроса газета приводит следующую 
любопытную картину <демократического> режима:
<И потому мы видим, с одной стороны, в кругах рабочего класса 
и социалистических партий огромный рост большевистской агитации 
и недоверия к нашему правйтельству, с другой же стороны, в обыва- 
тельских кругах растет уверенность в том, что нет разницы между 
нашим правительством, нашей системой управления и деникинской. Так 
почему же им не ждать Деникина, который несет в старых, хорошо 
знакомых формах порядок и мещанскую мечту о конце свободы, ко- 
торых уже давно ожидают обеспеченные группы нашего деревенского 
и городского населения.
`
Обратимся к фактам. Возьмем такой центральный город, как Вин-
ницу, нашу бывшую, а может быть вскоре и будущую временную 
столицу.
`
Здесь в одно прекрасное время неожиданно арестуют целую ветвь 
портных (игольный цех), всех членов профессионального союза. Впо- 
следствии их освобождают, но на назначенное вскоре собрание профес- 
сионального союза печатников уже никто не является: не хотят быть 
арестованными. Последствия ясны: профессиональные союзы начинают 
работать нелегально, ,в подпольи, и, разумеется, они снова должны 
подпасть под влияние большевиков, уже начавших соответственную
агитацию.
`
На собрании еврейских социал-демократов - поалей-цион - партии, 
имеющей своего представителя в составе правительства, от имени <по- 
литического отдела> воспрещается разговаривать по-еврейски, причем 
представитель этого славного <отдела> заявляет, что он ничего не знает 
про существование закона о национально-персональной автономии, а 
равно и про министерство еврейских дел и еврейских общин и что он
уверен, что всего этого вовсе нет, ибо <мы живём на Украине, а не
в Палестине>.
`
Собрание, разумеется, не состоялось, а другие социалистические 
партии уже не мечтают о легальных собраниях при нынешних порядках.
`
6 сентября наши министры в Винницкой городской думе имели 
совещание с деятелями самоуправления об общей работе с правитель- 
ством и о соглашении с демократией <меньшинств>; совещание достигло 
желаемых результатов.
`
А 25 сентября г-н сотник Юрченко, начальник Винницкого отдела 
<агитационно-просветительского бюро> при комендатуре тыла штадарм, 
производит обыск в помещении того же самоуправления, у городского 
головы, членов управы (только не украинцев), секретарей и т. д. А когда 
дума выносит протест против этого обыска в помещении управы, в сто- 
лах, карманах и частных помещениях, то г-н Юрченко пишет <письмо 
в редакцию>, в котором заявляет, что дума, выражая протест в печати, 
совершенно забывает о том, что этим она дискредитирует престиж 
военной власти и разрывает живую связь армии с народом...
`
Что же делает представитель власти министерства внутренних 
дел? - спросит читатель. Что же ему делать, если у него самого, у 
уездного комиссара в его отсутствии производится обыск? В то
`
325
`
же время без всякого порядка производится бесконечная реквизиция поме- 
щений, кроватей, и пр.; все это делает всякое начальство само для 
себя, при том обязательном грубом обращении, которое так хорошо зна- 
комо населению по старому поведению русских <душек-военных>.
`
А борьба с <большевизмом>, которую проводят одновременно не- 
сколько учреждений, причем аресты производятся обычно по доносу 
первого попавшегося провокатора! А во главе следственной комиссии, 
вопреки негодованию всех демократических кругов, продолжает свою 
работу реакционер, замешанный в процессе Бейлиса, прокурор Хар-
бовский. Между прочим, он привлек к ответственности вождей всех со- 
циалистических партий, которые сейчас добиваются перенесения этого 
дела в Каменец, так как боятся, что иначе они могут попасть в руки 
деникинской контрразведки. А между тем, министры в своих красивых 
и весьма благожелательных речах три недели назад обещали винницкой 
демократии перемену в порядках следственной комиссии.
`
А нелепая бумажная система <пропусков> на железных дорогах, 
проверка которых вызывает всякий раз множество анекдотических ин- 
цидентов! Разве возможно такою системой хоть в какой-нибудь степени 
предупредить преступление, когда все преступники всегда имеют самые 
лучшие пропуска и документы?
`
А уверенность каждого агента многочисленных контрразведок в 
полной безнаказанности даже за самые неосновательные свои распоря- 
жения! Может ли быть что-нибудь более бессмысленное, чем арест 
товарища министра труда в поезде по подозрению в агитации в пользу 
Деникина агентом, который считает возможным вести под стражей 
товарища министра к коменданту? А после этого, недовольный скорым 
освобождением товарища министра, пишет донесение о том в соответ- 
ствующую контрразведку...
`
И та демократия, которая лишь сочувствует украинскому националь- 
ному движению, ио не принадлежит к нему по своему националь- 
ному происхождению или взглядам, спрашивает, боремся ли мы за демо-
кратию или за ту реакцию, которая господствует в настоящее время?>
`
Ради пикантности, полноты и выпуклости этой картины я 
должен добавить, что атаманским министерством просвещения были 
недопущены к постановке в Кременце все пьесы В. Винниченко, 
даже те, которые при всех русских режимах - и при царском, и при 
керенщине, и при большевизме - допускались к представлению. 
Родная демократическая украинская власть первая исключила из 
репертуара украинского театра все пьесы этого автора.
`
Словом, совершенно та же картина, что и в Киеве, только 
р еще более ярких и более отвратительных чертах. Та же самая 
реакционная, бестолковая, лубочно-патриотическая диктатура ата-
манщины, петлюровщины, <народных героев>.
`
К этому надо прибавить, что на помощь петлюровским <героям> 
теперь в еще большей степени, нежели в Киеве, спешили со всех 
сторон деникинские <герои>. Их было полным-полно и в правитель- 
ственных учреждениях, и особенно в армии. По своей социально-
политической ценности они мало чем отличались от петлюровцев. 
Единственное, что делало их неприемлемыми для атаманщины, - 
это то, что они стояли за <единую-неделимую>. Однако весь режим 
был так сочувствекно настроен ко всякого рода реакции и контр-
революции, что эти отбросы совершенно открыто агитировали в 
пользу <неделимой>. Газеты хуторянки ежедневно сообщали о 
фактах такой агитации, ежедневно плаксиво жаловались на наглость
`
326
`
<специалистов>. Однако петлюровщина, разумеется, яе трогала 
этих своих социально-политических родичей.
`
4. Атаманщина и разгул погромов.
`
Однако в наиболее тяжелое положение ставили несчастную 
мелкобуржуазную демократию и ее правительство еврейские по- 
громы. Основные причины этого страшного и отвратительного 
явления заключаются прежде всего в вековой темноте, забитости 
и измученности народных (в особенности же крестьянских) масс. 
Этой темнотой всегда пользовались преступные элементы еще в 
царские времена. Еврейство было таким объектом, на который 
всего легче было направить темные порывы. Этим воспользова- 
лась и атаманщина.
`
Я не буду приводить описаний всех тех ужасов, которые тяж- 
ким кошмаром стояли над Украиной в продолжение долгих месяцев. 
Достаточно сказать, что редко можно было встретить какое-либо 
местечко или город на территории атаманщины, где жили евреи 
и где не погуляла бы атаманская рука, где не было бы грабежа, 
издевательств и убийств безоружных людей, начинав со стариков 
и кончая грудными младенцами. Об этом черном и позорном 
периоде нашей истории когда-нибудь будут написаны целые 
томы.
`
Но теперь же необходимо твердо и решительно заявить, что 
главным виновником этого позора и преступлений была атаман- 
щина. Когда я говорю про атаманщину, то имею в виду си-
стему, характер, природу режима, а также его главных выразите-
лей и представителей, больших и малых атаманов, бесконтрольных, 
безответственных, мелких мещан и эгоистов. Я не имею в виду 
тех украинских офицеров-тружеников, которые выполняли, как 
умели, свои военные обязанности на фронтах.
`
Было два сорта атаманов, открывавших погромный кран. Один 
сорт - это черносотенное, явно контрреволюционное и провокатор- 
ское русское офицерство, составлявшее значительней процент среди 
офицеров украинской армии. Эти атаманы являлись в известной 
мере инициаторами и организаторами погромов. Им было выгодно 
и необходимо дискредитировать украинскую власть. (Это - тот же 
метод, который применялся этим офицерством во время гетман- 
щины.) Сверх того в погромах они тешили свою темную, недалеко 
ушедшую от крестьянской, психику, а также набивали карманы 
награбленным погромным добром.
`
Второй сорт атаманов - щирые украинцы. Тут главным обра- 
зом выступал национальный момент. Сынки лавочников, кулаков, 
попов и простого крестьянства, они уже с детства были заражены 
духом антисемитизма. Обострение национальных конфликтов, при- 
верженность еврейских рабочих к большевизму развязали руки 
этим темным душам, я, разумеется, и эти люди грабили, крали 
и шантажировали на этих погромам во-всю.
`
327
`
5. Атаманско-идейные основы погромов.
`
Однако главная вина падала, разумеется, на весь режим и 
на тех людей, которые создали этот режим, защищали и предста- 
вляли его. И если большевистская, эсеровская и деникинская 
пресса называла С. Петлюру погромщиком, то надо открыто и не 
скрывая правды признать, что этот человек действительно заслужил 
эту темную репутацию.
`
Я не хочу этим сказать, что С. Петлюра был особым ненавист- 
ником еврейства. Нет, это был обычный мелкий мещанин, с 
легким налетом <либерального> обывательского антисемитизма, <де- 
мократический> обыватель, готовый <принципиально> признать ев- 
реев такими же людьми, как и все, готовый даже дать им почти 
все права, однако в нем с детства сидела антипатия к этой расе. 
Обострение национальной борьбы и сочувствие еврейского проле- 
тариата большевизму усилили эту антипатию. Обывательская пси- 
хика этого <героя> и мелкомещанское мировоззрение не могли 
дать ему как атаману, ни сдерживающих стимулов, ни разумного 
анализа национальных явлений, ни желания бороться с дикими 
эксцессами. Больше того, он и сам считал все еврейство виновным 
за то, что в его среде находились большевики.
`
Этот политически мало образованный мещанин думал, что 
если хорошенько прижать еврейство, то в нем сразу исчезнет 
классовая диференциация, еврейская буржуазия и еврейский про- 
летариат забудут свои классовые противоречия, и буржуазия сможет 
повлиять на пролетариат и заставить его отказаться от стремления 
к социальному освобождению и перестать быть <большевистским>, 
т. е. врагом этой самой буржуазии. И когда 17 июля к этому 
мещанину, главному атаману, явилась делегация от измученного, 
подвергнутого истязаниям еврейства и просила его <повлиять> на 
погромщиков, то он, пообещав им это сделать, с своей стороны 
предложил им, как указывает официоз, <Вестник УНР>, также 
<повлиять> на еврейские круги по ту сторону фронта в том на- 
правлении, <чтобы они помогали нашей армии, борющейся против 
большевиков>.
`
То же самое, только в откровенной и циничной форме, он сказал 
еще в начальный период погромов в Киеве главе Директории:
<А почему они (евреи) не помогали нам бороться с гетманщиной?>
`
А вот и документальное, официальное подтверждение этих слов 
и оправдание погромов. Тот же официоз <Вестник УНР> в N 26 
сообщает:
`
<Главный атаман Петлюра издал 20 июля 1919 г. под N 69 приказ, 
которым приказывает всем командирам частей, а также представителям 
государственного контроля за их особой ответственностью неуклонно 
следить за тем, чтобы в местах их расположения не велось никакой 
погромной агитации... Главный атаман приказывает широко оповестить 
население и казачество о том, что еврейское население стало на путь 
активной помощи нам в борьбе с врагом и в строительстве Украинской 
независимой республики, а потому всякие насилия принесут нам лишь 
вред, внесут разлад в наши ряды и погубят все дело>.
`
328
`
Прежде всего этот любопытный документ свидетельствует о 
том, что до 20 июля никаких подобных приказов не издавалось, 
никаких решительных шагов к прекращению преступлений не де- 
лалось, что погромная агитация велась открыто.
`
Затем характерно объяснение этого приказа: <Евреи стали на 
путь активной помощи нам> (это после того, как еврейская деле- 
гация поклялась Петлюре, что все еврейство готово всеми силами 
бороться за самостийность, только бы его не били), а <потому> 
не надо больше допускать насилий, ибо они теперь уже не нужны, 
не выгодны нам или, как говорит приказ, принесут нам вред. 
Иными словами, если еврейство не <станет на путь активной по- 
мощи>, то его следует громить, тогда насилия не принесут нам 
вреда. Следовательно, до того момента, пока не явилась делегация 
и не заявила, что еврейство <стало на путь помощи>, все погромы 
были целиком оправданы и дозволены: <так им и надо, - почему не 
становятся на путь активной помощи?> Это - одна из причин той 
вредной и преступной позиции, которую этот человек занимал в 
этих тяжелых событиях.
`
Другая причина заключалась в его болезненном, маниакальном 
честолюбии. Получив совершенно случайно, незаслуженным, а 
отчасти и шарлатанским способом широкую популярность и чув- 
ствуя, что эта популярность весьма непрочна, этот маленький и 
ничем не выдающийся человек всеми способами старался удержать 
ее. Главной физической силой была армия. В армии же правящей 
силой было начальство - атаманы. Ясно поэтому, что прежде всего 
необходимо было поддерживаггь симпатии и популярность среди 
атаманов, не вызывать с их стороны неудовольствия против своей 
особы, угождать им и закрывать глаза на их преступления (а 
также <поднимать казацкий дух>, <давать парням погулять>) 2.
`
Та же болезненная жажда популярности у этого маленького 
обывателя, случайно попавшего на высокий пост, и вечный страх 
за нее играли большую роль и в его отношении к погромщикам-
атаманам.
`
-----
`
1 Подтверждение этого можно найти в статье члена особой следствен- 
ной комиссии (<Вызволеиня>, N 25, от 20 июля). В этой статье член ко- 
миссии сообщает о том, что 27 мая был утвержден закон об особой след- 
ственной комиссии, имевшей своей задачей: <а) всестороннее расследование 
противоеврейских погромов на территории Украины и преступной агитации 
против еврейского населения и б) выяснение виновных и привлечение их 
к судебной ответственности>. И член комиссии в конце своей статьи угро- 
жающе заявляет: <Те, кто раньше делал свое преступное дело с уверен- 
ностью в полной безнаказанности, в настоящее время, когда они будут знать 
об угрожающем им наказании, должны будут опустить руки, поднявшиеся 
для удара, и закрыть уста, готовившиеся звать к погромам. Если Фемида 
прежде молчала, то теперь она будет говорить во всю мочь своего грозного 
голоса>.
`
2 Это было также причиной того, что С. Петлюра ни за что не хотел 
тронуть Болбочана, когда последний творил свои социальные и государ-
ственяыё преступления в Харьковщине, и с такой решительностью убил, 
его, когда тот сделал покушение на его собственную власть.
`
329
`
Не обращая внимания на настойчивые требования Директории 
(еще в мою бытность в ней) арестовать и сурово покарать первых 
атамамов-погромщиков, Петлюра никого не арестовал и никого не 
покарал. Я доказывал ему, что это чрезвычайно вредно дли нашей 
государственности, что это настраивает против нас Европу, где 
еврейство имеет большую силу среди буржуазии, что если не 
во имя гуманности, справедливости и простой порядочности, то 
хотя бы во имя наших государственных интересов безусловно 
необходимо принять вое меры для прекращения этих диких явлений. 
А прежде всего, разумеется, необходимо было решительно и бес- 
пощадно покарать первых <героев>. Но и государственные инте- 
ресы (которым действительно был нанесен огромный ущерб на 
европейском рынке погромами) не могли подвинуть этого человека 
на такую решительность, - ведь он сразу утратил бы благосклон- 
ность со стороны этих атаманцев.
`
И когда потом эти атаманы и атаманцы устраивали погромы, 
ссылаясь на главного атамана Петлюру и утверждая, будто он 
так приказал, когда от его имени выпускались даже погромные 
воззвания, в которых <парни> приглашались <погулять>, то разве 
не было <идейных основ> для таких <провокаций>.
`
И разве не тянулся на протяжения нескольких месяцев этот 
преступный, кровавый ужас? Разве был наказан кто-нибудь из 
тех атаманов, которые открыто издавали официальные приказы 
о погромах? В ответ на настойчивые домогательства партий и 
еврейской демократии был арестован лишь знаменитый погромщик 
Симосенко, самое имя которого наводило ужас не только на евреев, 
но и на украинцев. Но расстрелять этого атамана атаманщина 
не посмела.
`
Приведем еще такой любопытный факт. В сентябре в Ка-
затинском районе было распространено погромное воззвание. 
Лица, распространявшие его, говорили, что его прислал главный 
атаман С. Петлюра. <Робитнича газета>, правительственный 
орган, сообщая об этом факте (сентябрь, N 494), говорит, что 
содержание этого воззвания было целиком то же самое, что и 
воззвания, которое распространялось в Ровно в апреле. Газета 
спрашивает:
`
<Разве не скрывается все это дело в том учреждении действующей 
армии, где теперь снова служит знаменитый прислужник Оскилка 
Шапула, известный садист, у которого в Ровно был электрический стул 
для допросов. Только Шапулы и им подобные лица, тогда снятые с 
должностей, а теперь снова принятые каким-то неведомым способом 
на службу, могут пойти на такую гнусную и позорную провокацию, 
выпуская погромные воззвания>.
`
И газета справедливо, но беспомощно и бессильно прибавляет:
`
<Либо народное демократическое и социалистическое правительство, 
либо погромщики Шапулы>.
`
Об одном только газета не спросила и не сказала: кто же 
снова принял на службу Шапулу? Кто тот главный Шапула, кото-
`
330
`
рый разных известных садистов, палачей и погромщиков снова 
возвратил <неведомым способом> к их <деятельности>?
`
Вся украинская и не украинская пресса все время жаловалась 
на огромные массы погромной литературы, распространяющейся 
среди населения. А где же она печаталась, где бралась бумага, 
когда вся бумага правительственной властью реквизировалась и 
распределялась по издательствам?
`
Да и для чего далеко искать, когда неофициальный орган глав- 
ного атамана <Украина> помещала погромные статьи такого харак- 
тера, что по требованиям партий она была привлечена к суду 
за погромную агитацию, а конкретно - за статью, помещенную в 
N 34 этой газеты.
`
И какой вместе с тем гаденький, лицемерный <либерализм>:
время от времени <главный атаман> выпускал от своего имени 
прикааы и воззвания, в которых сантименталыно разглагольствовал 
о том, что он сам своими атаманскими глазами видел, как еврей- 
ские женщины и дети ухаживали за ранеными украинскими каза-
ками, какие они, следовательно, патриотки и как подло и мерзко 
со стороны... большевиков (!) устраивать у нас погромы. Таково 
приблизительно было содержание этих атаманских приказов 1.
`
Итак не черносотенное офицерство, не атаманы, не Симосенки, 
Ангелы и Шапулы устраивали погромы, а коммунисты-большевики!
`
6. Взамен государственности петлюровщина.
`
Что же делали украинская власть, <министры>, украинская 
партийная демократия?
`
Что же она могла делать, как не то, что делала в течение всего 
периода своего злосчастного обручения с <героем-атаманом>: пла- 
калась на судьбу, просила, выносила резолюции, постановления и 
всеми силами старалась доказать еврейству, Европе и всему свету, 
что виновато не <социалистическое> украинское правительство, не 
украинская <социалистическая> демократия, а стихия, темнота и 
провокация.
`
И если русские черносотенцы, кадеты, правые эсеры, некоторые
еврейские демократические течения, а также русская и даже укра- 
инская социалистическая и коммунистическая печать верили не 
этим заявлениях украинского правительства и каменецкой демокра- 
тии, а фактам и делам и повсюду - за границей, в России, на
`
-----
`
1 Вот маленький отрывок из таких атаманских <произведений>. Укра- 
инское телеграфное агентство сообщает 4/VII о том, что главный атаман 
Петлюра прислал министру-председателю и другим властям телеграмму, в 
которой говорится, что <главный атаман знает факты, когда представителей 
еврейского населения, помогавшего нашей армии и лойяльно поддерживав- 
шего законную республиканскую власть, враги нашей державы, коммунисты-
большевики (!), расстреливали, насиловали женщин и детей, устраивали по- 
громы еврейского населения и отнимали последние материальные средства
к жизни...
`

Prodolzhenije

----------------
На главную страницу / To main page
Синонимы ключевых слов: vynn2330
Counter: .
(Выставить как: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/s/vynn2330.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/s/vynn2330.zip . )



Hosted by uCoz