Светлана Гаража
Элита: вне или внутри народа?
Коммунист (Киев), 2004,4,9 (Nr 28-29)
`
В предновогоднем редакцион- 
ном приветствии читателям 
газеты "Зеркало недели" содержа- 
лось пожелание успешных дел 
"элите и народу". Ладно бы еще, 
если бы формулировка звучала, 
скажем, так - "народ и его эли- 
та". Нет, именно раздельно, че- 
рез соединительный союз "и". 
Это несколько упрощает нескон- 
чаемые поиски верного истолко- 
вания самого понятия "народ". 
Народ, значит, определяется 
арифметическим путем: все насе- 
ление страны минус элита. Всего 
и делов-то. Задача облегчается 
еще и тем, что нынешняя "элита" 
явно и неявно (но вразумительно) 
сама очерчивает вокруг себя зам- 
кнутый круг, непроницаемый 
для остального "народа". То есть 
с арифметикой будет полная оп- 
ределенность.
`
Однако вот не унимается, на- 
пример, большой русский писа- 
тель Валентин Распутин, все воз- 
вращается и возвращается к раз- 
мышлениям о том, что же это за 
категория такая - "народ". У него 
вызывает протест формулировка 
("легкомысленная строка", как он 
пишет) в известном толковом сло- 
варе Ожегова: "Народ - население 
государства, жители страны". "Ни- 
как не могу согласиться с тем, - 
возражает В.Распутин, - что за 
народ принимают все население 
или всего лишь простонародье. 
Он - коренная порода нации, ее 
рудное тело... Народ в сравнении 
с населением, быть может, неве- 
лик числом, но это отборная гвар- 
дия, в решительные часы способ- 
ная увлечь за собой многих. Все, 
что могло купиться на доллары - 
купилось, все, что могло преда- 
вать - предало, все, что могло со- 
гласиться на удало-развратитель-
ную жизнь - согласилось, все, что 
могло пресмыкаться - пресмыка- 
ется. Осталась коренная порода".
`
Если вслед за Валентином Григорьевичем 
Распутиным считать, 
что народ - это "отборная гвар- 
дия", "коренная порода", "руд- 
ное тело", то что же такое нынеш- 
няя "элита", коль в "Зеркале недели" 
(не только в "Зеркале неде- 
ли", в других либеральных издани- 
ях тоже, однако здесь речь идет о 
редакционной статье, т.е. о пози- 
ции газеты) народ и элита - раз- 
дельные понятия? По Распутину, 
получается, что элита состоит из 
тех, кто купился, предал и т.п. 
Вот такая головоломка...
`
В августе прошлого года по 
Первому российскому телеканалу 
(ОРТ) прошла передача, приуро- 
ченная к юбилею известнейшей 
телеведущей советских лет Валентины 
Леонтьевой. В начале "де- 
мократических" преобразований 
она была изгнана с работы на 
этом канале. "В свое время, - пи- 
сала об этом в "Известиях" теле- 
критик Ирина Петровская, - но- 
вое телевидение отринуло Валентину 
Михайловну Леонтьеву, но- 
сительницу высочайшего профес- 
сионализма "старой" школы (ког- 
да, по словам очаровательной, 
лучезарно-интеллигентной укра- 
инской телеведущей тех же времен 
Тамары Стратиенко, "существова- 
ла некая святость эфира, не по- 
зволявшая нести в него дрязги и 
склоки". - С.Г.) столь же безжа- 
лостно, как и всех ее коллег".
`
Делом жизни, делом творчес- 
кой чести В.Леонтьевой была пе- 
редача "От всей души". Около 500 
раз звучало в эфире ее сдержанно-
взволнованное: "Прошу вас, под- 
нимитесь на сцену!". Именно эта 
программа была представлена от 
СССР на международном телефе- 
стивале в Монте-Карло. Как вспо- 
минала Валентина Михайловна в 
посвященной ей юбилейной те- 
лепередаче, на том фестивале 
более всего удивлялись двум мо- 
ментам - тому, что герои ее пере- 
дачи - простые люди, и тому, что 
ведущая не знала, что именно они 
скажут и, тем не менее, всякий 
раз выводила передачу на высо- 
кое звучание, захватывавшее зри- 
телей. В.Леонтьеву избрали в ходе 
фестиваля вице-президентом Ев- 
ропейской ассоциации телевиде- 
ния (вот, кстати, когда нас дос- 
тойно оценивали в Европе - ког- 
да мы, демонстрируя высочай- 
ший уровень мастерства, остава- 
лись самими собой). В.Леонтьева 
рассказала, как поразил и порадо- 
вал ее комфорт предоставленного 
ей пятикомнатного гостинично- 
го номера. Так сложилось, что 
после "элитного" комфорта Мон- 
те-Карло она должна была для 
подготовки очередной передачи 
"От всей души" сразу поехать на 
целину. В комнате, где ей пред- 
стояло остановиться, срочно, 
ожидая ее прибытия, сделали по- 
белку, но краска не успевала про- 
сохнуть. И тогда жители поселка 
принесли, у кого они были, ков- 
ры и украсили ими всю комнату, 
прикрыв влажные стены. Вален- 
тина Михайловна, явно волнуясь 
от этого воспоминания, подели- 
лась им с телезрителями: "Пони- 
маете, все встало на свои места, все 
мои заграничные впечатления 
поблекли. Это было такое отно- 
шение людей - на-сто-я-щее! Это 
даже любовью назвать нельзя. 
Знаете, я для них была - _своя!_"
`
Валентина Михайловна Леонтьева 
невольно обозначила это 
главное отличие нынешней "эли- 
ты" от тех известных в стране 
людей, которых мы любили в 
советскую эпоху. Они были "сво- 
ими", они были внутри народа, 
не отделяли себя от него. Они 
были лучшими из нас, и наша 
любовь к ним была бескорыст- 
ной, заинтересованной, предан- 
ной. Люди с тонкой душевной 
организацией еще помнят об 
этом. В 1996 году в "Киевских 
ведомостях" было приведено ис- 
полненное нескрываемой горечи 
мнение Евгения Миронова, бли- 
стательно сыгравшего князя 
Мышкина в прошлогоднем теле- 
сериале "Идиот" по Достоевско- 
му: "Артисты, вышедшие на сце- 
ну или киноэкран в последнее де-
сятилетие, навсегда уже будут ли- 
шены той прежней всенародной 
любви, которой осыпали зрители 
их предшественников".
`
Речь не о популярности, не об 
исступленном обожании "фана- 
тов". "Они, мастера культуры, 
предавшие народ, потеряли боль- 
ше, чем зрителей и читателей, - 
отмечала "Советская Россия". -
Они потеряли нечто такое, что 
трудно даже обозначить словами. 
Быть может, духовную связь с на- 
родом, к которому раньше при- 
надлежали и которая,собствен- 
но, и питала их творчество".
`
Они перестали быть "своими". 
"Элита" очерчивает вокруг себя 
непроницаемый замкнутый круг.
`
Нынешний "европейски 
известный" (он любит это под- 
черкивать) эпатажный театраль- 
ный режиссер Андрей Жолдак в 
интервью "Высокому Замку" пос- 
ле показа во Львове своего спек- 
такля "Гамлет. Сны" отчеканил:
"Массовый зритель нас не интере- 
сует. Театр - для избранных. Вот 
для них мы и будем играть". И 
очертил круг, четко обозначив 
этих "избранных": "Билеты долж- 
ны быть очень дорогими".
`
Денежный барьер - это самый 
непреодолимый и самый возму- 
тительный из барьеров.
`
Знаменитый польский режис- 
сер Анджей Вайда, приезжавший 
в январе нынешнего года в Рос- 
сию для участия в церемонии 
вручения кинопремии "Золотой 
орел", уже в аэропорту напомнил 
о своих давних посещениях Мос- 
квы: "Я помню ночные очереди у 
театра "Современник"... Владимир 
Высоцкий говорил о своем 
Гамлете в Театре на Таганке: "Ак- 
теры у нас играют всегда с полной 
отдачей. Не хочется играть в пол- 
ноги, халтурить, когда люди так 
долго хотят попасть в театр, стоят 
ночами за билетами".
`
Не пресловутый "массовый зри- 
тель" дожидался в тех ночных 
очередях открытия театральных 
касс, а всякий, любой из истин- 
ных ценителей театра (многие 
театралы, наверно, помнят подоб- 
ные очереди), стремившийся 
попасть на спектакль, о котором 
мечтал. На пути к этой мечте не 
было и не могло быть изначаль- 
но непреодолимого барьера - 
"Билеты должны бьпъ очень доро- 
гими!" Зато для таких зрителей 
хотелось "играть с полной отда- 
чей", работать "от всей души".
`
Кстати будет напомнить, что 
первоначальное название 
МХАТа, великого театра, создан- 
ного в 1898 году Станиславским и 
Немировичем-Данченко, было та-
кое: Московский художествен- 
ный общедоступный театр. Обще- 
доступный.
`
И - по контрасту - сколько от- 
талкивающей спеси сосредоточе- 
но в рекламном объявлении о 
выставке-продаже живописи, по- 
явившемся год назад на страни- 
цах "Зеркала недели" и в других 
газетах - "Элитная живопись для 
элиты". Чокнуться можно! - как 
говорили мы в мои студенческие 
годы. А вот еще один рекламный 
текст, но уже не вызывающий 
смеха, ибо касается детей: "Книж- 
ки для элитных читателей от 5 до 
12!" И комментарий в газете 
"День" (15.10. 2003 г.): "Если 
есть элита, значит, есть элитные 
читатели. Если есть взрослые 
элитные читатели, значит, есть и 
маленькие... Десять "звуковых 
книжек" по произведениям клас- 
сиков (Иван Франко, Леся Укра- 
инка, Тарас Шевченко) и совре- 
менников со впаянными под 
пластиком озвученными вариан- 
тами, думаем, обрадуют "млад- 
шую" элиту". Как мне кажется, 
упоминание имен таких класси-
ков в _таком_ контексте оскорби- 
тельно для святой народной памя- 
ти о них (если понимать слово 
"народ" так, как его понимает 
В.Распутин).
`
Может быть, кого-то это и уди- 
вит, но, как отмечают исследова- 
тели, именно в детской среде се- 
годня наиболее выражена классо- 
вая структура будущего общества.
Они, дети, уже живут в другой ре- 
альности. Уже сегодня разделены 
и бесконечно далеки друг от дру- 
га воспитанники "элитных" (для 
состоятельных родителей) и 
обычных школ. Некоторые ис- 
ключения, когда всяческие фон- 
ды обеспечивают отдельных ода- 
ренных учеников обычных школ 
грантами для продолжения обра- 
зования, ничего не меняют в 
этой структуре. Разрушив советский 
принцип единой общеобразовательной школы, детей 
направляют в будущее по "двум 
коридорам" - коридору для под- 
готовки "элиты" и коридору для 
"человека массы". "Два коридора" 
- это название книги француз- 
ских социологов образования 
Ш.Бодло и Р.Эстабль, выдержав- 
шей за рубежом более 20 изда- 
ний. Как сообщается в прессе, ав- 
торы доказательно утверждают,
что постоянные на Западе и за 
океаном приступы насилия в 
школах - это проявления стихий- 
ной классовой борьбы детей.
`
Рассуждения о "демократиче- 
ском обществе равных возможно- 
стей" - абстракция. Демократия 
- это не общественный строй, а 
лишь метод управления обще- 
ством, противоположный автори- 
тарному. Она многолика. В Древней 
Греции, которой человече- 
ство, собственно, обязано самим 
термином "демократия", в демо- 
кратических процедурах не уча- 
ствовало огромное количество лю- 
дей - рабы. Их "просто" не при- 
нимали в расчет. Сегодня мы 
ощутимо познали всю меру не- 
справедливости и циничности 
буржуазной демократии. Обще- 
ство равных возможностей суще- 
ствовало именно при социализ- 
ме. Об этом, кстати, знают обра- 
зованные люди во всем мире. 
"Сейчас, - пишет Александр Зиновьев, 
- когда мне приходится 
встречаться со старыми западны- 
ми советологами, они с улыбоч- 
кой признают, что советская сис- 
тема была самой совершенной во 
всей истории человечества... Люди 
на Западе не такие уж идиоты".
`
"С годами образование стано- 
вится одним из самых больших 
барьеров для равенства, - утверж-
дает вовсе не какой-либо убежден- 
ный коммунист, а американский 
нобелевский лауреат П.Самуэльсон 
в своем знаменитом учебни- 
ке по рыночной экономике. - 
Социализм разрушает привиле- 
гию богатых получать хорошее 
образование".
`
В той же газете "Зеркало неде- 
ли" (29.11. 2003 г.) были приве- 
дены некоторые выводы из солид- 
ной монографии европейских 
ученых "IQ и богатство наций", 
опубликованной в США. IQ - 
это коэффициент интеллектуаль- 
ного развития. Богатство той или 
иной нации характеризовалось 
значением ВВПд, т.е. ВВП, при- 
ходящимся на душу населения. 
Тестирование проводилось в 81 
стране мира (в Украине исследо- 
вание не проводилось). С высо- 
кой степенью корреляции (зави- 
симости одной величины от дру- 
гой) было установлено: чем выше 
"богатство нации", тем выше и ее 
усредненный IQ. Так, в странах 
Европы, в США, Канаде IQ ко- 
леблется около высокой отметки 
"100", а для наиболее бедных 
стран Африки он не превышает 
70 пунктов. Но обнаружены и 
некоторые "выпадения" из выве- 
денной закономерности. Наибо- 
лее значительные отклонения 
показали две страны - Китай (IQ 
равен 100) и Россия, для кото- 
рой IQ составляет 96 пунктов. 
Столь высокие значения нацио- 
нальных коэффициентов ум- 
ственного развития Китай и Рос- 
сия имеют, несмотря на низкие 
значения ВВПд, равные, соответ- 
ственно, 3 тысячам и 6,5 тысячи 
долларов. Для сравнения: нацио- 
нальный IQ в США составляет 
98 пунктов при огромном значе- 
нии ВВПд, равном 29,6 тысячи 
долларов. В чем же причина 
столь эффективного (в том числе 
экономически) китайского и рос- 
сийского "выбросов" из упорядо- 
ченной мировой закономернос- 
ти? Авторы дают четкий ответ:
это - "последствия социалисти- 
ческого строя". Как справедливо 
отметил А.Зиновьев, "люди на Западе 
не такие уж идиоты, пони- 
мают что к чему.
`
Академик НАНУ народный 
депутат Украины П.Толочко убеж- 
ден: "Чем выше общий уровень 
образованности и культуры наро- 
да, тем больше возможностей для 
выхода самых талантливых пред- 
ставителей на уровень мировых до- 
стижений. Интеллект народа -
это совокупный разум, который 
во все времена находил свое про- 
явление в деятельности
его элиты". 
`
Если уж привыкать к
термину "элита" (хотя привыкать, 
по правде говоря, не хочется), то 
только в такой связке: "народ и 
его элита". "Его" - в смысле 
"своя", кровная, нераздельно, 
навечно с народом связанная. 
Такими были лучшие из предста- 
вителей советской интеллиген- 
ции, хотя никто их термином 
"элита", конечно, не обозначал. 
Насаждение, навязывание этого 
обозначения началось у нас в 
постперестроечный период, в 
начале 90-х годов. С тех пор по 
нарастающей посыпались все эти 
словосочетания - "бизнес-элита", 
"национальная элита", "полити- 
ческая элита", "молодая элита" и 
т.п.
`
В прессе сообщалось, что тер- 
мин "элита" ввел в начале XX века 
в политическую науку (ранее он 
применялся только в животновод- 
стве и растениеводстве) итальян- 
ский социолог Вильфредо Парето, 
который впоследствии был на- 
значен Муссолини одним из пер- 
вых сенаторов фашистской Италии. 
Парето рассматривал элиту 
как сплоченную группу, обладаю- 
щую исключительными качества- 
ми, и, подчеркнем это, осознаю- 
щую свое превосходство над все- 
ми остальными.
`
Хорошо помню, как поразило, 
покоробило меня в конце 1990 года 
впервые встреченное в нашей печа- 
ти непривычное групповое заявле- 
ние о "своем превосходстве". В га- 
зетном сообщении о преобразова- 
нии, "Демократической платфор- 
мы в Компартии Украины" в само- 
стоятельную Партию демократи- 
ческого возрождения Украины 
(ПДВУ) основатели провозгласили:
"Выйдя организационно из 
КПСС, Демплатформа... отвергает 
связь с люмпенизированной мас- 
сой". Было непонятно, столь пре- 
зираемая "люмпенизированная 
масса" - это кто? Может быть, 
30 тысяч моих однозаводчан? Но 
принято было как раз уважать эту 
"массу". И было за что - люди чест- 
но работали, общими трудами со- 
здавали изделия мирового уровня, 
любили своих детей, почитали сво- 
их ветеранов... Прошло пять лет, и 
ПДВУ слилась с другой партией - 
Трудовым конгрессом Украины. 
Так родилась Народно-демократи- 
ческая партия (НДП), которую воз- 
главил тогда Анатолий Матвиенко 
(ныне председатель Украинской 
республиканской партии "Со- 
бор"). Он сразу же заявил: "Глав- 
ное для нас - формирование наци- 
ональной элиты". Провозгласив 
столь странную главную задачу 
партии, А.Матвиенко тут же доба- 
вил неистребимое: "Люмпенизиро- 
ванная, бездарная рабочая сила в со- 
юзниках нас не привлекает". Ах ты 
ж боже мой! Ну совсем как режис- 
сер А.Жолдак: "Массовый зритель 
нас не интересует".
`
Парадокс в том, что люмпены 
(этот термин применяют для 
обозначения опустившихся на 
дно жизни людей - бродяг, ни- 
щих, уголовников и т.д.) появи- 
лись в Украине в массовых коли- 
чествах (чего и в помине не было 
в 1990 году) именно вследствие 
"реформ", которые рьяно поддер- 
живала и проводила в жизнь ско- 
пившаяся тогда в НДП "админи- 
стративная элита". Люмпены не 
способны, как известно, к органи- 
зованным действиям, т.е. ожи- 
дать массового наплыва желаю- 
щих вступить в НДП люмпенов 
не приходилось. К чему же тогда 
бьшо заявлять о непривлекатель- 
ности для партии этой приду- 
манной, набивающейся в союз- 
ники "люмпенизированной, без- 
дарной рабочей силы"? А исклю- 
чительно для того, чтобы подчер- 
кнуть свою "элитность".
`
...И все-таки мне кажется, что 
истинные интеллигенты, а они, 
к счастью, всегда есть среди лю- 
дей, не станут причислять себя к 
нынешней кастовой "элите". Что-
то их остановит. Может быть, это 
будет внутреннее согласие с мыс- 
лями Василия Шукшина: "Явле- 
ние это - интеллигентный чело- 
век - редкое. Это неспокойная 
совесть, ум, полное отсутствие 
голоса, когда требуется - для со- 
звучия - "подпеть" могучему басу 
сильного мира сего... И сострада- 
ние к судьбе народа. Неизбеж- 
ное, мучительное". А может, их 
остановит предостережение вели- 
кого поэта Александра Блока:
"Народ - наверху: кто спускается, 
тот проваливается".
`
ЦИТАТЫ ПО ТЕМЕ
`
Николай ШУЛЬГА, доктор социологических наук, народный депу- 
тат Украины: "Элита и народ в Украине - два непересекающихся 
между собой мира. Это не разрыв, это - пропасть!".
`
Петр СИМОНЕНКО: "Обладание политическим и прежде всего 
экономическим капиталом стало обязательным пропуском в "эли- 
ту".
`
"Завтра": "Упивающаяся свободой элита сумела внушить всем 
остальным, что ее элитарное благополучие и есть цель развития об- 
щества".
`
"Советская Россия": "Коммунизм не в том, чтобы уравнять всех 
в посредственности, но в том, чтобы открыть большинству путь 
к овладению высшей культурой".
`

Predydushchaq / Previous
Sledujushchaq / Next
K nachalu razdela / To beginning of section
Na glawnuju stranicu / To main page
Sinonimy kl`uchewyh slow: JELITA_G, народ, элита, Украина, Жолдак
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/JELITA_G.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/JELITA_G.zip . )

Hosted by uCoz