(продолжение; начало - здесь.)

Один сотр-к наш. ин-та (соавт. моей руков-цы - в его гр. сделали туннельн. микроск. и изуч. напыл. пленки орг. вещ-в) ~1 года назад с горд. рассказывал, как он купил газ. пистол., как его жена применила его против какого-то бухарика, пристававшего к ней. Я сказал, что газ. пист. хорош тк. против бухариков, а настоящ. уголов-ков он только разозлит, что у них будет настоящ. оружие, и они будут более тренированы в его использ-нии. Вскоре после этого разг. у этого сотр-ка забрали автомоб.: он позволил двум людям подсесть - те выставили автоматы и потребовали ехать, куда им удобнее, а там выйти, при этом запретили даже забрать докум. из багажника. Он обр. в милицию через неск. мин.; он говор., что, по словам знакомого милиц-ра, слежение началось через неск. минут после грабежа, но найти автомоб. не удалось - очев., его загнали в гараж поблизости и разобрали. Милиц-ру было припис. такое высказ.: мой предш-ник не реагировал на звонки с треб. прекр. дело, поэтому его убили; теперь я реагирую. Вот сегодня (10,30) в московск. прог. новостей упомян., что у сотрудника редакц. украли автомоб., и что кого-то, кто пришел в ЖЭК в Моск. узнать, почему нет горяч. воды, избили и спустили с лестницы.
Факты изложены, приступаем к обсуждению.
Можно сказать, что наш сотр. сам виноват, что без контрмер против грабителей (хотя неясно, каких - тривиальные меры грабители могут предвидеть и парировать) позволил сесть незнакомым людям, зашедший в ЖЭК - что пришел без взятки (а работники ЖЭК - герои, устанавливающие рыночные отношения), сотр. моск. редакц. - что нерационально распред. ср-ва между автомоб. и средствами его охраны. Но все это выгл. как расс. с целью примир. факты с аксиомой о благотв. роли рынка - тогда как примеры о благотв. роли рынка относ. к частн. случ. (конкуренцию произв-лей можно ввести и в командн. экономике) или к США и т.п. - в Индии, Гаити, Колумбии и т.д. рынок не помогает >-ву насел. страны вылезть из бедности.
Что касается групп, то они были и у нас в младших классах (когда ни на какие собрания никого не гоняли и объединяться не заставляли), и, насколько я понимаю, есть в современных детских садах (на примере своего сына), так что скорее воспитанным (рассуждениями о том, что нельзя никому доверять) является индивидуализм.
В дальнейших рассуждениях слово "индивидуализм", возможно, не очень удачно (но лучшего не удается подобрать): оно вызывает и положительные ассоциации - яркая личность, противостояния героя косной толпе; здесь же речь идет о готовности рассуждать по типу "я самый лучший (или: мы самые лучшие), а все остальные - Scheissemenschen". Ниже под индивидуализмом понимается не бытие яркой личностью, не противостояние толпе ради чего-то благородного, а именно готовность считать других ясно чем, преуспеяние любой ценой, готовность думать только о себе и не думать об общем благе. Такое словоупотребление вызвано тем, что наша пропаганда использует слова "колл-зм" и "инд-зм" именно в этом смысле: мол, причина наших бед - в том, что каждый рассчитывал на помощь общества; надо, чтобы каждый рассчитывал только на себя - вот тогда и получится процветающее общество. Утрировано: жители развитых стран бескультурны, эгоистичны и поэтому богаты; давайте и мы будем бескульт. и эгоист., тогда мы тоже станем богатыми. Рассуждения Эфроимсона (Нов.мир 1972, 69 или 10; тж. ХиЖ 1993, 65) представляются более убедительными: общества, где люди генетически были склонны к следованию тому, что теперь называется моральными нормами, получали преимущества перед обществами без таких норм; именно поэтому моральные нормы столь устойчивы - аморальный человек имеет больше шансов оставить потомство, но общество, в котором накопится слишком много аморальных людей, деградирует, и если даже его и не завоевывают соседи, в нем срабатывают механизмы снижения численности населения. В частности, наличие в обществе норм коллективизма указывает на то, что по крайней мере раньше коллективизм был эволюционно выгоден. При этом, очевидно, уважительное отношение к ярким личностям, если их деятельность не была прямо направлена против общества, тоже было выгодно и, очевидно, тоже генетически закреплялось, и утверждение, что необходим выбор - или индивидуализм, или коллективизм - представляется необоснованным (говоря словами Киплинга, the strength of the pack is the wolf, and the strength of the wolf is the pack). И я не вижу серьезных аргументов в пользу утверждения, что в индустриальном обществе он должен быть вытеснен индивидуализмом. (Может, ты видишь?) Вроде кто-то интерпретировал то обст-во, что в сталинскую эпоху люди покорно ждали ареста, как недостаточный индивидуализм, недостаточную готовность защищать себя. Но это можно интерпр. и как проявление индивидуализма (стремление отсидеться - вдруг меня не тронут); как раз экстремальный коллективист скорее погиб бы, руководствуясь инстинктом защиты себе подобных - если даже никого не смогу спасти, то убью хоть одного энкавэдэшника, убивающего мне подобных.
Не знаю, как у современной молодежи, но у меня отчетливо выражена потребность в уважении и признании своим у тех, кто ценит человека не за власть, не за деньги, а за следование общим моральным нормам (трудно формулируемым и, вероятно, генетически обусловленным, так что по следованию этим нормам, возможно, просто узнаешь генетически себе подобных; трудность исчерпывающей формулировки свидетельствует в пользу такой трактовки, впрочем, кое-что можно сформулировать: не красть, не лгать (государство не в счет - это всего лишь репрессивная машина) - можно продолжить). Иначе говоря, я бы предпочел жить в обществе, где большинство согласно со словами, если не ошибаюсь, Евтушенко - "Люди сильны неуменьем друга в беде подвести", где люди готовы помогать друг другу из инстинктивной потребности помогать себе подобным, чем в обществе, где помогают друг другу лишь на основании размышлений - выгодно ли им это им лично. Аргумент о торжестве нормы помощи лишь при условии личной выгоды в развитых странах и связи этой нормы с процветанием неубедителен - насколько я понимаю, в развитых странах Дальнего Востока эта норма не проповедуется, да и, судя по эпизоду в "Одноэтажной Америке" Ильфа и Петрова, на который обратил мое внимание один знакомый (жаль, не было времени прочитать самому), даже в США по кр. мере раньше эта норма не была всеохватывающей. (Из короткой заметки в "В мире науки" неск. лет назад про Герберта Саймона следует, что она не всеохватывающа и сейчас (приведен пример с ньюйоркцем, утонувшем, пытаясь спасти тонущую собаку) - хотя Г.С. призывает думать именно о своих интересах, исходить не из инстинктов, а из разума. После 1-го прочтения заметка вызвала резкое неприятие, но после размышлений я склонен считать себя скорее саймонианцем: важнейшим у Г.С. мне представляется призыв критически воспринимать политиков, аппелирующих к национальному и т.п. единству, а реально преследующих личные цели; что же касается призывов исходить не из инстинктов, а из разума, то неявно у Г.С. предполагается, что основная цель всякого живого существа - способствовать максимальному распространению именно своей ДНК в следующих поколениях, а из разума предлагается исходить лишь для поиска путей к этой цели; но для коллективиста ДНК других коллективистов, воспринимаемых как "свои", не менее ценна - а круг "своих" может восприниматься как очень широкий; в итоге делать нечто интересное для "своих" для него - цель, не менее значимая, чем распространение своей ДНК, и жить по нормам экстремальных индивидуалистов для него значит жить неполноценно, "жить вопреки себе"). Кроме того, я убедился, что наиболее интересные вещи придумываю не сам, а в ходе обсуждений с другими увлеченными людьми (и отрыв от них для меня - трагедия); при этом идея не принадлежит кому-то конкретно - каждый отвечает тривиальностью (со своей точки зрения) на трив-сть (с точки зр. собесед-ка), и вдруг оба осознают, что родилось нечто, до чего каждый в одиночку не додумался бы. Я склонен считать, что и во многих других случаях - типа конструирования машины, выигрывающей у Каспарова - успеха скорее достигнет группа увлеченных людей, готовых вникать в проблемы друг друга потому, что это им интересно, чем такая же группа индивидуалистов, готовых перессориться и вникающих в проблемы друг друга только из рациональных соображений о большей выгодности того или иного способа разделения труда, и тем более - чем такая же группа, оформленная по типу "администратор - подчиненные" или "когда я начальник, ты - дурак". Индивидуализм ассоциируется у меня именно с этим принципом. В этом смысле СССР с отдельными столовыми для администрации (как на КиАПО) и подобн. вещами был коллективистским лишь на словах.
Мнение нашего сотрудника об Индии я уже изложил. Насколько понимаю, богатые не испытывают особого дискомфорта от нищеты 95% своих соотечественников. Я не могу сказать, что понимаю движущие силы истории, я даже не могу толком согласовать две точки зрения (обе - из журн. "Знание - сила"), каждая из которых по-своему убедительна - о том, что социализм - это разновидность азиатского способа производства, отмеченного у Маркса как один из трех равноправных (наряду с рабовл. и феод., но без эволюции типа рабовл. -> феод. -> капитализм; такая эволюция - выдумка Сталина) докапиталистических способов произв-ства, и о том, что раздаток (когда все собирается вместе и делится; термин автора статьи) - система, реально всегда сосуществующая с рынком (раздаток внутри семьи, поместья, города или государства, рынок в отношениях между ними), и ее вытеснение рынком не обязательно означает прогресс. Но, по крайней мере, кажется убедительным, что генетическая деградация и генетические склонности - не менее важная сила истории, чем т.н. строй. Насколько различно в разных странах то, что называется монархией - совместимо как с классическим абсолютизмом, так и с выборами в парламент. Можно сказать, что социализм такого разнообразия не показал и всегда вел к тирании и деградации; но это - если понимать под соц-змом тк. советскую и зависимые от нее модели; шведская модель (с мерами против имущественного расслоения), японская (с пропагандистским использованием коллективизма) не привели к тирании, а деградация по ряду параметров (рост преступности, снижение жизненного уровня, снижение интереса к науке) наблюдается и в США. (Впрочем, попалась заметка, где утверждается, что объективно в США - рост не преступности, а лишь страха перед ней).
В одной заметке про Сомали писалось, что там широко известно нечто типа пословицы: "Я и Сомали - против всего мира, я и мой клан - против Сомали, я и моя семья - против моего клана, я и мой брат - против моей семьи, и я - против моего брата". Казалось бы, индивидуализм в смысле нашей пропаганды - на уровне, но процветающего общества не получилось.
Прошу прощения, если приведенные ниже примеры уже были приведены в предыдущих письмах. В прошлом веке польская элита занялась просвещением своего народа (начиная с изданий по сельскохозяйственным вопросам, чтобы крестьянам было понятнее ), подчеркивала свою общность с ним; наша элита больше заботилась о собственном обогащении (вот он - индивидуализм). В итоге в Польше народ поддержал свою буржуазию в войне против большевиков, а у нас, по выражению, если не ошибаюсь, Радзинского, представители элиты неожиданно обнаружили, что хорошее место на нарах м.б. важнее, чем хорошее место на бирже. Еще: сравним два лозунга: "Построишь украинское государство или погибнешь в борьбе за него" и "Будем мы снова народом свободным в нашей стране, стране Сиона и Иерусалима"; один реализован, другой - нет; можно списать на объективные трудности, но можно отметить и то обстоятельство, что у одного народа жизнь в общинах выработала генетически обусловленное отсутствие дискомфорта от подчинения своих интересов интересам общины, и нашлось достаточно желающих ехать навстречу трудностям, не надеясь на немедленную отдачу, а у другого сформированная духом единоличных хуторских хозяйств элита на протяжении многих поколений предавала собственный народ за подачки завоевателей. Это и есть индивидуализм в действии.
Ответ на возможное возражение: утверждение о том, что страны - члены ядерного клуба не могут быть завоевано соседями, мне кажется неубедительным - сценарий м.б., напр., таков: очередное поколение оказывается не в состоянии разобраться в технической документации, созданной предшественниками, занимается только карьеризмом и т.п.; следующее разворовывает и безграмотным обращением портит технически сложные системы; следующее начинает внутренние разборки с использованием того же ядерного оружия - и тогда мировое сообщество предпринимает военные меры, чтобы обезопасить себя от разлагающегося общества, причем далеко зашедшее разложение обеспечивает успех этих мер и даже поддержку завоевателей частью населения. И это не обязательно про СССР. И Римская империя, и СССР казались вечными, но рухнули. Вспомни участок в мемуарах Фейнмана про "трехкратный запас надежности" в отчетах об испытаниях ракетного двигателя "Челленджера" - такое более приличествовало бы отечественным электрохимикам.
По "Свободе" было употреблено выражение "под кайфом индивидуализма" (про педагогику в России - отрицание влияния группы). Мне это выражение очень нравится. Не надо стыдиться коллективистских наклонностей, избавляться от них как от уродливого атавизма - не очевидно, что индивидуализм исторически перспективнее.
А что касается свободы обругать Ельцына - так to, panowie, wam nie sztuka, для элиты в целом это безопасно; попробуй-ка лучше напечатать серьезное исследование о коррупции (типа того, что хотел сделать Холодов - его судьба известна) или на тему сохранения сущности системы (бескультурн. и безнравств. власть опирается на бескультурье и безнр-сть >-ва народа), геноцида против культурных и нравственных людей (не спланированного из одного центра, а за счет инстинктивного узнавания "не своих"), неизбежности дальнейшего генетического дрейфа в сторону бескультурья и безнравственности, возможных исходов.
Это - конец обсуждения об индивидуализме.
Недавно один наш сотрудник (плохо знающий англ.яз.) принес программу, претендующую на перевод деловой документации (STYLUS.EXE): мол, как хорошо, теперь я смогу сам писать деловые письма за рубеж. Я решил оттестировать эту программу. Уже на фразах типа "Если бы ты спрашивал, я бы отвечал", "Если бы ты спросил, я бы ответил", "Если спрашиваешь, отвечаю", "Если спросишь, отвечу" обнаружилась тупость программы, но потом обнаружилось, что программа даже не выполняет синтактический анализ. Загадка: что такое TO AND Е IN ? Ответ: переведенное этой программой написанное вразбивку К И Е В . Еще шедевр: restores program in the same condition, that and to damage - возвращает программу в то же состояние, что и до повреждения. Для сравнения: редакторы для Windows проводят на англ. языке синтактический анализ и выдает предупреждение об отсутствии подлежащего или сказуемого (хотя в конструкциях, где существительное (могущее быть частью конструкции A B = B of A) и глагол совпадают по форме, возможно пропускание бессмысленных сочетаний). Недавно одному сотруднику пришло письмо (реклама какого-то периодически издаваемого справочника) с адресом, где вместо UKRAINE было напечатано UNITED KINGDOMRAINE - очевидно, редактор предложил правку, а пользователь, не задумываясь, согласился.
Двустишие (услушал по телевизору): Доки (=до каких пор) будуть трасти / наші гроші красти?
Однажды по телевизору показывали интервью с художниками, создающими рекламные куски для телевидения; репортер, среди прочего, задал вопрос: "Какой, по-вашему, должна быть реклама?". Пришел в голову шуточный ответ: реклама, как и порнография, должна быть невидимой - чтобы, если человек не хочет видеть рекламу или хочет, чтобы его ребенок не сталкивался с ней, он имел такую возможность.
По поводу гибели Холодова: интересно, что у нас неск. лет назад погиб журналист (Вадим Бойко) из редакции "Независимости"; он тоже интересовался коррупцией, вроде тоже говорил, что получил новые данные - но взрыв произошел у него дома, и официально было признано, что у него взорвался телевизор, от чего загорелся хранившийся в квартире бензин.
P.S. Чтобы выйти на другой E-mail, нужно было действовать через руководительницу. Обосновал - хочу узнать, нельзя ли подключиться к работе по SPECSу. Руководительница два дня думала и наконец сказала: а, все равно у нас вы один химик, у нас нет реактивов, нет оборудования, да и вообще вам нравится работать не под тягой (своеобразный юмор - обыгрывается эпизод, когда я "завонял всю лабораторию" - раствор мочевины в спирте попал на электроплиту; газа, кстати, к корпусу никогда подведено не было) - нечего нам за это браться. Позже сотрудник нашего ИОХ сказал, что у них многие действительно работают по SPECSу, имеется острая конкуренция, и что одно из сдерживающих обстоятельств - крайняя дороговизна реактивов (литр ацетона ~2 месяца назад стоил ~75 тыс.крб., теперь, естественно, дороже; 1 доллар теперь - ~80 тыс.крб., моя зарплата - ~300 тыс.крб.; пенсия моей мамы + хлебные - ~400 тыс.крб.; зато жетон в метро - 200 крб., 1 кг мяса - 30..40 тыс.крб. в магазине и ~100 тыс.крб. на рынке; батон хлеба - 3400 крб.).
(P2S: снова у нас подорожание в несколько раз - хлеб несколько недель после очередного подорожания был, теперь опять нет; проездной на трамв.-тролл.-авт. с ~10 тыс. в прошл. месяце подорожал до 90 тыс. Объявили: с завтрашнего дня (11,1) хлеб - ~14 тыс.крб. Говорят, квартплата будет порядка полутора миллионов. Вспоминают, что в Латвии тех, кто не в состоянии заплатить за квартиру, полиция выбрасывает на улицы.).
(P3S: жетон на метро - 1500 крб, проезд другими видами транспорта - 1000; про хлеб разъяснили, что он подорожает лишь после пересмотра хлебных компенсаций). На хим. складах (в т.ч. городских) почти ничего нет, так что даже просто повторить твой подвиг с шиффовыми основаниями у нас вряд ли возможно. К тому же было бы невозможно создать фирму, чтобы посылать вешества по SPECSу, минуя институт (вроде, как объяснял один знакомый, по нашему законодательству химическая деятельность частным фирмам запрещена; впрочем, еще один мой знакомый, с одной стороны, является директором фирмы, с другой - выполняет синтезы для американцев или кого-то еще; возможно, это 2 независимые вещи или сознательное нарушение глупых запретов - надеюсь выяснить при всрече с ним). Побывал, но забыл об этом спросить; для SPECSа они работают, предварительно договорился о кооперации с ними; у них 2 группы независимо начинали с шиффовых оснований - как они пошутили, фирма SPECS готовностью их принимать резко продвинула развитие химии шиффовых оснований.
...

(конец письма)

----------------
Na glawnuju stranicu / To main page
K nachalu razdela
Sinonimy kl`uchewyh slow: agax9410
Counter: .
Po pros`be komandy poddervki ot www.hotlog.ru:
http://www.hotlog.ru/cgi-bin/hotlog/buttons.cgi
(Wystawit` kak: / To expose as: http://aravidze.narod.ru/d/agax9410.htm , http://www.geocities.com/sekirin1/d/agax9410.zip . )
Hosted by uCoz