Светлана ГАРАЖА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И (ИЛИ) КУЛЬТУРА Товарищ (Киев), 1997, N 50


     Похоже, власть готова предложить народу Украины новый вариант <национальной идеи> (после того как <не сработала> идея, где в слово <национальный> вкладывался этнический, а не политический смысл). Национальная идея - это идеология, способная объединить большинство граждан страны.
     Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины В. Горбулин пишет: <Вступление в Европейский Союз может стать для Украины политической и экономической объединительной идеей>. И добавляет: <Такой подход позволит рельефно определить цель реформирования в виде образа жизни соседей по Европе, который широко известен населению Украины> (<Голос Украины>, 4.09.97 г.).
     И, как всегда бывает в вопросах главных, сокровенных, позиция Народного руха Украины и здесь совпала с позицией власти, хоть Рух по мелочам и изображает из себя в преддверии выборов оппозицию.
     На недавнем VII Всеукраинском собрании Руха В. Чорновил с особым пафосом произнес: <Близится Время Великого Возвращения. Возвращения Украины из имперской тюрмы - домой в Европу, в великую семью европейских народов... С трудом, непоследовательно возвращается Украина в лоно цивилизации>.
     Того и гляди, скоро граждане Украины станут конформно кивать головами, соглашаясь, что, да, <образ жизни>, например, немецких бюргеров куда ближе, понятнее, роднее нам и куда более <широко известен>, чем скажем, быт и культура российских друзей, знакомых, родственников, однополчан. Наконец-то возвращаемся <домой>, <в семью> - в Европу.
     <Мы постоянно подчеркиваем свою европейскость>, отметил В.Горбулин. Это уж точно. Постоянно. Известный пропагандистский прием.
     Вот 22 сентября премьер-министр Украины В. Пустовойтенко в качестве президента Федерации футбола Украины подписал совместно с президентом Польского футбольного союза соглашение о взаимодействии, предусматривающее учебу тренерских кадров, стажировку тренеров и т. п. Казалось бы, ну подписали и подписали. На здоровье, дело хорошее. Однако г-н Пустовойтенко в интервью журналистам отметил, что подписание этого соглашения является <историческим (?! - С. Г.) событием, поскольку Украина интегрируется в европейские структуры>. Простите, мы что, никогда польских футболистов не видели? И разве киевское <Динамо>, ведомое великим В. Лобановским. не показывет тем же европейцам класс игры? Напомним, кстати, что хваленая цивилизованная Европа далеко не по-джентльменски, если не сказать более резко, встретила нашу команду в Барселоне...
     Вообще нельзя ставить знак тождества между понятием <цивилизация> и <культура>, <цивилизация> и <мораль>, <циви лизация> и <духовность>.
     Вот несколько кратких оценок разных авторитетных исследований.
     <Ценности коренятся в культуре. В цивилизации могут быть нормы, стандарты, но не ценности>. <Запад - это цивилизация, знающая цену всего, но не знающая ценности ничего>. <Переход от культуры к цивилизации означает переход от творчества к потреблению>. <Идеал цивилизации - максимальное количество услуг>.
     Эрих Фромм, имеющий мировое имя философ, социолог, психоаналитик, остро чувствовавший тупики западной цивилизации, писал: <Призрак бродит среди нас, но ясно видят его лишь немногие. Это не прежний призрак коммунизма или фашизма. Это новый призрак - полностью механизированное общество, нацеленное на максимальное производство материальных благ и их распределение, управляемое компьютерами. В ходе его становления человек, сытый и довольный, но пассивный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины>.
     Наши <национально сознательные> не могут нарадоваться: цивилизованный Запад наконец-то узнал, что существует на планете Украина! Пом нится, что первый Президент Л. Кравчук, вернувшись из зарубежной поездки, сокрушался, что <там> даже не слышали раньше о нашем Т. Шевченко. И во всех этих восклицаниях сквозит подтекст: мол, давила нас <имперская тюрьма>, не давала Украине прозвучать на весь мир.
     А я вспоминаю эпизод из моей студенческой жизни в Киевском политехническом (мои однокурсники, если прочитают, пусть улыбнутся). Однажды в перерыве между парами мы затеяли азартное соревнование - кто больше вспомнит и напишет названий американских штатов. Не помню, каким был рекордный результат, но то, что почти у всех перечисления перевалили за тридцать названии - это точно. А <там> даже не знали, что есть Украина!
     А теперь, уважаемые читатели, я хочу и вам предложить <игру>. Если согласны, то отложите минут на десять в сторону газету и навскидку, по памяти перечислите известных вам американских писателей.
     Вот список, который получился у меня. Кого-то из известных наверняка пропустила, но в списке те, кого вспомнила сразу: Ф. Купер, Джек Лондон, Эдгар По, Бичер-Стоу, У. Уитмен, О'Генри, Марк Твен, Теодор Драйзер, Э. Хемингуэй, Фолкнер, Стейнбек, Сэлинджер, А. Миллер, Дж. Болдуин, Дж. Апдайк, Р. Брэдбери, А. Хейли, К. Воннегут... Это те писатели, которых мы все читали в советские времена. А они <там> даже не знали о нашем Т. Шевченко. Да это говорит только об уровне интереса в том цивилизованном обществе к культуре других народов Земли. И больше ни о чем! Издававшаяся в СССР переводная зарубежная литература составляла до 20% от общего количества наименований книг, а в Соединенных Штатах Америки в тот же период - всего 1%!
     Украина, ставшая сегодня независимым государством, чрезвычайно интересует Запад в геополитическом плане. Вот они о нас, когда им стало выгодно, и <узнали>.
     По поводу с трудом скрываемого ими чувства превосходства, подогреваемого унижен но-заискивающими манерами многих украинских деятелей, замечательно сказал наш Борис Ильич Олийнык: <И пусть так называемые цивилизованные не учат нас жить. Мы любим учиться, но не любим, когда нас учат. У нас есть свои национальные традиции, мы имеем то, что уже навсегда утрачено в постиндустриальных обществах, которые в основу всего положили прагматизм. А мы еще не утратили ощущения причастности к чужому горю и радости. Это то, чем мы можем гордиться перед всем миром>.
     Известный американский кинопродюсер Д. Паттнем на встрече с советскими кинематографистами в 1988 году произнес такой тост: <Мы на Западе принимаем как должное две вещи, о которых вы мечтаете, - свободу и материальное благополучие, Но вы принимаете как должное то, о чем мечтаем мы, - чувство общности и чувство дружбы, которые вы проносите через всю жизнь>.
     Собственно, продюсер говорил о составляющих цивилизации и о составляющих культуры. Но неужели же они несовместимы? Неужели для того чтобы взять на вооружение лучшее из опыта западной цивилизации (институты демократии, эффективность внедрения новых технологий и т. д.), необходимо многим пожертвовать в культуре, в духовности? Пока что западная цивилизация, шествуя по постсоциалистическому пространству, не сет с собой повсюду упадок нравственности, засилье масс-культуры, рост преступности...
     Вот если бы страна, ее наука, ее политики поставили перед собой грандиозную сверхзадачу - планомерно, просчитывая и взвешивая все составляющие роста, выстраивать общество, в котором бы по возможности гармонично соединялись как достижения мировой цивилизации, всегда устремленные в будущее, так и глубинные вековые традиции культуры, духовности, высокой морали. А девизом мог бы стать бессмертный шевченковский призыв: "I чужому научайтесь, й свого не цурайтесь".
     Тут один момент принципиален - что включать в понятие <своё>? Если кроме родной украинской культуры считать столь же <своими> (Тарас Григорьевич не возражал бы!) давно освоенные народом Украины великую русскую культуру и культуру бывших республик Советского Союза (то, что сегодня они целенаправленно изымаются у народа Украины, осо бенно у молодежи, - низкое варварство), если считать <своими> не только дореволюционную историю нашей Украины и трагедии советского периода, но и грандиозные свершения, озарения, открытия советского строя, то такая идея, и наверно только такая, действительно могла бы объединить большинство граждан Украины.
     Задачу моделирования и построения такого общества могут взять на себя левые силы, которые, пережив и пропустив через сердце и разум тяжкий опыт и уроки поражений, остались верны социалистическим ценностям - самым светлым и справедливым из всех, найденных человечеством на пути к будущей цивилизации, облагороженной духовностью и культурой.

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
W nachalo razdela
Sinonimy kl`uchewyh slow: civikult
Counter: .
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/s2/civikult.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/s2/civikult.zip . )
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
Hosted by uCoz