Три авторитетных человека независимо друг от
друга, в разное время и в разных контекстах, но с
одинаковым чувством какой-то неожиданной в их
<исполнении> ностальгии упомянули об одном и том же
общественном явлении, существовавшем в советском
прошлом.
Станислав Говорухин (в августе 1991 года,
сразу же после <путча> ГКЧП): <Было бы здорово,
если бы коллективная энергия защитников Белого дома
не улетучилась, а сорганизовалась в нечто, подобное
стахановскому движению - ради строительства новой
России>.
Академик Н. М. Амосов (1997 г.): <Низкая
мораль сегодня продуцирует сама себя выше завязки.
Так и хочется сказать: встряхнуть бы народ каким-то
<великим почином>, как раньше, при первых
пятилетках и сразу после войны>.
Академик П. Толочко (1997 г.): <Все ожидаем,
что кто-то обустроит нашу жизнь, или что сами
приспособимся к чужому. Куда подевались
коллективные, коммунистические в прошлом,
субботники, ударные стройки, великие почины?
Доиронизировались...>.
Возьму на себя грех и дополню три высказывания
искренне уважаемых мною людей четвертым. В одной из
своих интермедий Геннадий Хазанов сказал: <Идея -
во! Чтоб коммунистов не было, но чтоб жилось, как
при них!>.
Есть много интереснейших документальных
свидетельств пристального интереса и попыток
воспроизведения советских <великих починов> в
капиталистических странах.
Однако в Стране Советов для этих починов
существовали фундаментальные предпосылки,
отсутствующие в буржуазных обществах. Назовем
некоторые. Был не только провозглашен, но и
претворялся в жизнь принцип социальной
справедливости - этот мощный фактор единения людей.
Кроме этого, впервые в истории государство стало
возвеличивать и прославлять героев любого вида
общественно-полезного труда, а не только
представителей престижных профессий. Страна -
невиданное дело! - одинаково гордилась и любовалась
кинозвездой Л. Орловой и шахтером А. Стахановым,
летчиком В.Чкаловым и трактористкой П.Ангелиной.
Заметим по ходу, что в сегодняшних беспримерно
пышных на фоне разрушенной Украины ежегодных шоу
<Прометей (?) - престиж> на звание <человек года>
претендуют только лишь представители элиты -
бизнесмены, политики, спортсмены, дипломаты,
журналисты, банкиры. А в 1935 году Илья Эренбург
писал, обращаясь к стахановцам, которые добровольно
овладевали новой техникой и по собственной
инициативе внедряли прогрессивные приемы труда: <Вы
узнали самую большую человеческую радость - радость
открытия! Люди почему-то всегда думали, что есть
труд высокий и низкий. Пала глухая стена... У нас с
вами одни муки, одни радости. Назовем их прямо -
это муки и радости творчества>.
И еще об одной из предпосылок <великих
починов> советской эпохи. Извечная философская,
культурологическая, политическая проблема о
соотношении коллективизма и индивидуализма решалась
в пользу первого. Приоритет коллективизма
гарантировал соблюдение индивидуальных интересов
всех членов общества, а не только его наиболее
имущих или, скажем, наиболее <предприимчивых>
слоев.
Для многих и многих коллективизм - это и
сегодня единственно приемлемый, понятный и <уютный>
стиль жизни. По характеристике А.Мороза, мы живем в
обществе <с сильными коллективистскими устоями>.
Борису Ильичу Олийныку в 1996 году пришлось
разъяснять, растолковывать Парламентской ассамблее
Совета Европь что именно коллективизм, который
высокое собрание вознамерилось было объявить одним
из негативных <наследий коммунистических тотальных
систем>, <в Украине и в славянском мире
воспринимается как взаимовыручка, взаимопомощь и
считается высочайшим достоинством>.
Известно, например, что украинский историк и
этнограф М. Драгоманов отмечал очевидные общинные,
то есть коллективистские, начала в укладе жизни
запорожских казаков. В наши дни доктор
экономических наук В.Черняк (Народный рух Украины)
утверждает, что <украинская ментальность склонна к
индивидуализму>, а писатель, бывший диссидент, один
из основателей Украинской республиканской партии
Мыкола Руденко заявил: <Мы должны прийти от
коллективизма к индивидуализму, к мышлению
рыночного общества... Л. Кучма довольно стойко
держит курс на наше сближение с западной
цивилизацией>.
Однако не все так уже однозначно в западной
цивилизации. С одной стороны, никто не будет
оспаривать, что индивидуализм, являясь основой
западной демократии с ее культом <частной
инициативы>, <свободного предпринимательства>,
<свободной конкуренции>, по-своему мощно
стимулирует развитие экономики. Но, с другой
стороны... как скучно, господа! Недаром Эдит
Крессон, в недавнем прошлом премьер-министр
Франции, сказала, как пригвоздила: <Одна из самых
очевидных характеристик буржуазии - это исходящая
от нее скука>. Выдающийся западный философ
современности Эрих Фромм писал о <страшной скуке
индивидуумов, лишенных в современном буржуазном
обществе ес тественных человеческих связей>.
Нарочно не придумаешь, но в то время, когда
Мыкола Руденко говорит об уходе <от коллективизма к
индивидуализму> как о методе вожделенного
<сближения с западной цивилизацией>, лидер
лейбористской партии Великобритании Энтони Блэйр
завоевывает голоса избирателей и становится
премьер-министром, давая следующие обещание: <Если
консерваторы пытались обособить британцев друг от
друга, развить индивидуализм, убедить их, что
побеждать должен сильнейший, то лейбористы хотят
сблизить сограждан и вновь объединить британцев>.
По сообщению журнала <Тайм>, с 10 тысяч в 1970
году до 150 тысяч в 1993 году возросло в США
количество различного вида общин (комьюнити).
Каждый восьмой американец является членом той или
иной общины. Общество и общины, заявляют эти
американцы, выше индивидуальностей. Русский
профессор О.Арин, уехавший работать в Канаду, пишет
оттуда в российские газеты: <Индивидуализм,
сверхсвобода от остальных ведут к такому отчуждению
людей друг от друга и в целом от общества, что люди
начинают задыхаться от своей свободы. Любопытно,
что вся аргументация американских <общинников> в
отношении капитализма и вообще западной цивилизации
до боли напоминает мне наши собственные писания о
крахе капитализма, в которые мы сами не очень-то и
верили. Но когда сталкиваешься с этим хваленным
капитализмом каждый день, то обнаруживается, что
писали мы не совсем белиберду. Эту <белиберду>
подтверждают здесь крупные ученые престижных
университетов, живущие по высоким стандартам
Запада>.
Не все так однозначно на Западе. Люди хотят
быть людьми...
Советское прошлое, конечно, не было идеальным,
но оно было великим. Оно и сегодня не оставляет нас
в беде, подсказывая единственно верный путь - не
забывать о коллективизме, о солидарных действиях
людей труда всех профессий. А мы предаем его, наше
прошлое, заразившись позорной, усиленно
навязываемой нам общественной болезнью - групповым
эгоизмом.
Власти отберут сегодня деньги у пенсионеров,
чтобы перестали стучать касками шахтеры - и шахтеры
перестают стучать касками, не вспомнив об
обездоленных пенсионерах. Власти отберут завтра
деньги у шахтеров, чтобы учителя не выходили на
митинги с вежливыми плакатами <Верните нашу
зарплату> - и учителя успокоятся на время, не
вспомнив, что передышка получена за счет голодающих
детей из шахтерских семей...
Пора бы учителям требовать не только зарплату
для себя, но выступить за сегодняшние и будущие
интересы всех детей страны. Пора бы юношеству
перестать плодить бесчисленные организации для
<защиты прав молодежи>, а увлечься идеей социально
справедливого общества в целом, где только и могут
быть по-настоящему защищены права молодых. Пора бы
шахтерам, учителям, студентам, транспортникам,
работникам культуры, хлебопашцам, медикам
объединиться вокруг организованных левых сил для
борьбы против абсолютно антинародного режима.
<Мы - разные, но сегодня почти все едины в
одном - в бедственном положении... Многие из нас не
выдерживают испытаний, впадают в отчаяние,
преждевременно уходят из жизни. Соотечественники!
Никто не может изменить эту ненормальную ситуацию в
одиночку. Но вместе мы можем и должны это сделать>.
Это строки из Предвыборной политической
платформы Социалистической партии Украины. Здесь
ключевые слова - <Не в одиночку, но вместе!>.
Отличные слова. Пароль надежды.
---------------- Na glawnuju stranicu / To main page W nachalo razdela
Sinonimy kl`uchewyh slow: kollekt
Counter: .
(Wystawit` kak: / To expose as:
http://aravidze.narod.ru/s2/kollekt.htm ,
http://www.geocities.com/sekirin1/s2/kollekt.zip .
)
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi