Светлана ГАРАЖА КОЛЛЕКТИВИЗМ? ИНДИВИДУАЛИЗМ? Товарищ (Киев), ~1998, 2гацу


     Три авторитетных человека независимо друг от друга, в разное время и в разных контекстах, но с одинаковым чувством какой-то неожиданной в их <исполнении> ностальгии упомянули об одном и том же общественном явлении, существовавшем в советском прошлом.


     Станислав Говорухин (в августе 1991 года, сразу же после <путча> ГКЧП): <Было бы здорово, если бы коллективная энергия защитников Белого дома не улетучилась, а сорганизовалась в нечто, подобное стахановскому движению - ради строительства новой России>.
     Академик Н. М. Амосов (1997 г.): <Низкая мораль сегодня продуцирует сама себя выше завязки. Так и хочется сказать: встряхнуть бы народ каким-то <великим почином>, как раньше, при первых пятилетках и сразу после войны>.
     Академик П. Толочко (1997 г.): <Все ожидаем, что кто-то обустроит нашу жизнь, или что сами приспособимся к чужому. Куда подевались коллективные, коммунистические в прошлом, субботники, ударные стройки, великие почины? Доиронизировались...>.
     Возьму на себя грех и дополню три высказывания искренне уважаемых мною людей четвертым. В одной из своих интермедий Геннадий Хазанов сказал: <Идея - во! Чтоб коммунистов не было, но чтоб жилось, как при них!>.
     Есть много интереснейших документальных свидетельств пристального интереса и попыток воспроизведения советских <великих починов> в капиталистических странах.
     Однако в Стране Советов для этих починов существовали фундаментальные предпосылки, отсутствующие в буржуазных обществах. Назовем некоторые. Был не только провозглашен, но и претворялся в жизнь принцип социальной справедливости - этот мощный фактор единения людей. Кроме этого, впервые в истории государство стало возвеличивать и прославлять героев любого вида общественно-полезного труда, а не только представителей престижных профессий. Страна - невиданное дело! - одинаково гордилась и любовалась кинозвездой Л. Орловой и шахтером А. Стахановым, летчиком В.Чкаловым и трактористкой П.Ангелиной. Заметим по ходу, что в сегодняшних беспримерно пышных на фоне разрушенной Украины ежегодных шоу <Прометей (?) - престиж> на звание <человек года> претендуют только лишь представители элиты - бизнесмены, политики, спортсмены, дипломаты, журналисты, банкиры. А в 1935 году Илья Эренбург писал, обращаясь к стахановцам, которые добровольно овладевали новой техникой и по собственной инициативе внедряли прогрессивные приемы труда: <Вы узнали самую большую человеческую радость - радость открытия! Люди почему-то всегда думали, что есть труд высокий и низкий. Пала глухая стена... У нас с вами одни муки, одни радости. Назовем их прямо - это муки и радости творчества>.
     И еще об одной из предпосылок <великих починов> советской эпохи. Извечная философская, культурологическая, политическая проблема о соотношении коллективизма и индивидуализма решалась в пользу первого. Приоритет коллективизма гарантировал соблюдение индивидуальных интересов всех членов общества, а не только его наиболее имущих или, скажем, наиболее <предприимчивых> слоев.
     Для многих и многих коллективизм - это и сегодня единственно приемлемый, понятный и <уютный> стиль жизни. По характеристике А.Мороза, мы живем в обществе <с сильными коллективистскими устоями>.
     Борису Ильичу Олийныку в 1996 году пришлось разъяснять, растолковывать Парламентской ассамблее Совета Европь что именно коллективизм, который высокое собрание вознамерилось было объявить одним из негативных <наследий коммунистических тотальных систем>, <в Украине и в славянском мире воспринимается как взаимовыручка, взаимопомощь и считается высочайшим достоинством>.
     Известно, например, что украинский историк и этнограф М. Драгоманов отмечал очевидные общинные, то есть коллективистские, начала в укладе жизни запорожских казаков. В наши дни доктор экономических наук В.Черняк (Народный рух Украины) утверждает, что <украинская ментальность склонна к индивидуализму>, а писатель, бывший диссидент, один из основателей Украинской республиканской партии Мыкола Руденко заявил: <Мы должны прийти от коллективизма к индивидуализму, к мышлению рыночного общества... Л. Кучма довольно стойко держит курс на наше сближение с западной цивилизацией>.
     Однако не все так уже однозначно в западной цивилизации. С одной стороны, никто не будет оспаривать, что индивидуализм, являясь основой западной демократии с ее культом <частной инициативы>, <свободного предпринимательства>, <свободной конкуренции>, по-своему мощно стимулирует развитие экономики. Но, с другой стороны... как скучно, господа! Недаром Эдит Крессон, в недавнем прошлом премьер-министр Франции, сказала, как пригвоздила: <Одна из самых очевидных характеристик буржуазии - это исходящая от нее скука>. Выдающийся западный философ современности Эрих Фромм писал о <страшной скуке индивидуумов, лишенных в современном буржуазном обществе ес тественных человеческих связей>.
     Нарочно не придумаешь, но в то время, когда Мыкола Руденко говорит об уходе <от коллективизма к индивидуализму> как о методе вожделенного <сближения с западной цивилизацией>, лидер лейбористской партии Великобритании Энтони Блэйр завоевывает голоса избирателей и становится премьер-министром, давая следующие обещание: <Если консерваторы пытались обособить британцев друг от друга, развить индивидуализм, убедить их, что побеждать должен сильнейший, то лейбористы хотят сблизить сограждан и вновь объединить британцев>.
     По сообщению журнала <Тайм>, с 10 тысяч в 1970 году до 150 тысяч в 1993 году возросло в США количество различного вида общин (комьюнити). Каждый восьмой американец является членом той или иной общины. Общество и общины, заявляют эти американцы, выше индивидуальностей. Русский профессор О.Арин, уехавший работать в Канаду, пишет оттуда в российские газеты: <Индивидуализм, сверхсвобода от остальных ведут к такому отчуждению людей друг от друга и в целом от общества, что люди начинают задыхаться от своей свободы. Любопытно, что вся аргументация американских <общинников> в отношении капитализма и вообще западной цивилизации до боли напоминает мне наши собственные писания о крахе капитализма, в которые мы сами не очень-то и верили. Но когда сталкиваешься с этим хваленным капитализмом каждый день, то обнаруживается, что писали мы не совсем белиберду. Эту <белиберду> подтверждают здесь крупные ученые престижных университетов, живущие по высоким стандартам Запада>.
     Не все так однозначно на Западе. Люди хотят быть людьми...
     Советское прошлое, конечно, не было идеальным, но оно было великим. Оно и сегодня не оставляет нас в беде, подсказывая единственно верный путь - не забывать о коллективизме, о солидарных действиях людей труда всех профессий. А мы предаем его, наше прошлое, заразившись позорной, усиленно навязываемой нам общественной болезнью - групповым эгоизмом.
     Власти отберут сегодня деньги у пенсионеров, чтобы перестали стучать касками шахтеры - и шахтеры перестают стучать касками, не вспомнив об обездоленных пенсионерах. Власти отберут завтра деньги у шахтеров, чтобы учителя не выходили на митинги с вежливыми плакатами <Верните нашу зарплату> - и учителя успокоятся на время, не вспомнив, что передышка получена за счет голодающих детей из шахтерских семей...
     Пора бы учителям требовать не только зарплату для себя, но выступить за сегодняшние и будущие интересы всех детей страны. Пора бы юношеству перестать плодить бесчисленные организации для <защиты прав молодежи>, а увлечься идеей социально справедливого общества в целом, где только и могут быть по-настоящему защищены права молодых. Пора бы шахтерам, учителям, студентам, транспортникам, работникам культуры, хлебопашцам, медикам объединиться вокруг организованных левых сил для борьбы против абсолютно антинародного режима.
     <Мы - разные, но сегодня почти все едины в одном - в бедственном положении... Многие из нас не выдерживают испытаний, впадают в отчаяние, преждевременно уходят из жизни. Соотечественники! Никто не может изменить эту ненормальную ситуацию в одиночку. Но вместе мы можем и должны это сделать>.
     Это строки из Предвыборной политической платформы Социалистической партии Украины. Здесь ключевые слова - <Не в одиночку, но вместе!>. Отличные слова. Пароль надежды.

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
W nachalo razdela
Sinonimy kl`uchewyh slow: kollekt
Counter: .
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/s2/kollekt.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/s2/kollekt.zip . )
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
Hosted by uCoz